Alp22.ru

Промышленное строительство
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить резистор на работоспособность мультиметром

Как проверить резистор на работоспособность мультиметром

Резистор или постоянное сопротивление – это одновременно самый простой и распространённый элемент в электрических схемах, его устанавливают во всех устройствах. Но, несмотря на свою простоту, при нарушении режимов работы или тепловых условий он может сгореть. Отсюда возникает вопрос, как проверить резистор на работоспособность мультиметром. Технология проверки исправности в домашних условиях будет изложена в этой статье.

Алгоритм поиска неисправности

Визуальный осмотр

Любой ремонт начинается с внешнего осмотра платы. Нужно без приборов просмотреть все узлы и особое внимание обратить на пожелтевшие, почерневшие части и узлы со следами сажи или нагара. При внешнем осмотре вам может помочь увеличительное стекло или микроскоп, если вы работаете с плотным монтажом SMD компонентов. Разорванные детали могут указывать не только на локальную проблему, но и проблему в элементах обвязки этой детали. Например, взорвавшийся транзистор мог за собой утянуть и пару элементов в обвязке.

Не всегда пожелтевшая от температуры область на плате указывает на последствия выгорания детали. Иногда так получается в результате долгой работы прибора, при проверке все детали могут оказаться целыми.

Кроме осмотра внешних дефектов и следов гари стоит и принюхаться, чтобы проверить, нет ли неприятного запаха как от горелой резины. Если вы нашли почерневший элемент – нужно его проверить. У него может быть одна из трёх неисправностей:

  1. Обрыв.
  2. Короткое замыкание.
  3. Несоответствие номиналу.

Иногда поломка бывает столь очевидной, что её можно определить и без мультиметра, как в примере на фото:

Сгоревший резистор

Проверка резистора на обрыв

Проверить исправность можно обычной прозвонкой или тестером в режиме проверки диодов со звуковой индикацией (см. фото ниже). Стоит отметить, что прозвонкой можно проверить лишь резисторы сопротивлением в единицы Ом — десятки кОм. А 100 кОм уже не каждая прозвонка осилит.

Режим прозвонки

Для проверки нужно просто подключить оба щупа к выводам резистора, неважно это СМД компонент или выводной. Быструю проверку можно провести без выпаивания, после чего всё же выпаять подозрительные элементы и проверить повторно на обрыв.

Проверка исправности радиоэлемента

Внимание! При проверке детали не выпаивая с печатной платы, будьте внимательны – вас могут ввести в заблуждение параллельно стоящие элементы. Это актуально как при проверке без приборов, так и при проверке мультиметром. Не ленитесь и лучше выпаяйте подозрительную деталь. Так можно проверить только те резисторы, где вы уверены, что параллельно им в цепи ничего не установлено.

Проверка короткого замыкания

Кроме обрыва, резистор могло пробить накоротко. Если вы используете прозвонку – она должна быть низкоомной, например на лампе накаливания. Т.к. высокоомные светодиодные прозвонки «звонят» цепи сопротивлением и в десятки кОм без существенных изменений яркости свечения. Звуковые индикаторы с этой проверкой справляются лучше чем светодиоды. По частоте пищания можно судить о целостности цепи, на первом месте по достоверности находятся сложные измерительные приборы, такие как мультиметр и омметр.

Проверка на КЗ проводится одним способом, рассмотрим инструкцию пошагово:

  1. Измерить омметром, прозвонкой или другим прибором участок цепи.
  2. Если его сопротивление стремится к нулю и прозвонка указывает на замыкание, выпаивают подозрительный элемент.
  3. Проверить участок цепи уже без элемента, если КЗ ушло – вы нашли неисправности, если нет – выпаивают соседние, пока оно не уйдет.
  4. Остальные элементы монтируют обратно, тот после которого КЗ ушло заменяют.
  5. Проверить результаты работы на наличие КЗ.

Вот наглядный пример того, что сгоревший резистор оставил следы на соседних резисторах, есть вероятность, что и они повреждены:

Повреждение нескольких радиоэлементов

Резистор почернел от высокой температуры, на соседних элементах видны не только следы гари, но и следы перегретой краски, её цвет изменился, часть токопроводящего резистивного слоя могла повредиться.

На видео ниже наглядно показывается, как проверить резистор мультиметром:

Определяем номинал резистора

У советских сопротивлений номинал был указан буквенно-цифровым способом. У современных выводных резисторах номинал зашифрован цветовыми полосами. Чтобы заменить сопротивление после проверки на исправность, нужно расшифровать маркировку сгоревшего.

Для определения маркировки по цветным полоскам есть масса бесплатных приложений на андроид. Раньше использовались таблицы и специальные приспособления.

Цветовая маркировка резисторов

Можно сделать вот такую шпаргалку для проверки:

Шаблоны для определения резисторов

Вырезаете цветные круги, прокалываете их по центру и соединяете, самый большой назад, маленький – спереди. Совмещая круги, вы определяете сопротивление элемента.

Кстати на современных керамических резисторах тоже используется явная маркировка с указанием сопротивления и мощности элемента.

Маркировка на корпусе

Если вести речь об SMD элементах – здесь всё достаточно просто. Допустим маркировка «123»:

12 * 10 3 = 12000 Ом = 12 кОм

Встречаются и другие маркировки из 1, 2, 3 и 4 символов.

Цифровая маркировка

Если деталь сгорела так, что маркировку вообще не видно, стоит попробовать потереть её пальцем или ластиком, если это не помогло – у нас есть три варианта:

  1. Искать на схеме электрической принципиальной.
  2. В некоторых схемах есть несколько одинаковых цепей, в таком случае можно проверить номинал детали на соседнем каскаде. Пример: подтягивающие резисторы на кнопках у микроконтроллеров, ограничительные сопротивления индикаторов.
  3. Замерить сопротивление уцелевшего участка.
Читайте так же:
Как настроить тюнер на российские каналы

О первых двух способах добавить нечего, давайте узнаем, как проверить сопротивление сгоревшего резистора.

Начнем с того, что нужно очистить покрытие детали. После этого включите на мультиметре режим измерения сопротивления, он обычно подписан «Ohm» или «Ω».

Режим измерения сопротивления

Если вам повезло, и отгорел участок непосредственно возле вывода, просто замерьте сопротивление на концах резистивного слоя.

Резистивный слой

В примере как на фото можно замерить сопротивление резистивного слоя или определить по цвету маркировочных полос, здесь они не покрыты копотью – удачное стечение обстоятельств.

Ну а если вам не повезло и часть резистивного слоя выгорела – остаётся замерить небольшой участок и умножить результат на количество таких участков по всей длине сопротивления. Т.е. на картинке вы видите, что щупы подключаются к кусочку равному 1/5 от общей длины:

Замер отдельного участка

Тогда полное сопротивление равно:

Такая проверка позволяет получить результат близкий к реальному номиналу сгоревшего элемента. Этот метод подробно описан в видео:

Как проверить переменный резистор и потенциометр

Чтобы понять, в чем заключается проверка потенциометра, давайте рассмотрим его структуру. Переменный резистор от потенциометра отличается тем, что первый регулируется отверткой, а второй рукояткой.

Потенциометр – это деталь с тремя ножками. Он состоит из ползунка и резистивного слоя. Ползунок скользит по резистивному слою. Крайние ножки – это концы резистивного слоя, а средняя соединена с ползунком.

Потенциометр

Чтобы узнать полное сопротивление потенциометра, нужно замерить сопротивление между крайними ножками. А если проверить сопротивление между одной из крайних ножек и центральной – вы узнаете текущее сопротивление на движке относительно одного из краёв.

Но самая частая неисправность такого резистора — это не отгорание концов, а износ резистивного слоя. Из-за этого сопротивление изменяется неправильно, возможна потеря контакта в определенных участках, тогда сопротивление подскакивает до бесконечности (разрыв цепи). Когда движок занимает то положение, в котором контакт ползунка с покрытием вновь появляется – сопротивление вновь становится «правильным». Эту проблему вы могли замечать, когда регулировали громкость на старых колонках или усилителе. Проявляется проблема в том, что при вращении ручки периодически в колонках раздаются щелчки или громкие стуки.

Вообще проверку плавности хода потенциометра нагляднее проводить аналоговым мультиметром со стрелкой, т.к. на цифровом экране вы просто можете не заметить дефекта.

Потенциометры могут быть сдвоенными, иногда их называют «стерео потенциометры», тогда у них 6 выводов, логика проверки такая же.

На видео ниже наглядно показывается, как проверить потенциометр мультиметром:

Методы проверки резисторов просты, но для получения нормального результата проверки нужен мультиметр или омметр с несколькими пределами измерений. С его помощью вы сможете померить еще и напряжение, ток, емкость, частоту и другие величины в зависимости от модели вашего прибора. Это основной инструмент мастера по ремонту электроники. Сопротивления иногда выходят из строя при внешней целостности, иногда уходят от номинального значения сопротивления. Проверка нужна для определения соответствия деталей номиналам, а также чтобы убедится рабочий или нет элемент. На практике способы проверки могут отличаться от описанных, хотя принцип тот же, всё зависит от ситуации.

Измерение сопротивления мультиметром и другими приборами

Мультиметр

Для измерения резистивных (активных, омических) сопротивлений существует прибор — омметр. Принцип его работы строится на измерении силы тока в сопротивлениях, включенных последовательно, или измерении падения напряжения на резисторе.

Аналоговые приборы

Шкала аналогового прибора

Приборы со шкалой называются аналоговыми. Значение измеряемой величины в них показывает стрелочка, двигающаяся под действием магнитно-динамического механизма, на вход которого подается напряжение, преобразованное из исходного «измерительного» напряжения аналоговыми электронными схемами. Это напряжение, пропорциональное измеряемому сопротивлению, схемы логарифмизируют и масштабируют под шкалу и заданный диапазон значений.

Диапазоны переключаются обычно с помощью кругового переключателя, в котором представлены все режимы работы прибора и все диапазоны измеряемых величин. Первоначально в омметрах диапазоны задавались кнопочным переключателем или просто набором гнезд, в одно из которых и следовало вставить измерительный провод.

Аналоговый прибор

Еще один аналоговый прибор

Переключение диапазонов состоит в том, что значение показания получается в результате умножения значения, на которое указывает стрелка, на масштабный коэффициент, заданный переключателем. На фото, как видим, это коэффициенты 1 ( х 1), на 10 ( х 10), 100 ( х 100) и так далее.

В приборах с логарифмической шкалой, когда область значений охватывает всю числовую ось — от 0 до ∞, «неправильные» значения могут быть только в случае обратной полярности — тогда стрелка попытается показать что-то за пределами шкалы левее 0. А положительные значения все должны уместиться в диапазон от 0 до ∞. Равномерная шкала же боится перегрузок. Когда она имеет значения только в интервале от 0 до какого-то Значмакс , то выход за пределы интервала может быть для прибора небезопасным. Это касается измерения токов, напряжений. Если, например, выставлен диапазон напряжений 500 вольт, а снимается напряжение с провода, где 1000 вольт, то прибор сгорит, и это в лучшем случае.

Читайте так же:
Где продается холодная сварка

Измерение сопротивления — это фактически измерение тока или напряжения от внутреннего источника (батареи на 9 вольт), в этом случае, конечно, ничего страшного не произойдет, если будет допущена ошибка в выборе диапазона. Однако для некоторых диапазонов предусмотрено подключение внешнего источника питания, и тогда измерение должно быть проведено аккуратно с соблюдением всех требований. Логарифмическая шкала в этом случае не спасает, потому что внутренние схемы, на которые поступает измеряемая величина тока или напряжения, обладают своим диапазоном, превышение которого грозит их порчей.

Цифровой прибор отличается от аналогового тем, что показание в нем кодируется и выдается в виде дискретных цифр, как мы это записываем ручкой на бумаге: R = 530,34 Ом. Для отображения вместо шкалы в этом случае применяется цифровое табло на жидких кристаллах.

Цифровой мультиметр

Обычно такие омметры содержат в себе более «умные» программируемые схемы и могут диапазон измерений задавать себе сами, проанализировав показания измерительного датчика.

Новая модель мультиметра

Прибор, показанный на картинке, и есть такой продвинутый девайс. На нем и написано: digital multimeter, то есть цифровой мультиметр. Переключателем можно выбрать только вид измерений: микроамперы (то есть очень чувствительный амперметр), миллиамперы, вольты, омы и прозвонку диодов. Обо всем остальном прибор «догадывается» сам: по току — переменный или постоянный и по диапазонам величин. Внизу видим ограничения по току и напряжению — 600 В и 200 мА. О том, что это прибор с программным управлением, свидетельствует кнопка FUNC, нажатием которой выбирается программа обработки. Иногда встречается надпись Auto Ranging, то есть автоматический выбор диапазона.

Как измерить сопротивление мультиметром?

Когда мы что-то меряем, то обычно знаем что, чем как. Чтобы измерить сопротивление резистора мультиметром, нужно сначала подготовить резистор и прибор. А также провести настройку мультиметра.

Подготовка к измерению

Резистор должен быть выпаян из схемы — это самый лучший вариант.

Для выпаивания элемента из схемы нужно сначала обесточить ее полностью, вынуть все питающие элементы, выключить все возможные выключатели. Разрядить все конденсаторы. А потом уж выпаять и проверить сопротивление мультиметром.

Если выпаять трудно (мелкий SMD резистор, или жалко старенькую плату, радиодетали, которым не желательны излишние эксцессы и перепайки), то можно выпаять хотя бы один конец проверяемого элемента, перед тем как замерить сопротивление.

Если и это совсем не удается, тогда нужно изучить схему и разомкнуть что-то в ней так, чтобы резистор с окружающими его элементами не представляли собой каких-то параллельных участков. Таких, что если подать измерительное напряжение на резистор, то ток потечет не только через него, но и через все эти параллельные участки, портя прибору всю картину. И не только прибору — самой схеме такие «измерительные» токи, забредающие не туда, куда нужно, могут быть совсем ни к чему.

Размыкать можно микропереключатели, перемычки, микроразъемы. Можно переменный резистор, расположенный недалеко по цепи, перевести в состояние высокого сопротивления, которое по параметрам схемы и в сравнении с предполагаемым номиналом измеряемого резистора можно считать «разрывом». В крайнем случае, изучив схему, можно распаять какой-то контакт в другом, менее опасном для схемы месте, так, чтобы получился разрыв в параллельных резистору цепях. Конденсаторы все при этом считаем разрывами по постоянному току.

Такие действия следует проводить аккуратно, помечая, запоминая или записывая все внесенные вынужденно схематические изменения, которые нужно потом тщательно «отыграть» и вернуть схему к первозданному — до измерения — виду. Особенно это касается настроечных резисторов, которые пришлось «загрубить» перед тем, как проверить сопротивление. А лучше переменный резистор не трогать вообще.

Получается, это целая наука — как проверить резистор мультиметром, не выпаивая его.

Настройка прибора

Прежде всего, необходимо найти нужный сектор (Ω) и нужный диапазон на переключателе диапазонов. Диапазоны показаны отметками 200, 2к, 20к, 200к, 2М, 20М, 200М. Это показано максимальное значение сопротивления, которое можно измерить в данном диапазоне. Значки диода и звукового сигнала отмечают положение, в котором делается проверка сопротивления диода, кабеля, которое используется для прозвонки проводников и других элементов. Номинал резистора должен быть ниже указанного в отметке выбранного диапазона, но выше значения для следующего диапазона, обозначенного следующей отметкой. Например, если номинал резистора измеряется десятками мегомов, больше 20 мОм, то и нужно брать диапазон до 200 мОм, то есть повернуть дисковый переключатель до обозначения 200М. Если больше 2 мОм, но меньше 20, то выбрать диапазон, который обозначается значком 20М.

Читайте так же:
Как работать с горячим клеевым пистолетом

Если номинал резистора определить невозможно — старая или неизвестная система обозначений — и по схемам узнать это примерно никак нельзя, то следует померить несколько раз в диапазонах, начиная с самого грубого, 200М, и постепенно при замерах добиваться нужной точности.

Цифровой мультиметр

Цифровой мультиметр

Проверка радиодеталей проводится с помощью тестера щупами, вставляемыми в отведенные для них гнезда. Имеются два провода — черный и красный. Обычно черный вставляется в гнездо COM, красный — в гнездо, где нарисовано, что мы меряем — Ω (сопротивление). Собственно говоря, полярность проводников нам безразлична. Она проявляется только когда проверяется работа диодов. При одном подключении проводников к концам диода прибор покажет разрыв, при другом — реальное сопротивление PN — перехода в прямом включении.

Перед тем как прозвонить сопротивление тестером, проверяйте его работу. Разрыв он не показывает никак, а замкнутые друг на друга щупы дают почти ноль, замыкание. Последует звуковой сигнал, и прибор покажет определенное сопротивление провода щупов — маленькое, порядка нескольких ом.

Измерение сопротивлений

Ну вот, теперь мы готовы измерять и «прозваниваться». Осталось прикоснуться щупами к двум концам подготовленного к измерению резистора, и на табло прибора прочитываем измеренное сопротивление.

Суть показаний

Прозвонка детали

Появление цифры 1 в левой стороне табло означает неверно выбранный диапазон. Прозвонка кабеля или кабельных соединений сопровождается в случае наличия соединения звуком. Что позволяет использовать мультиметр в этом случае даже не глядя на экран, вслепую.

Как проверить свечи зажигания мультиметром

Многие выбирают бензиновые авто, якобы они проще и дешевле в эксплуатации. Отчасти это так, но не стоит забывать об обслуживании. Казалось бы, свечи – копеечная деталь, которую можно не менять 30 тысяч километров (а иридиевые и подавно – 100). Но почему‐то многие о них забывают и потом попадают на переборку движка. Могут ли свечи зажигания угробить мотор? Запросто. Поэтому следить за ними нужно не меньше, чем за форсунками в дизеле.

Зачем проверять искру

Искра – это ключевое условие для воспламенения смеси, а соответственно, работы бензинового двигателя. Что произойдет с мотором, если свеча утратит работоспособность? Конечно, движок не остановится – он продолжит работать дальше на оставшихся (как правило, трех) цилиндрах.

Плохо, с жуткой вибрацией, но будет работать. Но это не самое худшее. Смесь, которая готовилась для сгорания, никуда не девается — бензин продолжает скапливаться в камере с каждым новым впрыском инжектора. Топлива становится настолько много, что оно начинает самовозгораться под давлением. Естественно, цилиндр не рассчитан на такую ударную дозу смеси. Происходит детонация — необратимый процесс разрушения двигателя.

От высокой температуры плавятся поршни, сгорают клапана. Из‐за ударной волны проворачивает вкладыши и задирает стенки цилиндров. Одним словом, мотору приходит конец. И чем дольше он проработал в детоне, тем меньше шансов его восстановить.

Подготовка к диагностике

Перед тем, как проверить свечи, их нужно подготовить. С любой, даже идеально работающей системой зажигания, будет налет на электроде. Его желательно убрать до диагностики. Способов много – от очистки ультразвуком до всеми известной «Колы».

Свечи зажигания с нагаромСвечи зажигания с нагаром

Но большинство используют 2 способа:

  • Металлическая щетка, наждачная бумага. Способ имеет право на жизнь, но нужно понимать, что наждак уменьшает толщину электрода, который и без того будет малым уже через 20 тысяч.
  • Специальная химия. Детали на ночь замачивают в очистителе карбюратора или инжектора. В этой химии нагар хорошо откисает, а электрод остается нетронутым.

Чистка свечей химиейЧистка нагара химией

Дальше, используя измерительный щуп, настраиваем зазор. Со временем он «уплывает», и это нормально – постепенно центральный электрод выгорает, и его высота уменьшается. Если это вовремя не проконтролировать, искра станет слабой для поджога смеси. Несгоревший бензин детонирует в цилиндре со всеми «приятностями».

Инструмент для замера зазораИнструмент для замера зазора

Правильный зазор может быть разным:

  • от 0.5 до 0.6 мм — для карбюраторных двигателей с контактным зажиганием;
  • от 0.7 до 0.8 мм — для карбюраторных ДВС с электронным зажиганием;
  • от 1 до 1.3 мм — для инжекторных двигателей.

Проверка мультиметром

Некоторые говорят, что проверить свечи мультиметром нельзя. Да, нам не получится увидеть искру, но проверить сопротивление свечи зажигания мультиметром вполне возможно. По этому значению станет ясно, живая ли она или нет.

Читайте так же:
Как расшифровывается узо в электрике

Измерение сопротивления свечи мультиметромИзмерение сопротивления свечи мультиметром

Как происходит проверка свечей зажигания мультиметром на сопротивление? Черный провод мультиметра подключаем в разъем «Com», красный – в специальное гнездо с иконкой сопротивления Ω. Переводим регулятор прибора в соответствующий режим (Омметр), до 20 кОм. Берем нашу свечу зажигания и подключаемся к центральным диодам с одной и другой стороны.

Расположение центрального диода свечи зажиганияРасположение центрального диода свечи зажигания

Прозвонив свечу зажигания, на экране мультиметра увидим сопротивление — условно 4 кОм. Если измерения показали цифру меньше 2 или больше 10, есть неисправность.

Если проверка свечей зажигания мультиметром показала нулевое сопротивление, могут ли они быть исправны? Вполне. Для этого смотрим на маркировку. Если в ней отсутствует резистор (и соответственно, буква R на маркировке), прибор покажет ноль. Эти свечи зажигания так и называются — нулевого сопротивления. Все остальные должны обязательно иметь сопротивление при измерении мультиметром.

В поисках искры

Представим ситуацию: водитель обнаруживает неисправную свечу зажигания, не пожалев денег ставит хороший комплект новых, запускает мотор, а картина прежняя – пропуски зажигания. Неужели брак? Отнюдь. Ищем проблему глубже. Для начала смотрим высоковольтные провода. Иногда их осматривают еще перед тем, как проверить свечи зажигания (например, на ВАЗах провода не выхаживают порой и 30 тысяч). Если все чисто – проверяем катушки. В 90% случаев после свечей одна из этих вещей оказывается неисправной. Остальные 10% — уже запущенные случаи — низкая компрессия или растянутая цепь.

Как продлить срок службы свечей

Можно ли восстановить их? Забегая вперед ответим — нет. Если треснул изолятор, оплавился электрод или сорвано уплотнительное кольцо, не имеет смысла это восстанавливать — только менять на новое. Это не форсунка, и даже иридиевые модели сейчас поменять не так дорого. Заметили дефект — проверили, поменяли свечи, и чем раньше — тем лучше. Автомобиль вам скажет только спасибо.

Треснутый изолятор свечиТреснутый изолятор свечи зажигания

Ну а тем, кто хочет продлить ресурс до замены, приведем пару советов:

  • Заливайте качественное топливо. Не кроите деньги на бензине – сколько было примеров, когда после «экономной» заправки движки приезжали на капремонт. Это не та экономия, ради которой стоит рисковать.
  • Проверяйте состояние электрода и изолятора. Желательно каждые 15 тысяч километров. Внимательно осматривайте на предмет дефектов и регулируйте зазор. Последний нужно строго проверять, иначе — детонация. Не ленитесь проверять зазор — процедура не сложная.
  • Правильно подбирайте калильное число. Для каждого двигателя предусмотрено свое значение. Если оно не подойдет вашему двигателю, электрод просто погибнет в нагаре, так как не сможет выйти на рабочую температуру для самоочищения.
  • Не экономьте на запчастях. Желательно ставить оригинал. Заменители имеют право на жизнь, но лишь в том случае, если это именитый бренд типа NGK, Denso, Brisk и так далее.

Заключение

Вовремя заметив неполадку в работе двигателя, можно неплохо сэкономить на ремонте. Это касается и неисправных свечей зажигания. Далеко уехать на «троящем» движке вы вряд ли сможете, а если и получится, то потом его придется долго и крайне дорого капиталить. Не тяните до последнего – двигатель не должен поймать детонацию. Этого не переживут никакие кованые поршни и чугунные блоки. Помните, что свечи могут прийти в негодность раньше – из-за топлива, катушек или «уставших» колец, пропускающих в камеру масло. Как только мотор захандрил — едем на диагностику. Заменить комплект свечей куда дешевле, чем разбирать двигатель, менять оплавленные поршни и сгоревшие клапана. Любите свой автомобиль, и он ответит вам взаимностью!

Как проверить (прозвонить) ТЭН мультиметром

Сегодня я подготовил и написал очень полезную статью на тему как проверить ТЭН своими руками легко и просто в домашних условиях.

Для этого нам потребуется всего лишь обычный самый простой мультиметр , или по-другому тестер.

Как проверить ТЭН мультиметром

Для того, чтобы ответить на вопрос: «Как проверить ТЭН мультиметром» нужно начать с того, что скрывается за этой аббревиатурой, так сказать в чем заключается расшифровка ТЭН.

В технической литературе – это трубчатый электронагреватель.

Кстати, интересный факт многие люди называют его по-другому, а именно – ТЕН. Через букву «Е».

Поэтому дальше в этой статье я буду писать оба этих варианта , чтобы все люди понимали, о чем я пишу. Хотя конечно же правильно писать ТЭН – трубчатый электронагреватель.

Как проверить ТЭН стиральной машины

Практически в каждом доме есть различные водонагревательные и электрические устройства, например: посудомоечная машина, чайник, стиральная машина, электрокотел, водонагреватель, внутренняя оттайка холодильника, бойлер, электроплита.

По сути, в каждом из этих приборов есть ТЕН и принцип действия его одинаковый. Поэтому и методы как прозвонить ТЭН будет везде одни и те же.

Читайте так же:
Как рассчитать балку на прочность

Дальше в статье я буду иногда писать названия этих приборов, чтобы людям так же было понятно, что когда мы думаем как проверить ТЕН стиральной машины, то то же самое делается и на чайнике, духовке, электрокотле, водонагревателе, электроплите и пр.

Конструкция ТЭНа

Конструкция ТЭНа представляет собой, что внутри него расположена специальная проволочная спираль, с очень высоким удельным электрическим сопротивлением. Когда мы подключаем ТЕН к сети (т.е. стиральную машину, водонагреватель, духовку, электрокотел и прочее), то подаем электричество на него. ТЭН начинает нагреваться.

Область пространства, расположенная между этой спиралью и внешним корпусом ТЭН, заполнена специальным электроизоляционным веществом, которое отлично проводит и выводит тепло наружу. Собственно для этого мы его и применяем.

Когда различные устройства для нагрева воды ломаются и перестают нагревать воду, то в подавляющем большинстве случаев причина этого – поломка и не исправность ТЭН

Сопротивление ТЭН

Перед тем как проверить ТЭН мультиметром нам нужно высчитать сопротивление ТЭН. Чтобы это сделать, нужно узнать его мощность. Как правило, она написана на корпусе или в его техническом паспорте.

Кстати, я сделал крайне удобный онлайн калькулятор расчет сопротивления ТЭН по мощности. Очень рекомендую воспользоваться!

После того как мы узнали мощность, можно рассчитать его ток. Высчитывается это через формулу: Мощность деленная на напряжение электросети (220 Вольт)

Далее считаем сопротивление. Считается как напряжение, деленное на силу тока, которую мы только что определили выше
R=U/I, Ом.

Можно пойти и другим путем, а сразу высчитать сопротивление по этой формуле:

К примеру, представим, что мы имеем ТЭН с мощностью 2100 ВТ (2,1 кВт). Стандартное напряжение сети 220 Вольт. Пример расчета:

R=220 2 /2100= 23,04 Ом.

Как прозвонить ТЭН мультиметром

Непосредственная проверка ТЕН мультиметром или тестером.
Для начала перед измерением нужно отключить нашу стиральную машину, или водонагреватель, или любой другой прибор от электрической сети и отключить провода от разъёмов ТЕН.

Теперь начинаем работать с мультиметром, чтобы узнать, как проверить ТЕН тестером. Переводим наш тестер в режим сопротивления с диапазоном 200 Ом.
Прикасаемся щупами мультимедиа к контактам ТЭНа (например водонагревателя или стиральной машины)

  1. Если ТЭН исправен, то мультиметр покажет сопротивление на экране очень близкое к тому, что мы рассчитывали выше с помощью формул. В нашем случае 23,04 Ом.
  2. Если видим на экране 0 – это говорит о том, что ТЭН не исправен и его следует заменить, т.к. внутри него произошло замыкание
  3. Если видим на экран 1 или ∞ – значит произошел обрыв ТЭН и его так же следует заменить.

Как проверить ТЭН на пробой

Пробой ТЭН – достаточно распространённая поломка. Поэтому я расскажу в этой статье как проверить ТЭН на пробой
Для этого снова используется мультиметр . Переключаем мультиметр в режим прозвона. Одним щупом тестера прикасаемся к выводу ТЭНа , а вторым щупом прикасаемся к корпусу ТЭНа .

  1. Если нет пробоя корпуса ТЭН, то наш мультиметр НЕ пищит, не будет издавать характерный для прозвона звук.
  2. Если же тестер пищит – это говорит нам о том, что есть пробой ТЭН на корпус

Вот так легко и просто мы узнали, как прозвонить ТЕН мультиметром и сделали это.

Как проверить исправность ТЭНа

Хочу еще рассказать один способ как проверить исправность ТЭНа для этого нам понадобится мегаомметр .
Он нужен для того, чтобы проверить ТЭН на предмет износа его изоляции и определить возможный ток утечки.
В предыдущей своей статье я писал о том, что такое УЗО в электрической сети и для чего оно нужно. Кто не читал – обязательно прочитайте.

Когда в процессе эксплуатации электронагревательного прибора происходит износ изоляция ТЕНа , то возможно появление тока утечки, на который будет реагировать УЗО, установленное в цепи. Вследствие чего будет обесточиваться эта линия. Об этом я подробно писал в своем авторском курсе по сборке электрощита в квартире своими руками с нуля до профи.

Вкратце расскажу о чем я там пишу: УЗО может отключать линию про появление половинного значения тока утечки. Т.е.

  • от 0,005 Ампера для УЗО с уставкой по току утечки 0,01 Ампера;
  • от 0,015 Ампера для УЗО с уставкой по току утечки 0,03 Ампера.

В случае, когда мы пытаемся прозвонить ТЕН мультиметром. Мультиметр нам этого не покажет, потому что отсутствует короткое замыкание на корпус.

Видео как проверить ТЭН

Я записал видео как проверить ТЭН мультиметром, очень рекомендую его посмотреть!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector