Как откручивать шурупы с сорванной крестовиной — «слизанными» шлицами
Как откручивать шурупы с сорванной крестовиной — «слизанными» шлицами
Как пользоваться бытовой техникой
Шурупы и саморезы используются для соединения разных деталей, Это один из самых популярных способов соединения. Иногда возникают ситуации, когда шуруп надо выкрутить. Сложность возникает в случае срыва или «облизывания» крестовины (шлицев) на головке крепежа.
Причины срыва граней на головке шурупа, самореза
Часто проблемы, связанные с деформированием головки таких крепёжных элементов, как шуруп или саморез случаются у новичков, выполняющих строительные и ремонтные работы. Иногда с этим сталкиваются и профессионалы.
Есть несколько причин, по которым возникает описанная проблема:
- плохой инструмент. Именно работа изношенным инструментом часто приводит к срыву граней на крепёжных элементах. Это связано с плохим контактом жала отвёртки с головкой шурупа;
- несоответствие оснастки. Необходимо, чтобы жало инструмента точно повторяло прорези на головке самореза;
- несоблюдение технологии ввинчивания. Во время закручивания шурупа к инструменту прилагается недостаточное усилие, поэтому жало проскальзывает. Ввинчивать шурупы надо на малых или средних оборотах и нельзя располагать инструмент под наклоном к крепёжным элементам;
- качество метиз. Они могут быть изготовлены из некачественного металла или головки прорези имеют неправильную форму.
Как нужно действовать при первых признаках сорванных граней
Если во время выкручивания шурупа или самореза вы увидели, что отвёртка или бита начинают проворачиваться в гранях головки, не надо паниковать. Иногда достаточно взять новую отвёртку и проблема решается. Во время закручивания такого крепежа нельзя его добивать молотком или стараться обязательно докрутить до конца. В том случае, когда проблема возникла во время закручивания шурупа, надо попытаться выкрутить такой крепёж и заменить его новым.
Способы вытаскивания шурупа с сорванной крестовиной
Если на головке крепежа сорвались или облизались грани, то есть несколько способов, позволяющих выкрутить такой шуруп или саморез.
Обжим выступающей головки резьбы
В том случае, когда часть самореза выступает над поверхностью, можно его выкрутить путём обжима головки плоскогубцами. Для этого лучше всего использовать тонкие плоскогубцы (утконосы). С их помощью зажимают кончик шурупа и начинают вращать против часовой стрелки. Вместо плоскогубцев, можно использовать патрон дрели. Им обжимают головку и откручивают саморез.
Восстановление шлицев
Если ухватиться за головку плоскогубцами не получается, а шуруп немного возвышается над поверхностью, то можно восстановить шлицы. Для этого используют болгарку или ручную пилу по металлу. С их помощью на головке делают пропил, он не должен быть глубже 2 мм, иначе головка ослабнет и поломается. После этого откручивают шуруп плоской отвёрткой.
Высверливание отверстия в шляпке
Можно использовать левостороннее сверло. В магазине, кроме привычных свёрл, есть и те, у которых ход спирали слева направо. При помощи такого инструмента в головке винта делают отверстие. Когда сверло достигнет определённой глубины, его заклинивает и вместе с ним начинает откручиваться саморез.
Использование резины
Для этого способа надо найти кусок медицинского жгута или плотной резины, например, камеры от мотоцикла. Подбирают отвёртку, которая полностью соответствует шлицам на головке самореза. Между ней и головкой укладывают кусочек резины и, сильно надавливая на отвёртку, откручивают проблемный крепёж. Резина помогает увеличить коэффициент трения, и жало плотно входит в прорези на головке, поэтому отвёртка не проскальзывает.
Нагревание крепежа
Этот вариант хорошо подходит в том случае, когда крепёжный элемент закручен в пластмассу. При помощи паяльника нагревают головку шурупа. От высокой температуры пластмасса размягчается и ослабевает крепление крепежа. После этого надо быстро, пока поверхность не остыла, открутить саморез. Если шуруп в дереве, то его нагревают и ждут, пока остынет. Это позволяет немного ослабить крепление, после чего крепёж проще откручивать.
Применение экстрактора
Экстрактор — инструмент, предназначенный для откручивания винтов, болтов и саморезов со сломанными головками. Сначала при помощи сверла, диаметр которого меньше диметра головки, делают в ней углубление. После этого берут конический экстрактор, соответствующего диаметра, закручивают его в углубление и откручивают крепёж. Можно сразу использовать экстрактор, если глубина шлицев достаточная для его закручивания.
Есть шлицевые экстракторы. Они сделаны в виде гайки, к которой вместо внутренней резьбы шлиц. На головку винта надевают шлицевой экстрактор, а потом в неё вкручивают шлиц.
При помощи керна и молотка
Керн имеет острый конец, поэтому обеспечивает надёжное зацепление с головкой винта или шурупа. Для того чтобы открутить проблемный крепёж, керн упирают в головку под углом 45 о , после чего аккуратно по нему ударяют молотком в сторону, обратную завинчиванию. Как только крепление ослабнет, винт откручивают отвёрткой.
С применением ударной отвёртки
Особенность ударной отвёртки в том, что у неё прочная рукоятка, по которой можно бить молотком. Берут такой инструмент, чтобы его жало соответствовало шлицам на шурупе. Вставляют жало в прорезь и делают несколько ударов по рукоятке, после чего пытаются провернуть крепёж. Такие действия позволяют ослабить крепление, после чего винт или саморез просто откручивается.
Использование клея
Для этого используется обычно эпоксидный клей, так как он обеспечивает очень надёжное соединение. После того как головку шурупа смазали клеем, на неё укладывают гайку и ждут пока она хорошо приклеится. После этого при помощи ключа поворачивают гайку и одновременно откручивают проблемный крепёж.
Видео: способы выкручивания винта со слизанными шлицами
Рекомендации по работе со шляпками шурупов, саморезов
Во время выполнения указанных работ, чтобы получить ожидаемый результат и не травмироваться, надо придерживаться следующих правил:
- перед тем как предпринимать попытки выкрутить шуруп, надо осмотреть обратную сторону заготовки. Если его конец выглядывает из неё, то можно попробовать открутить с этой стороны, а когда освободится головка, захватить её плоскогубцами;
- надо определиться с тем, правая или левая резьба на крепеже, чтобы в правильном направлении проводить откручивание винта или самореза;
- после того как шуруп выкрутили, обеспечить надёжное крепление в этом месте можно при помощи более крупного самореза или можно использовать болт с гайкой;
- во время применения описанных методов образуются зазубрины, стружка, поэтому чтобы не получить травму, надо работать в защитных очках и перчатках.
Нет безвыгодных ситуаций. Если возникла проблема с откручиванием винта, шурупа или самореза, надо оценить ситуацию, выбрать один из описанных способов, после чего применить его для изъятия крепежа.
Как открутить гайку или болт с сорванными гранями? Самые рабочие способы!
Когда речь заходит о ремонте, у многих автомобилистов возникают негативные эмоции. Однако ремонт — это далеко не самое страшное, что может случиться, проблемы во время проведения ремонта — вот, что действительно неприятно.
Представьте себе, вы собрались с мыслями, настроились на ремонт своего авто, приступили к работе и вдруг во время откручивания гайки или болта у вас начинает проворачиваться ключ. Вы осознаете, что грани гайки или болта «слизаны» или скручены, и теперь у вас две проблемы: не только как отремонтировать имеющуюся поломку, но и как открутить гайку с сорванными гранями.
В этой статье я поделюсь рабочими способами решения данной проблемы, чтобы вы не ломали голову и руки над тем, что делать c гайкой, если грани сорваны.
Начну с того, почему это происходит!
Скручиваются грани по разным причинам, это может быть:
- Ржавчина;
- Испорченная резьба;
- Неправильно подобранный ключ;
- Неправильная техника откручивания;
- Некачественная гайка или ключ (мягкий металл).
Как можно предотвратить подобную ситуацию?
Чтобы не «слизывать» грани, необходимо, прежде всего, обработать резьбовое соединение проникающей жидкостью типа «WD-40».
Если гайка старая и вы сомневаетесь в том «пойдет» она или нет — обработайте ее «WD-40», постучите по гайке не сильно молотком, чтобы разрушить имеющуюся коррозию внутри резьбового соединения.
Если конструкция и меры безопасности позволяют, можно воспользоваться нагревом резьбового соединения. При нагревании и остывании, ржавчина растрескивается и открутить болт или гайку становится проще. И только после этого можно пробовать откручивать.
Что делать если гайка не откручивается и грани скручены?
- «Газовый» ключ и плоскогубцы. Начнем с элементарного, если гайка или болт не откручивается ключом, используем «газовый» ключ или плоскогубцы. Небольшие гайки и болты, как правило, поддаются без проблем. С большими посложнее, так как площадь соприкосновения резьбы больше и затяжка сильнее. Для усиления эффекта и повышения сцепления можно подложить наждачную бумагу с мелким зерном поверх гайки или болта.
- Новые грани — новые возможности! Если гайка или шляпка болта стала почти круглая, при помощи напильника можно нанести новые грани. Безусловно, процесс не быстрый, однако если все сделать правильно, то у ключа, скорее всего, меньшего диаметра, будет хорошее сцепление для того, чтобы открутить этот болт или гайку. Кстати, если есть болгарка и вы умеете ею пользоваться, то процесс можно ускорить.
- Сварка. Метод рабочий и часто используемый. Принцип заключается в том, чтобы поверх «слизанных» граней приварить новую гайку, которая позволит использовать обычный гаечный ключ.
- Гайкорез. Использование этого инструмента это не про то как открутить болт с сорванными гранями или как сорвать гайку с сорванными гранями. Это про то, как удалить гайку, которая никак не откручивается и все способы оказались нерабочими. Гайкорез раскалывает гайку пополам, после чего вы можете заменить ее другой гайкой. Для болта с сорванными гранями такой вариант не подойдет.
- Кардинальные меры. Если ни один из вариантов не дал результата, придется прибегнуть к кардинальным мерам. Срезание гайки с резьбы — один из популярных эффективных методов, однако он не лишен недостатков. Во-первых, не всегда есть доступ для «болгарочного» круга или ножовки по металлу. Во-вторых, во время спиливания, кроме того, что вы полностью уничтожите гайку, вы рискуете повредить резьбу, на которой она находится.
А если это колесо?
Казалось бы, что может быть хуже гайки без граней, которая не откручивается? Оказывается, бывает — гайка или болт на колесе, которые без грани. И ведь напильником не подберешься и газовым ключом не возьмешь!Да и сварку использовать опасно, можно шину или диск повредить. Оказывается, есть способы как открутить гайку на колесе. В продаже есть специальные «головки с насечками». Эти чудо-головки имеют интересную конфигурацию и острые грани, которых больше чем у обычных головок. Способ применения прост: устанавливаем головку с насечками на гайку, при помощи молотка «садим» головку на место, но не очень усердствуйте, чтобы не повредить диск. После чего берем вороток и откручиваем. В 99% все откручивается, при условии правильного подхода.
Как избежать подобного в будущем?
Профилактика — всегда лучше лечения! Чтобы не покупать приспособления и головки для сорванных граней, а также не ломать голову как открутить гайку на колесе делайте вот что! При каждом ремонте используйте специальную смазку (медную, графитовую, или альтернативную) для того, чтобы избежать коррозии и окисления резьбовых соединений. На крайний случай используйте отработку или «Литол». В любом случае масляный слой не позволит образоваться коррозии и упростит откручивание гаек и болтов.
Также всегда перед тем как приступать обработайте соединения проникающей жидкостью WD-40, или керосином на крайний случай. Дайте жидкости время, чтобы растворить окислы и коррозию, и только после этого приступайте к разборке.
У меня все, спасибо за внимание! Жду ваших комментариев, напишите какой из способов на ваш взгляд наиболее эффективнее. Также буду признателен если поделитесь своим секретом борьбы со «слизанными» гранями. Если статья вам помогла, поделитесь ссылкой на нее со своими друзьями в социальных сетях.
Как открутить шестигранный болт без шестигранника
Часто возникает такая проблема, когда болт под шестигранник оказывается сорванный, и выкрутить его ключом не представляется возможным. Причинами возникновения такой проблемы могут быть эффект прикипания, смещение скрепляемых деталей, чересчур сильное перетягивание в момент установки шестигранного метиза, а также использование не подходящих по размеру ключей.
Как открутить шестигранник: подготовка
Какими бы ни были причины возникновения ситуации, когда болт перестает откручиваться, предварительно слесарным работам следует произвести следующие действия:
- Перед тем, как откручивать шестигранник, для снижения коэффициента трения необходимо вскрыть болтовой крепеж смазкой типа WD-40, керосином или тормозной жидкостью. Выкручивать болт можно начинать спустя 30-60 минут после нанесения.
- Прикипевший болт можно аккуратно простучать молотком, чтобы еще больше не сбить резьбу.
- Если расположение крепежа позволяет, можно нагреть его газовой горелкой для того, чтобы металл стал более податливым, а ржавчина с грязью превратились в пепел.
Как открутить сорванный болт под шестигранник
Чтобы открутить выступающий болт под шестигранный ключ или «звездочку», можно воспользоваться следующими методами:
- Ножовкой по металлу или при помощи болгарки делается аккуратный и четко вертикальный пропил поперек шляпки винта. После этих действий его можно открутить обычной плоской отверткой.
- С помощью звездочки торкс: нужно забить ее в углубление для шестигранного ключа в шляпке метиза. Размер звездочки должен быть такой, чтобы ее шлицы не проходили в отверстие. Затем метиз резким рывком откручивается. Не рекомендуется использовать торкс с отверстием по центру, звездочку можно отломить.
- Перед тем, как открутить шестигранник с сорванными гранями, дрелью со сверлами и экстракторами по его центру просверливается отверстие. После этого в него забивается экстрактор, затем вытягивается плоскогубцами вместе с шестигранным винтом.
- При помощи дрели с реверсным вращением просверливается тонкое отверстие, затем в него вставляется свело с левым вращением и крепеж выкручивается. При этом вращение дрели должно быть медленным, а надавливание сильным.
Как открутить внутренний шестигранник с сорванными гранями
Чтобы открутить болтовое соединение со сквозным отверстием, можно воспользоваться надфилем. С его помощью шестигранный метиз растачивается под следующий размер и выкручивается ключом.
Вторым способом является использование торкса. Им можно пробить новые шлицы, и использовать шестигранный метиз повторно, но откручивать впоследствии его можно будет только звездочкой торкс.
Помимо этого, перед тем, как открутить сорванный шестигранник, можно пропилить внутреннюю ось шестигранного крепежа под отвертку, и открутить. При этом способе не всегда удобно подобраться к крепежу, иногда его расположение не позволяет использовать отвертку.
Как открутить шестигранник без ключа
Другими способами, как открутить болт без шестигранника, являются следующие:
Эффективные способы откручивания сорванных болтов ГБЦ с слизанными гранями
откручивать болты ГБЦ с оторванной головкой и с притертой кромкой на автомобилях ВАЗ (и не только на них) можно по-разному.
При замене прокладки ГБЦ с этой проблемой также сталкиваются владельцы ВАЗ 2107 или Нива Шевроле, у которых болты ГБЦ имеют внешние края, и владельцы ВАЗ 2108/2109, у которых края аналогичных болтов внутренние.
Общей чертой болтов ГБЦ с наружной и внутренней кромкой является слабость металла, который легко слизывает даже при небольших нагрузках. Также они могут лопнуть, что доставит немало хлопот.
Ниже перечислены различные способы ослабления оторванного болта головки цилиндров, которые могут помочь решить проблему в конкретной ситуации.
Способ 1 – усадка болта
Подходит для ВАЗ 2107 (другие модели классики), а также для автомобилей, в которых ГБЦ фиксируется болтами с наружных кромок. На моделях серии 2108 и выше этот способ тоже приемлем, но там на каком-то этапе работы придется прибегнуть к сверлению.
Наша цель — сильно закрутить болт. Из-за вибраций и других сложных физических процессов он ослабнет.
Но прежде чем ударить, попробуйте набить головку 11 на болте зализанными краями и попробовать открутить вот так.
Если не поможет, возьмем два молотка. Первым плоской стороной ставим проблемный болт, а вторым молотком сильно ударяем по первому.
Далее головка навинчивается на расплющенную головку и с помощью большого рычага откручивается болт.
Если первая попытка окажется неудачной, то обязательно окажутся эффективными вторая, третья. Обычно это может занять до 20 минут.
Рекомендуется затянуть все остальные болты головки блока цилиндров, чтобы максимально прижать головку блока цилиндров. Более подробно способ описан в видео.
Способ 2 – высверливание и выкручивание с помощью зубила
Подходит для болтов ГБЦ с оторванными наружными краями.
- С помощью дрели и сверла 10мм просверлите в центре болта отверстие, глубина которого должна превышать высоту краев головки.
Способ 3 – наваривание гайки или головки
Конечно, не все умеют паять, но вы можете спросить у друга. Суть метода в том, чтобы на проблемный болт приварить гайку и открутить ее.
Но, в большинстве случаев, и эта гайка ломается, поэтому многие специалисты рекомендуют на ее место приварить головку, желательно уже сломанную, чтобы не было так жалко.
Преимущества этого метода:
- Головка выше и в нее можно вставить ключ с помощью большого рычага;
- его удобнее обжечь, площадь ожога будет больше, а значит, голова будет держаться крепко.
Идеальный вариант — использовать полуавтомат, для обычного инвертора берется электрод 2 мм.
После сварки подождите, пока металл остынет. Затем вставьте ключ с большим рычагом в головку и начните откручивать болт.
Способ 4 – использование перфоратора
Суть метода заключается в использовании перфоратора и обычного сверла по бетону. Метод спорный, так как мелкие металлические осколки на всей поверхности двигателя попадают во все щели, что затрудняет его последующую очистку, но имеет право на жизнь.
Далее просверливается отверстие, в которое вставляется 25мм Torex и с помощью рычажной трубки откручивается болт.
Способ 5 – сломался болт ГБЦ
Метод подходит для тех случаев, когда болт лопнул и часть его в виде шпильки осталась внутри блока цилиндров. Используем сварку, трубу, гайку.
- разбирать двигатель не нужно;
- сэкономить время.
Возьмите трубку следующих диаметров:
- Снаружи: немного меньше диаметра болта ГБЦ.
- Внутренний — так, чтобы электрод размером 2 — 3 мм мог беспрепятственно входить в трубку.
Приварите гайку 17-19 к одной стороне трубы.
- Вставьте трубку в отверстие так, чтобы она касалась сломанной шпильки.
- Вставьте электрод в слегка наклонное отверстие в трубке так, чтобы его конец находился там, где конец трубки встречается со штифтом.
- Припаиваем трубку к штырю.
- Выкрутите штифт ключом.
Другой способ, если сломан болт ГБЦ.
Подходит для случаев, когда сломанная шпилька неглубокая, не более 5 см.
Чтобы открутить штифт от блока, сначала воспользуйтесь дрелью и сверлом длиной 10 мм. Это позволит вам выровнять и отцентрировать его поверхность. Затем сверлом диаметром 4 мм просверлите в шпильке отверстие глубиной не менее 1 см.
Осторожно вставьте ключ Torex 25 в шпильку и открутите его с помощью трубки рычага. Поворачивать нужно плавно, постепенно увеличивая усилие на рычаге.
Способ 6 – высверливаем, используем шестигранник и рычаг
Подходит для моделей ВАЗ 2108, 2199 и других автомобилей с болтами ГБЦ с внутренней кромкой. Суть метода — просверлить отверстие в болте и открутить его гаечным ключом. Просверливается отверстие для ослабления болта.
Возьмем дрель мощностью не менее 750 Вт (чем больше, тем лучше) и дрель диаметром 10 мм. Глубина отверстия должна быть больше расстояния от верхнего края болта до шайбы, т.е идти ниже шайбы.
Далее переворачиваем болт с помощью молотка и мощной проставки, которая вставляется в отверстие. Суть метода изложена выше.
Затем вставьте в отверстие ключ на четыре или шестигранник или ключ на 25 Torex.
С помощью трубки рычага откручиваем болт. Подробнее об этом методе рассказано в видео.
Способ 7 – специальные головки-экстракторы для слизанных граней
В продаже есть специальные головки: экстракторы. Они предназначены только для откручивания оторванных болтов с притертыми краями.
Но у таких головок есть своя особенность применения: их нельзя открутить ударным инструментом, а только квадратным ключом на 3/8 дюйма.
Алгоритм действий очень простой. Извлекающую головку подходящего размера берут из набора и с помощью молотка надавливают на колпачок зализываемого болта так, чтобы он вошел в него.
Затем возьмите квадратный гаечный ключ на 3/8 дюйма, подденьте и открутите болт.
Многие спрашивают, нужно ли менять прокладку, если головку блока цилиндров не удалось снять из-за вырванного болта.
Большинство экспертов говорят, что да, это нужно менять. Ведь если бы были оторваны все болты, кроме одного, первый зажим прокладки сломался, а во второй раз его можно было поставить неправильно и впоследствии потерять или сгореть. Поэтому, если вы уже взялись за дело, доведите его до конца. Как это сделать, мы описали выше.