Акція для всіх передплатників кейс-уроків 7W
Как подготовить к работе карандаш
Гипермаркет знаний>>Черчение 9 класс>>Черчение: Материалы, принадлежности, чертежные инструменты. Подготовка их к работе.
На уроках черчения вам потребуются различные материалы, инструменты и принадлежности, которые необходимо будет подготовить к работе.
Бумага является основным материалом, на котором выполняются графические и текстовые конструкторские документы. В зависимости от назначения и срока хранения чертежи могут выполняться на чертежной бумаге, кальке, миллиметровой бумаге, писчей бумаге в клетку. Перед выполнением графической работы бумагу необходимо проверить: чистый белый лист не должен содержать замятии, складок, морщин; не следует использовать бумагу, которая лохматится под действием резинки (ластика).
Запомните:
1. Графические изображения выполняются на гладкой стороне бумаги.
2. Во время выполнения чертежей необходимо следить за чистотой рук, чтобы не испачкать чертеж.
3. Свободное поле чертежа рекомендуется закрывать чистым листом бумаги, чтобы графитная пыль не пачкала чертежную бумагу.
Карандаши играют важную роль в выполнении чертежей, поскольку качество графического изображения зависит от правильного выбора степени их твердости. Промышленностью выпускаются наборы карандашей различной твердости. Степень твердости обозначается буквами и цифрами, которые наносятся на карандаш:
М, 2М,| ЗМ, 4М, 5М, 6М, В — мягкие, Т, 2Т, ЗТ, 4Т, 5Т, 6Т, 7Т, Н — твердые, ТМ, НВ, СТ— средней твердости.
Буквой обозначается мягкость или твердость карандаша. Числом обозначается степень мягкости или твердости. Чем больше число, стоящее перед буквой, тем тверже или мягче карандаш. На уроках черчения в школе будем использовать карандаши, обозначение которых указано в рамках.
Выполнение чертежа начинают карандашами Т, 2Т, нанося линии построений, а обводят чертеж карандашами М, 2М.
Оттачивают карандаш с того конца, где нет надписи. Это позволяет сохранить его маркировку. Качество проводимых линий зависит от того, как заточен грифель карандаша. На рис. 8, а, б показаны варианты подготовки карандашей к работе. Коническую заточку стержня производят для твердых карандашей. Затачивание грифеля в виде лопаточки осуществляется для мягких карандашей. При работе графитовый стержень стачивается, изменяя толщину линий чертежа, поэтому его необходимо подтачивать на наждачном оселке (рис. 8, в).
Подготовка карандаша к работе
Проводить линии надо не спеша, сохраняя один и тот же нажим. Не следует проводить линии длиннее, чем требуется. При проведении линий нельзя наклонять карандаш над линейкой или от нее, так как линия получится неровной.
Положение рук при проведении линий показано на рис. 9.
Положение рук при проведении линий
Резинка (ластик) используется для удаления ненужных изображений, надписей. Ластик должен быть мягким и иметь острые края. Острым краем удобно удалять линии, не затрагивая соседние.
Готовальней называется набор чертежных инструментов и принадлежностей, уложенных в футляр.Готовальни в зависимости от их назначения бывают разных типов и отличаются друг от друга количеством и качеством входящих в них инструментов. Рассмотрим содержимое готовален.
В готовальне хранятся циркули. Они бывают различными по форме и назначению.
Циркуль-измеритель применяется для измерения, откладывания и деления отрезков. Он имеет две шарнирно соединенные ножки с иглами (рис. 10).
Циркуль-измеритель
Перед работой циркулем-измерителем необходимо иглы выставить на одном уровне. Все действия циркулем-измерителем выполняются одной рукой.
Круговой циркуль применяется для проведения окружностей средних и больших диаметров. В одной из ножек он имеет карандашную вставку, в другой — иглу (рис. 11, а).
Стержень карандашной вставки должен выходить наружу на 5-7 мм. В круговом циркуле ножка с грифелем должна быть несколько длиннее ножки с иглой, что облегчает проведение окружностей (рис. 11, б, в).
Кронциркуль — малый циркуль для проведения окружностей малого диаметра от 0,5 до 8 мм.
Центрик — кнопка с углублением для иглы циркуля. Используется для проведения нескольких окружностей или их дуг из одного центра. Центрик вкалывается в центр окружностей, что предотвращает появление порывов бумаги.
Готовальня также может содержать инструменты, предназначенные для работы тушью.
Линейка — простейший чертежный инструмент, служащий для проведения прямых линий и измерения размеров. В работе удобнее использовать тонкие прозрачные линейки (рис. 12).
Приступая к работе, необходимо проверить рабочую сторону линейки (грань, на которой штрихами нанесена измерительная шкала). Для этого вдоль рабочего ребра проводят тонкую линию. Перевернув линейку, совмещают ее рабочую сторону с проведенной линией и проводят вторую линию. Если обе линии слились в одну, то край линейки прямолинеен.
Рейсшина — чертежная линейка для проведения параллельных линий. Состоит из линейки с поперечиной, прижимаемой к кромке чертежной доски рукой. Обычно одна из планок поперечины делается подвижной для проведения параллельных линий под любым углом к кромке доски (рис. 13).
В настоящее время используются и другие виды рейсшин, например, инерционные, которые сочетают в себе свойства универсальной линейки, прибора для штриховки и транспортира.
Чертежная доска с рейсшиной
Все горизонтальные параллельные линии проводятся с помощью рейсшины простой (рис. 14) или инерционной линейки.
В практике выполнения чертежей используются два угольника с углами 90°, 45°, 45° и с углами 90°, 30°, 60° (рис. 15, а). Удобен в работе и раздвижной угольник (рис. 15, б).
Перед использованием угольников необходимо проверить прямолинейность его сторон (осуществляется тем же способом, что и проверка прямолинейности линейки) и наличие прямого угла угольника. Способ проверки угольника на наличие прямого угла изображен на рис. 16.
Проверка наличия прямого угла
Для проведения вертикальных и наклонных параллельных линий можно использовать рейсшину с угольником (рис. 17), два угольника или линейку с угольником.
Способы проведения параллельных линий
Транспортир — инструмент для градусного измерения и вычерчивания углов, изготавливаемый из жести или пластмассы (рис. 18).
Лекало — тонкая пластинка с криволинейными кромками, служащая для вычерчивания кривых (лекальных) линий, которые нельзя провести с помощью циркуля. Разновидности лекал представлены на рис. 19.
Лекала
Лекала используются для обводки лекальных кривых, ранее проведенных от руки по точкам (рис. 20). Для обводки линии подбирают лекала с такими кромками, чтобы можно было обвести как можно больший участок кривой.
Чертежная доска — доска, изготовленная из мягких пород древесины, к которой прикрепляют лист чертежной бумаги с помощью кнопок.
Н.А.Гордеенко, В.В.Степакова — Черчение, 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Советы художникам: основные правила при работе с тушью и пером
Само перо состоит из двух элементов: наконечника и держателя. Держатель – это стержень, в нём есть крепление для наконечника. Следует быть осторожным, покупая держатель потому, что под его крепление перо (наконечник) может и не подойти. Наконечники бывают двух типов: острые и толстые. Лучше начинать с рисования острым наконечником, т.к. им легче выводить линию и сопротивление бумаге меньше, нежели у «толстого» пера (наконечника). Когда перо собрано, то мы можем убедиться в том, что от нажима будет зависеть размер линии: при давлении на инструмент створки наконечника расходятся, тем самым задавая толщину линии.
Основные правила при работе с тушью и пером
1) Рука, в которой мы держим перо не должна находиться в подвешенном состоянии (локоть положить на стол), свободно двигается только кисть руки. Вторая рука придерживает лист.
2) Не нужно макать перо в тушь до стержня, достаточно обмакнуть наконечник (чуть выше прорези на наконечнике). Лишнюю тушь следует убирать, проведя плоскостью пера о край баночки с тушью.
3) Необходимо правильно взять перо и вести его под нужным углом. Перо должно идти мягко, не скрипеть и не царапать бумагу.
4) Как уже было упомянуто, тушь – текучий материал, поэтому следует организовать своё рабочее место: надеть фартук, постелить газету на рабочий стол. Приготовьте салфетки на всякий случай.
5) Во время работы нужно помнить, что туши нужно время, чтобы высохнуть, поэтому рисовать следует начинать с противоположной стороны листа, считая от вашей рабочей руки (если в правша, начните с левой стороны листа).
6) Не стоит сразу преступать к большой работе, всегда лучше тренироваться на черновике. Наберитесь терпения, ведь пером не так-то легко управлять.
7) Брать чернила на перо следует аккуратно: не переборщить, иначе будет клякса, и не брать слишком мало, а то перо может поцарапать бумагу
8) Проводить пером несколько раз по одному и тому же месту – плохая идея, т.к. это чревато разводами, кляксами, нежелательными утолщениями и поцарапанной бумагой. Не стоит гнаться за абсолютной ровностью линии на первых парах. Чтобы перо Вас слушалось, необходимо тренироваться и делать многочисленные наброски.
С чего начинать рисовать?
Наилучшим вариантом для первоначальной отработки навыков можно считать написание цветов и растений, т.к. рисование растительности в целом не требует строгих ровных линий. Вы сосредоточитесь на том, чтобы прочувствовать инструмент добиться и быстро добьётесь желаемого результата. Далее модно будет приступать к натюрмортам и пейзажам.
Карандаш. Виды и устройство. Назначение и маркировка. Особенности
Карандаш – пишущий инструмент, представляющий собой деревянную, пластиковую или металлическую оправу в виде стержня с сердцевиной, оставляющей стойкий след при трении о различные поверхности. Он используется для письма, рисования, черчения, маркировки.
Как устроен карандаш
Главным пишущим элементом карандаша выступает сердцевина. Она представляет собой тонкий длинный стержень. Его диаметр составляет в среднем 2-5 мм. Длина типового нового карандаша 175 мм, но он может быть короче или длиннее.
Обычно пишущая сердцевина изготавливается из следующих материалов:
- . .
- Каолиновая глина.
- Сухая спрессованная краска.
- Смеси краски с парафином или воском.
Сердцевина помещается в оправу, которая делает более удобным удержание карандаша. Чаще всего это деревянный цилиндр с внутренней полостью, для запрессовки пишущего элемента.
Карандаши в деревянной оправе имеют плотное соединение с сердцевиной, поэтому она не выдвигается. В связи с этим для ее оголения применяется точилка. Этот инструмент стачивает оправу под конус, выводя на торце карандаша конус с вершиной из грифеля.
У механических карандашей со сменной сердцевиной оправу делают из пластика или металла. Грифель внутри нее фиксируется цанговым или другим зажимом. По мере стирания он выдвигается или меняется, что исключает необходимость стачивания самой оправы.
Виды карандашей по пишущему материалу
В зависимости от пишущего материала карандаши можно разделить на следующие разновидности:
- Простые.
- Цветные.
Простые пишут черным или серым цветом, как и темные цветные, но они отличаются главным образом тем, что могут стираться ластиком. Сделанная ими надпись может быть удалена, так как пишущий материал не проникает глубоко в поверхность, на которой оставляет след.
Простые карандаши
В качестве стираемого грифеля у таких карандашей применяется графит. Он при трении оставляет серый след с черным или более светлым оттенком. Это недорогой инструмент, продаваемый поштучно. Обычно он оснащается собственным ластиком. Простые карандаши бывают деревянные или механические.
Деревянные в новом виде представляют собой пруток с ластиком на конце или без. Чтобы ними воспользоваться, требуется провести заточку с использованием точилки. Также встречаются изначально заточенные карандаши. Чтобы их выступающая часть грифеля не сломались во время транспортировки и хранения, они дополнительно могут оснащаться защитным колпачком.
Механические простые карандаши предусматривают возможность установки в оправу грифеля, а также его выдвигание по мере истирания. После использования в них можно вставить новую сердцевину. Это исключает необходимость их заточки. Такой карандаш отличается тем, что имеет более тонкий диаметр сердцевины. Сечение грифеля может составлять 0,3-0,7 мм. С помощью такого инструмента удобно прорисовывать очень тонкие линии, поэтому он пользуется большим спросом при выполнении черчения. Выдвигание грифеля из карандаша выполняется нажатием кнопки.
Также существуют простые карандаши с цанговым патроном. Они оснащаются очень толстым грифелем. В результате этого инструмент при прорисовке оставляет широкую линию. Благодаря этим качествам его обычно используют художники, а также столяры и строители при нанесении разметки.
Твердость карандаша
Пишущие качества простого карандаша в первую очередь зависят от ширины и твердости графитового грифеля. Чем он мягче, тем более широкий, темный и заметный след от него остается. На каждый графитовый карандаш наносится маркировка твердости.
Для российского рынка, обычно применяются обозначения:
- Т – твердый.
- М – мягкий.
- ТМ – твердо-мягкий.
Кроме этого на рынке стран СНГ присутствуют карандаши с европейской маркировкой:
- В – мягкий.
- H – твердый.
- F – средний между НВ и Н.
- HB – твердо-мягкий.
При этом каждый тип твердости может дополняться цифрами перед буквой. Чем выше ее значение, тем мягче карандаш. К примеру, маркировка «4В» означает, что грифель на 4 единицы мягче стандартного «В». Самыми мягкими, пишущими очень темным цветом, являются простые карандаши с маркировкой «9В».
Самыми распространенными, ввиду удобства и оптимального баланса по глубине прорисовки, являются карандаши с маркировкой «HB». Твердые «H» оставляют тонкие слабозаметные линии. Сочетанием карандашей разной твердости можно выполнять монохромный рисунок на белой бумаге. Так мягкий грифель будет передавать глубокие цвета и тени, а твердый светлые части рисунка.
Цветные карандаши
Сердечник цветных карандашей оставляет нестираемый след. Тот является цветным или даже белым. Такие карандаши продаются наборами, включающими различные цвета. Их обычно используют для рисования.
К цветным относят карандаши из следующих материалов:
- Каолиновые.
- Угольные.
- Пастельные.
- Акварельные.
- Восковые.
Каолиновые
Это обычные цветные карандаши, предназначенные для рисования. Их стержень состоит из каолиновой глины, подкрашенной пигментом. Он достаточно твердый, к тому же оставляет не слишком яркий цвет. В связи с этим, данными инструментами обычно пользуются только начинающие художники и дети.
Каолиновые карандаши стоят недорого. Они продаются комплектами разных цветов. Обычно они не имеют заточки, поэтому нуждаются в подготовке точилкой перед применением. Уровень твердости таких инструментов может быть самый разный, при этом понять насколько они удобны можно только попробовав, так как на них вообще отсутствует какая либо маркировка.
Угольные
Имеют грифель из древесного угля. Этот материал склонен осыпаться. Он ложится на бумагу нежно и мягко. Благодаря этому качеству такой карандаш используется исключительно только художниками для рисования.
Угольные карандаши могут представлять собой просто пишущий стержень или оснащается деревянной оправой. Все они пишут только черным цветом различной глубины. Твердость их грифеля маркируется буквами «В» и «H». К маркировке могут быть добавлены цифры 2 или 3, а не 2-9, как у графитовых простых карандашей.
Специфика использования угольных карандашей предусматривает параллельное применение специальных растушевок. Они позволяют растирать прорисовку, проявляя тонкие элементы рисунка. После завершения рисования, чтобы сохранить рисунок, его требуется покрыть лаком, так как в противном случае уголь постепенно высыпается.
Несколько производителей предлагают цветные угольные карандаши. Их рабочие качества сильно отличаются от обычного черного грифеля, так как в них содержатся добавки. В связи с этим популярность таких карандашей не слишком велика.
Пастельные
Это карандаши, сердцевина которых сделана из пастели, такой же, как и мелков для рисования. Она представляет собой стержень, спрессованный из цветного пигмента с мелом, маслом или воском. Такой карандаш оставляет за собой весьма специфический след, достаточно неоднородный. В связи с этим таким инструментом пользуются исключительно только для рисования. Для разметки и различных записей он не пригоден.
Рисовальные качества пастельных карандашей отличаются, так как сам стержень может быть изготовлен из разных материалов. Он бывает сухой, оставляющий еле заметный след, или мягкий, очень быстро стирающийся. Специфика этого инструмента в том, что его рисунок может отпечатываться на прилегающих к нему поверхностях. В связи с этим его нужно закреплять лаком.
Акварельные
Внешне похожи на каолиновые. На них отсутствует маркировка твердости. Особенность этого инструмента в высокой мягкости грифеля. Кроме этого он оставляет очень насыщенный яркий глубокий цвет. Благодаря этому, такие карандаши используют профессиональные художники для рисования.
Важным отличием акварельного грифеля является его водорастворимость. Оставленный им след на бумаге можно размочить мокрой кисточкой, добившись аналогичного эффекта, как при использовании акварельной краски.
Также с этим рисовальным инструментом применяется техника мокрого листа. Для этого поверхность бумаги сначала смачивается водой, после чего на нее наносится рисунок. Линии от грифеля в таком случае получаются более широкими и однородными. Качественные фирменные акварельные карандаши содержат в составе специальные добавки, которые делают рисунок водостойким после первого намокания. То есть, первый раз рисунок можно замыть, но потом он становится несмываемым.
Восковые
Представляют собой мелок подобно пастели без оправки. Они состоят из полимерного воска, смешанного с пигментом. Такой карандаш способен оставлять след на разных поверхностях, даже достаточно гладких. Обычно ими пользуются дети, возможности такого инструмента для серьезных рисунков обычно недостаточны.
Более высокими пишущими качествами обладают восковые карандаши с добавлением масла. Он мягче, поэтому след от него более широкий и насыщенный. Его можно использовать, чтобы рисовать на плитке, камне стеклу, а также традиционных поверхностях.
Статистические данные
Простой карандаш твердо-мягкий стандартной длины 175 мм, прежде чем закончиться выдерживает 17 заточек точилкой. С его помощью можно нарисовать линию длиной 55 км, или написать 45 тыс. слов. Ежегодный объем производства карандашей составляет около 14 млрд. штук.
Мастер-класс
«Объемный карандаш из цветного картона»
Мастер-класс предназначен для воспитателей ДО. Данные карандаши можно использовать для оформления групповых комнат.
Инструменты и материалы для работы:
— лист цветного картона формат А4;
— лист белого мелованного картона;
— узкий двухсторонний скотч или клеевой пистолет;
— сухая пастель или гуашь бежевого и светло-коричневого цвета (для тонирования белого картона под дерево).
Пошаговая инструкция по изготовлению:
1. На листе цветного картона обрисовываем выкройку карандаша и вырезаем (не забываем про припуски).
2. Для того чтобы грани хорошо сгибались, необходимо острым краем ножниц пройтись по всем граням. Далее согнуть, как показано на рисунке.
3. Начинаем склеивать карандаш с острия (деталь «1» наклеиваем на деталь «*»).
4. Острие приклеиваем к карандашу и с помощью двухстороннего скотча или клеевого пистолета склеиваем карандаш.
5. Из белого мелованного картона вырезаем две детали (у основания карандаша не забываем оставить припуски). Для лучшего сгибания граней тоже используем ножницы.
6. Теперь нужно за тонировать белые детали под дерево. Можно использовать гуашь, я тонировала сухой пастелью. Измельченную пастель (можно смешать несколько цветов) нужно нанести на картон с помочью влажной салфетки, по направлению от центра к краю.
7. Склеиваем детали (так же как и острие карандаша – деталь «1» наклеиваем на деталь «*»)
8. Собираем карандаш, снизу приклеиваем основание и приклеиваем «юбочку» к острию карандаша.