Проверка и замена диодного моста генератора на ВАЗ 2114
Проверка и замена диодного моста генератора на ВАЗ 2114
Диодный мост генератора на четырнадцатой – это целая система электрического характера, диодная цепочка, которая преобразует ток переменный в ток постоянный. Если у вас полетел этот самый мост (или выпрямительный блок), то вы рискуете жизнью своего генератора и аккумулятора, так как выпрямительный блок сосет электроэнергию в больших количествах. Кстати, неполадки с этим блоком могут по-разному сказаться на жизни аккумулятора – посадить до минимума или наоборот перезарядить. Хорошего мало в обоих случаях.
Диодный мост генератора ВАЗ 2114
Опасность неисправного блока еще и в том, что диоды призваны передавать ток в одностороннем порядке: от генератора к аккумулятору, а если они поломаны, то ток гуляет в обе стороны, таким образом, можно запороть всю систему электрики в четырнадцатой.
К сожалению, проблему не всегда видно сразу. Диоды могут перегореть, они могут намочиться и замкнуть. Часто случается так, что дело вовсе не в диодной системе, а, например, в шейке генератора, или регуляторе напряжения.
Как проверить диодный мост генератора ВАЗ 2114
Для того, чтобы посмотреть поломанный мост диодов или нет, его лучше снять. Хотя, можно и не снимать, но тогда придется напрячься. Если вы все таки решились на второй вариант, сразу смотрите ниже метод, как это сделать.
Проверяем выпрямительный блок генератора без факта снятия:
Для этого просто снимите защиту-кожух с самого генератора, потом, отсоединяйте регулирующий провод «Б» от клеммы на генераторе, так же, убираем контакт «В» от регулятора напряжения. Теперь берем двенадцати вольтную лапочку (контрольку).
На корпусе плюсовыми диодами являются три штуки с красными пометками, они отвечают за плюс напряжения. Вот они и соединяются с выводом от генератора, а сами диоды вмонтированы в пластину выпрямительного блока. Еще есть диоды (их тоже три) с пометкой черного цвета, они минусовые и создают минусовое напряжение. Находятся на другой стороне пластины, соединенной с массой движки.
Теперь подключаем клеммы через лампочку и смотрим на ее поведение (более подробная схема подключения описана ниже), моргает – мост диодов под ремонт или замену.
Выпрямительный блок включает четыре или шесть диодов, которые как раз и заведуют работой тока; они своеобразные шлюзы и расположены на самом корпусе генератора.
Вот самые частые причины поломки диодов в мосте:
- При мойке движки можете замочить выпрямительный блок генератора
- Диоды могут запылиться, их можно закапать маслом, грязь попадает во время движения авто
- Можно неправильно прикурить авто, перепутать клеммы плюс и минус
Самым явным фактом нерабочего моста будет утечка тока в бортовой системе, которая проявляется следующим образом: если ток высасывается выше 1А в час с заглушенной движкой, но включенной электроникой.
У себя в гараже вы можете проверить выпрямительный блок с помощью совершенно простых инструментов – мультиметра или контрольки (маленькой лампочки на 12 В).
- Проверка с помощью лампочки
- К аккумулятору на минусовую клемму присоединяем пластинку (корпус диодного моста), пластинка должна очень плотно прилегать к генератору (к его массе).
- Берем двенадцати вольтную лампочку, подключаем к плюсу аккумулятора, второй ее конец кидаем к клемме на выходе дополнительных диодов системы, потом на плюс выводного болта и на обмотку стартера.
- Если лампочка моргает на коком-либо соединении – мост неисправен.
- Проверка на обрывание контактов
- Контакт минуса пластинки лампочки подсоедините на плюс аккумулятора.
- Плюсовой контакт лампочки – на минус АКБ.
- Теперь по всем вышеописанным точкам идем и проверяем, моргает лампочка или нет. И если она опять на определенной точке замигала – мост под замену.
- Проверка мультиметром
- Надо снять блок, чтобы померить его тестером, мерить будем все диоды моста по отдельности.
- Будем прозванивать мультиметром диоды: замыкаем электроды на диоде, он должен пищать.
- Показания мультиметра должны быть от 400 до 700 Ом на одном конце контаката, а на другом – бесконечное число; если полученное число не вписывается в указанный регламент или в оба конца контактов число бесконечно – диод неисправен.
Замена диодного моста генератора ВАЗ 2114 – это не очень сложное занятие, чем замена рядовой поломки его части. Купить новый диод и поколдовать над соединением паяльником, по сути, не составит труда. И это действие, в принципе, будет составлять весь ремонт диодного моста генератора. Что-то еще ремонтировать просто не представляется возможностью, а замена диодов – вещь дешевая, весь блок будет стоить дороже, средняя цена на диодный мост ВАЗ 2114 – это 400 — 700 рублей.
Снятие диодного моста
Как снять диодный мост на четырнадцатой?
- Клемму на минус снимаем с АКБ, затем, убираем контакты, которые соединяются с корпусом генератора.
- Дальше, убираем систему проводов.
- Нужно убрать защиту с концов контактов на плюс. Потом, отвинтите гайку крепежа этих контактов, убирайте все с массы генератора.
- Снимаем защиту с генератора, просто отсоедините пружинки, фиксирующие эту защиту (всего их три по периметру моста).
- Отвинтите крепеж регулятора напряжения, вынимаем его и его щеточки заодно.
- Восьмеркой отвинчиваем крепеж выпрямительного блока.
- Теперь уберите концы обмотки и выверните крепеж конденсатора.
- Вынимайте освобожденный от лишнего блок: выворачивайте болты десятым ключом, потом уберите втулки с болта контакта моста с движкой.
Естественно, вопрос о том, как поменять диодный мост на ВАЗ 2114, решается в обратном порядке всех выше изложенных действий, с разницей в наличии нового блока. Кстати, диодный мост ВАЗ 2115 идеально подходит к четырнадцатой.
Все понимают, что самары перестали выпускать в 2013 году, и запасные части, в том числе выпрямительный блок, не всегда есть в наличии. Автовладельцы ВАЗов с генераторами старого образца (старый образец – это наличие минусовых диодов на корпусе самого блока) часто жалуются, что не могут найти мост на свое авто. Выход, естественно, есть. Стандартный диодный мост на ВАЗ – это однопластинный моноблок, а на пятнадцатой ставят уже двупластинный. Он надежнее, и его характеристики идеально подходят к креплениям для стандартного однопластинного моста.
На поколение самар первого выпуска диодные блоки от второго поколения не подойдут. По этому, искать работоспособные запчасти еще сложнее. Автовладельцы считают ремонт (замену диодов) наиболее оптимальным решением.
Как проверить диодный мост генератора на Вазе. Несколько способов проверки
В этой статье вы узнаете, как проверить диодный мост генератора, а также возможные причины выхода из строя и рекомендации по эксплуатации.
Что такое диодный мост и для чего он нужен
Диодный мост устанавливается в генератор ваз и предназначен для преобразования многофазного тока в однонаправленный пульсирующий. Это один из важных элементов генератора наряду со щетками. Его выход из строя приводит к тому, что генератор перестает заряжать аккумулятор.
Диодный мост генератора состоит из четырех или шести диодов. Диоды расположены на корпусе схемы генератора и имеют свойство перегорать, причин этому есть несколько.
Если пропала зарядка аккумулятора, одной из причин, может являться, выход из строя диодного моста.
Возможные причины выхода из строя диодного моста
- При движении фары могут тускнеть.
- Кондиционер или отопитель начинают слабее работать.
- Пропадает зарядка на аккумулятор.
- Нестабильная работа аудиосистемы.
- Стартер крутит внатяг.
Если вы заметили вышеуказанные признаки в своем автомобиле, вполне возможно, что ваш диодный мост вышел из строя. Его можно проверить, для этого необходимо разобрать генератор и снять мост.
Самостоятельная проверка
Существует несколько способов проверки. С помощью тестера, лампы или проверки на разрыв. Ниже описан каждый способ детально, чтобы у вас была возможность самостоятельной проверки. Не обязательно обращаться в сервис, достаточно наличия мультиметра и умения им пользоваться. Все остальное мы опишем ниже.
Проверка с помощью мультиметра
Способ наиболее трудоемкий из трех представленных. Диодный мост нужно полностью демонтировать. Затем проверяется каждый диод по отдельности.
- Тестер необходимо установить в режим проверки. При замыкании двух электродов тестера, он будет пищать. Можно установить его в положение 1 кОм.
- Подключите электроды к обеим концам диода, затем поменяйте щупы местами. Исправным диод считается, если в одну сторону он показывает 400-700 Ом, а в другую – бесконечность. В случае, если у вас в двух направлениях бесконечность, — диод оборван. Если сопротивление есть, но маленькое или одинаковое с двух сторон, — диод пробит и требует замены.
- Пробитые диоды можно заменить, но проще пойти и купить новый. Практика показывает, что пайка не дает нужного результата, и в конечном итоге, мы пойдем за новым мостом.
Проверка с помощью контрольки
- Подключите к минусовой клемме АКБ пластину диодного моста, (корпус) , при этом она должна быть плотно прижата к корпусу генератора.
- Берем контрольку и подключаем один конец к «плюсовой» клемме аккумулятора, а второй – подсоединить к клемме выхода дополнительных диодов. После этого к болту «плюсового» вывода и к точкам подключения статорной обмотки, выполняем действия, описанные на фото.
- Если лампочка исправна,она не должна загораться при любом из прикосновений. Если все же она загорелась, можно смело делать заключение, что диодный мост пробит.
Проверка диодного моста на разрыв
- Подключаем минус пластины диодного моста к + аккумулятора.
- Второй конец «контрольки» нужно подключить к минусу аккумулятора, затем проверьте в тех же точках, которые описаны выше, только в этом случае, лампочка должна загореться. Если она совсем или слабо горит, — у вас обрыв диодного моста.
При выявлении неисправности диодного моста, советуем вам приобрести новый. Стоимость его не велика, зато можно избавить себя от лишней головной боли.
15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.
Помню во времена СССР эти диодные мосты были вечные, не ломались годами. А вот пару месяцев назад работал на машине Ваз, запарился – зарядка сломалась, не заряжает нормально. Пришлось разобрать генератор, увидел диоды сломанные. Они были сделаны из какого-то непонятного материала, очень хрупкие, один вообще полностью развалился. Хорошо, что новые диоды дома были, заменил и проблема решилась.
Как проверить диодный мост мультиметром?
Поскольку в электронике всё чаще применяются диодные мосты в одном корпусе, то встаёт вопрос о методике их проверки. Мне частенько задают вопрос: «Как проверить диодный мост?».
О проверке обычных диодов я уже рассказывал, но тему проверки диодных сборок как-то упустил из виду. Заполним этот пробел.
Для начала вспомним основные свойства диода и схему диодного моста (так называемую схему Гретца).
Как известно, диод пропускает ток только в одном направлении – это его основное свойство. Схема диодного моста по схеме Гретца приведена на рисунке.
К выводам со значком «
» подводится переменное напряжение, полярность подключения тут не важна. Проще говоря, два вывода «
«, это вход переменного напряжения.
С выводов «+» и «—» снимается уже постоянное напряжение. На самом деле оно пульсирующее, но сейчас не об этом.
Иногда выводы для подключения переменного напряжения (
) маркируются также AC, что означает Alternating Current – в переводе с английского «переменный ток».
Итак, память освежили, теперь подумаем о том, как же нам проверить диодный мост мультиметром.
Для экспериментов возьмём диодную сборку RS407 на прямой ток 4 ампера и обратное напряжение 1000 вольт. Также нам потребуется любой цифровой мультиметр.
Включаем мультиметр в режим проверки диода. Обычно он совмещён с режимом "прозвонки" и обозначен на панели прибора символом диода.
Чтобы было более наглядно, нарисуем схему диодного моста на бумаге и будем ориентироваться на рисунок. Далее проверим диоды, которые на рисунке обозначены под номером 1 и 2. Для этого подключаем к минусовому выводу диодного моста плюсовой щуп мультиметра ( красный ). А минусовой щуп (чёрный) подключаем к выводам моста со значком «
» или аббревиатурой AC. Так как диода два, то проделываем эту операцию по очереди.
Так как в таком случае диоды будут включены в прямом (проводящем) направлении, то на дисплее мультиметра мы увидим числа вроде 0,562V (562 mV). Это падение напряжения на P-N переходе открытого диода. Его ещё называют пороговым, т.е. чтобы открыть диод, нужно превысить данное напряжение. В зарубежных даташитах этот параметр называется Forward Voltage или Forward Voltage Drop (сокращённо Vf), что в вольном переводе означает "падение напряжения в прямом включении".
Для кремниевых диодов пороговое напряжение (Vf) составляет 400. 1000 mV.
Теперь подключаем чёрный щуп к другому выводу моста со значком «
» или сокращением AC. Результат должен быть аналогичный. Вот взгляните.
Как видим, этот диод также проводит ток в прямом включении, а величина порогового напряжения чуть-чуть отличается (566 mV), это нормально.
Чтобы 100% удостовериться в исправности диодов 1 и 2, проверим их при обратном включении. Для этого к минусовому выводу моста ("—") подключаем минусовой, чёрный щуп мультиметра, а красный плюсовой щуп поочерёдно подключаем к выводам, обозначенным символом «
Проверка одного диода.
В обоих случаях на дисплее будет отображаться единица, что свидетельствует о высоком сопротивлении P-N перехода. В таком включении диоды ток не пропускают. Они исправны.
Итак, диоды под номером 1 и 2 мы проверили и убедились в том, что они пропускают ток в одном направлении.
Теперь проверяем другую часть моста — диоды 3 и 4. Для этого к плюсовому выводу моста подключаем минусовой щуп мультиметра и по очереди соединяем красный щуп мультиметра с выводами AC диодной сборки. Это будет проверка диодов при прямом включении.
Как видим, диоды 3 и 4 исправны. Для большей уверенности меняем щупы и проверяем их при обратном включении, аналогично тому, как это делали с диодами 1 и 2. В обоих случаях на дисплее должна быть единица.
Многим такая методика проверки может показаться сложной и нудной. Да, я бы назвал такую проверку "дотошной", но она очень эффективна, так как мы проверяем все диоды сборки по отдельности.
Быстрая проверка диодного моста.
Есть и более быстрый вариант проверки диодного моста. На рисунке, что на фото, видно, что диоды 1 и 3 включены последовательно. Значит можно проверить их сразу. Вот так.
Подключаем к минусовому выводу моста плюсовой щуп мультиметра, а к плюсовому — минусовой щуп. На дисплее должно отобразиться что-то вроде этого.
Так как диоды 1 и 3 включены последовательно, то пороговые напряжения переходов будут складываться. В данном случае оно равно 1,045V. Но не будем спешить! Диоды 2 и 4 тоже включены последовательно и в прямом включении. Мало того, они соединены параллельно последовательной ветке из диодов 1 и 3. А это значит, что измерительный ток разделится и также потечёт и через эту ветку. Таким образом, мы проверяем сразу все 4 диода. Если хотя бы один из диодов будет пробит, то мы уже получим на дисплее не значение около 1 вольта, а минимум в два раза меньше, около 0,5V. В дальнейшем мы в этом убедимся, а пока поменяем щупы местами и проверим диоды в обратном включении.
Как видим, прибор показывает единицу – сопротивление диодов велико.
А теперь возьмём заведомо неисправный диодный мост. У меня в наличии оказался диодный мост с маркировкой KBL06. Один из его диодов пробит. Проводим быструю проверку.
Как видим на фото, пороговое напряжение двух последовательно включенных диодов равно 554 милливольтам (554 mV). В таком случае, величина порогового напряжения на одном диоде будет равно около 277 mV, что для кремниевых диодов маловато. А теперь внимание! Перекинем плюсовой щуп на соседние выводы AC диодного моста. На одном из них прибор покажет нулевое сопротивление, и прибор противно запищит! Мы нашли пробитый диод внутри диодной сборки.
Меняем щупы мультиметра местами, чтобы проверить диод в обратном включении. Напомню, что в обратном включении диод ток не пропускает, он закрыт.
На дисплее тоже, что и раньше. Сопротивление P-N перехода диода равно 0. Мы убедились в том, что один из диодов (3 или 4) сборки пробит. Такой мост нельзя применять, он неисправен.
Как видим, диодный мост можно проверить и быстро, но это не факт, что он окажется исправен. Представьте ситуацию, когда будут пробиты диоды 1 и 4. В таком случае при быстрой проверке прибор нам покажет на дисплее значение около 200 mV (для выпрямительных кремниевых диодов). В обратном включении прибор покажет единицу, так как исправные диоды 3 и 4 не пропустят ток в обратном направлении. Закрыв глаза на весьма малое значение в 200 mV, мы допустим ошибку, и сделаем неверный вывод об исправности моста. Поэтому в особо важных случаях желательно проводить полную проверку диодного моста.
Как уже было сказано, наиболее часто диоды выходят из строя по причине пробоя P-N перехода. Но на практике может встретиться другая неисправность диода – обрыв. Обрыв, это когда диод не проводит ток ни в прямом, ни в обратном включении, он является своего рода изолятором. В таком случае, мультиметр при проверке диода в прямом и обратном включении всегда будет отображать единицу (высокое сопротивление).
Проверка диодного моста мультиметром (прозвонкой)
Диодный мост есть практически в любой аппаратуре, и выход его из строя – очень распространенная причина поломки электронного прибора. Проверка же и замена диодного моста в мастерской стоят неоправданно дорого. Тем не менее самостоятельно выявить неисправность выпрямительного блока и при необходимости починить или заменить мост можно самостоятельно с минимальными затратами. Для этого нужно знать, как проверить диодный мост. Именно эту задачу мы и постараемся сегодня решить.
Что такое диодный мост и что у него внутри
Прежде чем мы займемся проверкой диодного моста, необходимо узнать, что вообще такое диодный мост и из чего он состоит. Мост представляет собой схему, собранную из четырех диодов, соединенных определенным образом, и служит для преобразования переменного напряжения в постоянное. Используется такая схема практически во всей аппаратуре, питающейся от сети – ведь почти всей электронике для своего питания нужно постоянное напряжение, а в сети оно переменное. Но для начала выясним, что такое диод и какими свойствами он обладает.
Диод и принцип его работы
Диод – двухэлектродный полупроводниковый прибор, способный проводить ток только в одном направлении. Его часто так и называют – полупроводник. Если включить полупроводник в цепь постоянного тока анодом к плюсовому выводу источника питания, то через него потечет ток. Если к минусовому – тока в цепи не будет. Во втором случае говорят, что диод закрыт. А теперь включим наш полупроводник в цепь переменного напряжения.
Выпрямление переменного напряжения при помощи полупроводников
Из рисунка хорошо видно, что полупроводник пропустил положительную полуволну и срезал отрицательную. Если включить его в другой полярности, то срезанной окажется положительная полуволна.
Чем диодный мост лучше диода
Теоретически используя лишь один полупроводник, ты смог бы преобразовать переменное напряжение в постоянное. Практически же ты получишь на выходе сильно пульсирующее напряжение, которое мало годится для питания электронных схем. Но если включить несколько диодов определенным образом, то лишнюю полуволну можно не срезать, а в буквальном смысле перевернуть ее. А теперь взгляни на схему ниже:
Диодный мост по схеме Гретца
При положительной полуволне работают диоды под номером 1 и 3: первый пропускает плюс, второй – минус. Полупроводники 2 и 4 в это время заперты и в процессе не участвуют – к ним приложено обратное напряжение, и сопротивление их pn-переходов велико. При отрицательной полуволне в работу включаются диоды 2 и 4. Первый перенаправляет отрицательную полуволну на положительный выход, второй служит минусом. На этом этапе запираются приборы 1 и 3. В результате отрицательная полуволна не пропадает, а просто переворачивается:
Результат работы мостового выпрямителя
Вот так при помощи трех дополнительных полупроводников мы повысили эффективность выпрямления вдвое. Конечно, напряжение на выходе все равно пульсирующее, но с такой пульсацией легко справится сглаживающий конденсатор относительно небольшой емкости.
Как найти диодный мост на плате
Прежде чем прозвонить диодный мост, его необходимо сначала найти на плате. Для этого, конечно, нужно знать, как он может выглядеть. Внешний вид у него зависит от разновидности корпуса. Выпрямители могут состоять как из четырех отдельных полупроводников, впаянных рядышком, так и из диодов, собранных в одном корпусе. Такой сборный прибор так и называют – выпрямительная сборка. Вот лишь несколько видов таких сборок:
Внешний вид выпрямительной диодной сборки
Несмотря на обилие форм, распознать интегральный диодный мост несложно. Он, как ты заметил, четырехвыводной, и два его вывода отмечены знаками «+» и «-». Это выход выпрямителя. На входные выводы подается переменное напряжение, поэтому они обозначаются символом «
», буквами «АС» (аббревиатура от английского «переменный ток») либо могут не обозначаться совсем.
Располагается диодный мост рядом с проводами подачи переменного напряжения: с трансформатора либо для импульсных блоков питания непосредственно из розетки (сетевой шнур).