Alp22.ru

Промышленное строительство
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка целосности провода с помощью мультиметра

Проверка целосности провода с помощью мультиметра

С целью поиска неисправностей бытовой техники, электрокабеля требуется прозвонить провода мультиметром. Использование тестера позволяет уточнить разрывы цепи, наличие короткого замыкания, сопротивление электролинии. Для обеспечения безопасности работ нужно разобраться в особенностях применения прибора.

Необходимость прозвонки провода

Процесс прозвонки предусматривает появления зуммера, если на тестируемых участках присутствует электрическая связь. Проверка выполняется в следующих случаях:

  • Не работает выключатель или розетка. Изначально нужно осмотреть соединения в распредкоробе, проверить лампу. Затем прозванивается провод – мультиметр даст сигнал о проблеме.
  • Перегружена сеть. Применение мощного перфоратора для сверления стен может стать причиной разрыва электросвязи.
  • Короткое замыкание. Чаще всего наблюдается при перегрузке линии или в результате устаревания проводки.
  • Поиск жил в больших зонах магистрали. Прибор используется в случаях невозможности определения проводника по цветной маркировке.
  • Поломки бытовой техники. Прозвонка определяется работоспособность выключателей, ламп, утюгов.
  • Ремонт и пайка плат. Тестирование схемы мультиметром – обязательный этап работ.

Режим прозвонки есть у всех устройств с маркером светодиода.

Мультиметр для прозвонки проводов

Тестер позволяет определить наличие напряжения, сопротивления и параметры силы тока. Он состоит из дисплея, рукоятки выбора, портов, зондов/щупов, источника питания. В зависимости от типа счетчика существуют модификации:

  • Цифровые. Устройства ЦММ с цифровым экраном для отображения измерения.
  • Аналоговые. АММ-приборы с преобразователями тока и магнитоэлектрическим амперметром замеряют параметры оборудования Hi-Fi.
  • Fluke. Оснащается двумя щупами – положительным (черным) и отрицательным (красным), источником питания на 9 В, электронным дисплеем. Внутренние узлы представлены схемой формирования сигналов и аналого-цифровым преобразователем.

Некоторые модификации измеряют емкость конденсаторов, проверяют транзисторы и диоды.

Маркировки на лицевой панели тестера

Приставка «мульти» в названии означает возможность проверки нескольких параметров. Их символы наносятся на корпус в виде физических обозначений или графических рисунков. На лицевой панели присутствуют:

  • U – обозначение напряжения;
  • В – напряжение в вольтах;
  • I – ток, сила которого регулируется постановкой рукоятки на значок;
  • А – сила тока в Амперах;
  • Ω, R – маркировка сопротивления;
  • Ом – параметры сопротивления в Омах;
  • -| |- — маркировка конденсаторов.

Для диодов и транзисторов используются графические символы.

В гнезде устройства, помеченном надписью СОМ, находится черный зонд. Это общее гнездо. На приборе может быть 2-3 рабочих отверстия для замеров напряжение, малых и больших токов.

Отверстие с маркировкой U, Ω, Hz позволяет замерять параметры напряжения, сопротивления, частоты, тестировать радиоэлементы. Сюда помещается щуп, которым можно прозвонить кабель или провода на предмет обрыва.

Гнездо с обозначением мА (mA) предназначено для определения малого (до 1 А) и большого (от 10 А) тока. Рядом с ними имеются символы

или -, дающие понятие о постоянном или переменном характере тока или напряжения.

Диапазон замеряемых величин

Помимо маркировки величины показателей на лицевой панели мультиметра с ручной настройкой находятся пределы замеров. Все значения имеют вид чисел, кратных цифре «2». В процессе выбора требуется ставить значение одного порядка с измеряемым, но выше его.

К примеру, чтобы проверить напряжение розетки, требуется установить диапазон 2000 Вольт. Прозвонка проводов осуществляется в режиме сопротивления с минимальным значением 2 Ом. Для длинных жил выставляется 20 Ом.

Используйте кнопку зуммера в процессе тестирования цепи на наличие короткого замыкания.

Как подключить тестер

Чтобы проверять параметры электролинии и прозванивать проводники мультиметром, его необходимо включить в цепь. Участок для тестирования находится между выводами устройства, т.е. оно подключается на вывод цепи. При замерах напряжения аппарат подсоединяется параллельно зоне теста.

Для замера параметров тока аппарат подкидывается последовательно на разрыв цепи. Подходящим местом будет точка между выходом источника питания и клеммой нагрузки.

Особенности прозвонки и проверки сопротивления

Процесс прозвонки – это комплекс установления сопротивления проводников, анализа результата и вывода данных на экран со звуковым сигналом. Замеры сопротивления осуществляются на основании закона Ома. Он гласит, что сила тока, текущая по определенному участку цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению данного участка. Закон Ома отражает формула:

I = U/R, где I – сила тока, U – напряжение и R – сопротивление.

Тестер работает по данному принципу. Имея два параметра, легко рассчитать третий. Источник питания мультиметра генерирует напряжение и подает ток. Замеры сопротивления отображаются на дисплее:

  • нули – реальная величина меньше используемой;
  • цифры с первым разрядом нуля – показатель меньше на 1 деление;
  • цифры больше 1 – замеры точные.

После сопоставления исходных данных с величиной потерь объекта замеров можно вычислить конечный результат.

Маркировка сопротивления на цифровых моделях – Ω.

Порядок настройки прибора перед тестированием

Чтобы проверить провод на обрыв мультиметром, понадобится:

  1. Установить переключатель в режим прозвонки «->Ι-» и активировать зуммер.
  2. Поставить концы измерительных зондов с щупами в гнезда. Красный располагается в отверстии VΩmA, черный – в СОМ. Это нужно для соблюдения полярности замеров.
  3. Протестировать сам аппарат на предмет неисправности путем замыкания красного и черного щупов друг с другом. Будет слышен звуковой сигнал, а на дисплее появится 0 либо близкое к нему значение.

Если проверяется целостность проводки, соблюдать полярность не требуется.

Соблюдение техники безопасности и правил работы с мультиметром

Прозванивать электрические провода и работать с мультиметром необходимо, следуя правилам безопасности:

  1. Тестирование элементов, отсоединенных от цепи, для предотвращения их влияния на схему.
  2. Обесточить цепь, отключив автоматы питания в распредщите.
  3. Разрядить конденсаторы, закоротив их, для предотвращения искажения данных.
  4. Учитывать искажение результатов от диодов сети.
  5. Утечки тока при касании руками к проводам и кончику зонда приведут к неправильным результатам.
  6. Использовать на концах измерителей наконечники-крокодилы для надежности контактов.

Эффект искажения заметен при тестировании большого сопротивления.

Пример прозвонки проводов

Конкретным примером работы с тестером будет стандартная электросеть. Квартира подключена к ней согласно нормативам, потребители сгруппированы, каждая линия запитана через индивидуальный автомат в распредщите.

Читайте так же:
Как сделать металл тверже

Ситуация: в одном помещении не работает розетка. Задачей пользователя будет найти причину сбоя. Для ее решения потребуется:

  1. Посмотреть, сработала ли автоматика в щите. Если элементы включены, обесточить конкретную линию или квартиру полностью.
  2. Удалить розетку из подрозетника, произвести визуальный осмотр на предмет внешних дефектов и качества контактов.
  3. У современных моделей прозвонить клеммники-зажимы.
  4. Если у розетки нет поломок, протестировать качество соединения проводников в распределительной коробке рядом с розеткой.
  5. Основной кабель в распредкоробе должен разрываться, соединяться с жилами под розетку и отводится на следующий потребитель.
  6. В распределительном коробе расположены 3 скрутки – нейтраль, земля и фаза. Кончиком щупа нужно прикоснуться к оголенной скрутке.
  7. Вторым кончиком прозваниваются по очереди контакты розетки. Можно зафиксировать один зонд на контакте, а вторым проверить скрутку.

Клеммники у стандартных розеток отсутствуют.

Особенности процесса прозвонки

Измерения имеют несколько нюансов:

  • Если скрутка без дефектов, имеется смысл теста проводки под напряжением. Нужно подать ток путем включения щитковых автоматов.
  • При сомнениях в цветовой маркировке фазу определяют касанием индикаторной отвертки – диод должен загореться.
  • Рабочее и защитное зануление проверяются в режиме ACV больше 220 В. Красный щуп находится на фазе, черный используется для поиска нуля и земли. Рабочее зануление N отражено в диапазоне 220 А, защитное PE – менее 220 В.
  • Учитывается, что электрики не всегда выводят провода в распредкороб. Розетку могут запитать от соседней или поставить элементы смежной комнаты в единых точках стен.
  • По причине длины щупов 30-50 м допускается соединение контактов розетки перемычкой и прозвонка в распредкоробе.

Зануление проверяется только в обесточенной сети.

Специфика прозвонки некоторых приборов

Применять мультиметр можно не только для замеров кабеля. Специалисты используют его для замеров электрооборудования.

Предохранитель

Устройства в виде маленькой коробочки с тонким внутренним кабелем предотвращают перегревы и возгорания элементов цепи. Модели без проводки тестируются так:

  1. Прибор переводится в режим прозвонки.
  2. Щупы прикладываются к обеим сторонам предохранителя.
  3. При сопротивлении 0 Ом и наличии звука устройство работает.
  4. Появилась цифра 1, звука нет – предохранитель сломался.

Показатель сопротивления при поломке достигает большого значения.

Диоды и светодиоды

Полярность диодов представлена положительно заряженным анодом и отрицательно заряженным катодом. По этой причине он пропускает ток только в одном направлении. При тестировании мультиметр переводится в специальный режим:

  1. Щупы ставятся на аноды и катоды без привязки к цвету.
  2. Тестер активируется.
  3. Щупы меняются местами и тестер включает повторно.

Исправность диодной подсветки определяется на основании появления напряжения в первом случае и цифры 1 – во втором.

Полярность светодиода противоположная. Он работает при наличии плюса на аноде и минуса на катоде. Щупами работают по аналогичной схеме. Если напряжение появляется, а потом исчезает, светодиод рабочий.

Лампы

После перевода тестера в режим прозвонки:

  1. Подкинуть на центральный контакт источника света первый щуп.
  2. Подвести второй щуп на боковой контакт.
  3. Неисправность определяется по зуммеру и показателю 3-200 Ом.

Мультиметром прозваниваются только лампы с резьбовым цоколем. Для теста светодиодок и люминесцентных лам нужно снять спираль КЛЛ и прикоснуться щупами к выводам на плату.

Какие показания выдаст мультиметр после прозвонки

Целостность кабеля проверяется только на концах с удаленным изоляционным покрытием. После прикосновения щупами к оголенным концам прибор выдаст:

  • звуковой сигнал и наличие на дисплее 0 или значение, близкое к нулю – проводка целая;
  • цифру 1 на экране, зуммера нет – кабель поврежден.

При внутреннем обрыве числовые показания будут в районе нескольких мегаом.

Проверка целостности проводки в режиме определения сопротивления

Проверить электрическую проводку можно аппаратом, у которого отсутствует прозвон проводов. Для этого нужно выбрать режим смены сопротивления. Щупы подкидываются по аналогии с прозвонкой и устанавливается режим поиска сопротивления (символ Ω).

Процесс замера начинается на минимальном значении шкалы – к примеру, 200 Ом. Остальные работы проводятся аналогично прозваниванию с отслеживанием показаний прибора. В случае целостности проводника на экран выведется размер сопротивления. При обрыве данные не отобразятся, устройство перейдет в режим OL (перезагрузка).

Использование мультиметра позволяет дать объективную оценку качества домашней проводки и работоспособности некоторых устройств. Минус тестера – применение только на случай мелких неполадок, серьезные сбои электролинии должны устранять специалисты.

Как прозвонить провода мультиметром? Простая задача, сложные решения

Как прозвонить провода мультиметром? Простая задача, сложные решения

Казалось бы, технология – проще некуда. Исправный проводник должен беспрепятственно пропускать электрический ток. Стало быть, метод проверки исправности проводов – создать замкнутую цепь, и убедиться в свободном протекании тока.

Квартирная проводка – проверка исправности

прозвон проводов мультиметром

Прозвонка проводов мультиметром, предусмотрена в большинстве приборов. Достаточно перевести переключатель в соответствующий режим, и при нормальном протекании тока через тестируемый провод, вы услышите зуммер. Разумеется, прозванивать, таким образом, длинный провод, уже проложенный в стене, невозможно. Необходим удлиняющий проводник.

Еще один способ прозвонки – соединить два проводника между собой на одном (дальнем) конце, и подключиться к свободным контактам на ближней стороне. Таким образом, вы проверяете обе жилы в проводке.

  1. Самая востребованная задача — как проверить провод на обрыв. Возникает, как правило, при проведении ремонта в помещении. При сверлении стены, или ином механическом воздействии, можно перебить проводку в любом месте. Для поиска неисправного провода, собственно и нужен мультиметр.
  2. Вторая причина локального пропадания энергоснабжения – отгорание (механическое повреждение) контакта. Принцип тот же: щупы мультиметра соединяются с одной стороны с исправным проводом, а с другой стороны с токоведущей дорожкой после контактной группы.
Читайте так же:
Пескоструйный пистолет для компрессора какой лучше

проверяем целостность провода

Проверить целостность провода можно и без прибора. Вам потребуется карманный фонарик, или просто элемент питания и соответствующая лампочка. Собираете простую электрическую цепь, соединяя последовательно лампочку и батарейку. При замыкании проводов – лампа горит. Тот же принцип, как в мультиметре с режимом зуммера.

Как прозвонить проводку в машине?

Проводка автомобиля (за исключением сигнальных и управляющих жгутов) имеет характерную особенность.

Питающие пары состоят из:

  • Короткого (или вообще отсутствующего) минусового кабеля, который соединяется с корпусом в ближайшем удобном месте. Часто контакт с «массой» обеспечивается непосредственно крепежом элемента к корпусу автомобиля.
  • Силового провода с питанием 12 вольт или высоковольтного бронепровода для систем зажигания.

Как проверить бронепровод

Проверка бронепроводов осуществляется по трем типам неисправностей, каждая из которых может полностью нарушить процесс искрообразования:

Пробой высоковольтной изоляции

Напряжение при воспламенении свечей достигает нескольких тысяч вольт. На открытом воздухе искра проскакивает на расстоянии до 3-5 мм. При нарушении качества изоляции, искрообразование шунтируется пробоем на корпус двигателя, и свеча не работает.

Диагностируется визуально, при заведенном двигателе. Ночью, или в закрытом гараже с выключенным освещением, пробой явно прослеживается.

Обрыв центрального проводника высоковольтного провода

Кроме того, что на свечу не поступает напряжение, есть еще одна опасность. В месте обрыва может проходить паразитный разряд, разогревающий резиновую изоляцию. При длительном воздействии, возможно возгорание резины.

Повреждение или обрыв контактной группы

Признаки и последствия аналогичны обрыву центральной жилы. И повышение сопротивления центральной жилы. Причины – временной износ (уменьшение толщины от коррозии), обрыв нескольких нитей проволоки в жгуте. Высокое сопротивление проводника не позволяет электрическому току достичь необходимой величины, и требуемое напряжение не доходит до электродов свечи зажигания.

Как проверить высоковольтные провода мультиметром?

Устройство высоковольтного кабеля отличается от обычной электропроводки. За счет высокого напряжения (до 10000 вольт), сила тока, проходящая через провод, небольшая.

Поэтому центральная жила имеет малое сечение, а вот изоляция напротив, большой толщины. С помощью функции прозвонки зуммером, мультиметр не покажет отличия исправного проводинка от оборванного.

Как же тогда проверить силовой кабель мультиметром? С помощью замеров сопротивления. Для начала, производится внешний осмотр изоляции и надежности крепления контактных групп. Чаще всего обрывы происходят именно в зажимах контакта.

проверка бронепровода

Затем необходимо зачистить поверхность контактов от окислов или коррозии. Иначе при подсоединении щупов мультиметра получится высокая погрешность. Режим работы прибора: измерение сопротивления. Предел измерения – десятки кОм.

Не касаясь руками контактов прибора и проводов, производим замер сопротивления. Показания исправного бронепровода должны быть в пределах 3,5 кОм – 10 кОм. Полезным будет найти эталонные показания в технической документации. Отклонения на должны превышать 10%.

Если заводских данных нет – «прозвоните» несколько проводов из комплекта. Разброс показаний сопротивления не должен превышать 2-3 кОма.
Во время измерений механически воздействуйте на кабель. Его можно гнуть, растягивать – значения мультиметра не должны меняться.

Подробности прозвона проводов мультиметром в этом видео сюжете.

Как прозвонить провода мультиметром: в автомобиле, электропроводку, без приборов

И действительно, все эти жгуты проводки, опоясывающие автомобиль сверху-донизу, выполняют единственную задачу – обеспечить бесперебойную передачу электрических импульсов между компонентами той или иной системы . И если один из проводов имеет плохой контакт, или еще хуже – сгорела или окислилась клемма, то работа цепи нарушится или же и вовсе откажет.

Заменить – просто, сложнее найти место обрыва или короткого замыкания своими руками, особенно если не знать, как это сделать.

В данной статье мы постараемся ответить на многие вопросы, включая и:

  • как прозвонить проводку в машине для поиска неисправности;
  • как правильно починить исполнительный механизм;
  • как восстановить плохой контакт;
  • как решить другие проблемы, связанные с электрооборудованием.

Что под капотом

В подкапотном пространстве встречается множество проводов, выполняющих самые разнообразные функции:

  1. передающие импульсы высокого напряжения от источника тока (генератора или АКБ) в цилиндры двигателя;
  2. передающие данные от всевозможных датчиков;
  3. обеспечивающие непрерывную работу системы подачи топлива, осветительных приборов и т.п.

Что в салоне

Внутри автомобиля, предназначенного для водителя и его пассажиров, проводов даже больше, поскольку здесь расположены:

  1. Органы управления автомобильными системами:
    • управление внешними осветительными приборами (освещением дорожного полотна, сигналами маневрирования и задними стоп-сигналами);
    • управление звуковыми устройствами;
    • управление АКПП;
    • управление электронными помощниками (круиз-контроль, автоматические стеклоочистители, навигационная система);
  2. Контрольные приборы и датчики;
  3. Системы активной безопасности:
    • электроприводы ремней безопасности;
    • механизмы подушек безопасности водителя и переднего пассажира;
  4. Функции комфорта:
    • кондиционер;
    • стеклоподъемники;
    • музыкальная аппаратура;
    • системы подогрева стекол, зеркал, кресел и т.п.

Обратите внимание!
Через салон проходят жгуты проводов к задней части авто.
Поэтому, внутри машины максимальная концентрация электропроводки.

Что такое мультиметр

Мультиметровый прибор используется в основном для замера напряжения, силы тока и сопротивления в электроцепи и на отдельных ее участках. Проще говоря прибор в одной оболочке, имеет вольтметр, амперметр и омметр.


Как выглядит прибор

В зависимости от устройства и числа дополнительных опций, его применяют для исследования целостности электрической цепи, контроля и измерения характеристик ее узлов.

Также устройством можно замерять показатели постоянного и переменного тока.

При измерении каждой характеристики (ток, напряжение, сопротивление и прочее) нужно для начала:

  • визуально определиться с масштабом замера. Так, для АКБ это будет 1,5В, 7,5 В, 12 В и выше. Значение необходимо брать больше необходимого. Проще говоря это «резерв прочности», чтобы не сломать устройство;
Читайте так же:
Показания счетчика электроэнергии какие цифры указывать


Конструкция мультиметра

  • правильно подобрать направление замера. При этом необходимо передвинуть указатель прибора в необходимое положение, опираясь на общепринятые параметры, указанные на корпусе;
  • правильно подсоединить щупы. Отрицательный (черный) щуп при любом типе замеров вставляется в общее гнездо (COM), положительный подсоединяется в гнездо, необходимое для конкретного типа замеров.

Мультиметр и аккумулятор

Бывает, что очевидна некорректная функциональность АКБ. На помощь и здесь приходит мультиметр. Взяв его в руки и настроив на замеры тока, необходимо:

  • сначала отключаем одну клемму, затем подключаем контакт красного цвета к плюсовому значению. Соответственно, черный идет на минус. Нормальным показателем напряжения считаются показатели от 12,4 до 12,8 V.

Помните! Замеры выполняются не раньше, чем через час после того, как мотор выключен.

Как найти обрыв и короткое замыкание в проводке автомобиля (фото 4)

  • еще нужно замерить напряжение под нагрузкой. Имеется ввиду она должна равняться цифре, большей емкости в два раза.

Это означает, что, если емкость составляет допустим семьдесят пять A/час, соответственно нагрузка должна быть сто пятьдесят ампер. Проседание напряжения ниже девяти говорит о неисправности батареи. Также это может свидетельствовать о недозаряде аккумулятора. Когда отключите нагрузку, обычно напряжение приходит в норму в течение семи секунд.

Кстати, диагностику проводки лучше осуществлять, вооружившись схемой электрооборудования своего авто.

Зачем нужно прозванивать провода

Процесс прозвонки провода необходим для того, чтобы узнать его функциональность. При помощи простого прибора можно найти обрыв, КЗ, дефекты или увлажнение провода. Профессиональный мультиметр находит расстояние до обрыва.

Проверка провода необходима, когда мастер или домовладелец ищет источник выхода из строя электрических приборов, в том числе бытовых, переносок, розеток. Также провод прозванивают перед монтированием проводки.


Процесс прозвона поводов

Признаки неисправности электропроводки

Как найти обрыв и короткое замыкание в проводке автомобиля (фото 1)

Прежде чем проводить диагностику электрики автомобиля, необходимо убедиться в том, что проблема с проводкой. Перечислим основные виды неисправностей электропроводки и их признаки:

  • Короткое замыкание. Одна из самых опасных проблем с проводкой, способная вызвать опасное для здоровье задымление, и даже пожар – собственно это и есть признаки короткого замыкания в автомобиле. Важно немедленно прекратить эксплуатацию автомобиля, поскольку в перегретые от замыкания провода могут расплавить изоляцию соседних проводов и только усугубить ситуацию. Чаще всего такие проблемы заканчиваются перегоревшим предохранителем или реле.
  • Обрыв проводки. Это более безопасная неисправность, последствиями (и, одновременно, признаками) которой может стать лишь выход определённого электрического узла из строя (в некоторых случаях – и всей электрики).

Короткое замыкание в машине

Для ответа на вопрос о том, как найти короткое замыкание в автомобиле, первым делом проверьте все предохранители и реле – как правило, при замыкании один из них должен выйти из строя. После обнаружения такого предохранителя или реле – выясните по описанию (на крышке блока предохранителей) к какому узлу он принадлежит. Далее начинайте исследовать этот узел – осмотрите визуально все провода, идущие от него до блока предохранителей.

Как найти обрыв и короткое замыкание в проводке автомобиля (фото 2)

Если внешние признаки короткого замыкания в автомобиле не найдены, то установите мультиметр в режим измерения сопротивления, после чего отключите «плюс» проверяемого узла от блока предохранителей и от питаемого им прибора. Затем подключите один контакт мультиметра к плюсовому проводу, второй контакт – к массе. Если короткого замыкания нет, то сопротивление на мультиметре будет равно единице. В противном случае – «плюс» где-то касается «минуса».

Попытки отыскать обрыв

Проверка транспортного средства на факт утечки тока мультиметром подразумевает аналогичные манипуляции, как и с коротким замыканием. Показателем присутствия контакта в данном случае будет измерение сопротивления. Если контакта нет, сопротивление движется к бесконечности, на устройстве отобразится единица. Контактное наличие — нулевое сопротивление.

Поэтому, для оперативной проверки обрыва проводки в автомобиле, необходимо подсоединить наш прибор к двум контактам, которые вызывают подозрение в плане обрывов. Здесь также, показатель единицы указывает на то, что есть обрыв.

Как найти обрыв и короткое замыкание в проводке автомобиля

Чтобы не допустить обрыва в дальнейшем, нельзя скручивать как попало провода. Для этих целей существует паяльник, специально предназначенная термоусадка. При обрыве в клемме, обязательно зачистите ее.

Как правильно прозвонить провода (мультиметром и без приборов)

Поэтапный процесс работы:

  • перед началом работы необходимо повернуть рукоятку мультиметра в нужное положение;
  • подсоединить концы щупов в необходимые гнёзда. Чёрный щуп в гнездо, указанное как СОМ (в некоторых случаях обозначается как «*» или точкой заземления), а красный — в гнездо, где стоит символ Ω (иногда указывается как R). Необходимо подчеркнуть, что символ Ω может быть нарисован как одиночно, так и в совокупности с обозначениями других знаков (V, mА). Такое расположение проводов, поможет придерживаться полярности при проведении будущих замеров;


Как подключать щупы

  • включить мультиметр. В основном для этого есть отдельная кнопка или работа может начинаться автоматически при повороте рукоятки в необходимое положение;
  • закрыть измерительные концы друг с другом. Если слышен сигнал, значит, устройство правильно работает;
  • взять тестируемый провод (заранее зачистить его от изоляции). Дотронуться измерительными щупами к оголённым местам кабеля;
  • в случае исправности прозвучит звук, а показания мультиметра будут нулевые или покажут на сопротивление. Если на экране будет указано 1 и не последует звуков, то значит, что проверенный кабель оборван.

Прозвонить провода можно и без применения мультиметра. Для работы понадобится:


Схема устройства с лампочкой

  • классическая батарейка питания (желательно брать квадратную на 4,5Вольт);
  • обычная лампочка на 4 Вольт, через нее диагностируется (контролируется) линейный участок кабеля;
  • пара соединительных кабелей и коннектор захватывающего вида.
Читайте так же:
Как определить температуру металла

После подготовки инструментов для работы, с их помощью необходимо собрать простую измерительную цепь. При, верно, собранной цепи и в случае исправности провода, лампа будет работать. Если на участке есть дефект, то лампочка не загорится.

Ещё один способ

Также автоэлектрики при поиске короткого замыкания нередко используют обычную лампу накаливания. В этом случае вместо сгоревшего предохранителя в цепь подключаем лампу, я обычно использую Н4, их много валяется со сгоревшей нитью ближнего света.

К примеру есть у нас MMC паджеро 4 с неработающими фонарями заднего хода и сгорающим предохранителем. Можно искать неисправность как и в предыдущем случае, но проще и быстрее будет подключить лампу вместо предохранителя, включить зажигание, заднюю передачу и эта лампа вспыхивает в полный накал, а фонари заднего хода нет. Это значит что в цепи ламп заднего хода есть короткое замыкание. Наша лампа ограничивает ток в этой цепи, он не будет больше того что потребляет лампа и одновременно служит индикатором того что замыкание присутствует.

При этом мы сразу отмечаем что лампа загорается только после того как мы включаем заднюю передачу, то есть на участке от предохранителя до селектора передач замыкания точно нет (а там между прочим два разъёма и ответвления, уже не мало отсекли). Далее идём и отключаем разъёмы с задних фонарей. Лампа продолжает гореть, то есть замыкание не в фонарях. Далее, действуя от простого к сложному, лезем под машину и находим на коробке разъём селектора передач С-05 (допустим у нас автомат).


И начинаем активно шевелить проводку на коробке, при этом видим что лампа наша начала мигать, то есть замыкание пропадает, дальше уже всё просто, находим место повреждения и ремонтируем. Выглядеть это будет примерно вот так

Фольцваген джетта, горит предохранитель отопителя

Вы конечно скажете, такие замыкания искать легко, ты попробуй найди КЗ которое проявляется раз в неделю, или того реже. Бывает, в этом случае проверяем наиболее вероятные места и если ничего не находим, разделяем разные цепи висящие на одном предохранителе своими предохранителями как в этом Лексусе, кстати, тот Лексус ездит и по сей день, замыкание больше не проявилось.

Как прозвонить провода мультиметром

как прозвонить провода мультиметром в квартире, доме

Если стоит задача проверить электрическую цепь на отсутствие разрывов (утечек), то необходимо ознакомиться с тем, как прозвонить провода мультиметром. Специализированный измерительный прибор незаменим при тестировании проводки. И даже если вы не профессиональный электрик, разобравшись с основными правилами безопасного использования мультиметра, вы сможете без труда определить проблемные участки в домашней электросети.

В каких случаях проводится прозвонка проводов?

Ответить на данный вопрос можно несколькими словами — при обрыве токопроводящей жилы или нарушении целостности ее изоляции.

Уточним данный ответ и рассмотрим типичные ситуации:

  • Допустим, перестала работать розетка или выключатель. После того, как убедились, что дело не в соединениях (в том числе и в распределительной коробке) и не лампочке (светильнике), целесообразно прозвонить провода на данном участке. Если целостность проводки будет нарушена, мультиметр просигнализирует об этом.
  • Развивая первый пример, можно отметить, что подобные ситуации не редкость при ремонтных работах (сверление отверстий) и коротких замыканий по причине ветхости проводки, перегрузок сети.
  • Нетипичное, но довольно действенное применение прозвонки мультиметром — определение нужных жил на больших участках проводки. Этот способ уместен, когда цветовая маркировка проводов не позволяет точно определить нужный проводник.
  • Также, в быту прозвонка позволяет определить целостность электроприборов (лампа, утюг, выключатель, предохранитель). А если вы хорошо разбираетесь в электронике, то при пайке, ремонте печатных плат и иных приборов прозвонка схем является обязательным этапом.

Мультиметр для прозвонки проводов

Что нужно знать о данном приборе? Во-первых, стоит отметить ценовое разнообразие и доступность. Даже недорогие мультиметры способны безупречно справиться со множеством поставленных задач, в том числе, и с прозвонкой проводов.

Рассмотрим более детально типичный бюджетный вариант. Ознакомимся с конструкцией, компоновкой и определим его функционал.

мультиметр для прозвонки проводов

Как видно типовой прибор имеет цифровой дисплей, органы управления и гнезда для подключения щупов.
Расшифруем основные режимы мультиметра:

  • OFF – прибор выключен (на некоторых приборах для этого есть специальная кнопка).
  • ACV (может обозначаться V

Гнезда для подключения щупов маркируются следующим образом:

  • COM(-) – общее гнездо для подключения черного провода.
  • VΩmA(+) – гнездо для подключения красного провода.
  • 10A … MAX – гнездо для подключения красного провода при измерении постоянного тока, максимальное значение которого не превышает 10 Ампер.

В рамках рассматриваемого вопроса будут рассмотрены только два режима мультиметра:

режим измерение сопротивленияРежим измерение сопротивления.
режим проверки проводимостиРежим проверки проводимости (прозвонка).
наличие звукового сопровожденияНаличие звукового сопровождения при проверке проводимости.

Наличие звукового сопровождения, не являющееся обязательным, дополняет режим прозвонки и упрощает процесс проверки. Вам не нужно постоянно отвлекаться и смотреть на дисплей прибора. Наличие или отсутствие сигнала зуммера даст четкое представление о целостности измеряемого проводника.

Принцип прозвонки и определения сопротивления

Если внимательно рассмотреть мультиметр, то можно заметить, что режим прозвонки (проверки диодов) находиться в зоне измерения сопротивления. Простыми словами, прозвонка объединяет в себе определение сопротивления проводника, анализ полученных данных и вывод результата с дополнительной подачей звукового сигнала.

Чтобы разобраться в принципе прозвонки, достаточно для начала знать закон Ома. Он гласит: «сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на его концах (разности потенциалов) и обратно пропорциональна сопротивлению этого проводника». Исходя из данного правила, сопротивление R = U ⁄ I, где I – сил тока, U – напряжение в сети.

Читайте так же:
Сверла какой фирмы лучше

Зная, как определяется сопротивление, остается понять, откуда берется сила тока и напряжение при замерах (по технике безопасности проверяемая цепь должна быть предварительно обесточена). Все просто. В мультиметре имеется источник питания, с помощью которого создается напряжение и подается ток. Сопоставляя исходные данные с величиной потерь, вызванных подключением к измеряемому резистору, проводу или лампочке, вычисляется конечный результат (единица измерения — Ом).

Безопасная и правильная работа мультиметром

Работа с электрическими приборами и сетями должна быть безопасной. Это правило относиться и к процедуре прозвона проводников мультиметром. Выделим основные рекомендации, которых нужно придерживаться перед началом и в ходе работ:

  1. В первую очередь, цепь должна быть полностью обесточена посредством выключения автомата в распределительном щите, извлечения элементов питания (если рассматриваемый объект — электронный прибор).
  2. Имеющиеся в цепи конденсаторы должны быть разряжены закорачиванием. Иначе, при измерительных работах мультиметр может выйти из строя.
  3. Для удобства при прозвонке рекомендуется на концах измерительных проводов использовать специальные наконечники («крокодилы»). Данные приспособления создают надежный контакт с исследуемым проводником и, при этом, освобождают руки.
  4. Пытаясь зафиксировать щуп, не рекомендуется прикасаться пальцами рук к оголенным проводам и кончику щупа. В противном случае, полученные результаты могут быть некорректными.

Как прозвонить провода на конкретном примере

В качестве примера рассмотрим стандартную сеть проводки в квартире или частном доме. В идеале, все электро коммуникации должны быть выполнены в соответствии с нормативами, все потребители разделены (сгруппированы) и каждая цепь запитана в распределительном щите через определенный автомат.

Условие: в одной из комнат перестала работать розетка. Задача: выявить причину неисправности. Решение:

Первый шаг — проверка распределительного щита на предмет срабатывания автоматики. Если все автоматы находятся во включенном положении, то необходимо обесточить исследуемую линию (либо всю квартиру). проверка распределительного щита
Теперь, для исключения банальной версии неисправности самой розетки, ее нужно извлечь из подрозетника, визуально осмотреть на наличие дефектов и плохого контакта. Обычные розетки имеют простую конструкцию. Более дорогие модели, имеющие в качестве зажимов клеммники, лучше дополнительно прозвонить. проверка розетки
Убедившись, что розетка рабочая, необходимо проверить соединение проводов в распределительной коробке. Если в комнате имеется несколько распределительных коробок, то нужная будет находиться над неисправной розеткой или в непосредственной близости. распределительная коробка
В распределительной коробке основной кабель разрывается, соединяется с жилами розетки и далее отходит к следующему потребителю (распределительной коробке). схема соединения проводов в распределительной коробке
Как видно из примера, в распределительной коробке находиться три скрутки (фаза, ноль, земля). При прозвонке кончик одного щупа должен касаться оголенной скрутки. Вторым щупом поочередно проверяется контакты розетки. Либо, если удобно, один щуп фиксируется в контакте розетки, а вторым поочередно проверяются скрутки в распределительной коробке. прозвонка розетки

Рассмотрев основную последовательность действий, отметим важные моменты и особенности при измерениях:

    На этапе проверки скруток в распределительной коробке, при отсутствии видимых дефектов, дополнительно можно проверить соединения под напряжением. Для этого подайте ток включив автоматы в щите. Если имеются сомнения в цветовой маркировке проводов, то фазу можно определить с помощью индикаторной отвертки (при контакте с фазной жилой в отвертке загорается индикатор или подается звуковой сигнал). Для поиска рабочего и защитного зануления потребуется мультиметр. После того, как фазная жила (L) найдена, на мультиметре выставляется режим ACV (может обозначаться V

Настройка мультиметра перед прозвонкой

настройка мультиметра для прозвонки

Режим прозвонки

Перед началом замеров переключатель на мультиметре нужно выставить в режим прозвонки (->Ι- и значок зуммера).

Концы измерительных проводов с щупами нужно установить в соответствующие гнезда. Черный провод — в гнездо СОМ, а красный – в гнездоVΩmA. Данная комбинация позволит соблюдать полярность при проведении измерений, однако в случае проверки целостности проводов прозвонкой роли никакой не сыграет.

Далее, чтобы убедиться что мультиметр исправен, черный и красный щуп нужно замкнуть друг с другом. При этом должен прозвучать сигнал (если имеется зуммер), а на экране высветиться значение близкое или равное нулю.

Показания мультиметра при прозвонке

Проверяя целостность провода, в первую очередь нужно позаботиться, чтобы его концы были очищены от изоляции. Прикасаясь щупами мультиметра к оголенным концам, вы получите определенный результат:

  1. Провод целый. В этом случае прозвучит сигнал, а показание прибора будет равно нулю () или значению сопротивления проводника (оно должно стремиться к нулю, например 0,01).
  2. Провод поврежден. Об этом свидетельствует единица (1), отображенная на экране и отсутствие сигнала зуммера. Единица показывает, что уровень сопротивления между щупами выше, чем предел измерений.

Как проверить целостность провода в режиме определения сопротивления

В мультиметрах, где отсутствует функция прозвонки, проверку целостности провода можно осуществлять в режим измерения сопротивления.

режим определения сопротивления

Определение сопротивления мультиметром

В данном случае щупы подключаются также, как и при прозвонке, а прибор выставляется в режим определения сопротивления ().

Начинать измерения нужно на самом минимальном пороге шкалы прибора — например 200 Ом. Все действия такие же, как и при прозвонке. Нужно лишь следить за показаниями прибора. Если провод цел, то на дисплее отобразиться величина его сопротивления. Если есть обрыв, то сопротивление не отобразиться (OL — состояние перегрузки).

Видео по теме

Как видно, мультиметр, являясь специализированным прибором, очень востребован в быту. Рассмотренный режим прозвонки и определения сопротивления позволяет с легкостью диагностировать обрыв или замыкание в электропроводке (электрооборудовании).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector