Alp22.ru

Промышленное строительство
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как спаять алюминиевый радиатор в домашних условиях своими руками

Как спаять алюминиевый радиатор в домашних условиях своими руками

Алюминий – популярный металл, сочетающий в себе множество замечательных свойств, в том числе высокую теплопроводность при относительно небольшом весе. Но этот материал востребован в домашнем хозяйстве и на фабриках, у него есть существенный недостаток – он легко вступает в реакцию с другими элементами. Это свойство сильно усложняет пайку, например, автомобильных радиаторов, и приводит к затруднениям при необходимости сваривать батарею отопления.

Можно ли паять алюминиевые радиаторы? Что использовать для пайки Процедура пайки Подготовительные операции Ремонт мелких повреждений Ремонт тяжелых повреждений Ремонт радиаторов сложной формы Холодная сварка и склеивание

Можно ли паять алюминиевые радиаторы

Оксидный слой, защищающий алюминий от атмосферных воздействий, предотвращает процесс пайки.

Из-за активности алюминия на его поверхности всегда есть оксидный слой, который не позволяет ему соединяться с другими металлами. Поэтому пайка радиаторов на его основе для большинства автовладельцев и обычных пользователей – очень серьезная проблема.

Получить хорошее и надежное соединение алюминия с другим металлом можно только после нагрева точки контакта до высокой температуры.

В процессе нагрева поверхности создается защитный слой оксидов, предотвращающий припаивание к ней даже небольшого элемента конструкции. Поэтому при пайке этого металла используются специальные флюсы, позволяющие снимать фольгу с места обработки. К ним относятся висмут, кадмий или цинк. Только с их помощью можно очистить поверхность металла под сварку и сделать ее доступной для паяльных работ.

Стоимость качественных флюсов может быть слишком высокой. По этой причине домашние мастера предпочитают готовить такие составы (флюсы) самостоятельно. При соблюдении пропорций, приведенных в инструкции, приготовленный своими руками припой не уступает фирменным составам, а иногда и превосходит их по эффективности.

Что используют для пайки

Перед тем, как паять алюминиевые радиаторы проверенным способом, важно понять основные компоненты, используемые в процессе пайки. Для качественного восстановления поврежденного места необходимо использовать припой с добавками кремния, цинка и небольшого количества меди. Их можно изготовить самостоятельно или купить в специализированном магазине.

На рынке расходные материалы представлены типовыми прутками марки ЦОП-40, которые по ГОСТу имеют следующий состав:

    банка; цинк; алюминий; кремний и медь.

Элементы пайки (в частности, цинк) обеспечивают высокую прочность соединения, а также обеспечивают защиту от коррозии. Его можно использовать для пайки небольших конструктивных элементов и крупных деталей алюминиевых радиаторов.

Порядок пайки

Правильная организация процедуры пайки алюминия требует тщательной подготовки, без которой добиться желаемого результата не удастся. Прежде чем приступить к пайке радиатора самостоятельно, внимательно ознакомьтесь с соответствующей инструкцией. В нем указано, что подготовительный этап включает в себя очистку восстанавливаемой поверхности и подготовку припоя необходимого качества.

Подготовительные операции

Перед пайкой удалите старое покрытие и отшлифуйте зону пайки.

Перед пайкой алюминиевого радиатора канифольным флюсом подготовьте поврежденный участок в соответствии со следующими инструкциями:

Остатки старого покрытия и следы загрязнения удаляются. Зона пайки очищается абразивно-струйной очисткой. Сразу после этого его обезжиривают растворителем.

Перед пайкой нагревателя необходимо заранее подготовить флюс в металлическом тигле. Для этого канифоль сначала плавится на газовой горелке, а затем в нее добавляют мелкую железную стружку в соотношении 1: 2 (действуют как абразив). При этом приготовленную смесь перемешивают до получения однородной массы.

Используемые материалы для пайки токсичны и выделяют токсичные пары, опасные для человека. По этой причине все операции должны выполняться в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Если эти условия не могут быть выполнены, рабочему понадобится респиратор.

Устранение небольших дефектов

После завершения подготовительных мероприятий можно переходить к самому процессу пайки:

Небольшое количество припоя захватывается паяльником. Наносится на предварительно ополоснутую область плавными круговыми движениями. Во время этого процесса важно, чтобы слой припоя был распределен по поверхности как можно более равномерно.

Восстановление значительных повреждений

Для обновления радиатора большой площади потребуется особая масса – предохранитель.

Часто бывает необходимо восстановить большую площадь поверхности алюминия. Вам понадобится специальный припой, который называется «плавник». Перед использованием препарата подготовьте поверхность аккумулятора как для небольших поверхностей.

Пусковые компоненты для подготовки предохранителей:

    Хлориды калия и лития; обычная поваренная соль; сульфат натрия; криолит.

Смесь, приготовленная в определенной пропорции, сначала тщательно растирается в ступке до состояния порошка. Затем его переливают в тигель, где тщательно перемешивают до получения однородной массы, пригодной для получения расплава.

Если полученный порошок сразу не использовать в работе, его переливают в подходящую емкость, закрывают герметичной пробкой и хранят в темном месте.

Порядок пайки флюсом:

Поврежденное место хорошенько прогревают газовой горелкой. На подготовленное место наносится тонкий слой плавильного средства. Дефект запаивают оловянно-свинцовым припоем с небольшой примесью висмута.

Ремонт радиаторов сложной конфигурации

Пайка радиатора автомобиля

Бывают случаи, когда нужно заменить (припаять) алюминиевый радиатор автомобиля, в котором много труднодоступных мест. В этом случае не подходят методы, основанные на использовании железо-каниполового флюса и приготовленные своими руками. Тонкостенные медные или латунные трубы для автомобильного радиатора, например, из-за особенностей конструкции паять очень сложно. В такой ситуации рекомендуется использовать низкотемпературный припой (НТП) с одновременным приклеиванием наполняемой поверхности. В перечень подготовительных мероприятий следует включить необходимость зажать плоскогубцами поврежденную часть каменки или печки, чтобы уменьшить размер проема.

В процессе пайки обрабатываемая поверхность сначала тщательно нагревается газовой горелкой, а затем в ее пламя вставляется стержень НТП. Периодически протирая эту область, старайтесь, чтобы частицы припоя прилипали к краю повреждения, и постепенно «стягивайте» его. Завершающим этапом станет заклейка поврежденного места специальным термоклеем. С его помощью можно «заделать» все оставшиеся мелкие неровности и неровности.

Читайте так же:
Как измерить постоянное напряжение мультиметром

Использование холодной сварки и клея

Клей для алюминия

Когда вам нужно отремонтировать незначительные повреждения или устранить небольшое разбрызгивание на поверхности детали, лучше всего использовать клей, называемый «холодной сваркой». Это особая смесь с высокой степенью пластичности, изготовленная на основе эпоксидной смолы, полимера с исключительными прочностными свойствами. Кроме того, «холодная сварка» содержит различные наполнители (сера и пластификаторы), которые еще больше улучшают этот показатель.

Чаще всего его изготавливают в виде двух пластиковых брусков, напоминающих детский пластилин. Перед употреблением их одновременно разминают пальцами рук, в результате чего получается необходимая смесь двух компонентов. Чтобы заделать поврежденный участок, достаточно отделить небольшой кусочек замешанной массы и нанести его на заранее подготовленную поверхность.

Каждый из способов ремонта алюминиевых радиаторов отопления можно осуществить без помощи третьих лиц. Однако, если вы не до конца уверены в собственных силах, лучше всего обратиться в специализированную автомастерскую.

Пайка алюминиевого радиатора

Автор: Игорь

Дата: 01.09.2017

    Статья Картина видео

Существует несколько основных методов соединения металлов, которые используются для ремонта различных изделий. Один из них – пайка, которая позволяет относительно легко и недорого залатать трещины, отверстия и сколы в различных местах. Кулеры часто выходят из строя из-за мелких неисправностей, связанных с целостностью корпуса. Из-за сложности конструкции и относительно небольшой толщины металла заделка отверстий сваркой не всегда удобна. В этом случае пайка алюминиевого радиатора оказывается наиболее подходящим методом.

Пайка алюминиевого радиатора

Как и при сварке, алюминий трудно паять, что вызывает ряд трудностей при ремонте. Современные технологии призваны помочь решить эту проблему. Для этого разрабатываются новые типы припоев, более совершенные устройства, узкоспециализированные флюсы и новые методы. Все это требует всесторонних знаний специалиста по пайке.

Все можно сделать в домашних условиях, не посещая специалиста. Для этого нужно иметь опыт работы с такими материалами, так как новичкам не всегда удастся добиться качественного результата.

Спаиваемость алюминия

Пайка алюминиевых радиаторов для автомобилей – не самая простая процедура. Причина такой сложности связана с паяемостью металла. Рабочая температура относительно низкая, и припой используется в качестве припоя-расплава. В результате соединение получается не слишком плотным. Низкие температуры затрудняют проникновение вещества в структуру основного металла, что ухудшает состояние сварного шва.

Трудности пайки алюминиевых радиаторов

Основная трудность при пайке алюминия и его сплавов – образование оксидного слоя. В отличие от температуры плавления самого металла фольга плавится при температуре более 2000. градусов Цельсия. Поэтому расплавить его при пайке не получится. Это затрудняет установление хорошего соединения. Вторая трудность – это скорость образования пленки, так как даже после очистки она может появиться в течение нескольких секунд, что требует использования дополнительных растворителей. Расплавленный металл очень жидкий. То же самое и с припоями, содержащими его, так что в процессе ремонта сложно сформировать шовный валик.

Способы пайки алюминиевых радиаторов

Трудности с пайкой алюминиевых радиаторов

Паять алюминиевый радиатор паяльником сложно из-за формы самого изделия. В зависимости от местоположения дефекта, это место может быть труднодоступным, иметь поверхность, свободную от металла, и т. Д. Это усугубляется высокой активностью металла, приводящей к образованию оксидов. При нагревании алюминия до желаемой температуры очень сложно отследить, насколько хорошо он прогрелся, поскольку металл практически не меняет цвет за это время. Это может привести к плавлению основного металла.

Способы пайки алюминиевых радиаторов

    При работе с алюминиевыми радиаторами используются два основных типа пайки. Первый – использовать паяльник, который более доступен по цене, но менее эффективен и удобен. Второй способ – пайка алюминия газовой горелкой дает более эффективный эффект, но стоит дороже, да и техника есть не у всех, так как у нее относительно высокая стоимость. Пайка алюминиевого радиатора с газовой горелкой В качестве флюса в любом из способов может использоваться как припой: Кадмий; Банка; Висмут;
Подготовка к пайке
Пошаговая инструкция по пайке

Специализированные марки алюминия.

Подготовка к пайке

Пайка алюминиевого радиатора начинается с подготовительного процесса. Сначала необходимо разобраться с поверхностью основного металла. Здесь происходит механическая обработка для удаления частиц грязи, пыли и других ненужных элементов. После этого все следует обработать растворителем. Это может быть бензин, ацетон или что-то подобное. Эти процедуры должны помочь избавиться от оксидного слоя.

Для пайки алюминиевого автомобильного радиатора требуется соответствующий выбор флюса. Если требуется приготовить его самостоятельно, это нужно делать еще до нагрева металла. В противном случае достаточно подготовить его на рабочем месте, чтобы им было удобно пользоваться.

Пайка алюминиевых радиаторов своими руками

Ремонтная радиаторов и не только

Специалист запаивает радиатор

Радиаторы отопления из алюминия заслуженно получают в последнее время широкое распространение. Этому способствует ряд неоспоримых преимуществ, которыми обладают алюминиевые радиаторы:

  • малый вес;
  • выигрышный дизайн;
  • высокая теплоотдача
  • максимальное отношение тепловой мощности к стоимости.

Однако наряду с преимуществами алюминий как материал для радиаторов обладает значительным недостатком — трудностью, с которой связана его пайка. Давайте рассмотрим, как самостоятельно запаять алюминиевый радиатор правильно.

Читайте так же:
Как сделать простую антенну для цифрового телевидения

Почему трудно паять радиаторы из алюминия?

Для преодоления трудностей необходимо понять, с чем они связаны. Ведь невозможно решить проблему без осознания ее сути. Чем же вызвана особая трудность пайки алюминия?

Виной тому специфические химические свойства, присущие данному металлу. Благодаря высокой химической активности внешний слой поверхности любой алюминиевой детали быстро окисляется. Образуется так называемая «оксидная пленка» — тонкий слой оксидов алюминия, равномерно покрывающий всю поверхность детали.

Обратите внимание! Строго говоря, только существование оксидной пленки делает алюминий пригодным к промышленному использованию. Именно этот невидимый слой оксидов оберегает химически активный алюминий от быстрого коррозионного разложения.

Но в то же время такая пленка мешает соединению спаиваемых поверхностей. Для успешного проведения пайки деталей из алюминия, в том числе радиаторов отопления, необходимо сперва разрушить покрывающую поверхность оксидную пленку.

Для ее удаления при пайке служат флюсы. Слово «флюс» для неспециалиста обычно связано со стоматологией. Но в паяльном деле так называется смесь органических и неограниченных веществ, выполняющих следующие функции:

  • удаление оксидной пленки с поверхности;
  • снижение натяжения поверхности пайки;
  • защита от неблагоприятного воздействия на процесс пайки условий окружающей среды;
  • улучшение растекания припоя по поверхности.

Важным свойством паяльного флюса является отсутствие реакции между ним и припоем. Исключением являются специальные флюсы для реактивно-флюсовой пайки.

В качестве флюсов для пайки алюминия обычно используются:

  • цинк
  • висмут
  • кадмий
  • комбинированные флюсы

При самостоятельной пайке алюминиевых радиаторов также широко используются самодельные флюсы, или плавни.

Пайка алюминиевых радиаторов — практические советы

Ремонт батареи

Пайка в домашних условиях

Ознакомившись с теорией, давайте перейдем к практике и рассмотрим довольно простой способ, как паять алюминиевый радиатор с применением железно-канифольного флюса.

Помимо самого радиатора нам понадобятся:

  • обычный бытовой паяльник
  • канифоль
  • оловянно-свинцовый припой
  • тигель — огнеупорная емкость
  • железные опилки

Как происходит пайка?

Сам процесс пайки выглядит следующим образом:

  • Поверхность пайки необходимо подготовить самым тщательным образом — очистить загрязнения, зачистить остатки покраски наждачной шкуркой и растворителем. Перед пайкой поверхность следует обезжирить спиртосодержащими препаратами и вытереть насухо. Помните, что от правильности подготовки поверхности в значительной степени зависит успех всей операции.
  • Приготовим железно-канифольный флюс. Для этого чистый тигель нагреваем на газовой плите либо паяльной лампе. Расплавляем канифоль и, помешивая, добавляем к нему железные опилки из расчета одна часть опилок на две части канифоли.
  • Расплавленный флюс наносим на паяемую поверхность. Следите, чтобы вся поверхность пайки была покрыта флюсом, который изолирует ее от доступа воздуха.
  • Важно не только, чем запаять алюминиевый радиатор, но и как запаять. В среду расплавленного флюса вводится припой, которым лудится паяемая поверхность. Для этого на паяльник берется небольшое количество припоя, и он наносится на поверхность под слоем флюса круговыми движениями. Железные опилки при этом играют роль абразива, разрушающего оксидную пленку. А слой канифоли препятствует доступу к поверхности пайки кислорода из воздуха и образованию новой пленки.

Мы описали самый простой способ, который подойдет для пайки небольших дефектов алюминиевых радиаторов. При устранении более серьезных повреждений лучше воспользоваться способом с применением самодельных плавней, которые позволяют получить спайный шов лучшего качества.

Пайка с применением самодельных плавней

Бытовой паяльник

Паяльник для применения в быту

Для этого способа понадобятся:

  • паяльник;
  • канифоль;
  • тигель;
  • ступка для изготовления плавня;
  • оловянно-висмутовый припой;
  • поваренная соль;
  • хлористый калий;
  • хлористый литий;
  • сернокислый натрий;
  • криолит.

Компоненты для изготовления плавня можно приобрести в специализированных магазинах химреактивов либо заказать в Интернете.

Обратите внимание! Припой можно изготовить самостоятельно, введя в расплав обычного оловянно-свинцового припоя висмут с таким расчетом, чтобы доля массы висмута в готовом припое составляла 5%. Однако можно приобрести и готовые оловянно-свинцово-висмутовые припои ПОСВ-33 или ПОСВ-50. В продажу такие припои обычно поступают в виде проволоки или прутка.

После работы необходимо проверить герметичность

DECORAL Fresh Breeze 500×80

Процесс пайки алюминиевого радиатора с помощью плавня проходит так:

  • Поверхность под пайку готовится и зачищается аналогично предыдущему способу. Обязательно обращайте внимание на то, чтобы она была сухой и обезжиренной. Попадание влаги и жира на место пайки легко может свести на нет все ваши усилия.
  • Изготавливаем плавень. Для этого необходимо взять 4% сернокислого натрия, 7% чистой поваренной соли, 56% хлористого калия,10% криолита и 23% хлористого лития. Каждый компонент по отдельности(!) перетирается в ступке до состояния пудры. Компоненты соединяются и перемешиваются до полной однородности. Так как готовая смесь впитывает влагу, хранить плавень необходимо в стеклянной посуде (желательно из темного стекла) с герметично закрывающейся крышкой. И беречь от попадания прямых солнечных лучей.
  • Готовый плавень нагревается в тигле до расплавления и наносится на чистую, обезжиренную и подогретую поверхность. Осуществляется пайка оловянно-свинцово-висмутовым припоем под слоем плавня.

После окончания пайки и застывания шва радиатор необходимо проверить на герметичность. Для этого его заполняют водой. Для лучшего обнаружения протекания воду можно слегка подкрасить перманганатом калия (марганцовкой). Если в течение одного-двух часов просачивания воды сквозь спаечный шов не обнаружено, процесс пайки можно считать успешным.

Важно! Также следует помнить, что пайку биметаллических радиаторов со стальным сердечником можно рассматривать лишь как временную меру. Как показывает практика, спаечный шов у биметаллических радиаторов почти никогда не бывает долговечным, поэтому необходимо задуматься о замене агрегата.

Заключение

При наличии должных навыков пайка алюминиевых радиаторов вряд ли вызовет серьезные затруднения. Не следует также забывать о мерах предосторожности. Так как некоторые используемые вещества ядовиты и могут нанести вред здоровью, работать следует в перчатках (это также убережет руки от ожогов), а помещение должно быть оборудовано качественной вытяжной вентиляцией.

Читайте так же:
Как правильно сварить нержавейку

Установка батарей отопления своими руками — технические нормы и требования

Пиролизная печь своими руками — основные преимущества отопительного агрегата

Как запаять теплообменник газовой колонки — 3 способа пайки?

Прежде всего, нужно снять кожух с колонки. Делать это нужно аккуратно, отключив прежде провода от дисплея. В некоторых моделях водонагревателей, например Нева 4510, перед этим следует снять регуляторы газа и давления. Далее включается вода и находится место протечки. Часто оно находится на сгибе труб теплообменника возле обрешетки. Если оно легкодоступно, можно будет запаять свищ, не снимая колонку. Если же прямого доступа нет, и свищ находится изнутри радиатора, нужно будет разобрать колонку и снять теплообменник.

После этого отключается газ и спускается вода из колонки. Для этого открывается кран горячей воды и откручивается накидная гайка с входа холодной воды. Под действием силы тяжести вода выльется. В современных колонках есть специальная заглушка для слива воды, открыв которую жидкость сливают в подставленную емкость. Остатки влаги продуваются компрессором или пылесосом. Это важно, потому что во время пайки жидкость будет закипать и испаряться, создавать давление и сдувать припой через свищ.

Последний этап подготовки – зачистка и обезжиривание места протечки. Делается это с помощью мелкозернистой наждачной бумаги. Зачищать нужно аккуратно, чтобы не сделать сквозное отверстие, так как трубы в теплообменнике могут быть очень тонкими. После этого очищенную трубку протирают любым растворителем или уайт-спиритом, чтобы убрать остатки грязи и жира.

Способы пайки

Запаять теплообменник газовой колонки можно тремя способами:

Мощным паяльником.

Чтобы запаять место свища своими руками вам понадобится паяльник мощностью около 110 Вт, флюс и припой.

Первый этап пайки – нанесение флюса. Это вещество, очищающее поверхность материала от окислов и позволяющее равномернее растекаться припою. Лучше всего подойдет флюс паста с содержанием меди. Если ее нет в наличии, можно воспользоваться обычной канифолью или таблеткой аспирина.

После этого паяльник прикладывается к трубке, в которой отверстие и прикладывается припой. Важно, чтобы припой плавился от трубы, а не от паяльника. Наносится тонкий слой припоя и постепенно наращивается толщина до 1-2 мм. Этого достаточно, чтобы не пропустить горячую воду под давлением.

Горелкой с газовым баллоном.

Понадобится горелка, небольшой баллон с газом, флюс, припой. Горелка подключается к баллону и поджигается. Нужно выбрать не очень сильное пламя, чтобы не повредить радиатор колонки.

Сначала место протечки хорошо прогревается. Это делается для того, чтобы остатки влаги в трубах испарились. После этого нагревается труба и к ней подводится припой.

После пайки обязательно нужно убрать остатки флюса, потому что он содержит кислоту и может в дальнейшем разъедать стенки труб теплообменника.

Посмотрите мое видео по пайке этим методом:

Холодной сваркой.

Важно подобрать холодную сварку, которая не расплавится от горячей воды. Все действия нужно производить в защитных перчатках. Из упаковки достается небольшое количество холодной сварки. Нужно разминать ее в руках около трех минут. Как только материал начнет застывать, нужно его приложить к месту свища и крепко держать до полного застывания.

Если на трубке теплообменника находится несколько свищей рядом или дырка в трубке большая, нужно припаять медную латку. Также можно сделать напайку из отрезка медной трубы.

Проверка результата

После завершения пайки теплообменника газовой колонки следует внимательно осмотреть все трубы радиатора. Если где-то видны зеленые пятна, скорее всего это небольшие свищи. Эти места также нужно зачистить и запаять, чтобы в дальнейшем снова не разбирать колонку.

Далее к колонке подводится вода и постепенно включается кран. Вода в системе должна наполняться медленно. Поначалу из крана вместе с водой будет выходить воздух. Когда система будет заполнена, кран открывается полностью, чтобы проверить пайку с максимальным давлением воды. В это время внимательно осматривается место пайки на наличие протечек.

Последним этапом проверки будет включение колонки и проверка уже с горячей водой. На всякий случай место пайки протирается бумажной салфеткой. Если есть минимальная влага, она это покажет.

Особенности разных моделей

Перед тем, как приступить к пайке теплообменника своими руками, следует учесть конструктивные особенности модели водонагревателя. Не рекомендуется паять теплообменники китайских фирм, таких как Вектор. Трубы в них изготовлены из очень тонкой меди, при пайке могут появиться новые отверстия. Теплообменники дешевых водонагревателей в случае поломки нужно заменить.

Газовая колонка Вектор

Одними из самых надежных считаются колонки немецких фирм, например Оазис. Они оснащены медными теплообменниками с повышенным сроком службы. Стоимость комплектующих деталей здесь выше, поэтому ремонт оправдан. Запаяв свищ на радиаторе колонки Оазис можно намного продлить срок ее службы.

Колонки средней ценовой категории, такие как российские Нева и шведские Электролюкс также подлежат ремонту. В них стоят медные радиаторы с антикоррозийным покрытием. Пайка позволяет устранить свищи и протечки.

Пайка алюминиевого радиатора своими руками

Батареи из алюминия благодаря своим улучшенным характеристикам быстро пришли на смену своим чугунным собратьям. В зависимости от качества изготовления и условий эксплуатации со временем в них появляются трещины и дыры. Существует несколько способов, как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях, не прибегая к услугам ремонтных мастерских и не тратя денег на его замену. Важно выбрать метод, наиболее подходящий для конкретного повреждения.

Читайте так же:
Как правильно подключить розетку электроплиты

Особенности алюминиевых радиаторов

Алюминий занимает 3 место в мире по распространённости в земной коре. Среди других промышленных металлов он выделяется прочностью, небольшой массой и повышенной теплопроводностью. Высокую устойчивость к коррозии при контакте с окружающей средой обеспечивает оксидная плёнка.

Эти качества сделали алюминий незаменимым при изготовлении изделий с большой площадью и повышенной теплоотдачей. Хорошая пластичность материала расширяет дизайнерские и технологические границы при изготовлении радиаторов отопления. Учитывая, что секции алюминиевых батарей легко удалить или нарастить, их можно поместить в любую нишу и гармонично вписать в изысканный интерьер.

Алюминиевый радиатор

Обладая такими положительными качествами, как быстрая теплоотдача и привлекательный дизайн, алюминиевые радиаторы всё же имеют существенный недостаток — чувствительность к качеству воды и перепадам давления. Из-за этого на батареях часто образуются микротрещины и свищи, провоцирующие протекание жидкости в помещение.

При возникновении течи в батарее появляется необходимость заделки образовавшегося отверстия. Устранить проблему можно путём пайки или проклеивания повреждённого участка. Обычная пайка не подходит, так как защитная плёнка образуется моментально после зачистки обрабатываемого участка и препятствует надёжному соединению припоя с поверхностью радиатора.

Это важно! Даже если поверх оксидной плёнки получилось закрепить припой, в месте пайки образуются постепенно разрастающиеся микротрещины. В результате припой отслаивается, а течь возобновляется.

Течь в радиаторе

Для эффективной пайки алюминиевых изделий применяют флюсы, которые обладают следующими качествами:

  • Компоненты, входящие в состав средства, растворяют оксидную плёнку и препятствуют её дальнейшему образованию;
  • Защищают место пайки от воздействия окружающей среды;
  • Не позволяют припою растекаться по поверхности, удерживая его только на обработанном участке;
  • Уменьшают натяжение пропаиваемой поверхности;
  • Способствуют равномерному распределению припоя по обработанной поверхности.

Это интересно! Одним из важнейших свойств флюсов является отсутствие химической реакции между ними и припоем. Исключение — специальные составы для реактивно-флюсовой пайки.

Флюсы изготавливают на основе:

  • Кадмия;
  • Цинка;
  • Висмута;
  • Комбинированных веществ;
  • Плавней (изготовленных в домашних условиях).

Промышленные флюсы дорогие, поэтому их часто приготавливают в домашних условиях.

Флюс для пайки алюминия

Технология ремонта

Прежде чем приступить к ремонту, радиатор необходимо снять, разобрать, слить остатки воды и просушить.

Если место течи не установлено, то его легко определить при помощи автомобильного компрессора. На выходах батареи вкручивают заглушки, на одной из которых имеется ниппель. Радиатор опускают в ванну с водой и закачивают в него воздух компрессором, создав небольшое давление. Через трещину пойдут пузырьки. Также можно полить поверхность радиатора водой с моющей жидкостью. На месте свища также появятся пузырьки воздуха.

Снятие радиатора

Перед ремонтными процедурами необходимо подготовить поверхность. Проблемный участок при помощи металлической щётки очищают от грязи, удаляют краску и обрабатывают наждачной бумагой. В заключении подготовительных работ очищенную поверхность обезжиривают любым растворителем.

Это важно! От качества подготовительных работ зависит эффективность паяльных и клеевых работ на алюминиевых радиаторах.

Пайка железно-канифольным флюсом

Для работ понадобятся:

  • Паяльник обычный (мощностью более 100 Вт);
  • Напильник;
  • Наждачная бумага;
  • Тигель керамический;
  • Горелка, паяльная лампа, газовая или электроплита;
  • Канифоль;
  • Железная стружка (как можно мельче);
  • Оловянно-свинцовый припой (П 150А, П 250А, П 350А, ПОС 60).

Пайка флюсом

Работы проводят в следующей последовательности:

  1. Очищают повреждённый участок.
  2. Готовят флюс. Для этого тигель размещают на плите или разогревают с помощью паяльной лампы, горелки. В горячую ёмкость помещают 2 части канифоли и растапливают. Сюда же засыпают 1 часть металлических опилок. Полученный состав тщательно перемешивают и дают остыть.
  3. Предварительно очистив жало паяльника напильником от нагара, прогревают им повреждённое место. Флюс наносят на прогретую поверхность и распределяют по ней равномерным слоем.
  4. Здесь важно соблюдать технологию работ. Небольшое количество припоя паяльником помещают под слой флюса. Круговыми движениями лудят обрабатываемый участок. Металлическая стружка из флюса выступает в роли абразива, снимая оксидную плёнку, а канифоль препятствует дальнейшему окислению алюминиевой поверхности.
  5. Постепенно добавляя припой, заполняют им всю трещину.

Это интересно! Минусами этого способа являются большая трудоёмкость и возможность запаять только маленькие дефекты. На больших участках флюс успевает застыть, что в разы снижает качество ремонта.

Самодельный плавень

Для ремонта больших повреждений используют самостоятельно приготовленный плавень. В его состав входят:

  • Хлористый калий — 56%;
  • Хлористый литий — 23%;
  • Криолит — 10%;
  • Натрий сернокислый — 4%;
  • Соль поваренная — 7%.
  1. Ингредиенты по отдельности измельчают в ступке до порошкообразного состояния, затем тщательно перемешивают до получения однородного состава. Полученная смесь гигроскопичная и легко впитывает влагу, поэтому её сразу помещают в герметичную ёмкость. Хранят плавень в тёмном и сухом месте.
  2. Далее в тигле плавят оловянно-свинцовый припой и добавляют в него висмут из расчёта 5% от общей массы. Готовый состав можно приобрести в магазине в виде проволоки или прутков (ПОСВ-35, ПОСВ-50).
  3. Необходимое количество плавня доводят до жидкого состояния в тигле и наносят на предварительно прогретый паяльной лампой участок. Также горелкой можно расплавить порошок на месте.
  4. В плавень небольшими порциями добавляют припой и круговыми движениями равномерно распределяют его по всей поверхности, сначала залудив её, а затем постепенно запаивая повреждение.

Припой с низкой температурой плавления

В труднодоступных местах, где не представляется возможным применить пайку с использованием флюсов, можно воспользоваться припоем с низкой температурой плавления.

Это важно! Этот метод эффективен только при заделке маленьких щелей.

Место обработки подготавливают вышеописанным способом. Затем его прогревают газовой горелкой. После нагрева в пламя помещают пруток припоя и несколько раз проводят им по трещине, пока она полностью не затянется.

Читайте так же:
Как вывести клей момент с рук

Проволочный припой

Последующая обработка запаянного участка высокотемпературным клеем для алюминия закупоривает оставшиеся микропоры и окончательно фиксирует припой на поверхности.

Пайка алюминиевого радиатора при помощи меди

Повреждённый участок перед пайкой можно покрыть слоем меди. Оловянно-свинцовый припой надёжно ложится на обмеднённую поверхность.

Для этого понадобятся:

  • Паяльник;
  • Наждачная бумага;
  • Батарейка;
  • Медная проволока диаметром 1 мм без изоляции;
  • Медный купорос (CuSO4);
  • Канифоль;
  • Припой.
  1. Повреждённое место зачищают наждачкой.
  2. На очищенный участок наносят раствор медного купороса до образования большой капли.
  3. Положительный полюс батарейки прикладывают к радиатору. Отрицательный полюс соединяют с медной проволокой.
  4. Свободный конец проволоки опускают в купорос, не касаясь радиатора.
  5. На поверхности под раствором вскоре появится тонкий равномерный слой меди, осевшей из купороса.
  6. Участок промывают и высушивают, затем лудят и паяют обычным методом.

Также есть несколько способов, как устранить течь в алюминиевом радиаторе без припоев и флюсов. Рекомендуется их использовать, как временные, например в отопительный сезон. В неотапливаемый период лучше выделить время для более надёжного ремонта.

Эпоксидный клей

Этот метод применим в местах, где вокруг проблемного участка можно обмотать ткань.

  1. Место вокруг дефекта очищают от грязи и отошедшей краски при помощи шпателя, щётки по металлу и наждачной бумаги. Можно воспользоваться металлическим тросом, просунув его в нужное место и поочередно протягивая его за разные концы. На месте повреждения должен быть чистый металл. Затем участок обезжиривают растворителем и сушат.
  2. Стеклоткань или плотный материал разрезают на длинные узкие полосы.
  3. На повреждённый участок наносят слой клея.
  4. Ткань накладывают на клей и делают виток вокруг повреждения. Сделав полный оборот, ткань на месте обработанного участка проклеивают и ещё раз обматывают.
  5. Таким способом наносят 4-5 витков. На верхний слой ткани клей не наносится.
  6. Фиксируют намотанный слой проволокой или хомутом.

Эпоксидный клей

Время высыхания ткани зависит от температуры в помещении. При 20-25 градусах защита затвердевает через 2-3 часа.

Это интересно! Повысить эффективность склеивания можно путём подмешивания в клей алюминиевой или бронзовой пудры. Получают ее, снимая слой с ненужной детали напильником с мелкой насечкой.

Аналогично можно использовать суперцемент, только вместо стеклоткани берут обыкновенный бинт.

Холодная сварка

Этот способ отличается удобством и малым временем, необходимым на устранение дефекта.

Данный материал выпускают в виде одно- и двухкомпонентных составов цилиндрической формы.

Холодная сварка

Работы выполняют в следующей последовательности:

  1. Поверхность зачищают, обезжиривают и сушат.
  2. Отрезают необходимое количество однокомпонентной холодной сварки и разминают руками до состояния пластилина. Части двухкомпонентного продукта смешивают до получения однородной массы, липнущей к рукам.
  3. Сварку наносят на подготовленный участок, вдавливают в отверстие и затирают мокрым шпателем.
  4. Во время застывания следят, чтобы на поверхности состава не образовывались пузыри, через которые в дальнейшем будет вытекать вода. Если таковые появились, их удаляют тем же шпателем, вновь равномерно распределяя состав по обрабатываемому участку.
  5. Время застывания холодной сварки — 5-7 минут.
  6. На место склеивания для надёжности дополнительно накладывают хомут.

Это интересно! Заклеить небольшую щель на радиаторе можно при помощи термостойкого герметика. Главное — чтоб состав был нейтральным. Кислотные герметики могут разъесть алюминий.

Видео: пайка алюминия

Проверка на герметичность

Качество ремонта можно проверить при помощи воздуха или воды, накачиваемых в радиатор под давлением. Воздушный способ ранее описан.

Водой под давлением проверить можно только во время отопительного сезона. Для этого с одной стороны батареи ставят заглушку, вторую через кран Маевского подключают к подаче. Немного открутив кран и байпас, заполняют радиатор водой. Для облегчения наблюдений под батареей размещают полосу белой бумаги.

Если через 10-15 минут бумага осталась сухой — течь устранена и радиатор можно подключать к общей системе.

Если нет возможности создать давление, то радиатор заполняют подкрашенной водой и оставляют на несколько часов. Обычно через 3-4 часа течь себя проявляет.

Меры предосторожности

Все работы по очистке и пайке алюминиевых батарей необходимо проводить на свежем воздухе или в помещении с принудительной вентиляцией. Пары, выделяемые при нагреве флюсов и припоя, могут вызвать головные боли и тошноту.

Чтоб избежать ожогов от расплавленного припоя и флюса, паяльные работы проводят в закрытой одежде из плотного материала, защитных очках и специальных перчатках.

Техника безопасности

При ухудшении самочувствия нужно срочно прекратить все работы и покинуть помещение.

При прогревании повреждённого участка газовой горелкой необходимо установить мощность пламени, достаточную только для нагрева. Превышение нормы грозит прожжённым радиатором.

Если повреждение слишком большое и нет уверенности в положительном результате ремонта, лучше обратиться к специалистам ремонтной мастерской. В любом случае местный ремонт обойдётся дешевле покупки новой батареи.

Алюминиевые радиаторы имеют много преимуществ, среди которых основным является быстрые нагрев и остывание элементов. Кроме того, они пользуются повышенным спросом благодаря большому количеству дизайнерских решений. Но ремонт данного вида — батарей довольно трудоёмкая процедура и требует определённых навыков.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector