Alp22.ru

Промышленное строительство
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Константинопольский патриархат приступил к предоставлению автокефалии Украинской церкви

Константинопольский патриархат приступил к предоставлению автокефалии Украинской церкви

Константинопольский патриархат по итогам синода, который проходил с 9 по 11 октября в Стамбуле, принял решение снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине и продолжить процедуру предоставления Украинской церкви томоса об автокефалии.

Патриарх Константинопольский Варфоломей I

Представитель Константинопольского патриархата заявил, что на синоде была заслушана апелляция Филарета, предстоятеля неканонической Украинской православной церкви из Киевского патриархата, и Макария из Украинской автокефальной церкви. По его словам, было принято решение, что анафема им была оглашена по «недостаточному количеству причин, по некоторым политическим соображениям». Поэтому Константинополь решил, что они будут возвращены «в каноническое поле».

Также официальный представитель Константинопольского патриархата добавил, что процесс предоставления автокефалии украинской церкви продолжается.

Мы вспомнили про письмо 1686 года, про то, как киевская митрополия была передана Московском патриархату. И Вселенский патриарх как первый среди равных хочет вернуть свое каноническое право и вернуть церковь в ведение Константинополя, — указал официальный представитель патриархата.

Патриарх Варфоломей I и патриарх Московский и всея Руси РПЦ Кирилл

11 октября 2018 года, после широких обсуждений, Синод Константинопольского Патриархата постановил:

  1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский Патриархат приступает к предоставлению Автокефалии Церкви Украины.
  2. Восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве, одну из его многочисленных Ставропигий в Украине, которая там всегда существовала.
  3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей. Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью.
  4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, выданное по обстоятельствам того времени, которое предоставило право через икономию Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского, избранного Ассамблеей Священнослужителей его епархии, которая будет отмечать Вселенского Патриарха в качестве Первого иерарха на любом праздновании, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Константинопольской Материнской Церкви.
  5. Обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать.

В РПЦ считают, что Константинополь действует в угоду политической конъюнктуре

В РПЦ считают, что решение синода Константинопольского патриархата о снятии анафемы с глав двух неканонических православных церквей Украины является незаконным и приведет к расколу мирового православия. Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священник Александр Волков заявил, что Константинополь действует в угоду политической конъюнктуре:

Попытка исказить историю в угоду политической конъюнктуре обнажает совершенно нецерковную сущность действий Фанара (район, где расположена резиденция Константинопольского патриарха — прим. Ред.).

В Кремле пообещали защищать интересы православных на Украине в случае, если ситуация в стране обострится в связи с решениями Синода Константинопольского патриархата; об этом в пятницу, 12 октября заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков:

В случае, если развивающиеся события войдут в русло противоправных действий, то, конечно, как Россия везде защищает интересы русских и русскоговорящих, то так же, и об этом неоднократно говорил Путин, Россия защищает интересы православных, — сказал он.

На вопрос, каким образом Россия будет защищать интересы православных, Песков ответил:

При этом в Кремле выразили крайнюю обеспокоенность решениями, принятыми накануне в Константинополе:

Мы знаем о жесткой и последовательной реакции Русской православной церкви на те решения, которые были озвучены вчера из Константинополя. И мы неоднократно ранее говорили, что мы крайне озабочены тем, что планировалось предпринять шаги, способные внести раскол в православный мир, — сказал Песков.

В Кремле пообещали защищать интересы православных на Украине

Старообрядческие авторы по-своему отреагировали на произошедшие события. Так, писатель и публицист Дмитрий Урушев на своей странице в социальной сети указал, что нынешние события подтвердили тот факт, что церковная реформа XVII века, инициированная царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, и призванная унифицировать русское обрядовое благочестие по малоросским образцам, оказалась напрасной.

Директор Фонда святителя Григория Богослова, Леонид Севастьянов отметил:

Нынешний кризис между РПЦ МП и Константинополем является не простым и совершенно не сравнимым с кризисом 20-летней давности по поводу юрисдикции в Эстонии.

Нынешний кризис является системообразующим или кризисом парадигмы РПЦ последних 400 лет. В самом деле, Патриархом Никоном была построена новая парадигма. Реформы Никона в XVII веке были проделаны исключительно ради единства русских с малороссами (украинцами) и греками. Ради реформ была вырезана в буквальном смысле третья часть русского народа. Почти во всех монастырях (не только в Соловецком) уничтожено русское монашество и заменено на малороссийское. То же касалась и епископата. Гетто и сжигание русских людей начались именно тогда.

Реформа явилась основой онтологического разделения русских, которое привело и к 1917 году. И вот сейчас, когда рушится пресловутое единство с малороссами и греками, возникает вопрос: а жили ли мы в правильной парадигме? Ради чего пошли на столь высокую цену, уничтожив цвет русского народа в XVII веке и подвергнув суровейшим гонениям на протяжении XVIII-XX веков русских, выступающих за свою самобытность?

В свою очередь, ситуацию прокомментировал предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов). В интервью «Национальной службе новостей» он заявил:

Из Украины поступают тревожные сигналы о притеснении верующих по конфессиональному признаку. Но всё-таки хочется надеяться что до того «градуса раскола» и насильственных действий, которые на себе в полной мере испытали старообрядцы, дело не дойдёт. От всей Русской Православной Старообрядческой Церкви и от себя лично желаю церквам Украины мира, единства и согласия!

Напомним, в октябре 1990 года Украинской православной церкви был предоставлен статус самоуправляемой церкви в составе Русской православной церкви (РПЦ). В 1992 году митрополит Филарет (Денисенко) потребовал для УПЦ автокефалии — статуса поместной церкви, предполагающего ее административную независимость. Не получив на это согласия, он, несмотря на данную клятву сохранить церковное единство на Украине, создал и юридически зарегистрировал так называемый Киевский патриархат. В 1997 году РПЦ отлучила Филарета от церкви и предала анафеме.

Читайте так же:
Газонокосилка из бензопилы своими руками

В апреле 2018 года президент Украины Петр Порошенко заявил, что Константинопольский патриархат начинает процедуры, необходимые для создания в стране единой поместной церкви. Позже, в сентябре, Константинопольская православная церковь назначила своими экзархами в Киеве архиепископов из США и Канады в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине. В Московском патриархате назвали это решение вторжением и заявили о прекращении участия в структурах под председательством Константинополя.

Украинская церковь киевского патриархата — одна из трех православных структур на Украине

В настоящее время на Украине действуют три крупные религиозные структуры, которые могут претендовать на статус основной церкви страны: не признанные Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), а также крупнейшая в стране и признанная всеми другими церквями восточного (нового) обряда Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП). Последняя является самоуправляемым религиозным объединением в рамках структур Русской Православной Церкви и не требует для себя автокефалии от Константинопольского Патриархата.

Русская вера

представляет

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера

представляет

Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (8)

Отменить ответ

> В РПЦ считают, что решение синода Константинопольского патриархата о снятии анафемы с глав двух неканонических
> православных церквей Украины является незаконным и приведет к расколу мирового православия.

Пока что мировое православие в лице поместных православных церквей вообще не торопится впрягаться за интересы РПЦ и спорить с Кплем.

> как Россия везде защищает интересы русских и русскоговорящих, то так же, и об этом неоднократно говорил
> Путин, Россия защищает интересы православных, — сказал он.

Интересно, как в этом случае будет осуществлена защита? Выражена озабоченность по линии МИД? Или повторена безальтернативность каких-нибудь новых минских соглашений?

Интересно узнать бы не от пропаганды какое отношение к происходящему на Украине. Особенно в УПЦ МП. А то может защиты и не хотят вовсе.

"которые были озвучены вчера из Константинополя" — нет такового. А если "вселенский" вправе отменять решение 1686 года, тогда оно правомерно в границах Малоросии 1686-го, без территорий подаренных русскими Царями, большевиками и Иосифом Виссарионовичем.

Украинская автокефальная православная церковь

После февральского большевистского переворота 1917 г. на Украине началось движение за национальное возрождение. Оно в значительной степени затронуло и Церковь. Группы священников, вовлеченные в борьбу за независимость Украины, и определенная часть мирян требовали образования на Украине автокефальной Церкви. Украинское национальное движение в церковной среде было одновременно и революционным. В 1918 г. по благословению святейшего патриарха Тихона в Киеве начал работу Всеукраинский Собор, который решительно отверг предложение об установлении церковной иерархии на автокефальной платформе и выразил единодушное желание иметь на Украине автономную Церковь в каноническом единении со всей Русской Православной Церковью и с ее иерархами. В том же году Всероссийский Поместный Собор утвердил решение Всеукраинского Собора, представив Православной Церкви на Украине широкую автономию. Но решение Поместного Собора не удовлетворило радикально настроенную группу духовенства и мирян. По окончании гражданской войны в 1921 г. патриарх Тихон назначил на Украину патриаршим экзархом архиепископа Гродненского Михаила (Ермакова, † 1929 г.).

Всеукраинская Православная Церковная Рада, в организации которой принимали участие Симон Петлюра и В. Чеховской, 14 октября 1921 г. созвала «Всеукраинский Собор» представителей духовенства и мирян под председательством В. Чеховского, на котором самочинно, вопреки канонам была провозглашена автокефалия Украинской Православной Церкви. Никто из епископов не принимал участия на этом сборище, а автокефалистам нужна была своя иерархия. К митрополиту Михаилу обратилась делегация с просьбой прибыть на Собор и поставить для Украинской Церкви епископа, избранного Собором. Митрополит явился на заседание и заявил, что он Собором церковным его не признает и просьбы Собора о поставлении епископа не удовлетворит. Поэтому 23 октября 1921 г. в Киевском Софийском Соборе мятежные клирики с участием нескольких пресвитеров организовали лжехиротонию женатого и запрещенного в служении протоиерея Василия Липковского во «епископа», которого затем «возвели» в сан «митрополита» Киевского и всея Украины. На следующий день сам Василий «поставил» во «епископа» своего товарища – киевского клирика Нестора Шараивского. Вдвоем уже они «рукоположили» Иоанна Теодоровича, Я. Ярешенко, С. Орлика и др.

Таким образом, в течение одной недели появилась целая иерархия лжеепископов, получивших по имени основателя раскола название «липковцев», а в народе названных «самосвятами». На том же «Всеукраинском Соборе» были приняты некоторые постановления, которые вошли в сборник «Каноны УАПЦ», а также единогласно принято положение, что брачное состояние кандидата не является препятствием к его возведению в сан епископа, и даже епископ-вдовец может вступить во второй брак.

Читайте так же:
Камни для правки ножей

Вскоре за первой автокефалией появилась и вторая, провозглашенная бывшим архиепископом Подольским и Брацлавским Пименом (Пеговым) в 1922 г.

В этом же году Всеукраинская Православная Церковная Рада по докладу В. Чеховского от 23 октября 1922 г. приняла постановление: «Принимая во внимание, что основное препятствие к объединению с Христовой Апостольской Церковью церковных общин баптистов, духовных христиан, евангелистов и прочих, отошедших от единой Православной Церкви, устранены, а именно – остановлено использование Церкви для стародержавного господства, Всеукраинская Православная Церковная Рада признает соответственным обратиться ко всем церковным общинам, отошедшим от Вселенской Соборной Церкви с посланием об объединении». Но такого объединения быть не могло уже потому, что сектанты не признают ни иерархии, ни Св. Таинств и полностью отвергают все Св. Предание.

Уже третья «автокефалия» была провозглашена осенью 1924 г. Феофилом (Булдовским), епископом Лубенским (в расколе самозванный митрополит Харьковский), и потому называлась «булдовщиной» или лубенским расколом. Основным его очагом были Полтавская и Харьковская епархии. Булдовщина была связана с «иоанникиевщиной» по имени бывшего Екатеринославского архиепископа Иоанникия (Соколовского), отошедшего от патриарха в 1924 г.

В это время, время церковных расколов, патриаршая Церковь продолжала свое спасительное смирение в условиях церковной борьбы с автокефалистами и обновленцами. Подлинная Церковь боролась за то, чтобы во всех епархиях сохранить иерархию. В 1930 г. т.н. «Украинская автокефальная Церковь» окончательно раскололась и прекратила свое существование. В заключение своей деятельности Василий Липковский признал то, что их деятельность на Украине окончена и надежда на возрождение этой Церкви полагается на епископа Поликарпа Сикорского в Польше. В 1941 г., после вторжения немцев в пределы Украины, епископ Поликарп пытался возродить идею автокефалии, но после разгрома гитлеровцев Сикорский вместе со Скрыпником и Абрамовичем, боясь сталинских лагерей, бежали за границу.

Все эти события явились подтверждением слов Спасителя из Мф. 15:13 . Исполнились потому, что это было творение рук человеческих, а не Божиих. У истоков автокефального движения лежал самый тяжелый порок – гордость, которая проявилась в желании «алтарь новый водрузить на земле украинской». Это полностью противоречит 31-му Апостольскому правилу. Кроме этого нарушения было попрано и 1-е Апостольское правило: «Епископа да поставляют два или три епископа» (IV Всел. 25, 28; VII Всел. 3). Шла цепная реакция, когда и все остальные правила Вселенских и Поместных соборов нарушались в одночасье. Здесь же 17-е Апостольское правило гласит: «Кто во святом крещении двумя браками обязан был или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного сана» (VI Всел. 36; Вас. Вел. 12, 20), а в «автокефальной» Церкви разрешалось епископу-вдовцу вступать во второй брак.

В Св. Писании мы читаем, что если человек нарушает одну заповедь закона, то он виновен перед всем законом ( Иак. 2:10 ). Спаситель говорит: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает» ( Ин. 15:2 ). Плод же Духа, как известно из текста Писания: «. любовь, радость, мир, благость, вера, кротость, воздержание. » ( Гал. 5:22 ). Именно этот плод отсутствовал в деятельности вождей автокефалии УАПЦ, и потому в памяти их современников они остались как негативное явление. «И если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму» ( Мф. 15:14 ).

Источник: Сектоведение. Части 1-3 / В.М. Чернышев. Киев: Общество любителей православной литературы; Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, Часть 1.: 2006. —. 608 с.

«Священный день». Как в Украине создали новую автокефальную церковь

Объединительный собор украинских церквей прошел под эгидой Константинопольского патриархата и при активном участии светских властей. В ходе долгих обсуждений было решено, что новую автокефальную поместную православную церковь возглавит 39-летний митрополит Епифаний. Президент Петр Порошенко заявил, что автокефалия — это вопрос не столько религии, сколько национальной безопасности. За объединительным собором наблюдал корреспондент RTVI в Киеве Антон Полищук.

Как проходил объединительный собор в Киеве. Сюжет RTVI

Как проходил объединительный собор в Киеве. Сюжет RTVI

У стен Софии Киевской Петра Порошенко встречали ликованием и аплодисментами. В последние годы президента серьезно критиковали из-за расцвета коррупции и провала реформ, однако новость о создании украинской поместной церкви и избрании ее предстоятеля — это возможность повысить доверие и уважение общества.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Кирилл Молчанов, политический обозреватель: «Это элемент предвыборной технологии. Он хочет реализовать это в любом, хоть карикатурном виде, чтобы потом это можно было выдать избирателю как большую победу в сакральном мире, если нет никаких материальных благ за четыре года. Хотя бы что-то символическое Петр Алексеевич привнес в историю».

Избранного предстоятеля, 39-летнего митрополита Епифания, считают интеллектуалом от Церкви: он говорит на семи языках и долгое время был ректором Киевской духовной академии. В первом обращении к верующим Епифаний приглашает священников Украинской православной церкви Московского патриархата — самой многочисленной в стране — присоединиться к автокефалии. Он обещает, что до официального получения томоса, документа об автономии, никаких кардинальных решений не примут. Ждать этого недолго: вручение пройдет 6 января в Стамбуле.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Сформированная автокефальная церковь получила название «Православная церковь Украины», так как по законодательству наименование «Украинская православная церковь» принадлежит Московскому патриархату. В понедельник РПЦ созвала в Киеве внеочередной синод. Присоединяться к новой структуре в Украинской церкви Московского патриархата не намерены.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

С понедельника в новой церкви началось формирование административных органов. Известно, что каждого из двенадцати членов Синода будут избирать на год, то есть постоянных членов в нем не будет.

Михайловский Златоверхий собор станет главным собором поместной Православной церкви Украины. В дни больших христианских и украинских праздников богослужения будут совершаться в старейшем храмовом комплексе Софии Киевской. До сих пор кафедральным для Киевского патриархата был Владимирский Собор, но этот храм решили оставить главе патриархата Филарету. После объявления о формировании новой структуры он получил титул почетного духовного наставника церкви.

Читайте так же:
Чем лучше резать керамическую плитку

По мнению Вселенского патриарха Варфоломея, православная церковь Украины после субботнего собора стала одной из 14 канонических православных церквей. Русская православная церковь это решение не признала и еще осенью разорвала связи с Вселенским патриархатом. Правда избранный предстоятель получил титул митрополита Киевского, а не патриарха, но Константинопольский патриархат объяснил это византийской традицией. Митрополит Киевский будет иметь равные права со всеми главами поместных церквей, но он должен согласовывать с Константинополем канонизацию святых и обращаться к нему в случае возникновения конфликтов или споров.

Реакция РПЦ

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда уверяет, что конфликт между церквями отразится в первую очередь на прихожанах, чьи права представители РПЦ планируют защищать в международных организациях. «Кажется, что правозащитники просто не замечают вопиющего нарушения права свободы совести в Украине. А правозащитные организации как будто воды в рот набрали и никак не реагируют. Патриарх недавно направил письма некоторым европейским лидерам и в ООН с просьбой отреагировать на происходящее. Пока никаких ответов не было», — сказал он в разговоре с RTVI.

Владимир Легойда: «Это не конфликт между иерархами, это конфликт против прихожан»

Новый раскол: зачем Константинополю автокефалия УПЦ

Власти Украины не теряют оптимизма и надежды на победу на скорых выборах. Они делают ставку на так называемую «смену повестки», на переключение внимания электората с провалов в экономике на «перемоги» на фронтах борьбы со страной-агрессором. И один из этих фронтов — религиозный. Порошенко, как известно, пытается создать из раскольников и самосвятов «ПУПАЦ» — то есть поместную украинскую православную автокефальную церковь. Как теперь очевидно, при поддержке Константинопольского патриарха.

Первый среди равных — не всегда прав. Ни одна из поместных церквей не поддержала идею украинской автокефалии, которую предложил Константинопольский патриарх. Об этом заявили в отделе внешних церковных связей Московского патриархата. И добавили — РПЦ выступает за любые, в том числе межправославные инициативы по предотвращению возможного раскола, отмечает "ТВ Центр".

"С каждым днём угроза становится всё более явной из-за авантюрных противоканонических шагов Константинопольского патриархата на Украине", — сказал секретарь по межправославным отношениям отдела внешних церковных связей Московского патриархата Игорь Якимчук.

Автокефалию украинские раскольники еще не получили, а в Киев уже прибыли экзархи Константинополя. Оба — этнические украинцы. Наводить порядок в местном православии, по замыслу патриарха Варфоломея, будет гражданин США, архиепископ Памфильский Даниил, по совместительству библиофил со специфическими вкусами. В литературной коллекции священника, например, все прижизненные сочинения Дмитрия Донцова – откровенного фашиста, главного идейного вдохновителя украинских националистов. Поможет Даниилу канадец Иларион, он же Роман Рудник. Его в 2005 году турецкие власти задерживали по подозрению в подделке документов. Впрочем, выбор эмиссаров становится понятен, если сопоставить раздутые амбиции Варфоломея с минимальными размерами вверенного ему патриархата. Сейчас у этой церкви не более четырех миллионов прихожан. И то — далеко за пределами Турции. От былого величия не осталось и следа, даже города с таким названием – Константинополь – уже нет. Иногда Варфоломея I иронично называют епископом стамбульского квартала под названием Фанар.

"Он мечтает стать единоличным главой всего Вселенского православия, по аналогии с Римско-католической церковью. Варфоломей сформулировал следующую идею. Он сказал, что Константинополь обладает некой мистической исключительностью по сравнению с другими Православными Церквями. Варфоломей говорит, что он держатель эталонного "этоса православия". Это сразу подразумевает, что все другие Церкви несовершенны и должны подчиняться Фанару. Этот любопытный пример религиозного расизма, безусловно, войдет в будущие учебники политологии", — уверен первый заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Александр Щипков.

Для православного священника у Варфоломея слишком католическое образование. Он закончил Папский восточный институт в Риме, которым с 1922 года управляет орден иезуитов. Не исключено, что именно там, не без помощи ватиканских спецслужб, будущий патриарх Константинопольский проникся идеями папства. Варфоломей, пожалуй, главный идеолог сближения православной и католической церквей. Клирик даже молился вместе с Папой Франциском в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

"Существует очень тесный союз между спецслужбами Ватикана и спецслужбами США. В этом плане, что папа, что американское руководство едины в осуществлении своего проекта глобального управления, в котором Ватикану уделяется очень важная роль, потому что неоднократно папа заявлял о необходимости духовного центра глобального. И эта идея прозвучала, когда они заявили о необходимости создания Организации Объединенных религий, во главе которой должен стоять папа", — прокомментировала доцент МГИМО, кандидат исторических наук Ольга Четверикова.

Собственно, папский престол этого никогда и не скрывал. Со времен крестовых походов изменились разве что методы обращения в католическую веру. А цель всегда была глобальная и не только религиозная.

"Для папы всегда была важнее земная власть, чем власть духовная. Вот это стремление к земной власти и привело к расколу 1054 года, когда отпала латинская церковь от православия. Природа папства не изменилась. Им нужна земная власть. И единственная преграда – это РПЦ – самая могущественная православная церковь на земле", — уверен журналист, публицист Дмитрий Скворцов.

В мире сейчас примерно 300 миллионов православных. Почти половина – прихожане РПЦ. Папские лоббисты действуют по римскому принципу divide et impera – "разделяй и властвуй".

Причем, Украина – лишь один из фронтов глобального противостояния. Сейчас стоит вопрос об автокефалии Македонии, которая все это время была частью Сербского патриархата. Из стана белорусской оппозиции звучат призывы об отделении местной церкви. Пока только призывы, которые совершенно не поддерживаются мирянами и клиром Белоруссии. Скандальное решение Константинополя по Украине Синод Белорусской православной церкви прокомментировал однозначно.

Читайте так же:
Антенна для цифрового телевидения в деревне

"Единогласно и единодушно поддержать позицию Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с назначением двух иерархов Константинопольского патриархата. Выразить протест против деяния Константинопольского патриархата, поскольку оно представляет собой агрессивное вмешательство одной поместной церкви во внутренние дела другой поместной церкви, направленное на подрыв основ межправославного мира и единства", — говорится в заявлении Синода Белорусской православной церкви.

Если у украинских раскольников появится автокефалия, эксперты прогнозируют в буквальном смысле бойню.

"Начнутся захваты храмов по всей Украине. Почему я говорю бойня, а не война? Потому что у захватчиков храмов есть оружие, вплоть до гранатометов, есть связь, транспорт, который предоставлен волонтерами или отжат на Донбассе, поддержка власти — ничего не стоит противникам канонической церкви перебить эти общины поодиночке", — заявил Скворцов.

Ситуация давно вышла за религиозные рамки. Петр Порошенко без стеснения продвигает автокефалию из чисто светских соображений. Нынешний президент Украины таким образом пытается решить сразу два вопроса: поднять свой рейтинг выше статистической погрешности и отвлечь украинцев от системных проблем в стране. О том, что будет дальше, в Киеве, похоже, просто не задумываются.

"Большую тревогу вызывает ситуация на Украине. Киевские власти откровенно попустительствуют захватам праворадикалами храмов канонической Украинской православной церкви, насилию в отношении ее клира и верующих. Пытаются ввести ограничения на деятельность этой крупнейшей конфессии Украины, расколоть церковные общины. Заявления властей этой страны об автокефалии Украинской православной церкви, о намерении получить которую сама каноническая Украинская православная церковь никогда не заявляла, ведут к еще большему расколу общества", — считает представитель департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России Дарья Мосина.

Почти тысячу лет назад Константинополь стал центром православия как раз из-за непомерно властных аппетитов Папы Римского, которые на тот момент уже не имели под собой военного и административного ресурса. Похоже, у обитателей древнего квартала турецкого Стамбула проблемы с историческими параллелями.

Денис Большаков, Сергей Титов, Евгений Кузнецов, Татьяна Каминская, "В центре событий".

Автокефалия для «чайников»

Кто решает, получит ли УПЦ независимость от Москвы? От каких патриархий ждать помощи? Чем все может обернуться?

В начале сентября в Стамбуле проходит синаксис (общее собрание) «первой среди равных» православных церквей — Константинопольского патриархата, который также называют «Церковь-мать». Главный вопрос, который обсуждают священнослужители, — дать ли независимость (автокефалию) Украинской православной церкви, находящейся под юрисдикцией Московского патриархата. «Шторм» рассказывает, как устроена церковная иерархия, кто в ней принимает окончательные решения и что случается, если «Церковь-дочь» решает пойти наперекор «Церкви-матери».

Православная церковь, в отличие от католической, где в руках Папы сосредоточена вся юридическая и каноническая власть, не имеет такой жесткой вертикальной структуры. Для восточных христиан ключевое понятие — это единство веры и единство церквей.

Встреча патриарха Московского Кирилла с патриархом Константинопольским ВарфоломеемВстреча патриарха Московского Кирилла с патриархом Константинопольским Варфоломеем Фото: © Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

Как устроена православная церковь?

Из-за этого взаимоотношение патриархий в православном мире — очень сложная для понимания вещь.

Автокефалия — понятие, которое чаще всего появляется в заголовках новостей об Украинской православной церкви, — означает «статус независимости». Именно автокефалия — краеугольный камень всей православной структуры.

Во времена Римской империи существовали три автокефалии: римская, александрийская (современный Египет) и антиохийская (современная Сирия). Затем к ним добавилась константинопольская и иерусалимская. Даже из названий видно, что деление на независимые патриархии было в первую очередь территориальным.

После раскола христианской церкви на католичество и православие римская автокефальная церковь исчезла из списка равных.

Папские легаты провозглашают анафему Патриарху КонстантинополяПапские легаты провозглашают анафему Патриарху Константинополя

Зато с распространением православной веры среди славян начали появляться новые независимые патриархаты. Особые полномочия в этом процессе были именно у Константинополя: дело в том, что автокефалию патриархату могла дать только та церковь, в зависимости от которой он находился. Восточные славяне во времена Османской империи находились под властью турок, а значит и константинопольского патриархата.

Какие автокефалии существуют?

Сейчас в православном мире есть 14 полностью признанных автокефальных церквей:

— Вселенский Константинопольский патриархат;

— Кипрская православная церковь;

— Греческая православная церковь;

— Польская православная церковь;

— Албанская православная церковь

— Чехословацкая православная церковь.

Также часть патриархатов (в том числе Московский, но не Великий Константинопольский) признают автокефалию Православной церкви в Америке.

Кроме того, есть еще автономные церкви, получившие самостоятельность от автокефальных церквей, и непризнанные независимые церкви. Среди них — Украинская православная церковь Киевского патриархата, вопрос о независимости которой сейчас обсуждается в Стамбуле.

«Святой и Великий Собор»— собор предстоятелей и представителей 10 из 14 признанных поместных Православных церквей, состоявшийся в июне 2016 года в Колимвари, Греция.«Святой и Великий Собор»— собор предстоятелей и представителей 10 из 14 признанных поместных Православных церквей, состоявшийся в июне 2016 года в Колимвари, Греция. Фото: © argumentua.com

Имеет ли значение порядок, в котором перечислены церкви?

Да, несмотря на заявления о единстве в православии, порядок перечисления — весьма важный и болезненный вопрос.

Список автокефальных церквей — это еще и диптих — порядок перечисления имен во время литургии (главное христианское богослужение). Иметь более высокую позицию почетно. Так, когда Московский патриархат получил в XV веке автокефалию, патриарх Иов рассчитывал на третье место в диптихе, однако патриархи Константинопольский, Александрийский и Иерусалимский не согласились поставить его впереди себя.

Как находящиеся на вершине списка старейшие патриархаты относятся к РПЦ и украинскому вопросу?

Патриарх Александрийский Феодор ІІ (в миру Николаос Хорефтакис, родился в 1954 году на Крите) тесно связан с Россией и Украиной. В советские годы грек изучал историю искусств, литературу и философию в Одесском университете. С 1985-го по 1990 год был экзархом Александрийского патриархата в Русской православной церкви.

Став патриархом, Феодор ІІ поддерживал теплые отношения с РПЦ. Он был единственным иностранным патриархом, кто в 2009 году приехал на интронизацию Кирилла в храм Христа Спасителя.

Читайте так же:
Браковка текстильных стропов нормы и правила

Летом 2018 года Феодор II заявил, что современные политики чаще наносят вред церкви, чем ей помогают, когда его спросили о предложении Петра Порошенко об автокефалии УПЦ. А главу УПЦ Филарета патриарх призвал покаяться и после этого вернуться в лоно церкви.

Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X (в миру Юханна Язиджи, родился в Латакии в 1955 году) близок к России как минимум в силу политических причин — из-за войны в Сирии и миротворческих усилий ВКС. В декабре 2017 года патриарх публично поблагодарил нашу страну за борьбу с распространением терроризма на Ближнем Востоке.

Иерусалимский патриарх Феофил III (Илия Яннопулос, родился в греческом городе Мессиния в 1952 году) высказывал поддержку пусть не РПЦ, но Украинской православной церкви Московского патриархата, выступающей против раскола.

Фото: © facebook.com/diak.kuraev

Насколько большой вес имеет их позиция?

Отвечает протодиакон Андрей Кураев:

«Вопрос автокефалии решает только Константинопольский патриархат. Именно они писали все каноны, и нет ничего удивительного в том, что писали их под себя.

Другие патриархи могли высказывать слова поддержки, но решающего значения они не имеют. И не надо забывать, что это греки, которые могут говорить те вещи, которые хотят услышать.

Таких случаев, когда Константинопольский патриархат признавал чью-то автокефалию, а другие патриархаты отказывались это делать, не случалось. Вот наоборот — было. Например, Константинополь не признает автокефалию Православной церкви в Америке».

Какие автокефальные патриархаты самые многочисленные?

На первом месте с огромным отрывом идет Московский патриархат (около 100 миллионов человек паствы, по данным The Pew Research Center), затем румынский и греческий (16 и 10 миллионов человек). Паства Болгарского и Сербского патриархатов — около восьми миллионов человек у каждого.

На Украине — около 35 миллионов православных христиан и три конкурирующие церкви: Украинская православная церковь Московского патриархата, которая насчитывает около 12 тысяч приходов; Украинская православная церковь Московского патриархата — около пяти тысяч приходов; Украинская автокефальная православная церковь — около тысячи приходов.

Связаны ли автокефалии финансово?

Отвечает протодиакон Андрей Кураев:

«Нет, все патриархии финансово независимы друг от друга. Но нужно помнить, что у Константинопольского патриархата есть много приходов в США, и это тоже играет свою роль».

Есть ли четко обозначенные факторы, определяющие — быть автокефалии или нет?

Нет, есть только обобщенный исторический опыт, а не конкретные условия. Обычно патриархаты получали автокефалию, когда совпадали следующие факторы: страна, где находится церковь, должна была быть политически самостоятельна и отделена границей от страны «материнской церкви», население государств должно отличаться этнически. Кроме того, требовалось согласие патриархата, в подчинении у которого находится потенциальный новичок.

Еще одно важное правило: автокефалию дает только «материнская церковь». То есть Московский патриархат не имеет прав давать независимость македонским православным от сербов, а болгары не могут принять решение об автокефалии внутри грузинского патриархата.

Однако, когда речь идет о решении Константинополя, это условие может оказаться «размыто».

Чем грозит России автокефалия для УПЦ КП?

Отвечает протодиакон Андрей Кураев:

«Под угрозой может оказаться имущество УПЦ МП. Если решение будет принято, украинские власти могут потребовать от Украинской православной церкви Московского патриархата изменить название, чтобы не было двух структур с одинаковым именем.

УПЦ МП придется перерегистрировать, и тогда встанет вопрос об их имуществе. Будет происходить то, что происходит в России со «Свидетелями Иеговы» (запрещенная в РФ организация).

По мнению Андрея Кураева, в такой ситуации Московской патриархии стоило бы искать компромисс, но там не осталось людей, способных повлиять на принятие подобного решения. Например, Москва могла бы дать автокефалию УПЦ МП, на которую Константинополю пришлось бы согласиться, и тогда события развивались бы по совершенно другому сценарию.

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector