Alp22.ru

Промышленное строительство
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диаметр звездочки цепной передачи от числа зубьев

Диаметр звездочки цепной передачи от числа зубьев

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Единая система конструкторской документации

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОЧИХ ЧЕРТЕЖЕЙ
ЗВЕЗДОЧЕК ПРИВОДНЫХ РОЛИКОВЫХ
И ВТУЛОЧНЫХ ЦЕПЕЙ

Unified system for design documentation.
Rules for making working drawings of sprocket wheels
for roller and sleeve-type chains

Дата введения 01.01.71

2. Рабочие чертежи звездочек приводных роликовых и втулочных цепей должны быть выполнены в соответствии с требованиями стандартов Единой системы конструкторской документации и настоящего стандарта.

ширину зуба звездочки;

ширину венца (для многорядной звездочки);

радиус закругления зуба (в осевой плоскости);

расстояние от вершины зуба до линии центров дуг закруглений (в осевой плоскости);

диаметр обода (наибольший);

радиус закругления у границы обода (при необходимости);

диаметр окружности выступов;

шероховатость поверхности профиля зубьев, торцовых поверхностей зубьев, поверхности выступов и шероховатость поверхностей закругления зубьев (в осевой плоскости).

первая часть — основные данные (для изготовления);

вторая часть — данные для контроля;

третья часть — справочные данные (см. черт. 1 — 3).

число зубьев звездочки z;

параметры сопрягаемой цепи: шаг t и диаметр ролика d3 или втулки d2;

профиль зуба по ГОСТ 591 надписью: «Со смещением» или «Без смещения» (центров дуг впадин);

группа точности по ГОСТ 591.

7. Во второй части таблицы параметров приводят:

размер диаметра окружности впадин Di и предельные отклонения (для звездочек с четным числом зубьев) или размер наибольшей хорды Lx и предельные отклонения (для звездочек с нечетным числом зубьев);

допуск на разность шагов;

допуск радиального биения окружности впадин;

допуск торцового биения зубчатого венца.

8. В третьей части таблицы параметров приводят:

диаметр делительной окружности dд;

ширину внутренней пластины цепи h;

расстояние между внутренними пластинами цепи b3;

для многорядной цепи — расстояние между рядами цепи А;

число рядов цепи.

При необходимости указывают и другие справочные данные, относящиеся к элементам зацепления.

6 — 8. (Измененная редакция, Изм. № 2).

10. Неиспользуемые графы таблицы параметров исключают или прочеркивают.

Пример выполнения зубчатого венца звездочки для приводной роликовой однорядной нормальной цепи

* Размер для справок.

Пример выполнения чертежа зубчатых венцов звездочки для приводной роликовой трехрядной цепи

Описание: Описание: 2

* Размер для справок.

Пример выполнения чертежа зубчатых венцов блока звездочек для однорядных цепей

Описание: Описание: 3

* Размер для справок.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

В.Р. Верченко, Я.Г. Старожилец, Ю.И. Степанов, В.И. Дозорцев

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР от 19.06.68 № 948

Изменение № 2 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 8 от 12.10.95)

Последовательность расчета передачи зубчатой цепью

Для зубчатых цепей еще не разработана единая методика расчета, поэтому расчет передачи с зубчатыми цепями ведут с использованием данных завода-изготовителя или по ориентировочным зависимостям.

Особенность выбора зубчатых цепей заключается в том, что для одного шага р цепи существует пять или шесть стандартных ширин В цепи (см. табл. 6.3).

Шаг цепи р выбирают по табл. 6.4 в зависимости от максимально допустимой частоты вращения или угловой скорости меньшей звездочки.

Число зубьев Z1 меньшей звездочки вычисляется по формуле

где u – передаточное число передачи.

При этом учитывают, что с увеличением числа зубьев Z1 давление в шарнире, шаг и ширина цепи уменьшаются, а долговечность цепи соответственно увеличивается.

Требуемую ширину цепи вычисляют исходя из критерия износостойкости шарнира цепи по формуле:

где Kэ = Kд коэффициент эксплуатации для зубчатых цепей; Р1 — мощность на ведущей звездочке, кВт; р — шаг цепи, мм; V — скорость цепи, м/с; KV — скоростной коэффициент,

KV = 1-1,1·V 2 ·10 -3 ;

Последовательность расчета передачи зубчатой цепью

1. Определить число зубьев меньшей звездочки.

2. Определить число зубьев большой звездочки.

3. Определить шаг цепи.

4. Определить скорость цепи.

5. Определить ширину цепи В и подобрать стандартную цепь.

Примеры расчета цепных передач

Пример 1

Рассчитать цепную передачу в приводе ленточного транспортера. Мощность на ведущей звездочке P1=4,1 кВт при угловой скорости 1=24,8 рад/с. Передаточное число цепной передачи 5. Нагрузка постоянная, работа двухсменная. Смазывание цепей периодическое. Наклон линий центров звездочек к горизонту =38°. Натяжение цепей регулируется перемещением вала звездочки.

1. Выбор типа цепи.

Учитывая большую передаваемую мощность P1при средней угловой скорости малой звездочки принимаем для передачи однорядную роликовую цепь.

Читайте так же:
Металлическая форма для отливки металла

2. Число зубьев малой звездочки

3.Число зубьев большой звездочки

4.1. Вращающий момент на малой звездочке

4.2. Удельное давление в шарнире согласно табл. 6.6 Н/мм 3 для заданной w1 = 24,8 рад/с об/мин.

4.3. Согласно условиям работы принимаем поправочные коэффициенты (табл. 6.5)

4.4. Коэффициент эксплуатации

Принимаем цепь с шагом 25,4 мм, для которой d =7,95 мм, B=22,61мм, q=2,6 кг/м (см. табл. 6.1).

Для выбранной цепи по табл. 6.4 об/мин, следовательно условие выполняется, т. к.

Для принятого шага цепи p=25,4 мм по табл. 6.6 уточняем Н/мм 2 .

5. Скорость цепи

6. Окружная сила, передаваемая цепью

7. Расчетное давление в шарнирах цепи

Износостойкость цепи обеспечивается.

8.1 Ориентировочное межосевое расстояние.

8.2 Длина цепи в шагах

Принимаем lp =148 шагов.

9. Межосевое расстояние, соответствующее окончательно принятой длине цепи.

10. Предварительное натяжение цепи от провисания ведомой ветви при Kf=3

11. Сила, действующая на валы звездочек

12. Число ударов

Долговечность цепи обеспечивается.

13. Прочность цепи

Прочность цепи обеспечивается.

Пример 2

Выбрать приводную зубчатую цепь для цепной передачи станка. Мощность на меньшей звездочке P1= 5,5 кВт при угловой скорости 1 = 294 рад/с; передаточное число u = 3, нагрузка равномерная.

1. Число зубьев меньшей звездочки

Принимаем Z1=31

2. Число зубьев большой звездочки

По табл. 6.4 при w1 = 294 рад/с принимаем шаг цепи p=12,7 мм.

4. Скорость цепи

а) Согласно условию работы принимаем Kд=1; коэффициент эксплуатации зубчатой цепи Kэ= Kд =1;

б) скоростной коэффициент, учитывающий снижение несущей способности цепи из-за центробежных сил

Основные параметры цепных передач

Цепные передачи выходят из строя по следующим причинам:

1. Износ шарниров, приводящий к удлинению цепи, увеличению шага цепи и, как следствие, к нарушению ее зацепления с зубьями звездочек.

2. Усталостное разрушение пластин по проушинам, характерное для закрытых быстроходных тяжелонагруженных передач, работающих при хорошем смазывании, когда износ шарниров не является определяющим.

3. Проворачивание валиков и втулок в пластинах в местах запрессовки, связанное с низким качеством изготовления.

4. Усталостное выкрашивание и разрушение роликов.

5. Недопустимое провисание ведомой ветви цепи, характерное для передач с нерегулируемым межосевым расстоянием при отсутствии натяжных устройств.

6. Износ зубьев звездочек.

Ресурс цепных передач в стационарных машинах должен составлять 10…15 тыс. ч., он чаще всего ограничивается долговечностью цепи.

Материалы и термическая обработка деталей цепей

Пластины цепей должны обладать высоким сопротивлением усталости, поэтому их изготовляют из среднеуглеродистых качественных или легированных сталей 40, 45, 50, 40Х, 40ХН, 30ХН3А, термообработка – объемная закалка с низким отпуском, твердость обычно 40…50HRCЭ.

Основное требование к деталям шарниров – валикам и втулкам – износостойкость рабочих поверхностей. Валики и втулки преимущественно выполняют из цементуемых сталей 15, 20, 15Х, 12ХН3, 18ХГТ и др., после цементации или газового цианирования детали закаливают до твердости поверхности 56…65HRCЭ. Термодиффузионное хромирование деталей шарниров повышает ресурс цепи по износу в 3…12 раз по сравнению с цементацией.

Твердость поверхности роликов должна быть не ниже 43,5HRCЭ.

Основные параметры цепных передач

Мощности, для передачи которых применяют цепные передачи, изменяются от долей до сотен киловатт, обычно до 100 кВт; межосевые расстояния достигают 8 м.

Частоты вращения звездочек и скорость цепи ограничиваются величиной силы удара в зацеплении, износом шарниров и шумом передачи. Скорость цепи обычно до 15 м/с, но в передачах высокого качества при эффективном смазывании достигает 35 м/с.

Средняя скорость цепи, м/c,

где – число зубьев малой звездочки; – частота ее вращения, мин -1 ;
P – шаг цепи, мм.

Передаточное отношение определяют из условия равенства средней скорости цепи на звездочках (см. рис. 13.1):

Отсюда передаточное отношение

Здесь — число зубьев большой (ведомой) звездочки; — частота ее вращения, мин -1 .

Передаточное отношение ограничивается габаритами передачи, диаметром большой звездочки, малостью угла охвата цепью малой звездочки. Обычно u не превышает 7.

Числа зубьев звездочек. Минимальные числа зубьев звездочек ограничиваются износом шарниров, динамическими нагрузками и шумом передачи. Чем меньше число зубьев звездочки, тем больше износ, так как угол поворота звена при набегании цепи на звездочку и сбегании с нее равен .

Минимальное число зубьев малой звездочки для силовых передач общего назначения выбирают по эмпирической зависимости

При низких частотах вращения может быть уменьшено до 13. Для высокоскоростных передач с м/с принимают .

Читайте так же:
Паяльник для полипропиленовых труб инструкция по применению

Число зубьев большой (ведомой) звездочки:

По мере износа шаг цепи увеличивается и ее шарниры поднимаются по профилю зуба звездочки на больший диаметр, что может привести в конечном счете к выходу цепи из зацепления со звездочкой. При этом предельно допустимое увеличение шага цепи тем меньше, чем больше число зубьев звездочки. Поэтому максимальное число зубьев большой звездочки:

Предпочтительно принимать нечетное число зубьев звездочек (особенно малой), что в сочетании с четным числом звеньев цепи способствует равномерному износу шарниров цепи и зубьев звездочек. По этой же причине желательно выбирать число зубьев малой звездочки из ряда простых чисел.

Рис. 13.5

Делительные диаметры звездочек определяют по расположению центров шарниров цепи на зубьях звездочек. Из рассмотрения треугольника АОВ на схеме малой звездочки цепной передачи (рис. 13.5) следует:

где — угловой шаг, , — число зубьев малой звездочки. Тогда делительные диаметры малой и большой звездочек (мм):

, ( 13.6 )

Межосевое расстояние и длина цепи. Минимальное межосевое расстояние определяют из условий:

1. размещения звездочек

где и — наружные диаметры звездочек.

— угол охвата цепью малой звездочки.

Оптимальное межосевое расстояние

При наблюдается ускоренный износ шарниров цепи в связи с повышенной частотой входа каждого шарнира в зацепление. При даже небольшой износ каждого шарнира цепи вызывает значительное удлинение цепи, что приводит к нарушению зацепления цепи с зубьями звездочек. Обычно межосевое расстояние ограничивают величиной

Формула для определения длины цепи получена по аналогии с формулой для длины ремня (см. 14.5), число звеньев получают делением длины цепи на шаг. Число звеньев цепи зависит от межосевого расстояния , шага и чисел зубьев звездочек и :

Полученное значение округляют до ближайшего большего четного числа. Четное число звеньев цепи позволяет избежать применения переходных звеньев при соединении концов цепи.

Межосевое расстояние (без учета провисания цепи) определяют из (13.9) как больший корень квадратного уравнения:

Цепь должна иметь некоторое провисание во избежание повышенной нагрузки на цепь и валы от силы натяжения и радиального биения звездочек. Для этого межосевое расстояние уменьшают на (0,002…0,004) .

Окружная сила на звездочках (Н):

где — вращающий момент на ведущей звездочке, ,

— делительный диаметр ведущей звездочки, ,

— мощность на ведущей звездочке, ,

— скорость движения цепи, .

Расчет цепных передач

Предварительный расчет начинают с определения величины статической разрушающей силы проектируемой цепи

где — коэффициент безопасности, зависящий от степени ответственности передачи, точности определения действующих нагрузок и коррозионного воздействия на передачу. Минимальные значения коэффициента безопасности принимают при отсутствии коррозии , при активной коррозии .

По найденному значению по стандартам на приводные цепи находят несколько вариантов цепи, для которых разрушающая сила несколько больше требуемой . Найденные варианты различаются шагом, числом рядов и типом цепи. Предварительный расчет, как правило, не позволяет выбрать единственный наиболее целесообразный вариант, а лишь очерчивает область возможных решений.

Основной расчет передачи проводят по условию износостойкостишарниров цепи.

Давление в шарнирах не должно превышать допустимого в данных условиях эксплуатации. Давление в шарнирах связывают с путем трения зависимостью

где — для конкретных условий эксплуатации некоторая постоянная величина, — показатель степени, зависящий от вида трения в шарнирах, при хорошем смазывании , при недостаточном смазывании находится в пределах от 1 до 2.

Условное давление в шарнирах цепи в предположении нулевого зазора между валиком и втулкой и равномерного распределения давления в шарнире

где — коэффициент эксплуатации; — окружная сила на звездочках, Н; — площадь проекции шарнира на диаметральное сечение, мм 2 , — допустимое давление, МПа, для средних эксплуатационных условий, при которых .

Площадь проекции шарнира

где — диаметр валика; — длина втулки (рис. 13.3). Для стандартных цепей определяется по таблицам в зависимости от шага .

Коэффициент эксплуатации представляют в виде частных коэффициентов:

Коэффициент учитывает динамичность нагрузки, при спокойной нагрузке ; при нагрузке с толчками 1,2…1,5; при сильных ударах 1,8. Коэффициент учитывает влияние длины цепи (межосевого расстояния), чем длиннее цепь, тем реже каждое звено входит в зацепление со звездочкой и тем меньше износ в шарнирах; при принимают ; в других случаях , где — длина цепи при , — длина рассчитываемой цепи. Коэффициент учитывает влияние наклона линии центров звездочек передачи к горизонту; чем больше наклон передачи, тем меньше допустимый суммарный износ цепи; при угле наклона при . Коэффициент учитывает влияние регулировки цепи; для передач с регулировкой положения оси одной из звездочек , для передач с нерегулируемым положением звездочек . Коэффициент учитывает влияния характера смазывания; при непрерывном смазывании в масляной ванне или от насоса ;при регулярном капельном или внутришарнирном смазывании , при нерегулярном смазывании 1,5. Коэффициент учитывает влияние режима работы передачи, из зависимости (13), учитывая пропорциональность пути трения и числа смен работы передачи в сутки, получают . Коэффициент учитывает влияние температуры окружающей среды, при принимают ; при экстремальных условиях .

Читайте так же:
Шуруповерт деволт все инструменты

Если по расчету значение коэффициента , то возможности передачи используются недостаточно и следует принять меры по улучшению условий работы.

Проверочные расчеты передачи проводят при значительных отличиях реальных условий эксплуатации от средних. Проверку на прочность при пиковыхперегрузках проводят для передач землеройных, сельскохозяйственных и других машин, при работе которых возникают неучитываемые предельные состояния (встреча с непрогнозируемым препятствием). Условие прочности

где — кратность кратковременной перегрузки.

Для тяжелонагруженных быстроходных передач (при скорости цепи м/с) проводят расчет деталей на сопротивление усталости. По этому критерию разрушающую силу определяют раздельно для пластин , валиков , втулок и роликов . Допускаемая окружная сила на звездочках по условию сопротивления усталости

где — меньшая сила из и ; — коэффициент безопасности.

Точное определение ресурса цепи по износу шарниров весьма затруднительно. Интенсивность изнашивания шарниров цепей при изменении конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов в пределах, характерных для реальных машин, изменяется от 0,00001 до 1000 мкм на 1 м пути трения. Поэтому расчет приводных цепей на износ по единой зависимости пока невозможен.

С достаточной точностью такие расчеты выполняют по методу подобия, согласно которому срок службы рассчитываемой приводной цепи

где — ресурс цепи в эталонной передаче, ч; — коэффициент, учитывающий отличия в конструкции, технологии и эксплуатации реальной передачи от эталонной.

Конструирование звездочек цепных передач

Конструирование звездочек цепных передач отличается от конструирования цилиндрических зубчатых колес лишь зубчатым венцом. Поэтому большинство рекомендаций по конструированию ци­линдрических колес распространяется и на конструирование звездочек.

· При конструировании следует учитывать некоторые особенности: в приводах с быстроходными двигателями цепную передачу, как правило, устанавливают после редуктора;

· Ведомую ветвь цепи рекомендуется располагать внизу во избе­жание подхватывания ее звеньев зубьями ведущей звездочки;

· Для обеспечения достаточного самонатяжения цепи не следу­ет делать угол наклона линии центров к горизонту более 60°. Если угол наклона больше 60°, то применяют оттяжную звездочку на ведомой ветви;

· Поскольку цепь в поперечном направлении не обладает гибко­стью, то необходимо предусматривать возможность регулировки валов цепной передачи на параллельность, а звездочки должны быть уста­новлены в одной плоскости;

· Возможно применение многорядной передачи.

· Длина ступицы звездочки lст = (0,8. l,5)dв. Диаметр ступицы dст = 1,5dв + 10 мм. Звездочки диаметром свыше 200 мм рекомендуется делать составными или сварными. В составной звездочке ступица может быть выполнена из чугуна

· Предельные отклонения размеров зубьев звездочек средней группы точности: диаметра окружности выступов – h12, диаметра окружности впадин –h11, ширины зубьев – h12; для низкой точности соответственно h14, h12, h14. Предельные отклонения диа­метра посадочного отверстия ступицы звездочки не ниже H8.

· Параметр шероховатости рабочих поверхностей зубьев принимают Rа ≤ 6,3 мкм при V≤8 м/с и Rа ≤ 3,2 мкм при V >8 м/с.

· Размеры звездочки со ступицей для приводной однорядной цепи приведены на рис. 4.2.7.

· Материал кованых звездочек: сталь 45, сталь 40Х

b1= 0,93 bвн 0,15 мм;

где t – шаг цепи; z – число зубьев звездочки.

где Di = dд – 2r, r – радиус впадин; r = 0,502D + 0,05 мм; ;
β = 7…8° – штамповочный уклон; R ≥ 6 мм; угловые скосы γ = 14…18° при
f = 0,2 b1; dст = (1,6…1,7)d; lст = (0,8…1,0)d – для посадок с гарантированным натягом , lст = (0,9…1,4)d – для посадок переходных .

Зубья звез­дочек роликовых и втулочных цепей определены ГОСТ 591-69* (см. рис.8.6), зубчатых – по ГОСТ 13576-81. Основные параметры и расчетные размеры зубьев и венцов звездочек роликовых и втулочных цепей показаны на рис. 4.2.6, 4.2.7 и приведены в табл. 4.2.6.

Размеры зубьев и венцов звездочек

для приводных роликовых и втулочных цепей

ПараметрРасчётная формула
Диаметр элемента зацепления цепей: втулочных , роликовых Ширина пластины цепи (наибольшая) h Расстояние между внутренними пластинами цепи Расстояние между осями многорядной цепи АРасчеты выбираются по ГОСТ 13568-97 и ГОСТ 21834-87
Радиус закругления зуба (наименьший) Расстояние от вершины зуба до линии центров дуг закруглений Диаметр обода (наибольший) Радиус закругленияr3=1,7Dц h3=0,8Dц Dс=t·ctg(180°/z) –1,3h r4=1,6 мм при t ≤ 35 мм r4=2,5 мм при
Ширина зуба звездочки, мм: однорядной двухрядной многорядной Ширина венца многорядной звездочкиb1= 0,93b3 – 0,15 b2= 0,90b3 – 0,15 bn= 0,86b3 – 0,30 , где n-число рядов
Примечание: Указанные в таблице размеры вычисляют с точностью до 0,1 мм. Размер округляют до 1 мм.
Читайте так же:
Что такое плуг у древних людей

Рис. 4.2.6. Параметры зубьев звездочек

для приводных роликовых и втулочных цепей

Для многорядных цепей расстояние между осями многорядной цепи (А) выбирают согласно таблице 4.2.7.

Расстояние между осями многорядной цепи (А)

Шаг цепи t, мм12,715,87519,0525,431,738,144,4550,8
А, мм13,9216,5922,7829,2935,7645,4448,8758,55

Рис. 4.2.7. Звездочка со ступицей для приводной однорядной цепи

Дата добавления: 2016-08-06 ; просмотров: 4297 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Зубчатые и цепные передачи

Зубчатые передачи которой происходит касание зубьев, называют начальной, или делительной окружностью (?>н.о) .

Рис 93 Зубчатые передачи которой происходит касание зубьев, называют начальной, или делительной окружностью (?>н.о) .

Отношение диаметров начальных окружностей большого к малому колесу называют п е-редаточным числом.

Так как число зубьев пропорционально диаметрам колес, передаточное число может быть определено как отношение числа зубьев колес.

Передаточным отношением называется отношение частот вращения ведущего и ведомого колес. Если передача идет с большего на меньшее колесо, то она является ускорительной, если наоборот, то замедляющей. Промежуток между двумя сосед-ными зубьями, называют впадиной. Наружную часть зуба, считая от начальной окружности, называют высотой головки зуба, а внутреннюю — высотой ножки.

Сумма этих величин определяет полную высоту зуба Н=Н^—+Я2. Толщиной зуба считается размер, измеренный по делительной окружности. Боковые стороны зубьев представляют собой правильную кривую поверхность, выполненную по эвольвенте и обеспечивающую касание зубьев без их защемления.

Суммарную величину толщины зуба и ширины впадины называют шагом Г зубчатого зацепления и определяют как произведение величины модуля и постоянного числа я, равного 3,14, т. е.

Все размеры зубьев определяют в зависимости от модуля зацепления т. Величина модуля, измеряемая в миллиметрах,

Толщина зуба в колесах с обработанными зубьями берется равной половине шага Т, при этом допуск на неточность изготовления всегда устанавливают в сторону уменьшения толщины зуба и увеличения ширины впадины.

В зубчатых колесах с нормальными зубьями высота головки Ні берется равной значению модуля; высота ножки зуба Я2 принимается несколько больше модуля — примерно 1,2 т. В результате при зацеплении зубьев они не встают в распор и обе спечивают радиальный зазор 0,2 т. Общая высота зуба Я при нормальном зацеплении

Диаметр начальной окружности равен произведению модуля на число зубьев, т. е. йя.=тг. Исключение составляет корре-гированное, т. е. исправленное зацепление, где соотношения эти несколько иные.

Диаметр колес, замеренный по наружной кромке зубьев, называют диаметром выступов, а диаметр, замеренный по углублению впадин, диаметром по впадинам. Наружный диаметр зубчатого колеса ?>ш или диаметр по зубу, равен, таким образом, Ян = Яи.о + 2 т.

Расстояние между центрами осей двух сцепленных колес называют межцентровым. Оно равно половине произведения модуля на суммарное количество зубьев обоих колес.

Значение всех этих основных величин во многом помогает определять основные данные зубчатых колес при сильном износе зубьев. Замерив, например, межцентровое расстояние и сосчитав количество зубьев шестерен, всегда можно определить величину модуля.

Замерив высоту зуба и зная, что эта высота должна быть равна 2,2 т, можно найти величину модуля. Значение модуля также можно проверить, разделив диаметр колеса по зубу на количество зубьев, увеличенное на два.

Цилиндрические передачи. Если на цилиндрической поверхности зубья колеса расположены параллельно его оси, то такие колеса называют колесами с прямым зубом, если же направление зубьев наклонное, то косозубыми. Встречаются колеса, в которых зубцы расположены в «елочку» — так называемые шевронные колеса. Сравнительно часто зубья выполняются по винтовой линии.

Все эти сложные направления зубьев предусматривают увеличение длины зуба и количества зубьев, одновременно находящихся в зацеплении, благодаря чему передачи работают спокойнее и способны передавать большие усилия.

Конические передачи. Если в цилиндрической передаче толщина зуба одинакова по всей его длине, то в конических колесах толщина зуба уменьшается по мере приближения к оси колеса. Поэтому в конических колесах различают два модуля: большой, определяемый по большому диаметру, и малый, определяемый по малому диаметру колеса.

Читайте так же:
Кронштейны для навесных полок

Угол между осевыми линиями двух сцепляющихся конических колес в большинстве случаев бывает равен 90°, однако он может быть как больше, так и меньше 90°.

Угол конической (поверхности, образуемый линией касания зубьев сцепленных конических колес, называют углом начального конуса.

Все основные понятия — модуль, шаг, начальная окружность, диаметры по зубу и по впадине, толщина зуба, ширина впадины и т. д. — в конических колесах аналогичны цилиндрическим колесам.

Червячная передача. Она состоит из червяка и червячного зубчатого колеса.

Червяк имеет вид цилиндрического тела, на поверхности которого сделана винтовая нарезка. Профиль нарезки представляет собой прямой зуб соответствующего модуля. Количество нарезок на одном червяке может быть различно; в зависимости от этого и червяки бывают одно-, двух- и многозаходные. По направлению винтовой нарезки червяки бывают с правой и с левой нарезкой. Червячное колесо имеет форму диска, на цилиндрической поверхности которого нарезаны винтовые зубья. Передаточным числом червячной передачи называется отношение числа зубьев колеса к числу заходов червяка. Так как количество заходов червяка во много раз меньше числа зубьев, то червячная передача имеет большое передаточное число.

Величина угла наклона винтовой нарезки червяка имеет большое значение в работе передачи. Если угол наклона невелик и не выходит за пределы 4-5°, то червячная передача обладает свойством самоторможения. Самотормозящая передача допускает движение лишь при условии, что ведущим элементом будет червяк, а ведомым — червячное колесо. Заставить вращаться червяк посредством вращения колеса в этом случае не представляется возможным. Благодаря этому ценному свойству самотормозящая червячная передача нашла широкое распространение в механизмах крана, преимущественно в механизмах подъема стрелы, однако это не исключает необходимости тормоза.

При большом угле наклона винтовой нарезки червяка червячная передача теряет свойство самоторможения и допускает передачу в обратном направлении, т. е. передачу, когда ведущим элементом является колесо, а ведомым — червяк.

В этом случае получается ускорительная передача с большим передаточным числом.

Материалом для червяка чаще всего служит сталь, а для червячных колес — бронза, чугун, а в отдельных случаях и неметаллические материалы — текстолит и другие специальные пластмассы.

В процессе работы червячных передач возникают большие силы трения на рабочих поверхностях, поэтому до избежание зади-ров поверхности соприкосновения должны быть тщательно обработаны и хорошо смазаны. Термическая обработка, шлифовка рабочих поверхностей, хорошая их смазка — все это значительно улучшает условия работы передачи, снижает износ зубьев, удлиняет срок работы червячной передачи.

Цепные передачи. Предназначены для передачи движения между параллельными валами, отстоящими друг от друга на значительном расстоянии. Цепная передача осуществляется ведущей и ведомой звездочками с помощью третьего элемента — цепи. Звездочка, передающая движение, называется ведущей, а звездочка, воспринимающая движение, — ведомой.

Передаточным отношением в цепной передаче является отношение числа зубцов ведущей звездочки к числу зубцов ведомой, при этом передача может быть как замедлительной, так и ускорительной. В отличие от зубчатой в цепной передаче обе соединенные цепью звездочки вращаются в одну и ту же сторону.

Исходным размером для цепей является величина шага цепи, т. е. расстояние между осями двух соседних втулок; в зависимости от этого устанавливаются остальные размеры цели. В качестве приводных наиболее часто применяются втулочно-роликовые цепи (рис. 95).

Они состоят из наружных звеньев: двух пластин 1, в отверстиях которых впрессованы валики 2, и внутренних звеньев пластин 3, в отверстиях которых впрессованы втулки 4.

На втулку внутреннего звена свободно садится ролик 5, воспринимающий усилия от зубьев звездочек. При соединении наружных и внутренних звеньев образуется цепь с хорошими и прочными шарнирными соединениями. Аналогичные цепи, но без роликов, носят название втулочных цепей.

При передаче больших усилий применяют цепи двухрядные и многорядные. В целях предохранения от быстрого износа цепи должны быть хорошо смазаны. В быстроходных передачах цепи заключаются в кожуха и смазка подается непрерывно от специальных смазочных устройств — капельных и приводных масленок.

Для нормальной работы цепи звездочки должны быть расположены в одной плоскости, а цепь, в особенности при большом межцентровом расстоянии, должна иметь надлежащее натяжение. Натяжение цепи достигается постановкой специальных натяжных звездочек или посадкой одной из звездочек на перемещающуюся ось.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector