Ремонт радиатора своими руками: паять или менять
Ремонт радиатора своими руками: паять или менять?
Как показывает многолетняя практика использования алюминиевых радиаторов, они отлично себя зарекомендовали, но, как и у других видов обогревателей, у них бывают протечки и аварии.
Чтобы не менять всю батарею или ее секцию, можно произвести пайку, но при этом следует знать и учитывать особенности алюминия.
Особенность батарей
Когда радиаторы начинают течь, существует два способа устранения нарушений. Их можно запаять или заклеить. Пайка алюминиевого радиатора – процедура сложная ввиду химических свойств этого металла.
При соприкосновении с кислородом алюминий окисляется, и на его поверхности образуется тонкая оксидная пленка. Это во всех отношениях полезное покрытие защищает металл от коррозии при столкновении с кислородом, но с другой стороны, он же не дает качественно произвести пайку, во время которой необходим контакт припоя с его поверхностью.
Если не создать прямого контакта металла с припоем, то заделанное отверстие или трещина в скором времени опять дадут течь. Иногда возле некачественного припоя образуются новые трещины, что только усугубляет состояние радиатора.
Чтобы получить нужный результат, оксидную пленку придется удалить, но если это сделать без специальных приспособлений, то металл при соприкосновении с кислородом вновь ее образует, так что вместо того, чтобы паять, придется все время ее удалять.
Чтобы разорвать этот круг, были придуманы специальные растворы для пайки алюминия, которые называются флюсами.
Они обладают следующими способностями:
- В основе такого средства органические и неорганические компоненты, которые способны не только разрушать защитную пленку на металле, но и пресекать ее появление.
- Они предотвращают растекание припоя по остальной поверхности, локализуя его исключительно на обрабатываемом месте.
- Подобный флюс не вступает в химическую реакцию с припоем, обеспечивая качественную пайку.
Таким образом, на вопрос, можно ли запаять алюминиевый радиатор, ответ однозначный: «да» при условии, что под рукой есть подобное средство.
Чтобы работа была выполнена правильно, особенно если предстоит все делать самостоятельно, необходимо подготовить следующие инструменты:
- паяльное устройство;
- горелку;
- специальную емкость для разогрева припоя;
- наждачную бумагу.
В качестве припоя можно использовать железные опилки, канифоль или оловянно-свинцовую смесь.
Ремонтируем медный радиатор
Чтобы запаять радиатор охлаждения двигателя , изготовленный из меди, вам понадобятся следующие средства и инструменты:
- мощный паяльник или газовая горелка;
- припой;
- флюс для пайки;
- пассатижи;
- наждачная бумага.
Для начала радиатор необходимо просушить, особенно если вы его проверяли путем погружения в воду. Далее место повреждения следует тщательно зачистить шкуркой. Если на нем расположены ламели, их нужно локально удалить. После этого место пайки обрабатывается флюсом и снова просушивается.
Читать также: Перосъемная машина из стиральной машины фея
Запаять радиатор охлаждения можно как газовой горелкой, так и паяльником. В первом случае припой накладывается на место и прогревается горелкой, пока не расплавится и не заполнит трещину. Используя в качестве нагревательного инструмента паяльник, позаботьтесь, чтобы он обладал достаточной мощностью.
В случае если припой не пристает к поверхности или отстает, необходимо повторить процесс зачистки и обработки флюсом. Проверить отремонтированный радиатор можно способом, который был описан выше.
Как запаять алюминиевый радиатор?
Способ 1
Этот способ, хотя и несложный, и с ним справится даже новичок, требует усидчивости и времени. Чтобы знать, как запаять алюминиевый радиатор с его помощью, потребуется подготовить канифольно-железный припой.
Последовательность действий, которая обеспечит качественное паяние, заключается в следующем:
- Важно подготовить поверхность радиатора к работе. Для этого его нужно снять, удалив заранее из системы теплоноситель. Поверхность места, где будут проводиться работы нужно тщательно промыть от загрязнений, затем зачистить при помощи наждачной шкурки и растворителя. Обязательно подготовленное место следует обезжирить, взяв для этого любое средство, содержащее спирт. После всех манипуляций поверхность вытирается насухо, и радиатор готов к следующему этапу работ.
- Приготовление припоя производится на тигле, который можно поставить на горелку или газовую плиту. В крайнем случае, можно применить паяльник. Канифоль нужно растопить, а затем добавить в него железные опилки и хорошо перемешать. Соотношение материалов должно быть 2:1.
- Флюсовый раствор наносится таким образом, чтобы покрыть весь участок работ, иначе вновь образованная оксидная пленка уничтожит все труды. По окончании пайки вся ремонтируемая поверхность должна находиться под раствором.
- Сам припой выполняется следующим образом:
- на паяльник набирается небольшое количество канифольно-железного припоя;
- его следует наносить на поверхность радиатора так, чтобы он оказался покрыт сверху флюсом;
- все действия паяльником производятся круговыми движениями, это позволяет паяльнику смещать частицы припоя, которые при этом разрушают оксидную пленку, а наличие канифоли не позволяет ей вновь образовываться.
Решая, как паять алюминиевый радиатор, следует помнить, что подобный способ годится для устранения мелких дефектов. Если требуется «залатать» большой по площади участок, то придется готовить флюс самостоятельно.
Способ 2
Для этого способа придется применить припой из сочетания олова, свинца и висмута, а средство для снятия оксидной пленки приготовить из следующих компонентов:
- криолит должен составлять 10%;
- добавить 4% сернокислого натрия;
- доля хлористого лития должна быть 23%;
- основой раствора является хлористый калий — 56%;
- поваренной соли оставшиеся 7%.
Смешав все компоненты, получается раствор, которым можно покрыть большую площадь поверхности обогревателя.
Последовательность действий позволит разобраться, как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях:
- Провести предварительные работы по очистке поверхности, как это было описано выше. Алюминий должен быть чистым, сухим и обезжиренным.
- Особенностью этого способа является кропотливое изготовление флюса, для чего каждый компонент по отдельности измельчается до состояния пудры, после чего их нужно соединить и тщательно перемешать.
- Готовую смесь разогреть и вылить на место припоя.
- Пайка выполняется так же, как и в первом способе, обязательно соблюдая условие, что припой должен оказаться под слоем флюса.
Не зависимо от того, каким способом была произведена пайка, качество работы должно быть проверено. Для этого в радиатор наливается подкрашенная и вода. Если спустя час-два она так и не просочилась, значит, пайка была проведена качественно.
Применение клея
Использование клея – это крайний случай, когда ремонт требуется срочный, а отключить радиатор от теплосети не удается. Клей может обеспечить целостность конструкции, но ненадолго, поэтому по истечению отопительного сезона воду нужно из системы слить, радиатор снять и произвести полноценный ремонт.
Заклеить небольшое отверстие или трещину можно при помощи эпоксидного клея, цемента или по методу холодной сварки.
Чтобы применить эпоксидный клей, понадобится:
- Плотная ткань, которой нужно будет обмотать место течи. Этот способ не всегда эффективен, так как далеко не везде ткань можно хорошо закрепить. Полотно необходимо разрезать на длинные и узкие полосы.
- Зачистить поверхность на месте поломки. Требуется удалить всю краску и тщательно очистить металл до самой поверхности. Подготовленное место нужно промыть и обезжирить.
- Место течи смазывается клеем, поверх которого наматывается полоска ткани. На эту полоску так же наносится слой клея и обматывается второй слой ткани. Таких слоев должно быть не менее четырех.
- Зафиксировать полученные слои хомутом или обычной проволокой.
- Дать клею просохнуть, на что может потребоваться от 2 часов до 3-х дней.
Для того, чтобы улучшить свойства клея, в него добавляют бронзовую или алюминиевую пудру. Аналогичным способом производится заклейка цементом, только вместо ткани в цементе замачиваются медицинские бинты.
Холодная сварка
Одним из самых надежных способов «подлечить» обогреватель – это сварка алюминиевого радиатора холодным методом. Для этого используют либо одноцветный, либо двухцветный специальный герметик. Одноцветное средство нужно хорошо размять, предварительно надев на руки защитные перчатки. По своей пластичности эта замазка напоминает детский пластилин.
Двухцветный аналог вначале нужно хорошо размешать до однородного цвета, а по мере замеса, он приобретает липкие свойства.
Последовательность действий, как заварить алюминиевый радиатор заключается в следующем:
- Подготавливается поверхность батареи.
- Отрезается кусочек замазки нужной длины и разминается.
- Размягченную сварку нанести на трещину или дыру и хорошо затереть это место, для чего можно использовать смоченный водой шпатель.
- Все 5 минут, что холодная сварка схватывается, нужно следить, чтобы не появлялись пузыри. Если их игнорировать, то спустя время они лопнут и работу нужно переделывать заново. Если пузырь появился над местом сварки, его нужно снова растереть шпателем и так все время, пока замазка схватывается.
- Место, где была закрыта дыра, можно дополнительно прихватить хомутом.
Выполнять подобные работы можно самостоятельно, но при условии, что дефекты небольшие. В случае серьезного прорыва придется либо вызывать специалистов, чтобы они оценили, насколько радиатор пострадал, и произвели ремонт, либо покупать новую секцию, а в случае с панельной моделью – всю панель.
Основные причины потери герметичности радиатора, признаки, особенности ремонта
Потеря герметичности радиатора системы охлаждения может быть связана со следующими причинами:
- Естественный износ. Примерный срок эксплуатации радиатора составляет около 10-12 лет. В процессе износа устройства его внутренняя рабочая поверхность покрывается слоем накипи, отложений, образовавшийся в результате химических и термодинамических процессов. Стенки пластин и трубок радиатора утончаются. Так как в устройстве жидкость находится под давлением, возможны микротрещины, в результате которых жидкость начинает уходить из системы.
Учитывая, что размеры микротрещин небольшие, сильная течь в таком случае не наблюдается. Мокрые следы утечки могут пропадать после охлаждения двигателя и антифриза. Желательно сразу обнаружить последствия и место ухода жидкости. Чем быстрее в этой ситуации будет произведен ремонт, тем меньшее повреждение придется ремонтировать. Можно с успехом ремонтировать холодной сваркой.
- Заправка системы охлаждения водой. Замерзание в холодное время года. При незначительной утечке антифриза многие водители доливают в систему воду в ограниченном количестве. За теплый сезон эксплуатации автомобиля количество таких доливок может быть большим. В результате этого изменяется концентрация и характеристики антифриза. Зимой даже при незначительных отрицательных температурах он может замерзнуть. При этом происходит расширение объема. Радиатор может «разорвать».
Образовавшаяся при этом трещина обычно имеет большие размеры. Она может произойти в месте соединения пластмассовых и металлических элементов радиатора. В большинстве случаев такое повреждение устранить затруднительно.
- Заправка системы охлаждения некачественным антифризом. Избыточное давление. В большинстве современных двигателей охлаждающая жидкость находится под давлением. При этом температура кипения антифриза увеличивается более 100 градусов Цельсия. Это позволяет увеличить КПД двигателя. Если в систему залить некачественный антифриз, он может вскипеть при более низкой температуре. При этом возможно повреждение радиатора. Оно может быть небольшим. В таких случаях лучше применять ремонт методом пайки, так как он обеспечивает лучшие характеристики на предмет устойчивости к повышенному давлению. Пайку нетрудно выполнить в домашних условиях.
- Механическое повреждение. Такая неисправность может быть следствием:
- попадания в область радиатора посторонних предметов;
- ДТП;
- разрушения лопастей вентилятора;
- некачественного ремонта.
Читать дальше: Китайские автомобили в россии обзор цены
В зависимости от места и размеров повреждения для ремонта можно применять методы холодной сварки, пайки.
В помощь автовладельцам: как паять радиатор
07-11-2014
24
2048
Радиатор – это устройство в системе охлаждения автомобильного двигателя, в отопительной системе здания, в электронных приборах для охлаждения микросхем и некоторых других радиодеталей (рис. 1). Любое из этих устройств рано или поздно может по разным причинам выйти из строя. Радиаторы отопления и охлаждения нередко получают трещины и пробоины, которые вызывают течь находящейся в них жидкости. При такой неисправности возникает вопрос, как нужно правильно паять радиатор. Можно обратиться к помощи специалистов, а можно попробовать это сделать самостоятельно.
Рисунок 1. Устройство автомобильного радиатора.
Пайка медного радиатора
Чтобы запаять такое устройство, нужно выполнить несколько последовательных действий:
- Сначала нужно найти место повреждения. Для этого радиатор заполняют водой при закрытых заглушках, открытой оставляют только пробку. Можно подать через заливную горловину воздух под некоторым давлением. Вода начнет вытекать, показывая место повреждения.
- Воду нужно слить, тщательно зачистить и обработать место течи флюсом. Обработанное место просушить, очистить от пыли и остатков флюса.
- На трещину наложить припой, прогреть корпус радиатора строительным феном или газовой горелкой, попробовать расплавить припой разогретым паяльником. Если припой не прилипает к трещине, нужно еще раз прочистить место пайки и повторить процесс пайки.
- Если радиатор запаялся и не пропускает воздух и воду, можно ставить его на место. При установке следует строго соблюдать герметичность всех соединений.
Материалы для пайки алюминия
Схема холодной сварки.
Пайка алюминия – дело довольно сложное. Обычно эта процедура выполняется в мастерских. Если постараться, можно выполнить эту работу и в домашних условиях. Для ремонта алюминиевого радиатора нужно приготовить:
- радиатор с трещиной;
- паяльник мощностью от 100 Вт, а лучше от 250 Вт;
- канифоль;
- обычный припой;
- огнеупорный тигель или муфельную печь;
- железные опилки;
- висмут;
- хлористый калий;
- криолит;
- хлористый литий;
- сернокислый натрий;
- поваренную соль;
- наждачную шкурку;
- газовую горелку для прогрева больших поверхностей;
- перманганат калия (марганцовка).
Компоненты, которых нет в арсенале домашнего мастера, можно найти и купить в магазинах с химреактивами.
Пайка радиатора из алюминия
Процесс ремонта латунного радиатора.
Часто в системе охлаждения автомобилей и отопительной системе квартир устанавливаются алюминиевые радиаторы. В них со временем тоже могут появляться трещины, которые запаять гораздо сложнее, чем на медных устройствах. Дело в том, что на поверхности алюминия и его сплавов образуется очень прочная оксидная пленка, которая мешает припою зафиксироваться на месте повреждения. В этом случае поступают следующим образом:
- Нужно найти место протечки способом, описанным выше. Его следует зачистить наждачной шкуркой. На этом этапе не стоит пытаться удалять оксидную пленку, это не удастся сделать. Место ремонта обязательно нужно обезжирить и высушить.
- В подходящей емкости (лучше использовать специальный жаропрочный тигель) следует расплавить 2 части обычной канифоли и смешать ее с 1 частью железных опилок. Их можно получить с помощью напильника с мелкой насечкой, которым нужно обточить какую-либо железную вещь. Смесь жидкой канифоли с опилками перемешать и остудить. Получится нужный для пайки алюминия флюс. Тигель можно разогревать на кухонной газовой плите или с помощью газовой горелки.
- На подготовленное к ремонту место нанести полученный флюс и тщательно растереть его горячим паяльником по поверхности алюминия в месте нахождения трещины.
- В тот момент, когда канифоль с железными опилками растечется по поверхности трещины, добавляется стандартный припой с теми же опилками. Железные опилки должны разрушить оксидную защитную пленку, и пайка дальше происходит обычным образом.
- Для пайки трещины большого размера используется не стандартный оловянно-свинцовый припой, а сплав олова с висмутом. Для ее получения понадобится керамический тигель или муфельная печь. Соотношение висмута и олова должно равняться 5:95. Припой такого состава можно купить в виде проволоки в магазине. Его марка – ПОСВ-33 и ПОСВ-50.
- Для получения более прочного шва рекомендуется вместо флюса применять плавень, который можно получить самостоятельно. Для этого нужно подготовить хлористый калий (56%), хлористый литий (23%), криолит (10%), поваренную соль (7%) и сернокислый натрий (4%). Все ингредиенты тщательно измельчить и смешать друг с другом. Хранить такую смесь нужно в стеклянной емкости с герметичной крышкой подальше от лучей солнца.
- Готовый плавень наносится на поврежденную поверхность радиатора и прогревается горячим паяльником. Далее проводится обычная пайка с использованием оловянно-висмутового припоя.
После выполнения работы радиатор нужно проверить. Для проверки в него заливают воду, подкрашенную марганцовкой. Если в течение 2 часов не появится подтекание воды, работа полностью выполнена. При выполнении пайки рекомендуется использовать перчатки, так как некоторые компоненты ядовиты. Нужна также хорошая вентиляция помещения.
Альтернативные методы ремонта
Схема аргоновой сварки алюминия.
Когда-то протекающий автомобильный радиатор ремонтировали с помощью горчичного порошка, который засыпали внутрь. Горчицу с успехом заменяет сырое куриное яйцо. Сегодня в магазинах автозапчастей можно приобрести специальный герметик в виде порошка или жидкости. Это химическое средство закупоривает мелкие трещинки изнутри радиатора. Горчицу с успехом может заменить сырое куриное яйцо.
Помогает и так называемая холодная сварка. Кусочек этого вещества, состоящего из 2 компонентов, разминают в руке до мягкого состояния и замазывают трещину. После высыхания и затвердевания вещества можно навсегда забыть о течи.
Можно воспользоваться услугами сварщика, который работает аргонно-дуговой сваркой. Это будет стоить некоторой суммы денег, но не придется покупать новый радиатор.
Отремонтировать некоторые повреждения радиатора в домашних условия – вполне выполнимая задача.
Особого подхода требует только пайка алюминиевых изделий. При наличии некоторых химических веществ и навыков работы с паяльником эту задачу тоже можно с успехом разрешить даже в условиях городской квартиры.
Как запаять алюминиевый радиатор?
Батареи отопления из алюминия пользуются широкой популярностью среди потребителей, что легко объясняется привлекательным внешним видом, доступной стоимостью, небольшим весом и высокой теплоотдачей изделий. Алюминиевые радиаторы удачно вписываются в любой интерьер, но есть у них один существенный недостаток – постепенное разрушение под воздействием некачественного теплоносителя. В результате на отопительном приборе появляются сквозные отверстия, требующие незамедлительного устранения.
Можно ли запаять алюминиевый радиатор?
Единственным решением проблемы с отверстиями на батарее является пайка алюминиевого изделия, которая возможна, но сопряжена с серьезными сложностями. Дело в том, что данный металл обладает специфическими характеристиками, ведь высокая химическая активность приводит к быстрому окислению алюминиевой поверхности. Итог – образование оксидной пленки, покрывающей весь отопительный прибор.
Именно данная пленка защищает алюминий от коррозии, но и препятствует надежному соединению спаиваемых элементов. Поэтому перед работой с радиаторами из этого металла необходимо сначала удалить оксидный слой, используя для этого специальные флюсы. Они представляют собой комбинацию органических и неорганических веществ, которые:
- в считанные секунды убирают оксидную пленку;
- обеспечивают равномерное растекание припоя по поверхности;
- предупреждают негативное влияние внешних факторов на процесс пайки;
- уменьшают уровень натяжения спаиваемой поверхности.
Только с их помощью можно добиться получения идеального сварочного шва и продлить срок эксплуатации отопительной батареи.
Чем можно запаять алюминиевый радиатор?
Как мы уже выяснили, без флюсов обойтись не получится, но они делятся на несколько видов, каждый из которых обладает своими характеристиками. При работе с батареями из алюминия зачастую используются железно-канифольные флюсы или специальные плавни, состоящие из множества ингредиентов. Рассмотрим процесс приготовления каждой из этих смесей!
- Железно-канифольный флюс получают путем расплавления канифоли и добавления в нее железных опилок при тщательном помешивании. Для выполнения данной операции потребуется специальная емкость – тигель, который нагревают с помощью плиты или паяльной лампы. На 1 часть опилок приходится 2 части канифоли.
- Плавень на 56% состоит из хлористого калия, 23% — хлористого лития, 10% — криолита, 7% — соли и 4% — сернокислого натрия. Предварительно каждый ингредиент превращают в порошок с помощью ступки, а затем все смешивают до получения однородной смеси. Полученное вещество отличается высокой гигроскопичностью, поэтому хранить его следует подальше от влаги в стеклянном сосуде.
Компоненты для создания различных видов флюсов можно приобрести в специализированных магазинах, занимающихся реализацией химических реактивов.
Где запаять алюминиевый радиатор?
В идеале столь ответственный процесс, как восстановление отопительных батарей, стоит доверить профессионалам. В мастерской смогут быстро вернуть прибор в рабочее состояние, но для этого радиатор придется демонтировать. Возможен ремонт и в домашних условиях, но работа специалистов требует оплаты. Если повреждения не слишком серьезны, то можно попробовать выполнить процедуру самостоятельно. При наличии серьезных дефектов самодеятельностью лучше не заниматься, иначе впоследствии придется покупать новую батарею.
Как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях?
Решились на самостоятельное восстановление – тщательно ознакомьтесь со всеми тонкостями и особенностями процесса. Очень важно правильно подготовить рабочую поверхность, очистив ее от всех имеющихся загрязнений и убрав остатки лакокрасочного слоя с помощью «наждачки» или специального растворителя.
Непосредственно перед пайкой основание обрабатывают обезжиривающими средствами на спирту и тщательно протирают. Помните, что даже незначительное количество влаги или жира на поверхности значительно ухудшит качество полученного результата. От грамотности подготовительного процесса на 90% зависит успех всей ремонтной операции. Дальнейшая последовательность действий будет следующей:
- при использовании железно-канифольной смеси расплавленный флюс наносят на поврежденный участок, полностью закрывая поверхность пайки, тем самым перекрывая доступ воздуха. Затем на паяльник набирают немного припоя и круговыми движениями «втирают» под флюсовый слой. Роль абразива в этом процессе берут на себя опилки, повреждающие оксидную пленку;
- при работе с плавнем полученную смесь предварительно расплавляют в тигле и наносят на подогретое основание. Для пайки потребуется оловянно-свинцово-висмутовый припой.
Первый вариант применим при наличии мелких дефектов на радиаторе отопления, второй – поможет справиться с более серьезными повреждениями. После завершения ремонтных работ необходимо проверить качество полученного шва, а для этого наполняют отопительный прибор водой. Получить лучший визуальный эффект поможет предварительное разведение марганцовки в жидкости. Если на протяжении 2-3 часов протечки на месте шва не обнаружились, то процесс можно назвать успешным.
Зная, как запаять алюминиевый радиатор отопления, и имея хотя бы минимальные навыки пайки, можно без проблем устранить незначительные повреждения на отопительном приборе. Главное – не забывать о мерах безопасности. Работать следует в перчатках, ведь многие используемые вещества достаточно ядовиты, да и от ожогов никто не застрахован. Восстановление необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией, иначе отравляющие пары нанесут серьезный вред здоровью!
Ремонт радиатора: Паяльники наголо!
Середина осени – последний срок, когда можно привести в порядок систему охлаждения перед заливкой свежего антифриза. Известного, кстати, не только своей морозоустойчивостью, но и способностью просачиваться даже через микроскопические щели. А тут, как назло, потек радиатор…
Середина осени – последний срок, когда можно привести в порядок систему охлаждения перед заливкой свежего антифриза. Известного, кстати, не только своей морозоустойчивостью, но и способностью просачиваться даже через микроскопические щели. А тут, как назло, потек радиатор… |
Паять – не клеить
На первый взгляд, в эпоху суперклеев, «холодной сварки» и прочей всемогущей химии браться за такое архаичное дело, как пайка, вроде неловко. Но при ремонте радиаторов использование полимерных препаратов далеко не всегда оправдано. Не стоит забывать о вибрациях, перепадах температур, разности коэффициентов теплового расширения металла и пластмассы; а если добавить сюда еще ценовой фактор и прочностные показатели… Например, в местах, где патрубки крепятся к бачкам, «холодная сварка» не всегда выдерживает вибронагрузки, которые передаются от двигателя через резиновые шланги. То же самое можно сказать о заливной горловине. А растворяющиеся в тосоле присадки при определенных условиях приводят к снижению пропускной способности радиатора. Словом, паяное соединение ничем не хуже клеенного. Главное, чтобы ваш радиатор не был алюминиевым – этот металл паяют по особой технологии.
Особенности
Традиционно считалось, что паять радиатор, даже латунный, могут только специалисты – медянщики. На самом деле, ничего хитрого в этом нет, главное – найти паяльник нужных размеров и мощности да освоить пару несложных приемов. К тому же, процедуру пайки можно повторять снова и снова неограниченное количество раз – до достижения полного успеха.
Пайка такого крупного узла как радиатор имеет свои особенности. Во-первых, место утечки обычно загрязнено отложениями охлаждающей жидкости или продуктами окисления. Во-вторых, требуется нагревать большую массу металла. И наконец, нужно учитывать вибрации кузова, поэтому при ремонте наиболее нагруженных элементов (патрубков, мест крепления радиатора к кузову) для прочности следует накладывать больший слой припоя, чем рекомендуется обычно.
Процесс
Пока паяльник холодный, его жало нужно освободить от окалины напильником, по мере нагрева смазать рабочую кромку флюсом и тщательно покрыть слоем припоя, как бы втирая его. Если это не сделать, возникнут проблемы с прогревом деталей и набиранием припоя на жало.
Место пайки необходимо до блеска очистить скальпелем или наждачной бумагой. Если вы собираетесь запаять отверстие в бачке или трубке радиатора, по его краям следует очистить полосу шириной 3-4 мм, а саму пробоину освободить от загрязнений. Бывает, что, только вырезав соседнюю трубку, можно добраться до протекающей. Впоследствии ее нужно полностью заглушить – устройство радиатора позволяет лишить его определенной части «сот» (до 20%). При ликвидации трещины в месте крепления патрубка нужно расчистить щель и ее края. В любом случае не забудьте вылить из радиатора охлаждающую жидкость и оставить горловину открытой.
Очищенное место пайки нужно хорошо прогреть паяльником, после этого расплавившаяся канифоль ляжет тонким слоем (избегайте перегрева, при 315°С она обугливается).
Набрав на паяльник припоя и перенеся его на нагретую деталь, несколько раз проведите по металлу жалом. Если все сделано правильно, припой стечет с жала и закрепится на местах, покрытых флюсом.
В случае, когда на залуженной поверхности останутся не покрытые припоем раковины, нужно очистить их от остатков флюса, внести туда свежую канифоль и повторить лужение в данном месте.
После лужения на место пайки добавляют порцию припоя, который в расплавленном виде «натягивается» на отверстие или трещину. Чтобы не делать большой шов, на дыру можно наложить латку из жести. Шов больших размеров можно запаивать по частям, теплоемкость радиатора позволяет заново расплавить припой на одном краю шва, не нарушая уже остывший слой в его начале. Можно также, используя паяльник меньшей мощности, загладить уже застывший припой на еще теплой детали, чтобы придать ей товарный вид.
Этому учат в школе
Согласно учебникам по слесарному делу пайка – это процесс создания неразъемного соединения деталей специальным сплавом (припоем). В отличие от другого популярного метода – сварки, при пайке соединяемые металлы не расплавляются, плавится лишь припой, который смачивает обе детали и заполняет зазор между ними. После остывания и кристаллизации припой, сцепившись с обеими поверхностями, подобно клею, надежно связывает их. Прочность зависит от чистоты поверхностей, нагрева (важно расплавить припой, нагреть детали и определенное время выдерживать необходимую температуру). Значение имеют особенности выбранных припоя и флюса, а также свойства материалов ремонтируемых деталей.
Паяльник – половина успеха
В большинстве случаев для пайки радиатора нужен массивный паяльник мощностью не менее 100 Вт. Но поврежденную трубку вполне можно паять и обычным 60-ваттным. Многое зависит от того, насколько эффективно паяльник передает свою температуру детали. Это, в свою очередь, обусловлено правильностью залуженности жала, наличием достаточного количества припоя в месте контакта жала с деталью и тем, под каким углом относительно ремонтируемой поверхности вы держите паяльник.
Кроме электрических, применяются также паяльники, нагреваемые на открытом огне. Принципиальной разницы в их использовании нет, разве что в процессе пайки приходится дополнительно контролировать нагрев и остывание рабочей части инструмента.
Техника безопасности
Электропаяльник должен иметь неповрежденную изоляцию шнура и исправную вилку. Во время работы следите, чтобы шнур не касался инструмента и разогретых деталей. |
Держите паяльник только за ручку. Нельзя определять его нагрев на ощупь – достаточно подержать руку на некотором расстоянии от жала. |
Пары разогретого припоя и флюсов вредны для здоровья. Работу нужно проводить в проветриваемом помещении или на свежем воздухе. |
Учтите, что на разогретой детали припой остывает долго, поэтому, убрав паяльник, не спешите сразу касаться шва руками. |
Припои и флюсы
В быту наиболее часто применяются оловянно-свинцовые припои ПОС-40, ПОС-61, ПОС-90 (цифровым индексом обозначается процент содержания олова). Температура их плавления невысокая: она составляет 190 – 300° С. Припои этой группы отличаются хорошей смачиваемостью и пластичностью. При ремонте автомобилей также используют медно-цинковые припои серии ПМЦ, дающие прочное и устойчивое к коррозии соединение. Но из-за высокой температуры плавления (825 – 905°С) для разогрева требуется газовая горелка, что ограничивает их применение.
Флюсы используют для разрушения пленки окислов на поверхности деталей и для защиты их от окисления в процессе пайки. Для оловянно-свинцовых припоев обычно применяют водный раствор хлористого цинка – «травленую» соляную кислоту. При ремонте латунных радиаторов рекомендуется использовать канифоль (или ее спиртовой раствор), продающуюся на радиорынках. Она не вызывает коррозию металлов и не требует по окончании работ тщательной «дезактивации».
Как запаять радиатор: пошаговая технология пайки автомобильных, алюминиевых и медных радиаторов охлаждения своими руками
В первую очередь стоит проверить на целостность всю систему трубок. Очень часто именно механическое повреждение трубок, либо коллекторов бачков вследствие дорожно-транспортного происшествия является причиной утечки тосола.
Также не стоит забывать о возможном термическом перегреве стыков, что повлекло за собой их разрушение, в результате чего образовалась протечка. Эта же причина может быть в том случае, если система охлаждения работала без жидкости.
В том случае, если система охлаждения уже старая, и вдруг дала течь, наиболее вероятной причиной может быть коррозия. Обратите внимание, она может быть незаметна на первый взгляд, так как может находиться внутри системы. В этом случае все равно придется полностью разбирать систему.
Паяльник – половина успеха
В большинстве случаев для пайки радиатора нужен массивный паяльник мощностью не менее 100 Вт. Но поврежденную трубку вполне можно паять и обычным 60-ваттным. Многое зависит от того, насколько эффективно паяльник передает свою температуру детали. Это, в свою очередь, обусловлено правильностью залуженности жала, наличием достаточного количества припоя в месте контакта жала с деталью и тем, под каким углом относительно ремонтируемой поверхности вы держите паяльник.
Кроме электрических, применяются также паяльники, нагреваемые на открытом огне. Принципиальной разницы в их использовании нет, разве что в процессе пайки приходится дополнительно контролировать нагрев и остывание рабочей части инструмента.
Поиск протечки радиатора
Если на месте стоянки автомобиля вдруг образовалось пятно, значит система охлаждения дала течь. Для того, чтобы быстро и без труда определить причину, рекомендуется следовать легкому правилу осмотра.
- Первоначально нужно убедиться, что внешних повреждений как таковых нет. Перед тем, как снимать радиатор, нужно тщательно осмотреть все трубки и бачки на предмет механических повреждений.
- Возможно во время движения система задела какой-либо выступ, из-за чего образовалась трещина. На этом этапе также стоит проверить теплообменник системы отопления салона.
- Далее, если внешних признаков поломки обнаружено не было, нужно подготовиться к демонтажу всей системы охлаждения. С этой целью нужно сначала слить из системы всю жидкость.
После демонтажа радиатора, его нужно тщательно осмотреть. Особое внимание стоит уделить освещению, оно должно быть хорошее, чтобы иметь возможность детально осмотреть деталь.
В том случае, если отверстие не удалось обнаружить, нужно предварительно закрыть все трубки при помощи пробок, таким образом загерметизировать радиатор. Затем поместить его в чистую, прозрачную воду. Появляющиеся пузырьки, идущие цепочкой точно укажут на места протечки, это самый легкий способ диагностики.
Флюс для максимально прочного шва
Для получения максимально прочного защитного шва на месте повреждения радиатора используют специальный флюс, называемый плавнем. Его также можно получить в домашних условиях. Для приготовления плавня потребуются следующие вещества в таких пропорциях:
- хлористый калий – 56%;
- хлористый литий – 23 %;
- криолит – 10 %;
- пищевая соль крупного помола – 7 %;
- сернокислый натрий – 4 %.
Ингредиенты мелко измельчаются и смешиваются. Хранить такой плавень необходимо в герметично закрытой стеклянной посуде в темном месте.
Диагностика типа материала
После того, как будет выявлена трещина, через которую происходит утечка жидкости, нужно выяснить из какого материала сделан сам радиатор. Это необходимо для того, чтобы выбрать оптимальный способ пайки повреждения, таким образом починить деталь.
Современные модели могут быть выполнены из алюминия или меди, также встречаются модели, сделанные из пластика, однако значительно реже.
- Отличить материал можно достаточно просто, опираясь на его оттенок. Все дело в том, что медь будет иметь красно-коричневый оттенок.
- В то время как алюминий будет иметь серый цвет. Пластиковая деталь имеет черный или темный оттенок.
- Как правило, радиаторы не окрашиваются, поэтому стоит опираться на этот способ.
- В том случае, если радиатор окрашен, необходимо убрать небольшое количество краски с внутренней стороны, чтобы диагностировать тип используемого материала.
Медь можно запросто запаять в условиях гаража или даже дома, потому как работать с этим материалом значительно проще. А вот с алюминием работать значительно сложнее, это обуславливается его физико-химическими свойствами, которые нужно учитывать.
Пластиковую деталь не имеет смысл запаивать, потому как пластик ненадежен, в случае трещины ее можно замазать, но рекомендуется установить новую деталь.
Техника безопасности
Электропаяльник должен иметь неповрежденную изоляцию шнура и исправную вилку. Во время работы следите, чтобы шнур не касался инструмента и разогретых деталей. |
Держите паяльник только за ручку. Нельзя определять его нагрев на ощупь – достаточно подержать руку на некотором расстоянии от жала. |
Пары разогретого припоя и флюсов вредны для здоровья. Работу нужно проводить в проветриваемом помещении или на свежем воздухе. |
Учтите, что на разогретой детали припой остывает долго, поэтому, убрав паяльник, не спешите сразу касаться шва руками. |
Ремонт радиатора своими руками (пошагово)
Для того, чтобы осуществить ремонт сломанного радиатора, понадобится следующий перечень инструментов.
- Паяльник электрический, большой мощности, либо можно использовать газовую горелку
- Припой подходящего типа
- Паста флюсовая
- Бумага абразивная
- Пассатижи
- Растворитель
- Ветошь
Сначала нужно подготовить изделие к предстоящим работам. С этой целью его тщательно очищают от внешних загрязнений, пыли, различных осколков и опилок. Далее нужно его обезжирить, с этой целью нужно использовать растворитель. Обезжиривание необходимо для того, чтобы пайка осуществлялась качественно.
Всю систему нужно тщательно просушить, допускается при помощи сжатого воздуха посредством одного из патрубков.
После этого на место пайки необходимо нанести флюсовый состав, дать ему немного времени, чтобы он высох.
После этого на трещину накладывается припой, при помощи электропаяльника высокой мощности или газовой горелки необходимо расплавить его, чтобы он полностью закрыл трещину и проник внутрь, таким образом полностью закрыв дефект.
В том случае, если с первого раза не получилось, необходимо заново повторить процедуру, начиная с нанесения флюсовой пасты.
Использование холодной сварки
Этот метод пайки радиатора охлаждения двигателя не предполагает нагрева. Пробоину заклеивают специальным веществом, закрывающим повреждение. Ремонт выполняют так:
- Подготавливают деталь. Для этого поверхность очищают от пыли, обезжиривают. Ветошь смачивают спиртом, аккуратно протирают ей радиатор. Прикладывать усилия нельзя, металл повредится еще больше.
- Подготавливают клеящий состав. Его выбирают в соответствии с типом металла. Холодная сварка представляет собой густую смесь, которую нужно равномерно распределить по дефекту. Аккуратное нанесение улучшает качество шва. Дожидаются высыхания состава, осматривают паяный радиатор.
Рекомендуем к прочтению Температура нагрева полипропилена при пайке труб
Сложность пайки алюминиевого радиатора
Сложность заключается в физико-химических свойствах этого материала. Все дело в том, что при нагревании на поверхности образуется оксидный слой.
Поверх него не получится качественно наложить припой, таким образом отремонтировав деталь. Первоначально нужно избавиться от этого слоя, после чего повысить текучесть самого припоя путем более сильного нагрева.
После этого необходимо предотвратить повторное возникновение слоя из оксида. Осуществить все эти этапы в условиях гаража или дома не получится, потому как деталь требует механической, профессиональной обработки при помощи специального оборудования.
Также особое внимание стоит обращать на флюсовые составы и припой. Их нужно подбирать с повышенным вниманием, потому как от них зависит качество итоговой пайки.
После того, как процесс ремонта будет завершен, герметичность системы необходимо проверить тем же способом, который применяется при диагностике и обнаружении трещин в детали.
Готовим флюс
Запаять радиатор охлаждения своими руками возможно только при наличии качественного флюса. Его придется готовить самостоятельно. И делать это лучше перед самым началом пайки. Итак, насыпаем в огнеупорную емкость 2 части обычной канифоли и 1 часть железных опилок. Опилки можно изготовить при помощи напильника с мелкими насечками, обрабатывая ним любую попавшуюся под руку железную заготовку. Полученную смесь разогреваем на огне, перемешиваем и даем остыть. Вот, в принципе и все. Флюс для алюминия готов.