Прозвонка и ремонт якоря самостоятельно
Прозвонка и ремонт якоря самостоятельно
Стартер уже еле-еле вращает двигатель, Вы сняли его, разобрали, но никаких видимых неисправностей не обнаружили, остается только выяснить исправен ли якорь. Как проверить якорь стартера самостоятельно, можно прочитать в этой статье.
Фото якоря стартера
К основным неисправностям можно отнести:
- пробой обмотки на корпус;
- межвитковое замыкание обмотки;
- распайка коллекторных выводов.
Проверка якоря стартера заключается в измерении сопротивления между корпусом ротора и обмотками. Прибор для проверки якорей стартеров подойдет любой, меряющий сопротивление. Оно должно быть в идеале порядка нескольких МОм, но могу точно сказать, что стартер будет нормально работать и при 100 Омах, хоть это и не хорошо. Это следует из закона Ома I=U/R, ток утечки при данном сопротивлении будет ничтожным. Большое влияние на работу стартера будет оказывать гораздо меньшее сопротивление изоляции, порядка от нуля до нескольких Ом.
Если стартер работал последнее время под большой нагрузкой, то вполне возможно смешение пластин ротора или обмотка якоря стартера, сместилась относительно корпуса ротора, что может привести к такому замыканию. В этом случае замкнутые обмотки будут пропускать значительный ток, что приводит к плачевным последствиям.
Для определения места короткого замыкания внимательно осмотрите места выхода обмоток из корпуса, чаще всего замыкание случается именно в этих местах. Видно это будет по искровому разряду в этом месте и копоти.
Ремонт якоря стартера начните с удаления короткого замыкания (будет капля или спайка), далее зачищаем место КЗ и делаем проверку якоря меряя сопротивление прибором. Если КЗ не исчезло снова производим осмотр выявляя подозрительные места, затем снова ремонт и проверка якоря стартера.
Если все в порядке изолируем обмотку от корпуса, например эпоксидной смолой.
Однако место КЗ не всегда бывает видно, в этом случае есть такой способ, весьма эффективный, но может как помочь, так и навредить. Для этого используем сварочный аппарат. Коллектор обматываем зачищенным медным проводом (у якоря с торцевым коллектором обматываем по месту контактов обмотки)и касаемся электродами корпуса ротора и обмотанного коллектора. При проскакивании искры место короткого замыкания выгорает, что хорошо, а иногда спаивается. Зачищаем место и заливаем каким-нибудь пропиточным высокотемпературным лаком, типа «цепон лак» или можно бакелит.
Бывает конечно, что КЗ не исчезает или до него трудно добраться и единственный выход удалить неисправность, это перемотка якоря стартера, то здесь могу только сказать, что к такому методу ремонта можно прибегнуть только если у вас какой-то особенный стартер и на него не найти подходящий якорь. Все таки проще его просто купить, так как это будет надежнее.
Прибор ППЯ (прибор проверки якорей)
Проверить якорь стартера на наличие межвиткового замыкания, можно при помощи прибора проверки якорей — ППЯ. Я им никогда не пользовался и как прозвонить якорь стартера с помощью него можно прочитать в инструкции к нему. Принцип работы и описание прибора для самостоятельной сборки можно посмотреть тут.
Проверка якоря на межвитковое замыкание
Электрические машины состоят из ротора и статора. Статор представляет собой неподвижные обмотки, уложенные в корпус. Якорь — это подвижная часть, поэтому на нее как правило попадают частички грязи и смазки и под воздействием температуры образуется окисленный налет. Он может послужить причиной неисправной работы или выхода из строя ротора электрической машины. Обнаруживается он визуальным осмотром. Нагар может стать причиной межвиткового замыкания в якоре. Как таковой, ротор электродвигателя при нормальных условиях эксплуатации не изнашивается. Со временем подлежат замене только токосъемные щетки, если их длина уже не соответствует допустимому размеру. Однако длительные нагрузки становятся причиной нагрева обмоток статора, что в результате и способствует образованию нагара. Межвитковое замыкание якоря может случиться при механических повреждениях. Недопустимо на трущихся поверхностях наличие сколов, вмятин, царапин и трещин. Замыкание между витками обмоток якоря происходит в случае выхода со строя подшипниковых узлов. Тогда якорь перекашивается, что приводит к повреждению ламелей. Еще одной причиной замыкания является воздействие влаги. При попадании капель воды на металлические поверхности начинается процесс коррозии. Ржавчина затрудняет вращение якоря, токовые нагрузки растут, происходит нагрев в следствии чего может отслаиваться припой, что в свою очередь при длительной эксплуатации может привести к межвитковому замыканию.
Диагностировать эту неисправность возможно и в домашних условиях. Проводят эту процедуру при помощи катушки индуктивности, называемую дросселем.
При помощи данного устройства, вам удастся узнать направление сброса, а также порядок, в котором катушки обмотки подключены к ламелям коллектора.
Таким образом, осуществляется проверка якоря на межвитковое замыкание.
Изготовить такой прибор своими руками совсем не трудно, достаточно ознакомится с содержанием нашей пошаговой инструкции.
Для сборки прибора , потребуется П — образное трансформаторное железо . Его можно извлечь из вибрационного насоса типа Малыш .
Разбираем конструкцию и достаем П — образное трансформаторное железо.Для этого п редварительно необходимо нагреть нижнюю часть насоса , чтобы полимер, которым залиты катушки, расплавился .
Далее при помощи подручного инструмента срезаем края на трансформаторном железе, как показано на фото. При обработке помните, что железо слоеное, поэтому все операции нужно выполнять внимательно, чтобы не образовались задиры. После на наждачном станке снимаем все острые кромки на изделии. Это необходимо для сохранения целостности эмаль-провода.
Соблюдать строгие размеры углов не обязательно, главное, чтобы якоря разных размеров легко располагались в приготовленом месте.
Следующим действием будет изготовление катушек. Чтобы выиграть в размере устройства и дроссель не оказался слишком громоздким, изготовим не одну, а две катушки, которые разместим по обеим сторонам П-образного железа. Для этого на понадобится:
- картон;
- мерительный инструмент;
- карандаш;
- острый нож;
- ножницы.
Измеряем все размеры П-образного трансформаторного железа по их максимальным значениям. Далее переносим их на картон и вычерчиваем развертку корпуса будущей катушки. При этом обязательно нужно учесть размер паза сердечника. Далее тупым концом ножниц проводим по всем линиям перегиба. Это поможет изгибать картон без проблем. Вырезаем развертку. Таким же образом делаем выкройку на другую сторону. Теперь нам нужно подготовить крышки для катушек. Их понадобится 8 штук. Размечаем на картоне заготовки для крышек. Наружный контур вырезаем ножницами, внутренний острым ножом.
Далее склеиваем крышки с подготовленными развертками и получаем два остова будущих катушек.
Теперь необходимо намотать провод на катушки. Для этого воспользуемся расчетом трансформатора. Сначала определяем площадь сечения сердечника путем перемножения его длины и ширины. В нашем случае площадь составила 3,7 см х 2,2 см = 8,14 см 2 . Далее делим 13200/8,14=1621 виток. Это количество округляем до 1700 витков и поровну распределяем между двумя катушками, получается по 850 витков. Такое количество можно без проблем намотать в ручном режиме. При этом ошибка в 20-40 витков не повлияет на результат. Но все же лучше ошибиться в сторону увеличения. Перед началом наматывания необходимо сделать отверстия, в которые будут выходить концы провода. На свободный конец провода надевается термоусадочный кембрик. Конец провода вставляется в отверстие и далее идет процесс наматывания. По его окончании на другой конец припаиваем проводок с кембриком и вставляем в другое отверстие. Точно так наматываем вторую катушку.
После того , как обе катушки готовы , надеваем их на П — образный сердечник , при этом выводы проводов должны располагаться внизу с одной стороны . Важно , чтобы катушки были накручены идентично , витки направлены одинаково , а их окончания выведены в одну сторону . Далее следует соединение начал индукционных катушек и подача сетевого напряжения ( 220В ) на их концы .
Для тестирования самодельного дросселя воспользуемся прибором заводского изготовления. Сначала проверим якорь на межвитковое замыкание промышленным устройством и места прилипания пластины пометим мелом. При проверке ротора нашим дросселем пластина будет примагничиваться в тех же местах. Подведем итоги, прибор выполнен правильно, результаты идентичны.
Снимаем катушки с сердечника и изолируем изолентой. Ставим их обратно припаиваем питание. Дроссель готов к эксплуатации, можно приступать к проверке наличия межвиткового замыкания в якоре.
Для этого необходимо включить изготовленное нами устройство, в его вырез уложить якорь и не спеша повернуть его.
Проверка межвиткового замыкания при помощи аналогового тестера
Впрочем проверить якорь на межвитковое замыкание можно и при помощи мультимера. В этом случае удастся только узнать есть обрыв в обмотках якоря или нет. Более точным прибором будет аналоговый тестер. С его помощью замеряем сопротивление между каждыми двумя ламелями. Оно должно быть идентичным. После устанавливаем прибор на 200 кОм, Один щуп замыкаем на массу , а другой прикладываем к каждой ламели. Если якорь не звонится на массу то он скорее всего исправен или его нужно проверить при помощи дросселя.
Индикатор для обнаружение межвиткового замыкания якоря
Для обнаружение межвиткового замыкания якоря можно использовать нехитрый индикатор который можно собрать по приведенной ниже схеме.
Для того чтобы спаять такой элементарный индикатор понадобится немного денежных средств, свободное время и ваши руки.
Приобретаем 5 транзисторов, 8 резисторов, 4 конденсатора, 2 светодиода и батарейку. Кроме того самостоятельно наматываем две катушки.
Подготавливаем печатную плату и собираем прибор. Выполнять проверку межвиткового замыкания с помощью такого индикатора очень удобно. Весомым аргументом в пользу прибора является то, что ним можно без проблем находить межвитковое замыкание и на статорах как указано ниже в видео.
Если на якоре обнаружено межвитковое замыкание, что делать?
Нужно проверить все, если металлическая линейка притягивается в определенном пазу, это значит, что его катушках имеет место быть межвитковое замыкание.
Кроме того, внимательно просмотрите коллектор.
Если между его ламелями возникает замыкание, это также говорит о наличии межвиткового замыкания.
Чаще всего в таких ситуациях приходится полностью перематывать якорь, поскольку даже одна обмотка без нанесения повреждений остальным представляется весьма проблематичной.
Кроме того, узнать о наличии межвиткового замыкания можно, просто тщательно осмотрев провод и шинки якоря.
Например, при этом может быть обнаружено, что витки помяты или согнуты, а также что между ними виднеются различного рода частицы, проводящие ток, например, припой, протекший после пропайки.
В таком случае поломку можно ликвидировать, удалив инородные тела или исправив помятости на шинке.
Поэтому, якоря на межвитковое замыкание чинить намного проще, чем, кажется.
Кроме того, рекомендуется покрыть детали лаком после устранения замыкания.
Помимо всего прочего, еще одним признаком наличия межвиткового замыкания является искрение щеток.
Речь идет о ситуациях, когда наблюдаются местные нагревы обмотки.
Таковы основные признаки, по которым можно обнаружить межвитковое замыкание в якоре.
Проверка стартера автомобиля с помощью мультиметром
Некоторые мужчины могут своими руками найти проблемы и неисправности, отремонтировать и заменить необходимые детали. Эта статья с инструкцией будет полезна для тех, кто готов сам ремонтировать свой автомобиль. А для тех, кто ценит свое время и хочет сэкономить деньги, рекомендуем обращаться к профессионалам. Наша компания работает без выходных, а наши цены вас порадуют. Предлагаем услуги прозвонки якоря стартера в Минске качественно и быстро в любое время. У нас установлено современное оборудование, с помощью которого наши профессионалы быстро и точно определят проблемы и неполадки вашего автомобиля. Мы работаем практически со всеми марками автомобилей таких как: BMW, Toyota, Mitsubishi, Audi, Volksvagen, Mazda, Nissan, Opel и многими другими.
Принцип работы
Автомобильный стартер по сути своей это двигатель постоянного тока. При подаче на него электрического напряжения 12 В он начинает вращаться. Так как через ременную передачу стартер соединен с валом двигателя, он вращает и его. Это происходит каждый раз, когда шофер садится и заводит автомобиль.
При заведенном двигателе, независимо от того стоит автомобиль или едет, происходит обратный процесс с точки зрения электротехники. Из двигателя постоянного тока стартер превращается в генератор.
Двигатель, вращая вал стартера, вызывает выработку электрического тока напряжением 12-14 вольт. Но стартер состоит не только из генератора-двигателя постоянного тока.
Для управления им, переводом в режим генератора или двигателя, на стартере установлено тяговое реле. Поэтому при проверке стартера мультиметром или другим прибором нужно будет выяснить функционирование реле.
Когда включается зажигание, на обмотку тягового реле поступает управляющий ток. Это вызывает перемещение якоря реле и штока, который давит на рычаг, вызывающий зацепление бендикса с маховиком.
В это же время происходит соединение пятаков, с помощью которых подается электрический ток на пуск электродвигателя.
Функционально стартер так отработан, что отличить различные бренды можно только по мощности, конструкции корпуса и используемым материалам.
Если человек разобрался с одним стартером и смог его проверить и отремонтировать, значит, он сможет это сделать с любым другим.
Самые уязвимые элементы стартера – это втягивающее реле, коллектор и втулка якоря, щетки генератора, бендикс, пятаки, демпферная пружина и вилка.
Причина выхода их из строя заключается в предельных нагрузках, испытываемых генератором при запуске двигателя. Через его обмотки протекает ток в сотни ампер.
На сегодняшний день отсутствуют диагностическая аппаратура, способная проверить работоспособность генератора. Поэтому приходится полагаться на опыт и добрый старый мультиметр.
Признаки неисправности стартера
Электрические сбои в стартере, обычно, возникают из-за перегрузок в сети. Этот факт может быть обнаружен по коротким замыканиям на массу, в обмотке катушки якоря или магнитной катушки, а также в катушках компонентов управления магнитного переключателя. Угольные щетки и коллектор работают в сильно нагруженной среде, и ломаются даже чаще, чем генератор.
Для поиска неисправностей требуется мультиметр и токоизмерительные клещи. В стартере есть несколько деталей, поломка каждой из них приводит к общему сбою. Для проверки таких узлов, например, якоря, щеток и обмотки, потребуется снять его с авто, разобрать и прозвонить мультиметром. Некоторые детали можно тестировать без демонтажа стартера.
Важно! До того как проверить стартер мультиметром, нужно быть уверенным, что: аккумулятор полностью заряжен и работает исправно; стартер получает полный ток от АКБ и от замка зажигания; что электропровода и линия заземления исправны.
Основные признаки поломки автомобильного стартера:
- В момент поворота ключа зажигания авто не запускается.
- В момент поворота ключа зажигания можно услышать щелчок, но движок не работает.
- После запуска ключа зажигания мотор запускается, только медленно.
Проверка батареи и шины заземления
Если на стартер подано напряжение, а он не реагирует, надо сделать следующее.
Переключитьмультиметр в режим вольтметра, выбрать шкалу 20-100 вольт для постоянного тока и замерить напряжение на клеммах батареи. Прибор покажет 12-13 В. Это напряжение необходимое для пуска двигателя.
При меньших показаниях, необходимо зарядить батарею. При осуществлении замеров необходимо соблюдать технику безопасности, так как кругом металл, вероятны короткие замыкания. Очки не помешают.
Затем, следует проверить, в каком состоянии находится земляная шина. При наличии в мультиметре чувствительного омметра, измеряют сопротивление между коннекторами «минус» аккумулятора — шасси автомашины, корпус двигателя и генератора. Прибор должен показывать везде 0 Ом.
Можно сделать иначе. Мультиметр переводят в режим вольтметра с минимальной шкалой и, при включенном зажигании, измеряют напряжения между минусом аккумулятора, шасси автомашины, корпусом двигателя и генератора.
Показания должны быть с точностью до десятых «ноль». Если больше, то нужно проверить контакты соединений. Если потребуется, зачистить их и плотно затянуть.
Для последующих манипуляций требуется компьютерная диагностика. В автомобилях с компьютерным управлением запуск двигателя может блокировать иммобилайзер. Вмешательство в электрическую часть, иногда, приводит к блокировке пуска автомобиля.
Проверка стартера с помощью аккумулятора
Прежде чем обращаться в автосервис, покупать новый агрегат или запчасти на него необходимо попробовать самостоятельно проверить его работоспособность. При должном подходе возможно самостоятельное выявление неполадок.
В первую очередь, при возникновении подозрений на сбои в работоспособности пускового устройства необходимо проверить контакты на клеммах АКБ и стартера, их прикрученность и наличие окисления, заряженность батареи, так как во многих случаях проблемой в запуске ДВС являются вышеперечисленные факторы.
Прозвон реле и соединительных проводов
Для последующей диагностики генератора нужна электрическая схема автомашины и мнемосхема положения реле. Пуск двигателя осуществляется двумя способами. Первый – управляющий ток на втягивающее реле поступает с контактов замка зажигания.
Второй вариант, более современный, применяется специальное реле стартера, которое и подает соответствующий ток. Проверить работоспособность реле можно мультимтером, в режиме вольтметра. Измеряемое напряжение на обмотке должно быть +12 В.
Затем приступают к обследованию самого генератора. Он может располагаться между радиатором и двигателем или около маховика. Требуется прозвонить все проводники, идущие от стартера. Это два провода: один сечением 25 мм2 на щетке генератора и второй, управляющий втягивающим реле.
Зачем нужен стартер и особенности его конструкции
Стартер (от анг. слова start – начинать) – обязательный агрегат для запуска двигателя, который принудительно вращает маховик коленвала до необходимых для самостоятельной работы оборотов.
Он является 4-х полюсным электромотором постоянного тока, берущим энергию от аккумулятора. Стартер необходим для запуска двигателя любого автотранспорта и получает питание от АКБ при поворачивании ключа в замке зажигания.
Возможные неполадки
Потом ко второму проводу нужно присоединить проводник сечением 2-4 мм2, а его уже к плюсовой клемме аккумулятора. Если генератор никак не среагирует, возможно следующее:
перегорела катушка втягивающего реле;
Обрыв и отсутствие контакта можно проверить мультиметром в режиме прозвона сопротивления. Показание бесконечности свидетельствует об обрыве.
Если реле отработало, но двигатель стартера не вращается, тогда надо тестером проверить напряжение + 12 В на выходе проводника.
Мультиметр перевести в режим омметра и проверить реле на обрыв и на замыкание (сопротивление обмотки). Измерение производится между проводником и корпусом. Показания должны лежать в пределах 3-20 Ом, зависит от типа стартера.
Если ничего не помогло, тогда надо снять стартер и продолжить диагностику в снятом состоянии.
Диагностика устройства, запускающего двигатель, своими руками
Для точной диагностики нужен стенд для проверки генераторов и стартеров, которым оснащены станции техобслуживания. Но можно выполнить диагностику стартера своими руками.
Для правильного проведения диагностики, следует знать, основные правила и последовательность выполнения работ:
- в первую очередь диагностируется стартовое устройство,
- далее проверяется тяговое реле,
- затем проверяется якорь и щеточный узел,
- на завершающем этапе проводится диагностика бендикса.
Для общей проверки стартера его нужно демонтировать и зажать в тисках. Узел должен надежно быть зафиксирован, но не сильно зажат, чтобы не нанести механически повреждения во время проверки. Затем нужно взять кусок провода и замкнуть контактные болты. Исправный механизм придет в движение. В этом случае есть вероятность того, что неисправно втягивающее реле.
Проверить пусковой узел можно с помощью аккумулятора, присоединив его напрямую. Чтобы разобраться, как подключить стартер напрямую к аккумулятору, нужно изучить схему подключения. Корпус надежно закрепленного пускателя нужно соединить с отрицательной клеммой аккумуляторной батареи, а положительный – к контакту включения устройства и верхней клемме втягивающего реле. Если устройство исправно, двигатель провернет шестеренку и выдвинется бендикс.
Для проверки втягивающего одним проводом нужно соединить реле и плюсовую клемму АКБ, а другим – корпус устройства с минусовой клеммой аккумулятора. При исправном реле якорь выдвинет шестеренку и раздастся характерный звук, напоминающий щелчок.
Следующим проверяется якорь устройства. Для этого нужно подать напряжение 12В непосредственно на пусковой узел, обходя тяговое реле. Таким способом нельзя точно определить, что именно неисправно: щетки или обмотки якоря. Причину неисправности можно определить визуально, разобрав узел. Можно дополнительно сделать проверку мультиметром.
Бендикс – устройство, отвечающее за бесшумность работы пускового узла. Для проверки демонтированный бендикс необходимо зажать в тиски. При этом следует использовать мягкую ветошь, чтобы не повредить устройство. Муфта бендикса должна проворачиваться лишь в одну сторону. Если она вращается в обе стороны, значит причина неисправности в ее поломке. В этом случае деталь нужно заменить.
Фотогалерея
1. Проверка бендикса пускателя
2. Проверка якоря и щеток
3. Проверка щеток на массу
4. Диагностика на специальном стенде
После замены неисправных деталей стартер собирается. Вращающиеся части нужно отцентрировать. Работоспособность устройства проверяется до установки на двигатель.
Как диагностировать проблему и отремонтировать стартер
Если визуально вы не смогли определить место, где пробита проводка, можно замкнуть проволокой в месте соединения всех ламелей и подать напряжение. В месте, где выгорает — пробой. Также надо обратить внимание на состояние ламелей. Если они повреждены и возможен ремонт, то надо произвести восстановление ламелей.
Обмотка ротора стартера проверяется также лампочкой. Прикладываем к пластине коллектора стартер лампы и смотрим, загорается лампочка или нет. Если загорается, необходима замена обмотки или полная замена ротора. Если не загорается, проверяем сопротивление омметром. Сопротивление должно быть маленькое, примерно 10 кОм.
При межвитковом замыкании определить его поможет прибор для проверки якоря стартера. Решением проблемы будет исправление и выравнивание всех проводов и чистки их от мусора.
Если вышеперечисленные методы не помогли, вам поможет перемотка якоря.
Ремонт якоря своими руками начните с удаления короткого замыкания, обязательно очищаем место короткого замыкания и проверяем, не появляется ли оно вновь.
При распайке коллекторных выводов производим снятие ротора и хорошо зачищаем поверхности с помощью бормашины, запаиваем их и проверяем на межвитковое замыкание.
Чтобы определить сгоревший якорь необходимо воспользоваться аккумулятором.
Третий этап
- Закручиваем гайку на верхний силовой болт
- К нему присоединяем плюс от АКБ
- Одновременно замыкаем управляющий контакт включения втягивающего реле с плюсовым проводом
В этом момент должно сработать реле, выскочить бендикс и замкнуться «пятаки» силовых болтов, запуститься электродвигатель. Если все это произошло и якорь крутиться с большой частотой – все хорошо, стартер исправен.
Неисправности
Обрыв цепи обмоток втягивающего – бендикс будет судорожно ходить в обоих направлениях, реле «жужжать».
Не вращается якорь электродвигателя – нет контакта на «пятаках» силовых болтов или повреждена силовая пластина подвижного контакта втягивающего. Возможны причины неисправностей электрической части двигателя, рассмотренные во втором этапе.
Видеоурок как провести диагностику стартеру снятого с авто:
Как проверить стартер? Ремонт своими руками
В предыдущей статья мы рассказывали про устройство стартера, а сегодня расскажем о том, как проверить его на неисправности и отремонтировать.
При отказе стартера запустить двигатель автомобиля становится достаточно проблемным, а в большинстве случаев и невозможным. Поэтому для владельцев авто желательно знать самые простые способы проверки и ремонта автомобильного стартера, которые можно выполнить своими руками, не обращаясь к профессионалам автосервиса.
На фото — редукторный стартер
Так как стартер относится к электромеханическому изделию, то его отказ вызван только двумя неисправностями: механическими или электрическими.
Для проверки понадобится минимальный набор инструментов, перечень которых есть у большинства автолюбителей. А именно:
Паяльник и мультиметр
• Отвертки (простая и крестовая);
• Гаечные ключи или головки (в большинстве 13Х14 и 17Х19).
Проверку стартера можно выполнить как на двигателе, не снимая его, так и на верстаке, после его демонтажа.
Проверка на автомобиле
Без снятия стартера можно проверить следующие моменты:
• Наличие напряжения на силовой контакт реле от аккумуляторной батареи;
• Питание на управляющий контакт реле от замка зажигания;
• Надежность «массы» двигателя;
• Сколько приходит от батареи и сколько передается напряжение на электродвигатель стартера при срабатывании реле в момент включения стартера от замка зажигания;
• Пусковые обороты (например, медленно крутится якорь);
• Состояние нагрева корпуса статора и запаха горелого бакелита, которым обрабатываются обмотки;
• Исправность электродвигателя можно проверить путем подачи 12V с аккумулятора минуя реле на вывод стартера (второй вывод реле, идущий к стартеру). Если двигатель крутит, то все в порядке.
Из чего состоит стартер
Проверка на снятом изделии
После демонтажа стартера проверяются такие его элементы, как:
• Обмотка статора. С помощью мультиметра на предмет межвиткового или короткого замыкания, или обрыва, а также следов возможного затирания якоря об ламели (полюса) статора (например, при сильном износе втулок якоря) или отпускания полюсов от корпуса.
Обмотка статора
При отсутствии дефектоскопа проверить обмотку статора можно с использованием лампочкой (до 100Вт) в 220В. Последовательно подключается лампочка между корпусом статора и обмоткой. Один провод подается на корпус, а второй поэтапно на выводы обмоток. Загорание лампочки будет «говорить», что в цепи какой-то обмотки есть пробой.
С помощью мультиметра проверяется сопротивление между корпусом и обмоткой — проводимость должна отсутствовать.
• Обмотка якоря. Аналогично проверке статора, плюс состояние пластин коллектора на предмет их износа, распайки.
Проверяем якорь
Обмотку проверяют таким же образом, как и обмотку статора. Контрольку с лампой включают в сеть 220 В и один конец подают на пластину коллектора, вторую на сердечник якоря. Загорание лампы покажет, что необходима перемотка обмотки либо замена ротора. Пробой обмотки на корпус выявляется с помощью мультиметра. Распайку выводов коллектора выявляют путем визуального осмотра.
На исправном якоре между проточками пластин коллектора должна быть глубина не менее 0.5 мм.
• Втулки якоря. Зазор между валом якоря и втулками.
Втулки якоря
• Щеточный узел. Состояние щеток, пружин и свободность передвижения щеток в щеткодержателях.
Щеточный узел в плохом состоянии
Проверяется сопротивление между щеткодержателем и основной пластиной, при это сопротивление должно уходить в бесконечность. В зависимости от конструкции, щетки могут быть с креплением к корпусу, либо припаянные. В последнем случае потребуется паяльник.
На заводе выполняется соединение точечной сваркой, поэтому нужно просто обрезать провод от старой щетки и припаять провод от новой
• Обгонная муфта (бендикс) и шестеренка. Муфта должна проворачиваться только в одну сторону, в другую сторону только вместе с валом якоря. Шестерня не должна иметь сколов или выработки зубьев.
Старый и новый бендикс стартера
Для проверки обгонная муфта (ее корпус) зажимается через мягкий материал в тиски. Далее пробуется прокручивание шестерни бендикса туда и обратно, она на должна вращаться в обе стороны.
Проверяем бендикс — вращается или нет.
• Втягивающее реле. Обмотки на предмет обрыва или короткого замыкания (при условии, что реле разбирается). Также состояние возвратной пружины сердечника.
Проверяем втягивающее реле
Для проверки подается плюсовое напряжение от батареи, а минус аккумулятора к массе изделия. Если реле исправно, то выдвинется шестерня привода с четким щелчком. Невозможность выдвигания шестерни будет «говорить» о подгоревших контактах реле, заклиниванию якоря, обрыву или перегоранию обмотки реле.
• Вилка бендикса. Целостность самой вилки и износа ее кроев, где они входят в зацепление кольца обводной муфты.
Вилка с бендиксом
• Шестерни редуктора (редукторный стартер). Целостность наружной и внутренних шестерен.
Ремонт стартера
• Статор. При обнаружении неисправностей в обмотке статора (пробой изоляции, обрыв) либо производится ремонт обмоток полюсов, либо выполняется замена статора. Для ремонта необходимо открутить крепеж полюсов к телу корпуса.
Обмотка статора отмечена стрелками
При необходимости заменяется старая изоляция, где надежнее зарекомендовала себя лента из лакоткани, чем лента из хлопчато-бумаги с пропиткой лаком.
В редукторном стартере полюса выполнены постоянными магнитами, которые крепятся к корпусу с помощью клея или иным способом. Проверяется их надежность. Для восстановления магнитов (при их отпадании) рекомендуется использовать композиционный клей, как более надежный.
• Якорь. При выявлении проблем с обмоткой якоря или пластин коллектора выполняется их реставрация, либо замена якоря.
• Втулки. В большинстве случаев выполняется замена втулок с последующей их развертки под диаметр вала.
• Щеточный узел. Замеряются щетки на предмет их высоты, свободности передвижения в щеткодержателях. Изношенные щетки заменяются новыми.
Новые щетки
• Бендикс. При обнаружении любой неисправности обводная муфта подлежит замене.
• Втягивающее реле. В случаях, когда реле разборное, то оно разбирается и зачищаются или меняются силовые контакты. При поломке возвратной пружины сердечника реле, производится ее замена. Когда же оно не разборное, то меняется реле в сборе.
• Вилка привода. При любом износе вилки необходима ее замена;
Вилка бендикса
• Шестерни редуктора. При неисправности выполняется замена изношенных шестерен, либо весь их набор в сборе.
В случаях, когда обнаружится трещина в передней крышке стартера (редко, но бывает), то производится ее замена.
В заключение
Как видим, практически все работы по ремонту стартера можно выполнить своими руками, сэкономив свое время на поездку в сервис, а также собственные финансы.
При правильном же использовании и своевременном обслуживании стартера его ресурс может составлять порядка 200 тыс. километров, поэтому для длительной эксплуатации рекомендуем периодически проверять его состояние.