Alp22.ru

Промышленное строительство
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастер-класс резьбы по дереву для начинающих

Мастер-класс резьбы по дереву для начинающих

С древних времён люди стремились украшать свой быт. Неизвестно, кому впервые пришла мысль вырезать первый узор на дереве. Резьба сегодня не столь популярна, как компьютерные технологии, но по-прежнему ценится у любителей прекрасного. Научиться древнему ремеслу можно, приложив старания и поближе познакомившись с ним.

Резьба по дереву

Классификация видов резьбы

Наравне с керамикой дерево всегда было одним из основных источников надёжного материала для бытовых нужд человека. Деревянная посуда и орудия труда до сих пор востребованы в повседневной жизни. Опытные домохозяйки стараются окружить себя не только удобной, но и красивой посудой. Замысловатые узоры и украшения до сих пор не теряют популярности.

Классификация видов резьбы по дереву

Приобрести такую посуду сегодня несложно, но все люди разные, поэтому многим хочется, чтобы индивидуальность была во всём. Такое стремление побуждает взяться за резку по дереву своими руками. Начинающих в прикладном искусстве ждут большие трудности, но они преодолимы трудолюбием и старанием.

Основные направления

Начинать лучше всего с азов. Вот основные виды деревянного резного творчества:

 Фигурки из древесины

  • Скульптура. Фигурки из древесины есть в большинстве музеев художественного прикладного искусства. Это разные зверушки, игрушки, бытовые сценки и многое другое. Очень популярны резные маски из твёрдых пород в Африке и на других континентах.
  • Токарная резьба. Точённые из древесины предметы давно стали неотъемлемой частью культуры многих народов. Матрёшка часто ассоциируется с Россией, как чёрные шаманские маски с Африкой. Посуда, кубки, подсвечники, детали мебели — это далеко не полный перечень применения токарных изделий.
  • Рельефная. Один из самых распространённых видов этого искусства. Резчики любят этот приём из-за больших возможностей и многочисленной вариативности применения.
  • Геометрическая. Самый простой вид деревянного искусства. Именно с него чаще всего начинают обучение вырезанию по дереву. Начинающих мастеров привлекают простота этого вида и многократное повторение элементов, что позволяет натренировать специфические навыки и терпение.
  • Ажурная. Простой лобзик в руках мастера становится волшебной палочкой. С его помощью такие умельцы делают удивительные произведения. Очень востребован этот вид искусства был в архитектуре позапрошлого и прошлого века. До сих пор в старых селениях можно встретить резные карнизы и ставни окон.

Ажурная резьба по дереву

Это основные виды, но далеко не все. Например, деревянная игрушка — это вполне самостоятельный вид художественных работ по дереву. Есть и более сложные виды подобного творчества: инкрустация, интарсия и многие другие.

Оборудование рабочего места

Решившиеся на освоение нового дела обычно начинают с приготовлений всего, что понадобится для работы. Новичок должен знать, что без основательной подготовки процесс обучения обречён на неудачу. Научиться резьбе по дереву можно, приложив много стараний. Вот что понадобится для комфортной работы:

Верстак для работы

  • Верстак. Основное рабочее место. Это может быть крепкий стол, но специальный верстак намного лучше. На нём есть всё необходимое, что может значительно облегчить процесс обучения.
  • Освещение. Работа резчика очень кропотливая, поэтому необходимо хорошее освещение. Лучше всего — солнечный свет, в вечернее время — электрические лампочки достаточной мощности.
  • Вентиляция. Работа с деревом связана с наличием стружки, а при шлифовании — это мелкая пыль. Чтобы не дышать загрязнённым воздухом, нужна хорошая вентиляция.
  • Инструменты. По дереву режут специальными резцами из высококачественной стали. Выбору инструмента уделяется особое внимание. От него зависит не только качество работ, но и здоровье резчика. Пораниться некачественным инструментом намного проще, чем надёжным и проверенным.

Наборы для резьбы по дереву.

Многие мастера делают резцы для работ самостоятельно или заказывают их у проверенных производителей. Сегодня в розничной торговле встречаются разные наборы для резьбы по дереву. Однако качество таких инструментов часто далеко от идеала, поэтому важно отнестись к выбору инструмента со всей серьёзностью.

При выборе учитывается также вид творчества, который решено освоить. Для выжигания будет нужен специальный прибор. Для рельефной и скульптурной вырезки понадобятся большие резцы. Многие из них должны иметь разную конфигурацию и длину лезвия. Для геометрических орнаментов обычно используют маленькие резцы разной толщины и формы цевья.

Какой бы вид ни было решено начать осваивать, стоит познакомиться с основными формами резцов:

  • Прямые стамески. Для вырезания прямых линий и выборки фона.
  • Косые резцы. Для прорезки угловых орнаментов.
  • Полукруглые стамески. Для работ с овальными элементами.
  • Трёхгранники. Для прорезания трёхгранных канавок.
  • Клюкорезы. Для выборки овальных канавок разной глубины и конфигурации.

Любой вид инструмента для резьбы по дереву может иметь разную толщину, ширину и форму рукоятки. К выбору подходящего хорошие мастера относятся очень серьёзно. От этого выбора зависит качество работ и производительность.

Практические советы

Когда всё готово к работам, не терпится взять резец и сделать первый надрез на отшлифованной доске. Однако не стоит спешить. Стоит помнить, что резьба по дереву — это небезопасный вид искусства. Начинающим мастерам стоит помнить о правилах техники безопасности. Вот основные из них:

Как вырезают по дереву

  • Нельзя работать тупыми и неисправными резцами.
  • Рабочее место должно быть хорошо освещено и проветриваться.
  • У каждого инструмента должно быть своё место на рабочем столе. Нельзя оставлять резцы на столе, не воткнув их в специальную подставку.
  • Нельзя оставлять детей без присмотра у рабочего места.
  • Нельзя направлять движение острой части резца в сторону опорной руки или других частей тела.
  • При работах по выемке фона изделие должно быть надёжно закреплено на рабочей поверхности.
  • При порезе надо сразу обработать рану антисептиком и наложить повязку.

Соблюдая основные правила, новички обезопасят себя и близких от лишних огорчений и проблем. Важно помнить, что любое творчество не терпит спешки и суеты, поэтому основательность поможет быстрее стать настоящим мастером.

Усвоив правила безопасности, приступают к выбору композиции, орнамента или узора. Для этого используют разные самоучители, другие источники. Затем выбранный рисунок переносят на доску. Предварительно её хорошо шлифуют. После нанесения картины карандашом желательно все линии продавить шилом. Во время работы карандашные пометки стираются.

Прорезка орнамента

Дальше приступают к прорезке орнамента. На этом этапе важно приучить себя выполнять сразу все однообразные операции. Например, многие узоры состоят из одинаковых элементов, поэтому прорезая их сразу все, можно добиться более быстрого усвоения правильной техники резьбы. При таком подходе рука быстрее привыкает к нужному наклону и нажиму резца. От этого качество работы становится выше.

Читайте так же:
Для шкал порядка существует

Все работы выполняются только хорошо наточенными резцами, поэтому постоянно нужна заправка лезвий. Для этого хорошо подходят специальные заточные бруски или наждачная бумага мелкой зернистости. Научится правильно заправлять инструменты не менее важно, чем правильно ими пользоваться. От этого зависит эффективность всего обучения.

После окончания резьбы работу подвергают дополнительной обработке. Кто-то использует керн для простукивания выбранного фона. Кто-то добавляет инкрустацию бисером или другими материалами. Иногда шлифуют и обрабатывают тонирующими смесями. Это может быть нитролак, тонировка или простое льняное, конопляное или другое растительное масло. В конечном итоге работа приобретает привлекательный вид.

Какие инструменты нужны для резьбы по дереву

Автор канала FLIBOUSTIER предлагает поговорить об изготовлении самодельного инструмента, который понадобится для резьбы по дереву.

Лоток, это три доски, они соединены двумя перегородками. Для чего? Допустим есть заготовка, чтобы ее обработать, должны ее упирать во что-то. Удобно упирать, срезать. Плюс эту доску струбциной старенькой прикручиваем к столу. Удобно, видите, что бы было со столом, если вырезал бы прямо на столе — все в дырках.

1

Изготавливаются резаки по дереву просто, сам эти штуки изготовил. На каждую все равно выходит времени прилично. Из-за чего? То, что сталь для работы по дереву нужна прочная. Где взять такую сталь? Для полукруглых стамесок можно использовать метчики для нарезания резьбы. Вот, в этих инструментах во всех, сталь П6М5. Быстрорежущая сталь — это такие пилы.

Либо на пилорамах, но тоже надо смотреть, чтобы не только зубцы были из этой стали а, именно, вся пила была. В основном — это советские инструменты по дереву, такие хорошо идут для резьбы. В основном из советской стали.

Так же, круглые фрезы, которыми пилят токари. Даже отколовшиеся пойдут, чтобы изготовить. Даже в строительном магазине можете пойти и купить такой диск, из него нарезать себе инструменты. Просто вырезая болгаркой сначала. Но, главное не перекаливать, так, чтобы не темнел металл, не появлялись цвета побежалости — это когда синеет, такие оттенки появляются. Значит, сталь испорчена, она будет крошиться, проверил на своем опыте, создавая изделия из дерева.

Ножичек есть, нанес на рукоять «риски», чтобы он не скользил. Не следует покрывать лаком, потому что будет скользкий инструмент. Наоборот сделал, чтобы он менее скользким был, нанес насечки — не так хорошо лежал в руке. Резак хорошо режет. Как делается ручка? Берем колобашку, высверливаем сверлами два отверстия, соединяем. Пошевелив внутри сверлом, получилось одно отверстие. Потом вставляем туда лезвия клинка, зубочистки, заливаем эпоксидным клеем. Получается прочное соединение. Весь инструмент так сделан. Все хорошо, крепко держится и отлично обрабатывает дерево!
Далее с 5 минуты в обзоре самодельного, но качественного инструмента, подходящего для начинающих и продвинутых мастеров в работе по дереву.

Смотрите ролик и обратите внимание — о конкретных приемах создания резаков для этого прекрасного ремесла рассказывается еще в этой статье.

Резьба по дереву. С каких инструментов начать новичку?

Всем привет. Сегодня я бы хотел поделиться своим опытом со всеми кто планирует заняться резьбой по дереву и теми кто только начал заниматься этим делом. Возможно, мои советы помогут и вы будете знать с чего лучше начать.

Когда я загорелся желанием заняться резьбой, то перелопатил немало форумов и сайтов, чтобы узнать какую обучающую литературу купить, с каких пород древесины лучше начать, какие для этого нужны стамески и так далее. Вам не придется всего этого делать, если доверитесь моему опыту.

В принципе для того чтобы заняться резьбой по дереву вам понадобиться не так уж много вещей. В первую очередь вы должны решить сами для себя, а нужно ли вам вообще это дело, так как оно будет отнимать много времени (особенно первое время). Вы должны быть усидчивым и старательным человеком. Если все эти качества вам присущи и у вас есть большое желание заняться резьбой, тогда вперед!

Книга и стамески для художественной резьбы по дереву.

Книга и стамески для художественной резьбы по дереву.

И так начнем с выбора древесины. Я считаю, что начинать заниматься художественной резьбой лучше с мягких пород древесины (липа, тополь, ива и т.д.), так как вы будете затрачивать меньше усилий при работе и сможете отточить необходимые навыки.

В качестве обучающей литературы лучше использовать книгу. Конечно же, вы можете найти много информации и чертежей в интернете, но я как-то привык, чтоб обучающий процесс был поэтапным, как можно подробнее расписан и находился всегда перед глазами. Поэтому мне приглянулся сайт «Татьянка», где можно купить все необходимое для резьбы по дереву. У них я приобрел первый обучающий том, который вы видите на фото (если мне не изменяет память, то всего у них 3 тома). Поверьте с помощью этой книги процесс обучения будет легким. В ней все этапы работы подробно расписаны и каждый шаг сопровождается иллюстрациями, к каждой новой технике, которую вы будете изучать (всего их 6) прилагаются шаблоны, которые легко можно перенести на изделие, так же в этой книге много полезных советов и интересной информации.

На этом же сайте я купил стамески (смотрите фото выше). Вам понадобиться всего лишь 2 стамески (№6 и №17) и нож, которых вам вполне хватит, чтобы научиться всем техникам резьбы из обучающей книги. На сайте этот инструмент продается уже набором. Сразу скажу, что инструмент не из дешевых (я отдал около 1500 рублей), но экономить не стоит, ведь от этого зависит качество выполнения работы.

И последнее что вам понадобиться так это древесина для тренировок. Я не стал долго думать и заказал одну липовую доску и несколько заготовок для резьбы: пару шкатулок и браслет (все это также есть на сайте «Татьянка»). На фото две работы уже готовые, а на заднем плане видна чистая заготовка шкатулки.

Читайте так же:
Сабельная пила по металлу видео

Две готовые работы и заготовка для резьбы по дереву.

Две готовые работы и заготовка для резьбы по дереву.

Вот в принципе и все, что вам нужно для того чтобы начать заниматься художественной резьбой по дереву: книга, 2 стамески и нож, несколько досок и заготовок. Да, чуть не забыл, еще вам понадобиться войлочный круг и паста гои для поддержания инструмента в надлежащем виде, но это уже мелочи.

Вот вам для примера несколько моих первых работ, которые я сделал с этим набором инструмента, после нескольких тренировок на простых дощечках.

Первая моя работа — браслет, выполненный в техно «Чешуйки». Конечно не без огрехов, но уже что-то.

Браслет с чешуйками.

Браслет с чешуйками.

После браслета я сделал шкатулку с бабочкой (техно «Муравка»). Уже получилось лучше.

Шкатулка с бабочкой.

Шкатулка с бабочкой.

И когда у меня закончились заготовки, я купил пару липовых досок и начал фантазировать. Электролобзиком выпилил подков, ложек и разделочных досок, на которых повторял выученные техники. Вот одно фото подковы с вырезанными листочками.

Сувенирная подкова своими руками.

Сувенирная подкова своими руками.

Надеюсь, вам было интересно и теперь все, кто хочет заняться резьбой по дереву, будут знать с чего начать.

Резьба по дереву — доступное хобби!

Резьба по дереву - доступное хобби!

Резьба по дереву — увлекательный и доступный вид декоративно-прикладного искусства. Научиться резать по дереву может каждый желающий, обладающий определенными творческими способностями. Кроме этого, нужны желание, терпение и усидчивость. Для резьбы по дереву необязательно обладать большой физической силой. Резьба по дереву состоит из следующих технологических операций: • выполнение рисунка на бумаге;
• выбор и предварительная обработка заготовки;
• нанесение рисунка на заготовку;
• подготовка инструмента;
• выполнение резьбы и отделка изделия.
Рассмотрим подробнее эти операции.

Выполнение рисунка на бумаге

Рисунок на бумаге выполняется для последующего перенесения его на заготовку. Он должен быть предельно лаконичным и стилизованным и выражать самое существенное. Рисунок рождается постепенно под влиянием определенных размышлений, впечатлений и зрительных образов. Он развивается и обогащается в зарисовках с натуры. В нем остается только самое живое и нужное, отвечающее замыслу художника.

Для начинающих резчиков по дереву, работа над наброском, превращение эскиза в стилизованный рисунок — задача трудная. Поэтому начинать необходимо с простых рисунков, имеющих четкое построение, например пейзаж с четким контуром. На первых порах можно использовать рисунки художников.

Выбор и предварительная обработка заготовки

Для резьбы применяются различные породы древесины: мягкие и твердые. Из мягких лиственных пород для резьбы пригодны береза, ольха, осина, тополь, липа. Из твердых пород резчики применяют дуб, бук, клен, чинар, грушу, орех.

Древесина для резьбы должна иметь влажность 7 — 10%. Более влажную древесину резать легче, но чистота резьбы и шлифовки получается хуже, а изделие с готовой резьбой после высыхания может покоробиться, потрескаться. На сухой древесине резать труднее, часто получаются сколы.

резьба по дереву - доступное хобби

Большое значение имеет срез доски, тангенциальный или радиальный, на котором необходимо выполнять резьбу. По тангенциальному направлению (рис. 2) резание осуществлять труднее, но резьба получается более красивой.

Подготовка заготовки доски для резьбы ведется в следующей последовательности: строгание, шлифовка, покрытие красителем. резьба по дереву - доступное хоббиДоска для резьбы не должна иметь сучков и трещин. Толщина строганной доски выбирается не более 20 мм. При ширине доски более 100 мм во избежание коробления ее необходимо шпунтовать. Для этого в торце прорезается паз и в него вклеивается шпонка из твердой породы древесины (рис. 3).

резьба по дереву - доступное хобби

Если нет доски требуемой ширины, тогда берут несколько досок, подгоняют боковые стороны, а в торцах делают пазы. Потом склеивают и сушат под прессом (рис. 4). Затем заготовку строгают, обрабатывают циклей, шлифуют. Шлифовку выполняют вдоль слоя мелкозернистой наждачной бумагой № 120—140. После шлифовки поверхность слегка протирают влажной губкой и просушивают, после чего опять шлифуют. Делается это несколько раз, до тех пор, пока после высыхания на поверхности доски не будет ворса. После этого доску шлифуют еще раз наждачной бумагой № 140—200 и покрывают красителем. Краситель наносят в несколько слоев акварельной кистью. Очень хорошо смотрятся работы, выполненные на коричневом или черном фоне. Для коричневого фона берут «бейц» или раствор марганцевокислого калия, для черного фона — тушь или гуашь. После высыхания красителя поверхность заготовки протирают суконной тряпкой до появлений блеска.

Нанесение рисунка на заготовку

Лист бумаги, на котором выполнен рисунок, прикрепляют кнопками к доске, предварительно подложив под него копировальную бумагу светлых тонов. Рисунок переводят остро заточенным карандашом. Затем снимают лист бумаги и проверяют отпечаток, оставшийся на поверхности доски. Для закрепления рисунка на доске ее покрывают одним слоем лака. Лак лучше применять бесцветный, например нитролак или масляно-смоляной 4С—6С.

Подготовка инструмента для резьбы

резьба по дереву - доступное хобби

Для резьбы по дереву применяются резаки и стамески. Резаки (рис. 5, а) являются основным инструментом, а стамески (рис. 5, б, в) вспомогательным. Для выполнения некоторых видов резьбы, например контурной и плоской контурной с мелким подбором фона, основным инструментом служит стамеска. Стамески бывают полукруглые диаметром 2, 3, 4, 5, 10 мм, плоские с разной шириной лезвия 3, 5, 8, 10 мм и с наклонами (рис. 5, в).

Резаки и стамески изготавливают из углеродистой стали У7, У8. Для изготовления резака можно применять ножовочное полотно от поперечной или продольной пилы, для изготовления полукруглых стамесок — пружины, стальную проволоку и т. п., для изготовления плоских стамесок — плоские надфили и напильники. Эти инструменты необходимы для резьбы начинающим резчикам. Инструмент для резьбы должен быть хорошо заточен и отполирован. От заточки инструмента во многом зависит качество выполняемой работы.

Выполнение резьбы

Выполнение резьбы сложный, требующий мобилизации внимания и аккуратности вид творчества. Сама техника резания не допускает поправок. Техника выполнения контурной резьбы заключается в резании прямых и кривых линий различной ширины и глубины. Линия должна быть выразительной и четкой. Нужно обратить внимание учащихся на то, что чем больше погружают стамеску, тем толще остается след на доске. На этом и основывается живость линии: в одном месте она будет тоньше, постепенно переходя в толстую и обратно, что достигается постепенным наклоном стамески. При выполнении очень тонких линий пользуются резаком. Если при резьбе полукруглой стамеской остается полукруглая канавка за один проход, то при резьбе резаком получается треугольная канавка за два прохода. При сочетании этих операций получаются красивые изделия.

Читайте так же:
Биты под саморезы по дереву

Упражнения в выполнении контурной резьбы желательно начинать на древесине мягкой породы, и лишь затем переходить к твердым. Доски следует закреплять по горизонтали неподвижно и только в крайних случаях поворачивать на 180°. Стамеску или резак держать за ручку правой рукой, а пальцами левой — придерживать полотно недалеко от лезвия. Это позволит уберечь левую руку резчика от иногда срывающейся стамески. Для выполнения плоской контурной резьбы применяются плоская и полукруглая стамески. Вначале по контуру рисунка проходят полукруглой стамеской, оставляя канавку. Теперь светлые места вырезают плоской или полукруглой стамеской в зависимости от замысла исполнителя. При вырезании фона полукруглой Стамеской получается рельефный фон, что хорошо гармонирует с силуэтом. Иногда такой фон мешает воспринимать главное в резьбе: тогда пользуются плоскими стамесками, которые позволяют получить ровную поверхность фона.

Отделка изделия

Изделие покрывается прочной пленкой лака, которая предохраняет его от атмосферных влияний. В результате отделки изделие приобретает законченный вид. Хорошей отделкой можно улучшить изделие, а плохой — испортить.

После выполнения резьбы изделие необходимо покрыть бесцветным лаком. 4С—6С. Время высыхания лака 24 ч. Затем поверхность изделия шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой № 180—200. После шлифовки с поверхности резьбы тщательно убирают пыль щеткой, особенно из глубины резьбы, и покрывают политурой. Для этого приготавливают тампон из плотной материи, обернутой в два-три слоя вокруг ваты. Внутрь тампона наливают 1 — 1,5 чайной ложки политуры. Полировку пробуют вначале на чистой, ровной плоскости доски. Затем, приступая к полировке изделия, берут на кисточку каплю машинного масла, раскладывают его в пяти-шести местах полируемой поверхности и после этого начинают полировать тампоном круговыми движениями руки, делая круги диаметром 6 — 10 см. Если тампон начинает прилипать, то на его поверхность необходимо снова нанести масло и продолжать полировать. При полировке поверхности надо остерегаться попадания пыли. После окончания полировки изделие следует протереть мягкой щеткой, а затем фланелевой тряпочкой.

Инструменты по дереву

Профессиональный инструмент для резьбы по дереву

Резные украшения и практические декоративные изделия из древесины в свете возврата к русской классике в дизайне интерьера становятся популярными. Самостоятельно обучиться резьбе по дереву несложно – нужен профессиональный инструмент для резьбы и желание.

Инструменты

  1. Сквозная резьба, подразумевающая пропильную и прорезную обработку деревянной заготовки:
    1. пропильная резьба реализуется лобзиком или ножовкой;
    2. прорезной вариант – это сквозное ударное пробивание заготовки стамесками или специальными резцами по дереву. Также применяют обработку деревообрабатывающими станками.
    1. контурная резьба представляет собой канавку-углубление, которая формируется специальным резцом, угловой или полукруглой стамеской или столярным ножом;
    2. результат скобчатой резьбы – это скобка-выемка в древесине, которую проделывают полукруглой стамеской.

    Процесс контурной резьбы

    Для реализации вышеперечисленных вариантов используют основные, вспомогательные, столярные и плотницкие инструменты для резьбы по дереву.

    1. Резак – это универсальный инструмент для вырезания по дереву. Его используют при формировании главной части предмета. Такие инструменты по дереву имеют удлиненное, прямое или гнутое лезвие, гнутый обушок. Режущий угол лезвия резака – 35 0 . Такие ножи предназначены и для тонких операций. Современный резак может иметь сменные лезвия.
    2. Нож-косяк имеет режущий угол лезвия 60 0 . Само лезвие – скошенное. Такие резцы предназначены для прорезания геометрических линий, черновой и чистовой обработки древесины.
    3. Богородский нож похож на европейский нож-резак, но с более длинным лезвием и укороченной рукояткой. Он предназначен для выполнения черновых и тонких доводочных работ. Режущая часть лезвия длиной 30-90 мм имеет ровную частичную заточку. Своим названием резак обязан богородской резьбе (направление художественной резьбы по дереву).

    Стамески

    1. Прямая стамеска используется при резьбе в виде обычных углублений.
    2. Косая стамеска имеет угол режущей кромки 45 0 , применяется при вырезании длинных канавок.
    3. Угловая стамеска используется для прорезания V-образных углублений.
    4. Полукруглая стамеска предназначена для сложных узоров и засечек. Бывает круглой, средней и отлогой.
    5. Клюкарза отличается от предыдущего варианта тем, что лезвие закруглено и по торцу, и по стержню. Может быть закругленной, уго́льной или прямой.
    6. Цезарик отличается от варианта № 4 тем, что оснащен узкой рабочей частью. Цезариком режут узкие канавки и мелкие узоры.
    7. Штихель используется для прорезания канавок.
    8. Клепик (мини-стамеска) оснащен узкой режущей кромкой, похожей на заостренный лист. Используется для создания точных орнаментов.
    9. Ноготок оснащается узким торцом с закруглением.
    • ручная пила-ножовка;
    • цепная;
    • дисковая;
    • лобзик, электролобзик;
    • бензопила, электрическая пила.

    Специальные инструменты

    1. Граверы (электрические и ручные) оснащаются насадками для обработки древесины и гибким валом.
    2. Гибкий вал для резьбы по дереву.
    3. Лазерный гравер, кроме функции вырезания, может шлифовать и полировать поверхность.

    Абразивы

    1. Напильники и рашпили для удаления лишних слоев древесины. Поверхность инструмента: грубая, средней шероховатости, гладкая. Форма абразивного инструмента: плоская, полукруглая или круглая.
    2. Гибкая наждачная лента используется для шлифовки гнутой поверхности.
    3. Шлифовальный цилиндр-насадка для дрели или шуруповерта.

    Насадки для абразивной обработки древесины

    Инструмент для зачистки, шлифовки и полировки древесины имеет разные по шероховатости и фактуре поверхности для работы с разной древесиной.

    Электрические инструменты

    1. Электродрель аккумуляторная или с питанием от сети 200 вольт.
    2. Электролобзик может работать как ручная, ажурная или лучковая ножовка. Быстрая смена насадок и небольшой уровень вибрации – преимущества инструмента перед ручными лобзиками.
    3. Дисковая (циркулярная) пила может безопасно распускать дерево вдоль или поперек волокон.
    4. Электрорубанок используется для подгонки или подрезки изделия в размер.
    5. Электрошлифовальные дисковые или ленточные машины предназначены для полировки, шлифовки или лакировки поверхности.
    6. Ручная электрическая фреза используется вместо ручного рубанка, зензубеля, шпунтубеля или фальцгобеля. Предназначена для вырезания кромок, пазов, четвертей и фасок.

    Укрепляющие приспособления

    1. Опора – это обычная доска, которую используют для поддержания заготовки. Опора крепится к верстаку или столу. Пила держится вертикально в V-образной части при работе с заготовкой.
    2. Верстачные тиски предназначены для рельефной резьбы.

    Другие инструменты

    1. Деревянная или резиновая киянка применяется при выборке древесины стамеской поперек волокна. Заготовки могут быть большого размера, из твердых пород дерева. У киянки закругленный боек, позволяющий бить по режущему инструменту под любым углом. Стандартный диаметр бойка киянки – 75-150 мм.
    2. Тесла используется при необходимости быстрой выборки древесины при черновой работе с изделием. Имеет круглую или плоскую режущую кромку.
    3. Чеканом удобно выдавливать небольшие углубления в заготовке, создавать крапчатые рисунки и наносить рябь на поверхность изделия.

    Режущие инструменты

    1. Резец – острое лезвие, закрепленное в рукоятке.
    2. Пила ручная или электрическая, фуганок, одноручный рубанок и т.д.
    3. Все виды резаков, в том числе и инструмент для нанесения узора.

    Инструменты для нанесения узора

    1. Нож-косяк – инструмент универсального назначения.
    2. Стамеска – для вырезания выемок.
    3. Клюкарза – стамеска с выгнутым лезвием для рельефной резьбы с углублением.
    4. Ложкорез – специнструмент для изготовления ложек. Оснащен лезвием в форме кольца или полукольца.
    5. Фрезеры дисковые, торцовые, ручные или электрические.
    6. Граверы.

    Инструмент для шлифовки

    ОбработкаГлубина снятияЗернистость
    Грубая (ручная или при помощи шлифмашины)0,08-0,123660
    Первичная (ручная или при помощи шлифмашины)0,05-0,0780-100
    Снятие неровностей0,02-0,05120,0
    Начальная и финишная шлифовка мягких пород (ручная или при помощи шлифмашины)0,010-0,045150-180
    Начальная и финишная шлифовка твердых пород (ручная или при помощи шлифмашины)0,005-0,009240,0
    Шлифовка межслойная ручная0,002-0,004280320
    Полировка (ручная или при помощи шлифмашины)0,001-0,002400,0

    Инструмент для крепления заготовок

    1. Поворотный зажим.
    2. Слесарные тиски.
    3. Столярный быстродействующий зажим.
    4. Верстачные упоры.
    5. Тиски для резьбы по дереву.
    6. Модельные (копировальные) тиски.
    7. Верстачный винт для резьбы по дереву.
    8. Стенд для резьбы по дереву.
    9. Верстачный крепежный винт.

    Отделочные материалы для резного изделия

    1. Лакирование готового изделия для ровного блеска. Лакокрасочные материалы: шеллак, политура, масляный, копаловый, янтарный лаки, канифоль и ее производные.
    2. Полировка с предварительной шлифовкой. Полируют изделие ватным тампоном в политуре, повторов должно быть 2-3.
    3. Масляное и эмалевое декоративное защитное покрытие с предварительным грунтованием поверхности. Грунтовочный состав – олифа или клей, грунтлаки.
    4. Шпаклевание с предварительной грунтовкой. Материал для шпаклевки: мел, клей и олифа в пропорции 3:1:5;
    5. Левкашение, серебрение, бронзирование или золочение.

    Безопасность работы

    1. Прочный и устойчивый рабочий стол.
    2. Использование креплений и фиксаторов.
    3. Достаточное естественное и искусственное освещение.
    4. Использование при работе с инструментом перчаток, очков, респиратора.
    5. Запрещено вести рез в направлении «на себя».
    6. Запрещено загромождать рабочий стол.
    7. Убирать рабочее место следует только специальными щетками.
    8. Инструмент должен быть разложен по местам и закреплен.
    9. Электроинструмент должен быть исправен и проверен.
    10. Если электроинструмент подключается к трехфазной сети, необходимо оборудовать заземление.

    Опилки и стружка не должны контактировать с нагревательными приборами и нагретыми поверхностями. Разогревать масляные или нитро-ЛКМ разрешается только на закрытых источниках тепла. Рабочее помещение должно быть оборудовано укомплектованной аптечкой.

    Ручная резьба по дереву и ЧПУ: одно другому не мешает

    Резьба по дереву – древнейшее искусство с многовековой историей. И кто бы мог подумать, что через такой вид творчества я приду к сборке 3D-принтеров. Взаимосвязь, конечно же, косвенная. Но все началось со знакомства с учителем по технологии в школе, о котором я упоминал в предыдущей моей статье по сборке 3D-принтера из фанеры и запчастей от списанной техники. Это он мне «выделил» одного из своих учеников, с которым мы собирали принтер для школьного кабинета труда. Сегодня я хочу познакомить вас с деятельностью нашего трудовика и работами его подопечных, которые ни раз занимали призовые места на всероссийских олимпиадах по технологии. На самом деле, таких трудовиков сейчас днем с огнем не сыщешь, а работы просто завораживают, особенно если учесть, что это делали ученики 5-11 классов. Я и сам пробовал вырезать. Очень занимательное творчество. У нас даже есть мастер-класс по геометрической резьбе, им поделюсь ниже в статье.

    Шкатулка и карандашница. Работы ученика 9 класса. Липа, морилка, лак.

    Шкатулка и карандашница. Работы ученика 9 класса. Липа, морилка, лак.

    Сравнить несравнимое

    Конечно же, сравнивать ручную резьбу и ЧПУ не совсем целесообразно. Но определенная схожесть есть. Если для печати изделия мы моделируем в компьютерной программе, то при вырезании из дерева модель нужно держать в голове. Но это не всегда удобно, поэтому наш трудовик (зовут его, кстати, Ринат Зуфарович) как раз и заинтересовался 3д-моделированием. И увлек этим школьников. И именно с одним из них мы собрали 3D-принтер из фанеры и старых запчастей.

    Плюсы и минусы везде свои. На самом деле, чтобы вырезать красоту из дерева, особых талантов иметь не нужно. Здесь рулят терпение и творческий подход. А материалом служат всего лишь кусок доски или бревна, резак и финишное покрытие. Однако внешний вид изделий и трудозатраты не сравнить с теми, которые напечатаны. Но каждому свое. Например, если даже посмотреть на шкатулки, вырезанные вручную и напечатанные на принтере, можно заметить большую разницу.

    Шкатулка из дерева. Работа учителя по технологииШкатулка из дерева. Работа учителя по технологии Один из моих экспериментовОдин из моих экспериментов

    С объемными фигурами еще интереснее. Своя прелесть есть и там, и там.

    Герб города Стерлитамак. Работа ученика 11 класса.Герб города Стерлитамак. Работа ученика 11 класса. Персонаж из сериала МандалорецПерсонаж из сериала Мандалорец Мастер ЙодаМастер Йода

    Как фанат вселенной звездных воинов, я собираю себе коллекцию. И печать на 3D-принтере очень выручает. Не представляю, сколько бы я вырезал такую фигуру из дерева, хотя это вполне реально.

    Моя работа

    Резьба по дереву завораживает любого, кто видит результат. А если посмотреть мастер-класс, и вовсе можно залипнуть – технически это настолько просто, что хочется прямо сейчас все бросить и начать заниматься резьбой. Со мной было именно так. Ближе с изделиями я познакомился, когда начал делать сайт для школьной мастерской и составлял каталог поделок (ох, немалую работу тогда мы проделали). Я попросил выделить мне материал и инструменты, изучил некоторую информацию в интернете и взялся за работу. Это было несколько лет назад, и даже фотография готового изделия не сохранилась (однажды все фотографии с телефоном вместе канули в небытие), а потом я его кому-то подарил.

    Промежуточный результат моей работы. Для новичка, думаю, сойдет.

    Промежуточный результат моей работы. Для новичка, думаю, сойдет.

    По памяти опишу коротко процесс:

    Получил от Зуфарыча кусок дерева.

    Нашел в интернете рисунок розы.

    Перевел его на зачищенную поверхность.

    Удалил резаком лишнее вокруг контура.

    Придал форму цветку и обработал мелкие детали.

    Дочка 5 лет раскрасила цветок гуашью (она у меня художница, рисует с малых лет).

    Покрыл поверхность лаком.

    Это единственное сохранившееся фото. Процесс работы довольно прост и интересен, но с непривычки устают пальцы и руки, к чему потом привыкаешь. На это у меня ушло без малого около полугода, так как делал в свободное время от работы.

    У учеников обычно уходит от 1-2 недель до месяца, если узор мелкий и сложный.

    Страна должна знать своих героев

    Учитель технологии Ринат Зуфарович с победителем всероссийской олимпиады.

    Учитель технологии Ринат Зуфарович с победителем всероссийской олимпиады.

    Ринат Зуфарович работает в школе уже более 25 лет. И кроме уроков труда, где школьников нужно обучать по стандартной программе, ведет кружок, где приобщает талантливую молодежь к полезному творчеству. И надо сказать, у него огромное количество подопечных, которые ходят к нему с удовольствием. Дальше, наверное, слова будут лишними. Просто предлагаю посмотреть на работы ребят. Выкладываю все это, разумеется, с разрешения Рината Зуфаровича.

    Победитель всероссийской олимпиады по технологии в номинации “Народные промыслы и ремесла» России.

    Набор для кумыса. Липа, вощение. Работа ученика 8 класса.

    Набор для кумыса. Липа, вощение. Работа ученика 8 класса.

    Следующая работа заняла 1-е место на республиканском конкурсе мастерства

    Шкатулка. Липа, морилка, лак. Работа ученика 9 класса.Шкатулка. Липа, морилка, лак. Работа ученика 9 класса. Морской конёк и ваза. Липа, морилка, лак. Работы ученика 8 класса.Морской конёк и ваза. Липа, морилка, лак. Работы ученика 8 класса. Ваза “Весна”. Липа, морилка, лак. Работа ученика 9 класса.Ваза “Весна”. Липа, морилка, лак. Работа ученика 9 класса.

    Пятиклассники чаще работают с фанерой.

    Герб России. Фанера, морилка, лак. Работа ученика 5 класса.Герб России. Фанера, морилка, лак. Работа ученика 5 класса. Панно “Виноград”. Липа, морилка, вощение. Работа ученика 10 класса.Панно “Виноград”. Липа, морилка, вощение. Работа ученика 10 класса. Шкатулка “Бабочка”. Липа, морилка, лак. Работа ученика 7 класса.Шкатулка “Бабочка”. Липа, морилка, лак. Работа ученика 7 класса.

    В школе у Зуфарыча лежит огромная стопка грамот, ведь практически на каждой олимпиаде ребята занимали призовые места. Также с этими работами участвовали на разных творческих выставках.

    Работ очень и очень много. Только для школьного сайта было сфотографировано около 100 изделий. И количество их с годами растет.

    Кроме резьбы по дереву, ребята занимаются и другими смежными видами творчества. Например, изготавливают картины из меди. Покажу одну из них.

    Чеканка из меди.

    Чеканка из меди.

    Виды резьбы по дереву

    Для общего ознакомления расскажу об основных видах резьбы по дереву. Надо отдать должное Ринату Зуфаровичу – с учениками они применяют практически все виды от самых простых до самых сложных.

    1. Плосковыемчатая резьба. В школьной мастерской чаще используется геометрический вид такой резьбы. Выполняется она с помощью клинорезных выемок по контуру геометрических фигур – треугольников, квадратов и т.д. Уникальный узор образуется за счет разницы в глубине, размерах, количестве граней в каждой выемке.

    Шкатулка. Работа ученика 11 класса. Липа, морилка, лак.

    Шкатулка. Работа ученика 11 класса. Липа, морилка, лак.

    2. Плоскорельефная резьба. Часто новички начинают с нее. Чтобы создать узор, нужно удалить лишнюю часть дерева вокруг контура. Выборку можно делать равномерной по глубине – тогда высота рисунка будет одинаковой по всей поверхности. Но можно поэкспериментировать с разной глубиной выборки. Сюда же относится и заоваленная резьба. По названию понятно, что здесь нет острых краев и граней, так как они везде скругляются.

    Герб республики Башкортостан. Работа ученика 10 класса.

    Герб республики Башкортостан. Работа ученика 10 класса.

    3. Рельефная резьба. Здесь практически нет плоских поверхностей. Выделяют барельефную, горельефную и резьбу “татьянка”. Первые два более сложны в техническом плане. А «татьянка» подразумевает полное заполнение поверхности рисунком в виде плетеного кружева. Обычно для нее выбирают растительный орнамент, где элементы плавно перетекают друг в друга.

    Ларец. Работа ученика 9 класса. Липа, морилка, лак.

    Ларец. Работа ученика 9 класса. Липа, морилка, лак.

    4. Скульптурная резьба. Название говорит само за себя. Берется кусок дерева и вырезается объемная фигура, при этом фон полностью убирается.

    Оленёнок. Работа ученика 9 класса. Липа, лак.

    Оленёнок. Работа ученика 9 класса. Липа, лак.

    5. Прорезная резьба. Часто используется при изготовлении мебели или других элементов интерьера. Фон частично вырезается, при этом формируется цельный узор.

    Картина “Старец”в смешанной технике. Работа ученика 9 класса. Липа, морилка, лак.

    Картина “Старец”в смешанной технике. Работа ученика 9 класса. Липа, морилка, лак.

    На самом деле, вариантов классификации видов резьбы по разным признакам много. В школьной мастерской используются в основном перечисленные техники в различной комбинации. Материалом может служить массив дерева практически любой породы: от яблони до кедра. Школьникам предоставляется липа (она мягкая и более доступная в нашей полосе). Те, кто младше (5 классы), вырезают на фанере.

    К сожалению, финансирование на это дело выделяется очень скудное или вообще не выделяется. Основы шкатулок Ринат Зуфарович изготавливает сам. Из фанеры корпуса могут делать и ученики. Материалы трудовик находит также самостоятельно через свои связи. Единственное, в школе есть оборудование — станки разных видов, на которых изготавливаются заготовки, а затем склеиваются. Но и они уже отрабатывают постепенно свой срок, списываются, а новые не поставляются, что, конечно, очень печально.

    А вот и обещанный мастер класс.

    В заключение

    В моей статье про 3D-принтер из фанеры я достаточно опрометчиво отметил, что «Один хороший трудовик в школе обучал детей работе с деревом. В основном, это были разделочные доски и шкатулки». Как видите, не только разделочные доски и шкатулки. И там были некоторые споры и мнения про нынешних «спитых» и «странных» трудовиков. Почему-то захотелось написать о Ринате Зуфаровиче немного больше. Это человек с большой буквы и мировой мужик с золотыми руками – так я его могу описать. И он делает действительно великое дело – приобщает детей к труду и творчеству, что в современном мире гаджетов и компьютеров не так-то просто.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector