Основные способы определить обычную батарейку и аккумулятор
Основные способы определить обычную батарейку и аккумулятор
Некоторые – многоразовые, их называют «вторичными». И не всегда понятно, какие изделия являются заряжаемыми аккумуляторами, а какие – обычными батарейками. Как отличить их?
Основными различиями данных элементов являются маркировка, надписи на самом изделии, его типоразмер, а также показатели напряжения и объема. Далее в статье поговорим подробнее о том, как отличить аккумулятор от батарейки.
По внешнему виду
Если смотреть издали на пальчиковые элементы, то просто невозможно отделить простые устройства от аккумуляторных батареек. И те, и другие изготовлены в виде удлинённых цилиндров. У тех и других на торцах расположены разнополюсные контакты. С одной стороны, плюсовая клемма имеет выпуклую шляпку, минусовая – имеет вид плоского блинчика.
При регулярном обращении с пальчиковыми элементами питания можно заметить, что одноразовые батарейки немного легче аккумуляторов. Это связано с тем, что внутреннее устройство АКБ более сложное, из-за этого её вес больше одноразового изделия.
Важно! Чтобы убедиться в предназначении элемента нужно ознакомиться с надписями на корпусе, измерить напряжение и ёмкость, обратить внимание на типоразмер батарейки.
Смотрите какой вольтаж и емкость
Напряжение и энергетический объем обычно различаются.
- АКБ имеют напряжение 1,2 вольт или 3,7 v.
- Батарейки от 1,5 до 3 вольт.
- Литий тионил хлоридные батареи обладают напряжением 3,6 v.
Понять аккумулятор или батарейка у вас в руках можно с помощью мультиметра. Вы можете измерить им напряжение и если оно будет от 1,5 – 3,6 вольт, то это скорее всего батарейка. Ну а если оно от 1,2 или 3,7 V то АКБ.
Литиевую батарейку от литиевого аккумулятора можно отличить по надписям.
Меря напряжение у батареи учитывайте саморазряд. У солевых вольтаж может со временем значительно падать. Если пробовать их заряжать, то может потечь электролит.
Разряженные батарейки могут все равно иметь небольшой ток и за счет этого от них работают еще некоторое время светодиоды.
Но если разрядился АКБ, то он не сможет выдать даже немного энергии.
По надписям на корпусе
Надписи на пальчиковых батарейках (ПБ) несут достаточно много информации о технических характеристиках, габаритах и принадлежности к устройствам одно,- или многоразового использования.
Надписи на корпусах ПБ
Перечень надписей на аккумуляторных ПБ:
- Rechargeable – перезаряжаемое устройство;
- Chargement rapide/normale или Quick/ normal charge – быстрозарядные ПБ;
- Nickel-Cadmium, Ni-Cd, Nickel-Metel hydrid, Ni-Mh – никелевые АКБ;
- Lithium-Ion, Li-Ion – литий-ионные аккумуляторы.
Обратите внимание! Маркировка наносится латиницей на английском языке. Если термины трудно запомнить, следует их записать на любой удобный электронный носитель. При покупке этих изделий записи обязательно пригодятся.
Обозначения ПБ одноразового использования:
- Do not recharge – нельзя заряжать;
- A Dry, Zinc Chloride, Leclanche, Zinc–Carbon battery – цинковые солевые ПБ;
- Lithium battery – литиевые батарейки.
Напряжение и объем
Как уже говорилось выше, у одноразовых и многоразовых элементов питания бывают разные показатели напряжения и объема.
Эта информация должна быть на корпусе:
Если у вас есть вольтметр, вы можете замерять показатели источников питания.
Если оно больше чем 1,2V, и равняется 1,5-1,6V (для щелочных и солевых элементов), 3V или 3,6V (для литиевых изделий), то перед вами батарейки. Если же вольтметр выдает значение около 1,2V или же 3,7V – это АКБ.
Как отличить литиевую батарейку (3,6V) от литий-ионного аккумулятора (3,7V), что имеют незначительное различие в напряжении? Для этого внимательно изучите данные на обоих продуктах.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Помните о том, что, измеряя напряжение на гальванических батареях, нужно учитывать уровень их саморазрядки. У старых моделей батареек (особенно это касается солевых элементов) через некоторое время показатель может сильно понизиться. И, в результате, дойти до показателей АКБ (1,2V) или даже еще ниже. Но не пытайтесь их зарядить — скорее всего, это закончится утечкой химического раствора.
Понять, что за изделие перед вами, можно и по оставшемуся объему в нем, ведь батарейка не может разрядиться до нуля. Она даже с низким напряжением будет продолжительное время подпитывать фонарик (правда, светиться он будет тускло).
По ёмкости
Обычные изделия могут иметь ёмкость от 500 до 3000 мАч. Пальчиковые аккумуляторы по ёмкости делят на две группы:
- Первая группа объединяет аккумуляторные ПБ ёмкостью от 1500 до 3000 мАч. Компактные многоразовые источники тока применяют в устройствах с высоким кратковременным энергопотреблением. Это фото,- и видеоаппаратура, пульты радиоуправления.
- Вторая группа – это АКБ ёмкостью от 300 до 1000 мАч. Их удобно использовать в различных электронных игровых устройствах, фонариках и тому подобных маломощных приборах.
По типоразмеру
Габариты ПБ отличаются буквами АА и ААА. Размер АА относится как к обычным батарейкам, так и к аккумуляторам. Габариты ААА имеют только одноразовые мизинчиковые элементы. Обозначение 18650 наносится только на аккумуляторы. ПБ подразделяются на три вида типоразмеров.
Классификация габаритов
Код габарита | Диаметр корпуса, мм | Длина элемента, мм |
АА | 14 | 45 |
ААА | 10 | 40 |
18650 | 18 | 65 |
Зарядное устройство для разных типоразмеров
По маркировке
Маркировка, нанесённая на боковую поверхность цилиндрического корпуса ПБ, содержит полную информацию о предназначении изделия, его ёмкости, величине напряжения и типоразмере. Вся эта совокупность сведений даёт ответ на вопрос, как отличить стандартную батарейку от аккумуляторной батарейки.
Прежде всего, крупным шрифтом производитель наносит на корпус батарейки название своей фирмы или наименование собственной продукции. Различаются батарейки кодом типоразмера. Пальчиковые аккумуляторы выпускают двух видов габаритов: АА и 18650. Если в маркировке указано – ААА, то это точно одноразовый элемент.
Важно для определения разницы между АКБ и ПБ имеется ли надпись Rechargeable (АКБ) и Do not recharge (одноразовые ПБ).
Отличие батарейки от аккумуляторной системы
Разнообразие обычных щелочных и алкалиновых батареек представлено в большом ассортименте, причем цена на продукцию может очень отличаться, в зависимости от фирмы-производителя. Что касается аккумуляторных батарей, их внешний вид, на первый взгляд, не отличим от стандартных батареек. При проведении стоимостной оценки стандартные батарейки в разы дешевле аккумуляторных за счет не такого длительного срока эксплуатации и отсутствия возможности подзарядки. Соответственно, при приобретении данной продукции стоит руководствоваться не только ценовым фактором, но и внимательно изучать информацию на этикетке.
Аккумуляторные пальчиковые батарейки
Чтобы знать, как отличить обычную батарейку от аккумуляторной батарейки, стоит руководствоваться рядом рекомендаций:
- Самое главное – обращать внимание на маркировку. Именно маркировка позволит определить, что за тип системы выставлен на витрине. Аккумуляторы подлежат многократной подзарядке, поэтому на этикетке всегда присутствует довольно крупная надпись на английском языке «rechargeable», означающая возможность перезарядки, соответственно, на обычных батарейках должна быть аналогичная надпись «do not rechargeable», дословно переводящаяся как «не подлежит повторной перезарядке». Также на этикетке может присутствовать надпись «lithium», характерная только для обычных батареек, она означает повышенную мощность, а, соответственно, и более длительный срок службы, либо надпись на английском языке «alkaline», характерная только для простых батареек и обозначающая их тип;
- Определяющее отличие батареек от аккумуляторов заключается в их напряжении. У стандартных батареек оно, как правило, варьируется от 1,5 до 1,6 Вольт, а перезаряжаемая – имеет напряжение от 1,2 до 1,25 Вольт. Данная информация обычно присутствует на этикетке. Но определить это можно и самостоятельно при помощи стандартных электрических проборов, используя мультиметр или вольтметр;
- На пальчиковом аккумуляторе обязательно присутствует ряд обозначений, указывающих на его тип. NI-CD – материалом изготовления служит никель, а применяемой технологией является кадмиевая технология. NI-MH – этим элементам характерен никеле-металлогидридный тип аккумулятора;
- Для определения типа аккумуляторной системы стоит обратить внимание на ее емкость, которая измеряется в миллиамперах в час (mAh). Она может иметь различное значение, например, 650, 750, 1200, 2000 mAh. Данная надпись, как правило, обладает весьма крупными габаритами, а также выделяется более яркой цветовой гаммой. В зависимости от мощности девайса, отдается предпочтение нужному типу. Например, для домашнего телефонного аппарата вполне хватит мощности в 750-800 mAh, а для фотоаппарата лучше отдать предпочтение емкостям свыше 2500 mAh. Это также является существенным фактором, определяющим разницу между аккумулятором и пальчиковым элементом.
Аккумуляторные батарейки мощностью 3000 mAh
Как видно, отличается аккумулятор от батареек довольно по многим факторам. Кроме всего вышеперечисленного различаются элементы и по ценовой категории. В связи с более длительным сроком службы и большей мощностью аккумуляторы могут превышать стоимость обычных пальчиковых батареек в разы.
Отличия между типами аккумуляторных батареек
В основном пальчиковые аккумуляторы производятся двух типов:
- NiMH – никель-металлгидридные.
- Li-Ion – литий ионные.
Никель-металлгидридные элементы появились на рынке мини энергоносителей во второй половине 80-х годов прошлого века. Основное их предназначение было направлено на питание автономных электронных приборов.
Их конструктивное решение основано на принципе абсорбции атомов водорода структурой редкоземельных металлов. В течение сложных химических реакций на полюсах АКБ накапливается энергетический потенциал. В алюминиевом цилиндрическом корпусе находится рулон из разнополюсных лепестков, пропитанных электролитом (смесь гидридов калия и никеля). Между лепестками вложена сепараторная мембрана.
Li-Ion – литий ионные
Определяющая маркировка аккумуляторов состоит из набора цифр – 18650. Число обозначает типоразмер изделия: 18 – диаметр цилиндра (18 мм), 65 – высота элемента (65 мм), «0» – указывает на оригинальность конструкции.
Устройство батарейки представляет собой алюминиевый цилиндр, внутри которого помещён графитовый стержень (анод), обёрнутый пористым сепаратором. Прокладка пропитана электролитом с ионами лития.
Литиевые аккумуляторы 18650
Положительные ионы лития проникают через сепаратор в графитовую решётку анода. В результате химического взаимодействия атомов на плюсовой клемме АКБ скапливается энергетический потенциал. При активном разряде аккумулятора внутри корпуса происходит выделение паров электролита. Для сброса избыточного давления испарений элементы оснащают клапанами, благодаря чему обеспечивается долгий срок службы изделий.
Изнутри к минусовой клемме припаивают микросхему (контроллер), которая не допускает перезаряд аккумулятора. При превышении порога ёмкости устройство отключает батарею от зарядного приспособления.
Дополнительная информация. Без контроллера возникает риск перегрева АКБ 18650. Вследствие чего корпус батарейки может разорвать. Как правило, такие модели изготавливают малоизвестные производители.
В статье изложена информация в достаточном объёме, чтобы самостоятельно определить, к какой категории принадлежит та или иная батарейка. Пользуясь надписями на корпусе, элементы питания применяют по прямому их назначению.
Как проверить заряд батарейки
Достаточно большое количество устройств и приборов, будь то дома или на работе, используют в качестве источника питания пальчиковые элементы и их разновидности. Рано или поздно становится вопрос, как проверить аккумулятор, как измерить емкость и определить работоспособность батарейки и целесообразность дальнейшего ее использования.
Аккумуляторные и обычные батарейки
Принципиальным отличием акб от обычной батарейки является возможность подпитки элемента, используя специальное устройство. Задавшись вопросом, как проверить емкость аккумулятора, достаточно взглянуть на сам элемент – на корпусе такой батареи отображена ее емкость, выраженная в mAh (миллиампер/час). На всех аккумуляторах, начиная от микро пальчикового до аккумулятора телефона, должна быть указана емкость. Поскольку аккумулятор телефона имеет ряд особенностей в строении, то целесообразно рассматривать только цилиндрические элементы питания.
Гальванические элементы бывают щелочными (алкалиновыми) и солевыми. Химические реакции, происходящие внутри таких батареек, являются необратимыми, что свидетельствует о невозможности восстановить батарейку, израсходовавшую свой заряд, хотя при большом желании такие батарейки можно нагреть феном, побить молотком, подключить к зарядному устройству, что приведет к восстановлению до 15% емкости. Однако такие операции стоит проводить на свой страх и риск, поскольку при таких манипуляциях корпус батарейки может разгерметизироваться и может произойти химический ожог рук либо другие неприятности.
Строение обычной батарейки
Советы:
- Не рекомендуется хранить разряженные батарейки в корпусе электроприбора либо рядом с другими предметами, ввиду возможности вытекания электролита и порчи окружающих предметов;
- По причине своей токсичности элементы питания необходимо утилизировать в специально отведенных местах, а не выбрасывать в обычные мусорные баки. Месторасположения таких мест легко узнать с помощью интернета.
Проверка заряда элемента питания
Существует несколько способов, отвечающих на вопрос, как проверить заряд батарейки с помощью дополнительных приборов и без них.
С помощью мультиметра без нагрузки
Наиболее достоверными измерениями будут проведенные с помощью тестера. Первоначально целесообразно провести измерения без нагрузки с целью исключения изначально севших элементов питания.
Порядок проведения измерений:
- Выбрать режим работы тестера, предназначенный для измерения постоянного напряжения;
- Зафиксировать предел измерений – 20В;
- Приложить щупы тестера к контактам проверяемой батарейки и определить напряжение;
- Зафиксировать показания мультиметра.
Проверка батарейки с помощью тестера
Измерения тестера свидетельствуют:
- При напряжении на батарейке более 1,35В ее можно использовать в любом домашнем электроприборе;
- При показаниях тестера в диапазоне 1,2-1,35В питающий элемент будет полезен для менее требовательных устройств;
- Показания мультиметра менее 1,2В свидетельствуют о непригодности элемента для дальнейшего использования.
Вопрос, как проверить батарейку тестером, раскрыт, но данный способ измерения характеризует только ЭДС или разность потенциалов батарейки, более точно проанализировать состояние элемента питания возможно при подключении к нему некоторой нагрузки.
С помощью мультиметра с нагрузкой
В качестве нагрузочного элемента целесообразнее всего использовать обычную лампочку от фонарика, потому как она обеспечивает наличие необходимого тока величиной 100-150мА.
Чтобы проверить батарейку мультиметром, необходимо:
- Соединить щупы тестера с контактами элемента питания;
- Параллельно подключить лампочку и подождать 30-40 секунд;
- Зафиксировать полученный результат.
Вывод из проверок батареек мультиметром:
- Показания в 1,1В и ниже характеризуют тестируемый элемент как непригодный для дальнейшего использования;
- Пригодным для использования в фонарике или пульте дистанционного управления считается элемент с величиной напряжения до 1,3В;
- При величине напряжения от 1,35В есть возможность применять батарейку в любых электроприборах.
Путем измерения силы тока
Измерения таким путем хоть и наиболее точные, но крайне негативно влияют на длительность функционирования батарейки в целом. Этот метод применим для новых элементов питания и позволяет оценить их мощность сразу при покупке.
Методика проведения тестирования батарейки мультиметром:
- Выбрать режим работы мультиметра, предназначенного для измерения максимального значения постоянного тока;
- На короткое время приложить щупы к контактам элемента питания;
- Зафиксировать показания тестера.
Нормальная величина тока для новой батарейки составляет 4-6А. Показания от 3А до 3,9А свидетельствуют о сниженном эксплуатационном ресурсе, однако, элемент можно применять в электроаппаратуре. При величине тока от 0,7А до 1,1А аккумулятор способен удовлетворить устройства с низким энергопотреблением.
Проверка без мультиметра
Сталкиваясь с проблемой, как проверить батарейку без прибора измерений, не стоит отчаиваться. При необходимости можно проверить заряженность батарейки и без мультиметра. Для проведения такой проверки необходимо поднять элемент над ровной горизонтальной поверхностью на высоту порядка 2-3 см и аккуратно отпустить. С большой вероятностью разряженная батарейка отскочит от поверхности и упадет горизонтально. Заряженная батарейка упадет с более глухим звуком и останется в вертикальном положении.
Объяснение такому поведению элементов питания довольно простое. Если батарейка новая, то внутри нее находится электролит в виде геля. При ударе батарейки о поверхность гель гасит удар, и батарейка не отскакивает. В случае если батарейка разряженная, то ввиду химических реакций гель переходит в более твердое состояние. При ударе о поверхность батарейка амортизирует и отскакивает от нее. Такой метод определения заряда батареек менее точный, но при необходимости и он может помочь.
Предоставленная информация знакомит с элементами питания для электроприборов и устройств, их строением и особенностями эксплуатации и утилизации. Рассмотренные методы расскажут, как проверить емкость батарейки, работоспособность батареек с помощью дополнительного оборудования и без него.
Видео
Как определить годность батарейки
Каждый свинцово-кислотный аккумулятор со временем теряет свою максимальную ёмкость и эксплуатационные свойства, на пластинах образуется налет из солей сернокислотного свинца — сульфатация. Количество кислоты на процент электролита становится меньше и естественно плотность электролита уменьшается.
Как можно проверить аккумулятор?
- Плотность электролита, это самый старинный и популярный метод, но в современных герметичных аккумуляторах нет отверстий для проверки таким способом. Этим методом можно лишь немногое узнать о общем состояние аккумулятора и его ближайшем будущем.
- С помощью нагрузочной вилки. Она представляет собой ручку с двумя клеммами-щупами которые на 1 сек. подключаются к контактам аккумулятора. В составе устройства есть шкала вольтметра и нагрузка которая рассчитана на определенной емкости аккумулятор (автомобильный). Устройство показывает напряжение под нагрузкой и в зависимости от показаний его стрелки можно было судить о исправности аккумулятора.
- Тестер свинцово-кислотных аккумуляторов — электронное устройство способное за несколько секунд (до 3 сек.) показать много параметров аккумулятора, основные это: ток, напряжение, ёмкость, прогноз по сроку службы аккумулятора.
- Контрольный разряд — ну недостаток в том что аккумулятор надо полностью зарядить и проверять его работу (разрядку) по заведомо известной нагрузкой длительное время. Это занимает много времени и тратит ресурс аккумулятора.
Проверка аккумулятора подручными средствами
Перед проверкой аккумулятор обязательно надо полностью зарядить.
Для проверки нужна нагрузка соответствующая половине ёмкости аккумулятора (в ампер-часах)
Например: у нас есть герметичный аккумулятор 12 вольт 7A/h — значит нам нужна нагрузка в 3.5 ампера. При 12 вольт (3.5 * 12 = 42 ) это 42 Ват
На некоторых моделях указывается еще меньший параметр тока (например такая надпись — Initial current less than — 2.1А) исходя из этого берем эту цифру 2.1 * 12вольт = 25Ват — это рабочая нагрузочная мощность аккумулятора.
Теперь нам нужна нагрузка средняя между рабочей и половиной от максимальной ёмкости, это примерно 35 Ват, если рабочий ток не указан, можно взять и 40 Вт.
В качестве нагрузки лучше всего подойдет лампочка (но можно и другую аналогичную нагрузку по току) на 12 вольт и мощностью в 35-40 Вт.
Итак, подключаем лампочку к клеммам аккумулятора на время в 2 минуты и смотрим не меняет ли лампочка яркости, если свет потускнел за такое время то аккумулятор неисправен.
Если же все без изменений то по достижению 2 минут свечения, подсоединяем к светящейся лампочке вольтметр (мультиметр) и смотрим напряжение:
- больше 12.4вольт — аккумулятор сохранил свою номинальную ёмкость и полностью исправен.
- 12-12.4вольт — аккумулятор исправный но уже подуставшый
- меньше 12вольт — 50% от номинальной ёмкости аккумулятор уже утратил и его лучше заменить.
Следует быть уверенным что аккумулятор был полностью заряжен, лучше всего заряжать его на протяжении суток или минимум 6 часов соответствующим времени током.
Как проверить мультиметром заряд аккумулятора
Работоспособность батареи определяется ее вольтажом (напряжением) и емкостью накопителя. Для проверки этих параметров потребуется вольтметр, амперметр или комбинированный прибор – мультиметр.
Чтобы определить оптимальное время зарядки или замены, нужно знать, как пользоваться мультиметром и как проверять аккумулятор под нагрузкой и без нее.
Прибор для измерения силы тока и напряжения.
Мультиметр: что это такое
Мультиметр – это многофункциональное устройство, которое применяется для измерения силы постоянного и переменного тока, напряжения, электрического сопротивления цепи и емкости конденсаторов. Прибор можно использовать в качестве тестера для проверки проводимости («прозвона») цепи и обнаружения разрывов.
Благодаря наличию 3 шунтирующих резисторов с различным электросопротивлением мультиметр может снимать показания в нескольких диапазонах.
Строение мультиметра
Основные рабочие зоны мультиметра.
Наиболее часто для домашних проверок используются электронные мультиметры, имеющие небольшой ЖК-экран и ручку переключения режимов работы устройства. Текущий тип и диапазон измерения находится напротив красной точки или углубления на краю переключателя.
На передней или боковой части корпуса есть несколько гнезд для подключения щупов. Щуп черного цвета является отрицательным и всегда подключается к разъему, отмеченному «Com» или «Common» (земля). Положительный (красный) щуп вставляется в свободное гнездо.
Если на корпусе мультиметра 3 гнезда для щупов, то красный щуп вставляется в среднее гнездо (нижнее обозначено как «Земля»). Верхний разъем применяется для «плюсового» щупа только в том случае, если измеряемая сила тока меньше 5-10 А. В моделях с 4 гнездами диапазон ампеража делится на 3 зоны: до 200 мА (1-й разъем), от 200 мА до 5-10 А и более 5-10 А.
Режим измерения напряжения постоянного тока имеет маркировку ACV, переменного – DCV, силы тока – DCA, а электрического сопротивления – Ω (омега). Постоянный и переменный ток могут обозначаться прямой и волнистой чертой соответственно.
Зона включения прозвонки располагается между диапазоном ампеража и сопротивления. При обнаружении разрыва мультиметр подает звуковой сигнал (у некоторых моделей – только световая индикация). Функциональность тестера обеспечивается батарейкой Крона, резисторами, выпрямительными диодами и другими элементами.
Как проверить аккумулятор автомобиля
Тестирование автомобильного аккумулятора.
Проверяем ток утечки
Для проверки тока утечки нужно:
- Перевести прибор в режим амперметра, выбрав диапазон более 10 А.
- Выбрать метод проверки утечки – в разрыв плюса или массы. В 1 случае «плюс» мультиметра подключается к соответствующей клемме аккумуляторной батареи (АКБ), а «минус» – к контактам автомобиля. Во 2 случае щупы подключаются к минусовым клеммам АКБ и машины, но полярность не влияет на результат.
- Отключить освещение, магнитолу и габаритные фары в автомобиле.
- Отсоединить «минусовую» клемму машины от АКБ, в разрыв цепи подключить мультиметр, соблюдая полярность метода.
- Снять показания с прибора. При наличии тока утечки – поочередно проверить разрывы цепей сигнализации, противотуманных фар, обогрева, дополнительного освещения и других систем автомобиля.
Измеряем напряжение
Наиболее быстро определить работоспособность батареи можно с помощью вольтметра. Чтобы узнать напряжение на АКБ, необходимо:
- Переключить тестер в режим измерения постоянного напряжения.
- Заглушить двигатель и выключить все системы автомобиля, потребляющие электричество. При работающем моторе полученный вольтаж будет соответствовать генератору, а не накопителю.
- Подключить щупы параллельно к «плюсу» и «минусу» аккумуляторной батареи, соблюдая полярность.
- Снять показания прибора. При отсутствии потребителей и тестовой нагрузки вольтаж должен составлять 12,66 В при 100% заряда. При 75% напряжение составит 12,42 В, при 50% – 12,18 В, а при полном разряде – 11,6-11,8 В. При снятии показаний нужно учитывать долю погрешности мультиметра. Подзарядку рекомендуется производить при 12,2-12,4 В в зависимости от времени года. Полный разряд является небезопасным для аккумулятора и требует длительного восстановления низкими токами.
Также вольтаж измеряется при работающем двигателе, при участии нагрузочной катушки (18-20 мОм) и основных потребителей аккумулятора (магнитолы, габаритов и др.). Тест на работающем моторе показывает заряд, который передается от генератора на АКБ.
Для проверки напряжения нужно завести двигатель, но выключить все потребители электроэнергии в машине. Нормальный показатель составляет 13,6-13,7 В, но может колебаться в пределах от 13,5 до 14 В. Вольтаж более 14 В означает, что идет подзарядка АКБ. Такое значение может наблюдаться при измерении в холодную погоду без предварительного прогрева двигателя.
После первичного теста нужно поочередно включать потребителей в цепь, продолжая наблюдать за показателями мультиметра. После каждого прибора вольтаж должен падать не более чем на 0,1-0,2 В. Оптимальное значение напряжения при включении всех систем – 12,8-13 В.
Для измерения нагрузочной вилкой (катушкой) устройство подключается к клеммам АКБ на 5 секунд. Мультиметр, подсоединенный параллельно, снимает вольтаж при заданной нагрузке. Напряжение рабочей батареи составит 10,2 В. Вольтаж ниже 9 В свидетельствует о сильном износе аккумулятора.
Проверяем внутреннее сопротивление
Внутреннее сопротивление (R) влияет на потери тока на аккумуляторе и интенсивность разогрева батареи по закону Джоуля-Ленца. Чем меньше этот показатель для АКБ, тем выше ее потенциальная работоспособность.
Общее значение складывается из нескольких локальных сопротивлений:
- на стыке электродов и электролита;
- на соединениях и электродах;
- в электролите (сопротивление ионному потоку).
Измеряемая величина зависит от температуры и заряженности АКБ: чем холоднее электролит и ниже заряд, тем больше показатель R.
Для определения внутреннего сопротивления нужно:
- Разрядить аккумулятор до 85-90%, чтобы получить более точное значение.
- Подключить к АКБ резистор или другой элемент сопротивления с заданным параметром R и силы тока. Для проверки батарей автомобилей используются лампы мощностью 60 Вт (5 А).
- Подсоединить параллельно мультиметр в режиме вольтметра. Запомнить полученный вольтаж.
- Отключить лампу, повторно измерить напряжение. Допустимое увеличение показателя при токе 5 А – 0,05 В (внутреннее сопротивление – 10 мОм). Если разница вольтажа превышает 0,05 В, аккумулятор нужно заменить.
Определяем емкость
Емкость АКБ измеряется методом контрольного разряда при заданных параметрах нагрузки. Целью теста является определить, за какое время батарея потеряет половину заряда после полного его восстановления.
Проверка выполняется в следующей последовательности:
- измерить напряжение на клеммах, сравнить с показателем, эквивалентным полной заряженности;
- подключить потребляющий элемент с заданной мощностью, отметить время начала теста;
- время половинного разряда батареи умножается на силу тока в цепи;
- полученное значение в А*ч сравнивается с данными технического паспорта аккумулятора.
Для быстрой проверки можно подключить к АКБ лампу, которая потребляет половину тока батареи. Потускнение света после 2-5 минут теста свидетельствует о низкой работоспособности аккумулятора.
Умные зарядные устройства проводят проверку емкости АКБ автоматически – при штатной зарядке или восстановлении после глубокого разряда.
Проверяем батарейки
Проверка работоспособности батарейки.
Номинальное напряжение щелочных и алкалиновых пальчиковых батареек составляет 1,5-1,6 В. Для проверки их работоспособности можно применять 2-хэтапный тест:
- Без нагрузки. Выбрать на мультиметре режим постоянного напряжения диапазоном от 200 мА до 5-10 А, приложить щупы с соблюдением полярности. Классифицировать батарейки по полученным показателям: более 1,35 В – рабочие, от 1,2 до 1,35 В – требуют проверки под нагрузкой, менее 1,1-1,2 В – подлежат утилизации.
- С нагрузкой. Проверять нужно только те батарейки, вольтаж которых на 1 этапе превысил порог в 1,2 В. После включения нагрузки в цепь нужно выждать 30-40 секунд, а затем подсоединить щупы мультиметра. При напряжении менее 1,1 В батареи следует утилизировать, при 1,1-1,3 В – можно использовать в маломощных устройствах (пультах дистанционного управления, компьютерных мышках), при более чем 1,35 В – применять в любых приборах, питающихся от портативных накопителей.
Записываем параметры аккумулятора телефона
Емкость аккумулятора телефона проверяется при помощи мультиметра, часов, резистора и зарядки. Полностью заряженная батарея разряжается с помощью резистора, после чего снова ставится на зарядку. В процессе контролируется длительность и сила тока зарядки.
Если измерить только длительность восстановления батареи, то можно получить меньшее значение, чем указано в паспорте телефона. Это обусловлено тем, что производитель указывает А*ч при восстановлении зарядкой 3,8 В, а штатное напряжение на стандартных зарядных устройствах составляет около 5 В. С учетом КПД зарядки вольтаж падает до 4,5 В.
Для расчета нужно умножить ампераж зарядки на длительность полного восстановления, а затем дополнительно учесть коэффициент 4,5 В/3,8 В.
При отсутствии нагрузочного элемента можно разрядить АКБ самим смартфоном.