Alp22.ru

Промышленное строительство
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дайте определение понятию износ и изнашивание. Перечислите виды изнашивания. Охарактеризуйте этапы изнашивания. Перечислите виды трения

Дайте определение понятию износ и изнашивание. Перечислите виды изнашивания. Охарактеризуйте этапы изнашивания. Перечислите виды трения.

Изнашивание — это процесс разрушения и удаления материала с поверхности твердого тела и (или) накопления остаточной деформации при трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела.

Износ-это результат изнашивания , проявляющийся в виде изменения размеров и свойств материала деталей.

Классификация видов изнашивания:

1. Механическое изнашивание

2. Абразивное изнашивание

3. Гидроабразивное (газоабразивное) изнашивание

4. Гидроэрозионное (газоэрозионное) изнашивание

5. Усталостное изнашивание

6. Кавитационное изнашивание

7. Изнашивание при заедании

8. Изнашивание при фреттинге

9. Изнашивание при действии электрического тока

10. Коррозионно-механическое изнашивание

Процесс изна­шивания деталей подвижных сопряжений за период работы машины до ее ремонта можно условно разделить на три ха­рактерных этапа (рис. 1). В первый период работы (этап I) сопрягаемые детали изнашиваются быстро, так как происхо­дит приработка трущихся поверхностей. В этот период нагруз­ка воспринимается преимущественно выступами, имеющими­ся на поверхностях деталей после механической обработки. Поэтому удельные давления значительно превышают расчет­ные значения и условия смазки нарушаются. По мере изна­шивания выступов зазор в сопряжении быстро увеличивает­ся. Чтобы избежать образования задиров трущихся поверхно­стей и выхода деталей из строя, в начальный период эксплуа­тации новой или отремонтированной машины работу начина­ют с минимальной нагрузки, постепенно увеличивая ее до но­минальной. На первом этапе tп происходит приработка дета­лей, т.е. сопряжение как бы приспосабливается к условиям нагружения. Интенсивность изнашивания постепенно снижает­ся. Этап приработки деталей называют обкаткой машин.

После приработки деталей скорость изнашивания их ста­билизируется или возрастает медленно вследствие сглаживания неровностей на трущихся поверхностях. Наступает период нор­мальной работы tн(этап II) с установившейся скоростью изнашивания. Этот период составляет наибольшую часть времени работы сопряжении, и окончание его должно определить конец нормальной эксплуатации.

В случае чрезмерного увеличения зазоров в сопряжени­ях динамические нагрузки возрастают настолько, что возни­кают удары, вызывающие дополнительные деформации де­талей и резко повышающие скорость изнашивания (этап III). Наступает период аварийного (предельного) износа. Увели­чение зазоров может привести к поломкам деталей.

Трение — это явление сопротивления относительному перемещению, возникающее между двумя телами в зонах соприкосновения по­верхностей по касательным к ним. Трение сопровождается переходом части кинетической энергии в теплоту.

Изнашивание деталей, образующих неподвижные соединения, зависит от силы трения покоя.

Трение покоя— трение двух тел при микросмещениях без макросмещения (до перехода к относительному движению).

Для деталей, входящих в подвижное соединение, изнашивание будет зависеть от силы трения движения.

Трение движения — трение двух тел, находящихся в движении относительно друг друга.

По характеру относительного движения трение движения разделяют на трение скольжения и трение качения.

Трение скольжения — кинематическое трение, при котором одна и та же точка одного тела соприкасается со следующими одна за другой точками другого тела.

Трение качения кинематическое трение, в котором каждая из точек одного тела приходит в соприкосновение только с одной из точек другого тела, а точка их касания является мгновенным центром вращении (подшипники качения, зацепление шестерен и др.). По характеру протекания процесса различают трение без смазочного материала и со смазочным материалом.

Трение без смазочного материала трение двух тел при отсутствии на поверхности трения введенного смазочного материала любого вида. Такое трение сопровождается повышением температуры, прочным сцеплением отдельных точек контакта, что вызывает интенсивное разрушение трущихся поверхностей. В условиях такого трения работают диски сцепления, тормозной барабан — колодки, гнездо клапана — клапан, звенья гусениц — пальцы и др.

Трение со смазочным материалом— трение двух тел при наличии на поверхности трения введенного смазочного материала любого вида.

12. Охарактеризуйте планово-предупредительную систему ТО и ремонта машин. Перечислите мероприятия системы ППР. Приведите основные виде периодических ТО тракторов.

Система планово-предупредительная ТО и ремонта представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий профилактического характера, выполняемых для поддержания машины в работоспособном и справном состояние. Система называется плановой потому, что все её мероприятия выполняют по заранее разработанному плану, а предупредительная потому , что входящие в неё мероприятия носят профилактический характер, т.е предназначены для восстановления работоспособности машины или её деталей до их выхода из строя.

Основные мероприятия планово-предупредительной системы ТО и ремонта – обкатка , ТО , ремонт и хранение машин ( узлов и агрегатов ).

Обкатка машин проводится в условиях хозяйства в период выполнения различных строительных и транспортных работ при переменной возрастающей нагрузке . Основное её назначение – создать надёжные условия работы машин в начале эксплуатации и довести трущиеся поверхности до такого состояния , при котором возможна нормальная работа.

Техническое обслуживание ( ТО) представляет собой комплекс обязательных к выполнению работ, направленных на поддержание машин в работоспособном и исправном состояние . Оно включает контрольно-диагностические, регулировочные, крепёжные, смазочные, заправочные и др работы. В зависимости от назначения ,периодичности, перечня и трудоёмкости ТО разделяют на ежесменное , периодическое и сезонное.

Ежесменное ТО (ЕТО) – выполняют перед началом ,во время перерывов и после окончания работы. Основное назначение – общий контроль работы машин и их подготовка для очередной смены.

Периодическое ТО выполняют после определённой наработки машин. Основное назначение – снижение интенсивности изнашивания деталей , а также выявление и предупреждение неисправностей, повреждений и отказов машин. Периодическое ТО разделяют на несколько видов : ТО-1 , ТО-2 , ТО-3.

Сезонное ТО проводят 2а раза в год ( осеннее и весеннее ) при понижении или повышении температуры до +5С. Основное назначение сезонного ТО – подготовка машин для эксплуатации в холодное или теплое время года.

Ремонт машин представляет собой комплекс работ, направленных на поддрежание и восстановление их исправноси и работоспособности. Ремонт включает в себя контрольно-диагностические, разборочные, сборочные, регулировочные, слесарные , механические и др. работы. В зависимости от назначения и характера выполнения работ ремон подразделяют на текущий (Т) и капитальный (К).

Текущий ремонт выполняют для обеспечения или восстановления работоспособности машин при эксплуатации. Он состоит в замене и (или) восстановлении отдельных составных частей машины.

Содержание и организация проведения текущего ремонта зависят от вида машины, периода ее использования и технического состояния. Отдельные составные части машины, достигшие предельного состояния, при текущем ремонте можно заменять новыми или отремонтированными при условии, что другие основные составные части машины имеют запас ресурса до следующего ремонта.

Капитальный ремонт проводят для восстановления исправности и полного (или близкого к полному) ресурса машины. Он характеризуется полной разборкой и сборкой машины, заменой всех изношенных деталей (в том числе и базовых) и любых составных частей новыми или отремонтированными, а также обкаткой и испытанием составных частей и машины в целом. Капитальному ремонту подвергают не только машины, но и их составные части. Капитальный ремонт, как правило, выполняют на специализированных предприятиях

Читайте так же:
Принцип смазки цепи бензопилы

Хранение машин представляет собой комплекс работ , направленных на улучшение сохранности машин в нерабочее время. В зависимости от продолжительности хранение машин разделяют на кратковременное и длительное.

38.2.2. ВИДЫ ИЗНОСА И МЕТОДЫ ИХ РАСЧЕТА

Понятие «износ», используемое в оценочной практике, необходимо отличать от понятия «амортизация», применяемого в бухгалтерском учете.

Амортизация в бухгалтерском учете — это процесс распределения первоначальных затрат, связанный с приобретением оборудования, на весь срок службы без определения его текущей стоимости.

В оценке износ рассматривается как основной фактор для определения текущей стоимости (стоимости возможной реализации) безотносительно к его первоначальной стоимости.

Итак, при расчете стоимости оцениваемого объекта затратным методом процесс оценки сводится к определению стоимости оборудования как нового и последующему учету обесценения. Определение износа необходимо также при расчете стоимости оборудования методом сравнительного анализа продаж для корректировки полученных от аналогов значений стоимости на степень износа. Доходный метод не требует расчета износа, поскольку последний учитывается косвенно при прогнозировании доходов от его эксплуатации. При этом функциональный и экономический износ можно учесть также косвенно — через цены аналогов (данные виды износа распространяются одновременно на все аналогичные объекты), а физический износ должен учитываться напрямую, так как он зависит от условий эксплуатации конкретного оборудования. Выявление у оцениваемого объекта признаков физического, функционального и экономического износов свидетельствует о наличии общего накопленного (совокупного) износа. Все составляющие совокупного износа разделяют на устранимые (устранение которого физически возможно и экономически целесообразно) и неустранимые.

целом и, разумеется, не превышать стоимости оборудования как нового.

Физический износ представляет собой ухудшение первоначально заложенных технико-экономических параметров, обусловленное естественным изнашиванием как оборудования в целом, так и отдельных компонентов в процессе эксплуатации, а также под воздействием окружающей среды.

Физический износ подразделяют на несколько подвидов.

Физическим износом первого рода называется износ, накопившийся в результате нормальной (в соответствии с техническими условиями) эксплуатации.

Износ второго рода возникает вследствие стихийных бедствий, аварий, нарушений правил эксплуатации и т.д.

Непрерывным износом называется постепенное снижение технико-экономических показателей в результате эксплуатации.

Аварийный износ — это мгновенный по времени протекания износ, например обрыв ремня привода генератора в автомобиле. Аварийный износ является следствием постепенно накапливающегося скрытого износа, который непосредственно не оказывает влияния на работоспособность оборудования, но со временем увеличивает вероятность возникновения аварийного износа.

Для большинства машин завод-изготовитель устанавливает нормативный срок службы, т.е. период нормальной эксплуатации оборудования, при котором значения главных ценообразующих параметров (ГЦП) не выходят за допустимые пределы, что отражается на производительности, точности и прочих показателях, а также ведет к повышению эксплуатационных расходов.

В зависимости от стадии жизненного цикла оцениваемой машины (степени износа) определяют соответствующий вид оценочной стоимости: рыночную, утилизационную или скраповую. Скра-повая стоимость может иметь и отрицательную величину из-за превышения величины затрат по реализации полностью изношенной машины над величиной стоимости самого скрапа.

Физический износ может быть определен как для машины в целом, так и для отдельных ее компонентов.

Существуют прямые и косвенные методы определения физического износа. К прямым относят точные методы определения износа, основанные на осмотре оборудования и измерении различ

ных его параметров; к косвенным — методы, основанные на осмотре имущества, изучении условий его эксплуатации и нормативных данных.

• Метод прямого определения износа (метод наблюдения) проводится с помощью средств технической диагностики с непосредственным участием обслуживающего персонала. При этом производятся замеры не только основных технических, но и необходимых косвенных параметров изделия. Например, при испытаниях некоторых видов технологического оборудования измеряются минимальная и максимальная скорости оборотов шпинделя, диаметр биения, потребление электроэнергии, сила вибрации различных узлов при разных степенях загрузки и др. Затем по шкале экспертных оценок, соответствующей отклонению тех или иных технических параметров от своего первоначального значения, определяется процент физического износа как отдельных компонентов, так и изделия в целом. Данный метод используется оценщиками достаточно редко.

Остальные методы определения физического износа являются косвенными.

• Укрупненная оценка технического состояния — один из косвенных методов предварительной оценки износа. При использовании этого метода можно описывать объект как поэлементно, так и укрупненно. После осмотра объекта и описания его технического состояния целесообразно использовать специальные оценочные шкалы, пример которых представлен в табл. 38.3

Специальные оценочные шкалы Физический

износ, % Оценка технического состояния Общая характеристика технического состояния 0-5 Новое Новое, только установленное оборудование 6-20 Очень хорошее Оборудование, бывшее в недолгой и нормальной эксплуатации 21-40 Очень хорошее -хорошее Бывшее в нормальной эксплуатации оборудование после проведения текущего ремонта 41-60 Хорошее -удовлетворительное Бывшее в нормальной эксплуатации оборудование, требующее проведения несложного текущего ремонта 61-80 Удовлетворительное -неудовлетворительное Оборудование, требующее проведения капитального ремонта 81-100 Скрап, лом Непригодное к эксплуатации 1 Саприцкий Э.Б.

Следует отметить, что данный метод определения износа является ориентировочным. В любом случае необходимо учитывать стоимость замены изношенных узлов и деталей, а также другие возможности модернизации устаревшего оборудования.

• Метод срока жизни заключается в анализе соотношения «возраст/нормативный срок службы (НСС) оборудования».

В зависимости от условий эксплуатации в числителе может быть указан хронологический возраст (ХВ), т.е. период времени, прошедший со дня ввода объекта в эксплуатацию до даты оценки (Тэкспл), или эффективный возраст (ЭВ), экспертно определяемый оценщиком, основанный на оценке внешнего вида, технического состояния, экономических факторов, влияющих на стоимость объекта.

ЭВ соответствует физическому состоянию объекта и учитывает степень ликвидности. В зависимости от интенсивности эксплуатации ЭВ может быть меньше ХВ, быть равным ему или превышать его и рассчитывается следующим образом:

ЭВ = нормативный срок службы — остающийся срок службы. Базовая формула для расчета физического износа:

• Метод «прямого денежного измерения» заключается в подсчете затрат на замену (ремонт) отдельных элементов оборудования и машины в целом в денежном выражении, учет которых позволил бы приблизить остаточную стоимость оцениваемой машины к ее восстановительной стоимости. Эти затраты и представляют устранимый физический износ. Неустранимый износ представляет собой разницу между стоимостью воспроизводства (без учета износа) и суммой остаточной стоимости и устранимого износа при прочих равных условиях.

Физический износ в процентном выражении может быть определен посредством следующего соотношения:

(Стоимость ремонта/Стоимость новой машины) • • 100 = % физ. износа.

Читайте так же:
Как снять редуктор шуруповерта

• Метод потери производительности позволяет рассчитать физический износ на основе сопоставления производительности или другого главного параметра оцениваемой машины на начало эксплуатации и на момент оценки:

Ифиз(%) = 100 ((Пнэ — Пмо)/Пнэ)к»

где Пнэ — производительность оцениваемой машины на начало эксплуатации; — производительность оцениваемой машины на

момент оценки; Кс — степенной коэффициент, учитывающий нелинейный характер зависимости изменения стоимости от изменения значения ГЦП (в данном случае производительности).

Кроме рассмотренных методов расчета физического износа последний может быть оценен снижением доходности от эксплуатации. Учитывая ограниченность применения доходного подхода при оценке отдельных машин, данная методика определения физического износа не получила широкого распространения. Расчеты ведутся по формуле

ифиз(%) = юо (/„ — /мо)//нэ,

где / — чистый доход от оцениваемой машины на начало эксплуатации; / — чистый доход от оцениваемой машины на момент оценки.

Функциональный износ выражается снижением потребительской привлекательности различных качеств машины, обусловленным развитием новых технологий в сфере производства аналогичного оборудования, и приводит к ее обесценению. Исходя из причин этого вида износа выделяют моральный и технологический износ.

Моральный износ — возникает, как правило, вследствие усовершенствования технико-экономических параметров или конструктивных решений при производстве аналогичного оборудования. Моральный износ можно разделить на подвиды исходя из характера обесценения:

• износ, обусловленный избыточными капитальными затратами. Производство новой, более совершенной машины обходится дешевле, чем воспроизводство устаревшей. Данный подвид морального износа может быть измерен в стоимостном выражении разностью между стоимостью воспроизводства и стоимостью замещения, рассчитанными для одного и того же объекта без учета износа;

• износ, обусловленный избыточными эксплуатационными затратами. Современные аналоги характеризуются не только более дешевым изготовлением, но и гораздо меньшим ресурсопотреблением в процессе эксплуатации по сравнению с морально устаревшими машинами. Износ, обусловленный избыточными эксплуатационными затратами, может быть измерен методом капитализации избыточных эксплуатационных затрат.

Моральный износ, вызванный незначительной разницей в значениях ГЦП сравниваемых машин, может быть измерен следующим образом.

Технологический износ вызван усовершенствованием структуры технологического цикла, т.е. изменением состава и количества звеньев технологической цепочки.

Пример 38.3. Для машины, выпускаемой на замену старой, требуется 25 кв. м площади, а не 30 кв. м как для старой оцениваемой машины. Технологический износ оцениваемой машины составит: (30 — — 25)/30 • 100 = 17%. Как правило, управляющий будет стремиться к увеличению производительности на 1 кв. м производственной площади и, следовательно, приобретению более компактного оборудования.

Экономический износ представляет собой обесценение оборудования вследствие негативного влияния следующих внешних факторов:

• сокращение спроса на некоторые виды выпускаемой продукции (или перепроизводство);

• высокая конкуренция в сфере производства аналогичных машин;

• изменения в структуре сырьевых рынков;

• инфляция, приводящая к росту затрат на сырье, энергоресурсы и рабочую силу, не обеспеченному соответствующим увеличением цен на выпускаемую продукцию;

• высокие процентные ставки по целевым банковским кредитам, усложняющие обновление машинного парка;

• законодательные ограничения на эксплуатацию отдельных видов машин, вызванные действующими экологическими нормами и др.

В зависимости от приведенных причин внешний износ может определяться методом срока жизни или измерением снижения загрузки оборудования. Для оценки экономического износа может применяться также метод парных продаж, при котором сравниваются два сопоставимых объекта, один из которых имеет признаки внешнего износа, а другой их не имеет. Разница в ценах продаж (при прочих равных условиях) трактуется как внешний (экономический) износ.

Пример 38.4. Оценивается некое оборудование, эффективный возраст которого 5 лет, а нормативный срок службы 15 лет. В данном случае физический износ составит 33% [5/(5 + 10) • 100]. Однако вла

дельцу оцениваемого актива предписано заменить его более совершенным оборудованием в течение двух лет по причине низкой эко-логичности. Так как оставшаяся жизнь в силу этого обстоятельства сократилась до двух лет, то экономический неустранимый износ составит: 5/(5 + 2)- 100 = 71,4%.

Метод снижения загрузки предполагает сопоставление номинальных показателей загрузки оборудования в машино-часах (сменах) и загрузки на момент оценки.

Пример 38.5. Номинальная загрузка технологической линии (Зном) должна составлять 16 ч в сутки. Однако в силу насыщения рынка продукцией определенной номенклатуры владелец вынужден снизить загрузку технологической линии на момент оценки (Змо) до 10 ч, тем самым сокращая объем выпускаемой продукции. Расчет экономического износа (И ) производится по формуле

В расчетах могут быть использованы и другие показатели, например производительность или объем выпускаемой продукции. Значение Кс в расчетах обычно принимают равным 0,6—0,7.

При выявлении у оцениваемой машины признаков физического, функционального и внешнего износов совокупный износ (Исов) рассчитывают по формуле

Исов (%) — [1 — (1 — Кфиз) (1 — Кфункц) (1 — КзК0Н)] • 100,

где Кфиз — коэффициент физического износа; Кф ц — коэффициент функционального износа; Кэкон — коэффициент экономического износа.

Виды износа предприятия: методы определения

Поясняются методы, используемые при определении показателей различных видов износа предприятий, перечислены основные направления их практического применения. Приведены меры, позволяющие в той или иной степени компенсировать негативные последствия износа.

Термин "износ" в применении к предприятию образно отражает действительность. Когда говорится об износе предприятия, имеются в виду соответствующие потери, утраты и обесценивания. Различают, во-первых, износ производственных, производительных и социальных возможностей предприятия и, во-вторых, износ его балансовой стоимости.

Первая группа видов износа

где Н — количество наименований структурных рабочих мест предприятия для выполнения основных работ по производству продукции, работ и услуг (далее — СРМ),

Ч — среднее число на предприятии СРМ одного и того же наименования,

Р — средневзвешенное число персональных рабочих мест основных производственных рабочих на одном СРМ предприятия,

Ф — средневзвешенный нормативный годовой фонд рабочего времени одного СРМ предприятия при двухсменном или иных нормативных режимах его эксплуатации,

или в более упрощенном виде:

При этом выделим следующие показатели:

Шкала возможных значений производственной мощности предприятия приведена ниже.

Точки с номерами 0 — 10 шкалы имеют следующий смысл:

Теоретически возможен случай, когда предприятие, выполнив норму производительности и при этом по тем или иным причинам не продав в отчетном периоде ни одной единицы произведенной готовой продукции, автоматически становится полным банкротом с перспективой неминуемого закрытия. Непроданная продукция с экономической точки зрения при определении уровня эксплуатационного износа предприятия может быть приравнена к непроизведенной продукции. При этом непроданная продукция для предприятия экономически более обременительна, чем непроизведенная.

Физический износ. Физическим износом предприятия называется материальное снашивание элементов его производственных основных фондов, постепенная утрата ими потребительских свойств, качества и стоимости в процессе эксплуатации и под влиянием естественных сил природы. Физический износ характерен для техники, машин, оборудования, для зданий и сооружений, а также для сетей коммуникаций предприятия. Понятие физического износа применимо также к рабочей силе предприятия (изношенное, подорванное здоровье работника и т.п.) и выпускаемой продукции — товара (например, деформация, ухудшение внешнего вида, частичное нарушение окраски).

Читайте так же:
Корончатые сверла по дереву

Так как предприятия являются симбиозом технических средств, рабочей силы и могут выступать в качестве товара, на них распространяются основные закономерности физического износа, характерные для перечисленных компонентов симбиоза.

Суть этого вида износа состоит в том, что в процессе эксплуатации предприятия увеличиваются зазоры, ослабляются допуски и посадки в сочленениях используемой им техники. В результате появляются сверхнормативные потери рабочего времени основных и вспомогательных производственных рабочих на техническое обслуживание и ремонт такой техники, на контроль качества производимой продукции, устранения учащающегося брака. Увеличиваются затраты рабочего времени на наладку и переналадку технологического оборудования, а также на ремонт и замену организационно-технической оснастки. Повышенных затрат времени по мере увеличения срока эксплуатации требует ремонт зданий и сооружений, электропроводки, освещения, отопления и т.д. Затрудняется обеспечение нормальных условий труда и производства, что приводит к более частым потерям трудоспособности рабочей силы и остановкам производственного процесса.

метод прямого хронометража операций производства продукции, при выполнении которых проявляется этот вид износа;

метод контролируемого остатка;

метод экспертных оценок.

Метод экспертных оценок общеизвестен и поэтому останавливаться на нем здесь не имеет смысла.

Различают организационные износы предприятия:

по вине производственных рабочих — нарушителей трудовой и производственной дисциплины;

по вине производственных менеджеров и администрации предприятия;

по вине тех и других.

Основные причины потерь эффективного рабочего времени предприятия по вине производственных рабочих — целодневные прогулы, уходы с работы в течение рабочей смены по личным и семейным обстоятельствам, уход с рабочих мест на частые перекуры, выяснение отношений с другими рабочими и начальством и т.д.

Потери рабочего времени предприятия по вине менеджмента и администрации предприятия вызваны в основном недостатками в организации производства и труда производственных и вспомогательных рабочих, недостаточной эффективностью борьбы с нарушениями трудовой и производственной дисциплины в среде рабочих и в своей среде.

Если сверхнормативные потери рабочего времени основных производственных рабочих предприятия помимо указанного вызваны недостаточностью фронта заказов, то вину за эту часть организационного износа предприятия несут его руководство и маркетинговая служба.

В большинстве случаев общие потери эффективного рабочего времени предприятия из-за организационного износа происходят по вине всех категорий его промышленно-производственного и управленческого персонала.

Вторая группа видов износа предприятия

В настоящее время применяют в общей сложности пять способов определения стоимостного износа предприятий, соответствующие способам расчета амортизационных отчислений:

линейный метод расчета;

метод списания стоимости предприятия по сумме чисел лет срока его полезного использования;

метод списания стоимости предприятия пропорционально объему выпускаемой продукции;

метод уменьшаемого остатка;

метод ускоренной амортизации, рассчитанный на поощрение экономически и социально важных капитальных вложений в народное хозяйство страны.

Методы расчета морального износа машин, а значит, и предприятий в целом наиболее полно представлены в [2].

Применение показателей износа предприятия

Очевидны, по крайней мере, четыре основных направления практического использования показателей износа предприятий:

оценка действительных нормативных производственных, производительных и социальных возможностей, т.е. народно-хозяйственного потенциала предприятия;

разработка норм производительности (продуктивности, выработки) предприятия;

корректное определение уровней экономического (производственного и коммерческого) развития и роста предприятия (уровней экономической, деловой активности);

оценка рыночной стоимости предприятия.

Физический, как экономический и моральный износ, обычно дает о себе знать, когда предприятие переступает середину срока своей службы и приближается к его завершению. Показатели организационного износа применяют главным образом для того, чтобы разрабатывать и принимать действенные меры для наведения должного порядка в соблюдении всеми работниками предприятия трудовой и производственной дисциплины. Показатели коммерческого износа предприятия обязательно используют при уточнении и улучшении его маркетинговой и сбытовой политики.

Кроме того, показатели организационного и коммерческого износа могут быть использованы для расчета допустимых размеров скидок с первоначально установленной стоимости предприятия в процессе рыночного торга при его продаже.

По всей вероятности, существуют и другие направления практического применения показателей различных видов износа предприятия, требующие соответствующего осмысления.

Перечисленные возможные виды износа предприятия, если они возникают и прогрессируют, остановить и полностью устранить крайне затруднительно, но они поддаются минимизации путем принятия тех или иных общеизвестных в настоящее время и проверенных на практике мер. К числу таких мер относятся:

организация временной сверхурочной работы отдельных СРМ либо тех или иных производственных подразделений предприятия для выполнения выпавших по разным причинам объемов производства продукции;

выявление и загрузка свободных производственных мощностей, обычно имеющихся на предприятии, выполнение профильных и побочных (сопутствующих, попутных) работ;

временное изменение режима сменности работы предприятия либо его отдельных структурных звеньев, в том числе СРМ;

при крайней необходимости организация выполнения выпавших в результате экономического износа предприятия работ на стороне;

приобретение необходимых, но не произведенных элементов выпускаемой предприятием готовой продукции на открытом рынке (в торговой сети).

Виды и причины износа электрооборудования

Виды и причины износа электрооборудованияВсе объекты, созданные человеком или при его участии, подлежат износу с первых мгновений окончания работы над ними. Происходит это во время работы, хранения или даже консервации. Это касается и электрооборудования. В результате ему время от времени требуются ремонты и восстановительные работы. По виду износ электрооборудования может быть механическим, моральным и электрическим.

Механический износ электрооборудования

Если говорить о механическом износе электроборудования, то под ним подразумевается изменение первоначальных форм всего агрегата, составляющих его частей или отдельных деталей, которые происходят в процессе постоянных или временных, как внешних, так и внутренних, воздействий.

Механический износ может выражаться в образовании канавок, царапин, истончении покрытий или технологических слоев. Чаще всего такое происходит в местах соприкосновения движущихся одна относительно другой деталей. Так, в процессе эксплуатации происходит механический износ коллектора электрических машин. На нем появляются дорожки, выработки из-за того, что металл стирается в процессе трения, превращаясь в металлическую пыль, которая выдувается из корпуса потоком воздуха, или оседает на внутренней поверхности корпуса.

Быстрому износу электрического коллектора может способствовать более сильное, чем это требуется, прижатие щеток, или же использование щетки, более твердой, чем это предусмотрено заводом-изготовителем. Каждая пара соприкасающихся между собой деталей рассчитывается отдельно по твердости. И та, которая конструктивно рассчитана не на ремонт, а на регулярную замену, как угольная щетка, должна быть мягче, чем та, с которой она соприкасается – коллектор. Тогда и износ будет минимальным.

Читайте так же:
500 Ампер сколько киловатт

В случае с электрическими аппаратами также возможен механический износ. Он выражается в том, что в процессе эксплуатации, нагрева изменяется первоначальная геометрия контактов, ослабляются и деформируются прижимные или возвратные пружины механизмов.

Что касается приводных электродвигателей, то основной износ у них приходится на места контактов движущихся деталей с неподвижными. Это шейка вала, кольца на роторе, все виды подшипников. Также механический износ угрожает и внешним защитным покрытиям, если они регулярно подвергаются разрушительным механическим воздействиям.

В большинстве случаев механический износ требует регулярного проведения профилактического осмотра, ремонта электрооборудования, замены износившихся деталей и сборочных единиц. В некоторых случаях возможно частичное восстановление их эксплуатационных свойств и повторное использование.

Электрический износ электрооборудования

Электрический износ электрооборудования

Для электрооборудования различают еще такой вид износа, как электрический. При этом геометрия изделий, их масса может оставаться прежней, но происходит невосстановимая утрата электроизоляционных свойств отдельных элементов электрооборудования. Так, в электрической машине может износиться изоляции в пазах.

Или же случится износ трансформаторных обмоток. Такой износ иногда незаметен глазу, и может быть обнаружен лишь приборами. Иногда, электрический износ – следствие воздействия, происходящего из-за многолетней эксплуатации в нормальных условиях. Однако, чаще всего – это действие агрессивной среды, высокой температуры и других неблагоприятных факторов, ускоряющих выход оборудования из строя или же его частичную порчу.

Под воздействием недопустимой по техническим нормативам температуры или же при превышении концентрации агрессивных химических веществ происходит разрушение изоляционных слоев. В результате они постепенно или одномоментно разрушаются, теряют, изменяют свои электроизоляционные свойства. Тогда и происходит замыкание между витками обмоток, случаются пробои в изоляции, возникает выход потенциала на те части оборудования, какие не должны находится под напряжением.

Такой электрический износ может угрожать не только работоспособности электрического оборудования, но и приводить к авариям, пожарам, несчастным случаям, травмированию и гибели людей, имеющих к нему доступ.

Своевременное выявление электрического износа, качественное устранение его последствий, одно из основных условий безопасности. Обычно это происходит во время капитального ремонта электрооборудования, поскольку выявить конкретное место износа, как в случае в повреждением изоляции в отельных витках обмоток, проникнуть к нему, не разрушая другие слои, не всегда представляется возможным.

Электрический износ возможен и в результате оседания угольной пыли, металлической, проникновения влаги и, как следствие, появления ржавчины в местах контактов.

Моральный износ электрооборудования

Еще можно говорить и о моральном износе электрооборудования. Это специфический вид износа. Он имеет место даже тогда, когда отсутствует сам факт эксплуатации. Оборудование хранится на складе, или исправно и безопасно работает. Однако, дальнейшее его использование или установка делается нецелесообразной в связи с тем, что уже созданы и реализуются более совершенные аналоги. Они технологичнее и экономичнее.

Такой процесс происходит повсеместно. Касается всех видов материалов и техники, изделий легкой промышленности, товаров народного потребления. Прогресс постоянно создает более привлекательный, безопасный и удобный продукт. Научные открытия позволяют наделять оборудование ранее недоступными для него свойствами и функциями.

Но при этом, моральный износ электрооборудования – не окончательный приговор, чтобы его отправлять в утиль. Чаще всего новации касаются каких-то элементов, узлов, систем управления. Основной же принцип работы, скажем, обмоток трансформатора или его корпус, остаются прежними и позволяют его успешно эксплуатировать в дальнейшем.

Улучшить качество дальнейшей эксплуатации морально изношенного, или, как говорят еще, морально устаревшего оборудования, может модернизация. И, чем она глубже, тем больше приближаются параметры устаревшего оборудования к параметрам более нового и совершенного в техническом отношении. Модернизация помогает продлевать жизнь устаревшим производствам, вписывая их в постоянно обновляющийся технический мир, при этом она позволяет экономить значительные средства.

Устранение всех видов износа

Для устранения всех видов износа электрооборудования наиболее предпочтительной является система плановых профилактических его ремонтов и осмотров. Суть ее заключается в том, что, не дожидаясь поломок или выхода оборудования из строя, регулярно, по графику, проводятся профилактические работы, плановый ремонт, замена наиболее уязвимых в смысле износа узлов и деталей.

Межремонтный период устанавливается с учетом режима и условий эксплуатации, возраста оборудования, его изношенности, состояния. Но это не единственные условия, определяющие периодичность. В ее выборе также учитываются факторы наличия дублирующих систем, бесперебойность и безопасность, которыми должно обладать предприятие, где эксплуатируется электрооборудование, а также наличие или отсутствие собственных бригад по его обслуживанию. Не всегда у администрации есть возможность держать в штате таких специалистов в необходимом объеме.

В последнее время популярность приобретает заключение договоров на такой вид профилактического обслуживания электрооборудования с компаниями, которые занимаются его установкой, пусконаладочными работами. Широко стали использоваться системы мониторинга и диагностики, они позволяют в ранние сроки выявлять места возможного преждевременного износа. Такой подход дал возможность в последние годы значительно сократить случаи аварийной поломки электродвигателей, повысить надежность и бесперебойность работы генерирующих установок, трансформаторных подстанций.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Что такое износ и виды износа

Коррозионный износ (пластические деформации, изменение свойств материала и т.д.)

Результат износа проявляется в изменении размеров или формы детали, нарушении ее целостности, появлении задиров, царапин, трещин. Косвенными признаками износа являются снижение показателей работы машины, появление вибраций, заклинивание и т.д.

Механический износ в основном зависит от следующих факторов:

1.качества металла трущихся поверхностей;

2.чистоты обработки трущихся поверхностей (определяет фактическую поверхность контакта трущихся деталей);

3.наличия и качества смазки деталей трущихся пар.

Рассмотрим эти факторы более подробно.

1) Для уменьшения износа применяются специальные антифрикционные чугуны, баббиты, бронзы и другие материалы. Так в центробежных насосах контактирующие кольца (вращающееся и неподвижное) изготавливаются из стали. Скорость износа пары сталь-сталь высока. Замена одного кольца на чугунное позволяет значительно повысить долговечность колец. Так пара чугун-сталь 3х13 работает на истирание в 2-3 раза дольше, чем пара сталь-сталь.

С увеличением твердости материала износ детали уменьшается. Поэтому при замене изношенных деталей особое внимание следует уделить проверке качества закалки, цементации и других методов повышения поверхностной твёрдости материала.

Для описания процесса износа используют следующие понятия:

Скорость изнашивания – абсолютный износ детали во времени, выраженный в линейных (мкм/ч), массовых (Г/ч) или объемных единицах (мм 3 /ч).

Интенсивность изнашивания – это отношение абсолютного износа к пути скольжения (в мкм/км). В безразмерной форме (в м/м) интенсивность изнашивания ( J ) имеет малое численное значение ( J =10 -12 — 10 -8 ). Например, для капрона в диапазоне t o 90-120 o С J = 5 ? 1О -8 .

Интенсивность линейного изнашивания (безразмерная величина)

Читайте так же:
Лучший топор колун для колки дров

h — высота изношенного слоя; L — длина пути трения.

Интенсивность массового изнашивания

М- масса изношенного металла; F — номинальная поверхность площади трения.

Jm = Jh ? r , где r — плотность металла.

При ­ t o ? твердость металла, и для описания зависимости интенсивности изнашивания от t o используется уравнение

J = А ? ехр(ВТ), где А, В постоянные.

Для описания зависимости интенсивности изнашивания от удельной нагрузки (давления) Р обычно применяют степенное уравнение J = cpn, где с, n — постоянные.

2. Чистота обработки определяет в основном износ в период обкатки (так как в начале работы деталей микронеровности, образованные на поверхности деталей в результате предшествующей механической обработки, разрушаются и возникает новый микрорельеф поверхности соответствующий условиям взаимного перемещения элементов пары).

На рис.1 показано изменение шероховатости поверхности деталей во времени при различной начальной чистоте обработки.

Из рисунка следует, что шероховатость поверхности стремится к установившемуся значению. Время t 1 характеризует период приработки, т.е. период, когда наблюдается заметное изменение шероховатости поверхности. При t > t 1 наблюдается период установившегося износа. В этот период коэффициент трения минимальный и наблюдается минимальный износ. Это свидетельствует о том, что имеется оптимальная шероховатость. При изготовлении сменных деталей необходимо стремиться к достижению оптимальной шероховатости, при которой износ и длительность приработки деталей будут минимальными.

Характер износа деталей во времени представлен на рис. 2.

Где d 1 — начальное значение зазора — зависит от конструкции соединения.

I — период приработки (повышенный износ из-за микронеровностей от обработки).

II — период нормального износа (характеризуется постоянной скоростью износа). Увеличение зазора происходит без заметного снижения работоспособности.

III — период аварийного износа, характеризуется возрастанием скорости износа.

Зазор d 2 — соответствующий переходу от II к III является предельно допустимым. Эти значения приводятся в технических условиях на ремонт машины. В процессе эксплуатации эти зазоры периодически контролируются (с помощью щупа).

(Расчет деталей на долговечность по допустимой величине износа называется расчетом на износ).

Из кривой износа следует, что скорость износа в период приработки уменьшается в период нормальной эксплуатации остается постоянным, в период аварийного износа увеличивается.

В общем виде уравнение износа

Простейшая линейная зависимость имеет вид:

где А и В – коэффициенты.

Для I периода В<0. Для II В=О или >1. Для III В>>1

Процесс износа является статистическим, поэтому уравнение (1) может описывать кривую износа по средним значениям зазора или по максимальным его значениям для группы одинаковых деталей. (Распределение зазоров по размерам подчиняется нормальному закону).

Для машины в целом описать ее износ трудно, поэтому используются показатели надежности.

3. Наличие смазки значительно снижает механический износ, т.к. при достаточной толщине смазочного слоя трение деталей одна о другую заменяется трением слоев смазки. В зависимости от толщины и характера слоя, образуемого смазкой, возможны следующие виды трения:

жидкостное (полное разделение трущихся поверхностей смазкой);

полужидкое (смазка покрывает только часть полной поверхности трущихся деталей);

полусухое (большая часть поверхности деталей не имеет смазки);

сухое (смазка отсутствует полностью);

граничное (слой смазки настолько тонок (менее 0.1 мкм), что его свойства не подчиняются законам гидродинамики).

Основные виды жидких масел, используемые в качестве смазок: индустриальные, автотракторные, авиационные, трансмиссионные, турбинные, компрессорные, приборные масла и масла спец. назначения (трансформаторные, гидротормозные и т.д.).

Основными элементами, для которых необходима смазка в машинах и аппаратах, являются подшипники скольжения зубчатые, цепные, червячные и винтовые передачи, сальники, пары трения с возвратно-поступательным движением.

Как конструктивный элемент узла трения, смазочные масла выполняют следующие функции:

1.Уменьшают трение, возникающее между сопряженными деталями.

2.Снижают износ и предотвращают задиры трущихся поверхностей.

3.Отводят тепло от трущихся поверхностей.

4.Защищают трущиеся поверхности от коррозионного воздействия внешней среды.

5.Уплотняют зазоры между сопряженными деталями.

6.Удаляют продукты износа и коррозии из зоны трения.

Коррозионный износ – процесс разрушения металлов при химическом или электрохимическом взаимодействии их с окружающей средой. Для аппаратов химической промышленности коррозионный износ является наиболее частой причиной выхода их из строя. По характеру разрушений коррозия может быть сплошной (по всей поверхности металла) и местной (в виде отдельных пятен). В первом случае долговечность аппарата может быть определена только с помощью математической теории надежности.

В химической промышленности отказы аппаратуры распределяются по видам коррозии следующим образом:

1) коррозионное растрескивание – 35%

2) дырочная коррозия — 20%

3) общая (равномерная) коррозия — 18%

4) межкристаллическая коррозия — 16%

5) другие виды коррозии — 11%

Коррозионное растрескивание — следствие двух одновременно действующих факторов: агрессивности среды и остаточных напряжений в металле. Повысить стойкость аппаратуры из углеродистой стали к коррозионному растрескиванию удается отжигом при 650 ° C нержавеющих сталей — отпуском при 650-800 ° С.

Ремонт трещин возможен только путем полного удаления всего дефектного участка. Попытка заварить трещину приводит к раскрытию соседних микротрещин.

Дырочная коррозия характеризуется образованием сквозных отверстий и наиболее опасна для аппаратов высокого давления.

Межкристаллическая коррозия распространяется по границам кристаллов или зерен. Этот вид коррозии опасен тем, что продукты коррозии остаются внутри металла, внешний вид которого не меняется.

В наибольшей степени коррозии подвержены:

1) места с высокой линейной скоростью среды (например, у входного или выходного штуцера);

2) участки с остаточными напряжениями (чаще всего-зто сварные швы);

3) застойные зоны, где скапливается жидкость;

4) зоны нагрева (при повышении температуры скорость коррозии резко увеличивается);

5) узлы трения (механический износ при воздействии агрессивной среды усиливается, изменяются также свойства смазки).

Расчет предельного износа

Для большинства деталей предельный износ может быть выражен только допустимым зазором в сопряжении или предельно-допустимым искажением геометрической формы сопряженных деталей. Предельный износ в большинстве случаев определяется экспериментально. Для некоторых типовых соединений машин предельный износ может быть определен следующим образом.

Для пары "вал-подшипник скольжения" предельный износ рассчитывается в зависимости от условий и режима работы. При жидкостной смазке, на основании гидродинамической теории смазки и накопленного опыта, наивыгоднейший /оптимальный/ диаметральный зазор.

где d — диаметр шейки вала, /см/

n — частота вращения вала в 1 минуту;

h — абсолютная вязкость масла, Дан с/м 2 ;

р — удельное давление на шейку вала, Дан/м 2 ;

с — геометрический фактор

где l -длина цапфы, /см/

Величина предельного износа

где S R z — суммарное максимальное значение высоты неровностей поверхностей вала и подшипника, которое зависит от вида обработки и колеблется в пределах 0.005-0.01 мм для классов чистоты Н9-Н10 по стандарту СЭВ 144-75

При этом предельно допустимый зазор не должен превышать величину предельного износа (ограничение):

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector