Alp22.ru

Промышленное строительство
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как быстро проверить коллекторный двигатель: как прозвонить однофазный мотор, проверка

Как быстро проверить коллекторный двигатель: как прозвонить однофазный мотор, проверка

Проверка коллекторного двигателя может осуществляться собственноручно. Но это возможно, если позволяет техническая возможность. Для тестирования нужно использовать мультиметр, способный работать в нескольких режимах.

Большая часть существующих электродвигателей относится к классу коллекторных агрегатов. Их размещают в стиральных машинах, пылесосах, электроприборах и даже в детских игрушках. Коллекторные моторы отличительны таким фактом, как наличие неподвижных обмоток и обмоток, расположенных непосредственно на валу. Подача напряжения осуществляется путем применения графитных щеток. Через определенное время механизмы начинают неправильно работать. Но перед тем, как проверить коллекторный двигатель, нужно знать особенности конструкции. Чаще всего поломка кроется в коллекторном узле, а именно в якоре.

Силовые установки относятся к синхронному типу. Процесс производства предполагает использование современных технологий, устойчивых к внешнему воздействию окружающей среды материалов. Но даже с учетом этого коллекторные установки могут выйти из строя. Это обусловлено ненадлежащей спецификой эксплуатации, несвоевременным техническим обслуживанием деталей.

Типовая конструкция электрических моторов

Конструкционное исполнение электромоторов одинаковое для всех классификаций. Силовые механизмы оснащены неподвижным элементом – статором, и вращающимся – ротором, в некоторых видах – якорем. Формирование кругового движения ротора происходит путем воздействия магнитного поля неподвижного компонента на вращающийся элемент (ВЭ).

В статорных обмотках протекают электрические токи. Если обмотки исправны, тогда по ним проходят номинальные расчетные токи. Последние создают магнитное поле наиболее оптимальной величины. Поломка провоцирует ухудшение сопротивления проводников, что приводит к созданию короткого замыкания, межвиткового замыкания, токов утечек. Все упомянутое отрицательным образом сказывается на функциональных возможностях прибора.

Между статичным и вращающимся элементами предусмотрен минимальный зазор, отделяющий детали коллекторного двигателя (КД). Он нарушается:

  • разбитыми или изношенными подшипниками;
  • абразивными и механическими частицами, попадавшими внутрь;
  • производственным браком, неправильным техническим обслуживанием с последующей некачественной сборкой.

Соприкосновение статора и ротора запускает разрушительные процессы – формируется дополнительный механический износ. Это усложняет диагностику и ремонт электрических установок с коллекторными узлами. Сюда же относится попытка разборки сборки агрегатов «кустарными» инструментами. Для обслуживания необходимо использовать специальное оборудование, предотвращающее повреждение валовых граней.

После осуществления разборки проверяются люфты, свободный ход подшипников – их чистота, количество смазки, посадка. Виду особой конструкции КД, дополнительно проверяются пластины, щетки – части могут быть сильно изношенными, что влияет на работоспособность мотора, оснащенного коллекторным узлом.

Классификация КД

По виду используемого электроснабжения бывают:

  • моторы, работающие на постоянном токе – простое конструкционное исполнение, высокий пусковой момент, плавная частотная регулировка;
  • универсальные – способны работать от постоянного и переменного источника электроподпитки. Имеют компактные габариты, несложное управление, незначительную цену.

Производитель указывает технические характеристики агрегата на табличке. Она крепится к корпусу. Но модернизация, ремонт, изменение перемотки – факторы, вызывающие изменение паспортной информации. Этот нюанс нужно учитывать при проведении ремонта.

В бытовом электроснабжении от 220В задействуют:

  • коллекторные установки, оснащенные щеточным механизмом;
  • асинхронный однофазный агрегат;
  • трехфазные синхронные и асинхронные электрические машины.

В электросистемах 380В используются трехфазные синхронные, асинхронные электрические моторы. Они имеют различные конструкции, но функционируют по общим принципам электротехники, что позволяет использовать одинаковые методы проверки. Последние заключаются в замерах электрохарактеристик косвенными/прямыми способами.

Проверка коллекторного агрегата: прозвонка стиральных машин, осмотр работоспособности, общие советы

Неподвижный элемент электродвигателя оснащен 3-мя обмотками. На выходе шесть проводов. Нетиповые конструкции примечательны тремя и четырьмя выводами, соединением по правилу треугольна или звездой.

Определение неисправности происходит за счет проверки статорных обмоток коллекторного двигателя мультиметром. Радиоприбор устанавливается в режиме омметра. Один щуп размещается на произвольном выходе, а второй – поочередно измеряет сопротивление на остальных выходах. Пара проводов, имеющих сопротивление в Омах, отделяются специальной пометкой – это нужно делать вручную. Аналогично необходимо поступать с остальными проводами.

Нюанс: Согласно закону Ома, ток в обмотке электромотора формируется за счет воздействия приложенного напряжения. Противодействие последнему возникает путем создания полного сопротивления, которое замеряется мультиметром.

Обмотки мотора мотаются из одного проводника, имеющего одинаковое количество витков. Они создают равномерное индуктивное сопротивление. Когда провод закорочен или оборван, нарушается как активное, так и полное сопротивление. Межвитковое замыкание – проблема, воздействующая на полную оммную величину. Следовательно, проведение замеров – эффективный способ, позволяющий с высокой точностью определить исправность статорных цепей.

Как определить начало и конец обмотки

Данная методика необходима для выявления направления навивки проводником. Суть технологии заключается в том, чтобы воспринимать статор в качестве трансформатора. Ввиду протекания аналогичных процессоров, оба элемента имеют схожие особенности. Для проведения исследования нужен постоянный источник напряжения (можно использовать обычную батарейку), вольтметр повышенной чувствительности.

Стрелочный вольтметр наглядней показывает изменения параметров. На цифровом же сложней правильно отследить варьирование импульса. При подаче «плюса» на одну обмотку происходит процесс, при котором во второй формируется электромагнитный импульс. Он отклоняет стрелку вправо, а если отключить его, тогда движение стрелки вольтметра идет влево. Это значит, что провода имеют абсолютно одинаковое направление обмотки. Аналогичное действие нужно повторить со всеми остальными.

Читайте так же:
Как сделать транспортир в домашних условиях

Прозвонка стиральных машин

Далеко не все стиралки используют именно коллекторный двигатель, но таких большинство. Осуществить проверку собственными руками мотора стиралки другой классификации крайне сложно или вовсе невозможно. Если машинка глохнет, барабан не вращается, не запускается стирка, тогда неисправность кроется в двигателе. В отличие от других агрегатов, конструкция стиральных машин имеет таходатчик. Он располагается непосредственно на корпусе мотора.

Измерительный преобразователь (датчик) оценивает показатель частотности оборотов с последующей передачей модулю управления. Выбранный режим работы влияет на корректировку скорости вращения.

  • преждевременный или усиленный износ щеток, отвечающих за передачу тока;
  • неисправные коллекторные ламели – разъемы затираются, формируются зазубрины. Ремонт не производится, только замена на новые элементы;
  • произошло короткое замыкание – признаком является обрыв статорных или роторных обмоток.

Визуальный осмотр не всегда сможет определить неисправность электрических щеток КД. К основным признакам относятся такие аспекты, как посторонний шум, скрежет, вращение барабана исключительно на низких оборотах, ускорение вращения без видимой на это причины, программные сбои, значительный шум.

Преждевременный износ вызван перегрузкой барабана бельем, включением отжима на исключительно высоких оборотах. При подключении мотора к напряжению видно искрение. Это значит, что щетки необходимо максимально быстро менять парой, а не по отдельности.

Важно: Менять обе щетки. Замена только одной вызовет неравномерное воздействие на ротор, что приведет еще к более серьезной поломки. Установка в обратном порядке, а после – подключение к источнику напряжения.

Для прозвонки мультиметр нужно использовать два раза. Первый – измерить сопротивление, а второй – в качестве зуммера. Устройство подключается к ротору щупом и к каждой ламели поочередно. Звуковой сигнал станет свидетельством неисправности.

Распространенные проблемы с коллекторным электродвигателем

Перед тем, как проверить коллекторный двигатель мультиметром, нужно тщательно осмотреть шнур питания, элементы, отвечающие за пуск регулировочных компонентов. Также просмотреть кнопки включения. Если визуальная диагностика ничего не обнаружила, тогда стоит разобрать проверяемое оборудование.

Износ щеток и появление почернений

Старый щеточно – коллекторный узел нужно заменить. Изношенные щетки ухудшают работоспособность силового агрегата. Новые детали должны быть одинаковой формы и соответствующие старым компонентам размеры. Процесс замены несложный – сдвигается фиксатор, меняются щетки по отдельности или вместе с держателями. Подключается медный проводок.

Потемнение коллектора – следствие засорения контактов. Для чистки используется наждачная бумага. Встречаются ситуации, когда на месте контактов образуется канавка, которую нужно тщательно проточить на станке.

Износ расходных подшипников

Усиленное вибрационное воздействие и биение патрона, возникшие в процессе эксплуатации, свидетельствуют о необходимости установки новых подшипников. Несвоевременная замена провоцирует соприкосновение статора и ротора. Последнее – серьезная проблема, приводящая к поломкам статического компонента и ВЭ с дорогостоящей их заменой.

Проверка подшипников следующим образом:

  • электродвигатель размещается на твердом основании;
  • одна рука располагается на моторе, вторая – крутит вал;
  • в исправном состоянии вращение происходит без проблем. Если возникает царапающий звук, КД заедает, чувствуется неравномерное вращение, тогда подшипник изношенные.

Замена начинается с разборки двигателя. Далее, достается ротор или якорь. Подшипники снимаются специальным съемником – применение такого оснащения препятствует слизыванию граней. Новые расходники должны полностью соответствовать габаритам старых, включая ширину и диаметр. Насадка осуществляется металлической трубой, отвечающей внутреннему диаметру кольца.

Редкие неисправности

Запущенное состояние КД – гарантия возникновения более серьезных неполадок, связанных с обрывом, выгоранием. Последние происходят в обмотке или в области подключения. Нередко сопровождаются дополнительным оплавлением, замыканием коллекторных ламелей. Проблемы определяются визуально, но это возможно не всегда.

Нужно обратить внимание на состояние обмотки. Нарушение целостности сопровождается почернением, ухудшением работы контактов выводов, появлением запаха горения проводников. Место между ламелями КД чистится от графитовой пыли.

Правильная работа мотора происходит при соблюдении следующих условий:

  1. присутствует качественная изоляция, предотвращающая возникновение контакта между токопроводящей частью и корпусом двигателя;
  2. намотка произведена согласно заводским рекомендациям при соответствии электротехническим стандартам;
  3. соединения имеют бесперебойный электроконтакт.

Если внешне неисправность не обнаружена, тогда стоит прозвонить мультиметром. Сбои работоспособности являются следствиями обрывов внутренней цепи, замыканием в пространстве, где его контакта не должно быть. Они без проблем определяются мультиметром.

Узнаем как проверить якорь электродвигателя в домашних условиях?

Якорь электродвигателя относится к вращающейся части, на которой собирается грязь, образуется нагар. При неисправностях можно провести диагностику в домашних условиях визуально и при помощи мультиметра. На трущихся поверхностях не должно быть сколов, царапин и трещин. При обнаружении таковых проводят меры по их устранению.

Читайте так же:
Какую контрастность выбрать у телевизора

Типичные неисправности

Якорь электродвигателя

Якорь электродвигателя при нормальных режимах работы не подвергается износу. Заменяют только щетки, замеряя допустимую длину. Но при длительных нагрузках обмотки статора начинают нагреваться, что приводит к образованию нагара.

Из-за механических воздействий якорь электродвигателя может перекоситься при повреждении подшипниковых узлов. Двигатель будет работать, но постепенный износ ламелей или пластин приведет к окончательному выходу его из строя. Но для спасения недешевого оборудования часто достаточно провести профилактический ремонт и прибором можно будет пользоваться длительное время.

К негативным факторам, влияющим на якорь электродвигателя, относят попадание влаги на металлические поверхности. Критичным является длительное воздействие влажности и появление ржавчины. Из-за рыжих скоплений и грязи происходит повышение трения, это увеличивает токовую нагрузку. Контактные части греются, припой может отслаиваться, создавая периодическую искру.

В сервисном центре могут помочь, но это потребует определённых затрат. С поломкой можно справиться и самостоятельно, ознакомившись с вопросом: как проверить якорь электродвигателя в домашних условиях. Для диагностики понадобится прибор, замеряющий сопротивление и инструменты.

Как проводится диагностика неисправности?

Ремонт якоря электродвигателя

Проверка якоря электродвигателя начинается с определения самой неисправности. Полный выход из строя этого узла происходит из-за рассыпавшихся щеток коллектора, разрушения слоя диэлектрика между пластинами, а также за счет короткого замыкания в электрической цепи. В случае искрения внутри прибора делают вывод об износе или повреждении токосъемников.

Искрение щеток начинается из-за появления зазора в месте контакта с коллектором. Этому предшествует падение прибора, высокая нагрузка на вал при заклинивании, а также нарушение целостности припоя на выводах обмоток.

Неисправность на работающем электродвигателе проявляется типичными состояниями:

  • Искрение основной признак неисправности.
  • Гул и трение при вращении якоря.
  • Ощутимая вибрация при работе.
  • Смена направления вращения при прохождении якорем траектории менее оборота.
  • Появление запаха оплавляющейся пластмассы либо сильный нагрев корпуса.

Что делать при появлении перечисленных отклонений в работе?

Обмотка якоря электродвигателя

Частота вращения якоря электродвигателя поддерживается постоянной. При холостых оборотах неисправность может не проявляться. Под нагрузкой трение компенсируется увеличением тока, протекающего через обмотки. Если стали заметны отклонения в работе болгарки, дрели, стартера, то нужно снять подачу напряжения.

Дальнейшая эксплуатация приборов может привести к пожару или к поражению человека электрическим током. Первым делом рекомендуется осмотреть корпус изделия, оценить проводку на целостность, отсутствие оплавленных частей и повреждения изоляции. На ощупь проверяют температуру всех частей прибора. Рукой пробуют вращать якорь, он должен перемещаться легко, без заеданий. Если механические части целые и нет загрязнений переходят к разборке.

Диагностика внутренних частей

Как проверить якорь электродвигателя в домашних условиях

Обмотка якоря электродвигателя не должна иметь нагара, тёмных пятен, похожих на последствия перегрева. Поверхность контактных частей и области зазора не должна быть зосоренной. Мелкие частицы снижают мощность двигателя и повышают ток. Не стоит производить разборку приборов с включенной в сеть вилкой в целях безопасности проведения работ.

Рекомендуется проводить съемку процесса разборки для исключения сложностей при обратном процессе. Либо можно записывать на листок каждый шаг своих действий. Допускается некоторый износ щеток, ламелей. Но при обнаружении царапин следует выяснить причину их происхождения. Возможно, этому поспособствовала трещина в корпусе, которую можно заметить только при нагрузке.

Работа омметром

Искренние могло происходить из-за пропадания электрического контакта в одной из ламелей. Для замера сопротивления рекомендуется ставить щупы со стороны токосъемников. Вращая вал двигателя, наблюдают за показаниями циферблата. На экране должны быть нулевые значения. Если проскакивают цифры даже в несколько Ом, то это говорит о нагаре. При появлении бесконечного значения судят об обрыве в цепи.

Частота вращения якоря электродвигателя

Независимо от результатов далее следует проверить сопротивление между каждыми соседними ламелями. Оно должно быть одинаковым для каждого замера. При отклонениях нужно осмотреть все соединения катушек и поверхность прилегания щёток. Сами щетки должны иметь равномерный износ. При сколах и трещинах они подлежат замене.

Катушки соединяются с сердечником проводкой, которая могла отслоиться. Припой часто не выдерживает ударов от падений. У стартера ток через контакты может достигать 50А, что приводит к прогоранию некачественных соединений. Внешним осмотром определяют места повреждений. Если не обнаружили неисправности, то проводят замер сопротивления между ламелью и самой катушкой.

Если нет омметра?

При отсутствии мультиметра потребуется источник питания 12 Вольт и лампочка на соответствующее напряжение. У любого автолюбителя с таким набором не возникнет проблем. На вилку электроприбора подключают плюсовую и минусовую клеммы. В разрыв ставится лампа накаливания. Результат наблюдают визуально.

Вал якоря вращают рукой, лампа горит без скачков яркости. Если наблюдается затухание судят о неисправном двигателе. Скорее всего, произошло межвитковое замыкание. Полное пропадание свечения свидетельствует об обрыве в цепи. Причинами могут быть неконтакт щеток, обрыв в обмотке или отсутствие сопротивления в одной из ламелей.

Читайте так же:
Как проверить вольтметр на исправность

Как «оживить» неисправный прибор?

Перемотать якорь электродвигателя

Ремонт якоря электродвигателя начинают только после полной уверенности в неисправности узла. Царапины и сколы на ламелях убирают круговой проточкой поверхности. Нагар и копоть можно снять чистящими средствами для контактных электрических соединений. Разбитые подшипники перепрессовывают и меняют на новые. Важно соблюсти балансировку вала при сборке.

Вращение должно быть лёгким и без шума. Поврежденную изоляцию восстанавливают, можно использовать обычную изоленту. Соединения, вызывающие подозрения, лучше пропаять заново. При проблемах с катушками якоря рекомендуется прибегнуть к перемотке, которую можно выполнить самостоятельно.

Восстановление катушек

Перемотать якорь электродвигателя можно в условиях гаража, только требуется быть осторожным при нанесении каждого витка. Медная проводка подбирается аналогичной намотанной. Сечение нельзя менять, это приведёт к нарушению скоростных режимов работы двигателя. Бумага диэлектрическая потребуется для отделения обмоток. Катушки в конце заливают лаком.

Потребуется паяльник и навыки его использования. Места соединений обрабатывают кислотой, для нанесения оловянно-свинцового припоя пользуются канифолью. При демонтировании старой обмотки подсчитывают количество витков и наносят аналогичное количество новой намотки.

Проверка якоря электродвигателя

Корпус должен быть очищен от старого лака и других включений. Для этого подходит напильник, наждачка или горелка. Для якоря изготавливают гильзы, материалом служит электротехнический картон. Полученные заготовки укладывают в пазы. Намотанные катушки следует делать правыми витками. Выводы со стороны коллектора перематывают капроновой нитью.

Каждый провод припаивается к соответствующей ламели. Сборка должна заканчиваться очередными замерами сопротивления контактных соединений. Если все в норме и нет коротких замыканий можно проверять работу электродвигателя под напряжением.

Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра

Повседневная жизнь человека неразрывно связана с электродвигателями различной конфигурации, на работе которых основано действие различных приборов и оборудования. Таким оборудованием мы пользуемся постоянно и достаточно часто возникают различные неполадки в их работе, что зачастую связано с неисправностью электродвигателя. Для того, чтобы привести прибор в работоспособное состояние нужно знать, каким образом прозвонить электродвигатель. Об этом будет рассказано в данной статье.

Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра

Какие электродвигатели можно проверить мультиметром

Если двигатель не имеет очевидных внешних повреждений, то есть вероятность того, что произошел внутренний обрыв цепи или произошло короткое замыкание. Но не все электродвигатели можно просто проверить на эти дефекты мультиметром.

Например, может возникнуть сложности в диагностике электродвигателей постоянного тока, так как их обмотка имеет практически нулевое сопротивление и его можно проверить только косвенным методом по специальной схеме: одновременно снимают показания с амперметра и вольтметра с вычислением результирующего значения сопротивления по закону Ома.

Таким образом проверяют все сопротивления обмоток якоря и замеряют значения между пластинами коллектора. Если сопротивления обмоток якоря различаются, то имеется неполадки, так как в исправной машине эти значения одинаковые. Разность в значениях сопротивления между соседними пластинами коллектора должна быть не больше 10%, тогда двигатель будет считаться исправным (но если в конструкции предусмотрена уравнительная обмотка, то это значение может достигать до 30%).

Электрические машины переменного тока разделяют на:

  • синхронные: имеющие обмотки статора, расположенные под одинаковым углом смещения между собой, что позволяет двигаться с частотой, синхронной скорости вращения приложенной силы;
  • асинхронные с короткозамкнутым ротором (одно- или трехфазные);
  • асинхронные с фазным ротором, имеющие трехфазную обмотку;
  • коллекторные.

Все эти типы двигателей доступны для диагностики с помощью измерительных приборов, в том числе с помощью мультиметров. В целом, двигатели переменного тока достаточно надежные машины и неисправности в них возникают достаточно редко, но все же такое случается.

Какие неисправности в электродвигателе позволяет выявить мультиметр

Достаточно часто для проверки электродвигателей переменного тока используется мультиметр – многофункциональный электронный измерительный прибор. Он имеется в наличии практически у каждого домашнего мастера и позволяет выявить некоторые виды неисправностей в электрических приборах, в том числе и в электродвигателях.

Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра

Самыми распространенными неисправностями, которые возникают в электрических машинах такого типа являются:

  • обрыв обмотки (ротора или статора); ;
  • межвитковое замыкание.

Рассмотрим каждую из этих проблем подробнее и разберем методы выявления таких неисправностей.

Проверка на обрыв или целостность обмотки

Обрыв обмотки достаточно распространенное явление при обнаружении неправильной работы электродвигателя. Обрыв в обмотке может случиться как в статоре, так и в роторе.

Если была оборвана одна фаза в обмотке, соединенной по схеме «звезда» – то ток в ней будет отсутствовать, а в других фазах значения тока будет завышено, двигатель при этом работать не будет. Также может быть обрыв параллельной ветви фазы, что приведет к перегреву исправной ветви фазы.

Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра

Если была оборвана одна фаза обмотки (между двумя проводниками), соединенной по схеме «треугольник» — то ток в двух других проводниках будет значительно меньше, чем в третьем проводнике.

Читайте так же:
Как сделать печь для плавки алюминия

Если возник обрыв в обмотке ротора, то будут происходить колебания тока с частотой, равной частоте скольжения и колебания напряжения, при этом проявится гудение и обороты двигателя будут снижены, также возникнет вибрация.

Эти причины указывают на неисправность, но выявить саму неисправность можно при помощи прозвонки и измерения сопротивления каждой обмотки электродвигателя.

В двигателях, рассчитанных на переменное напряжение 220 В, прозваниваются пусковая и рабочая обмотки. Значение сопротивления пусковой обмотки должно быть больше, чем рабочей в 1,5 раза.

В электродвигателях на 380 В, которые подключаются по схемам «звезда» или «треугольник» всю схему необходимо разобрать и проверить каждую обмотку по отдельности. Сопротивление каждой из обмоток такого электродвигателя должно быть одинаковым (с отклонением не более пяти процентов). Но при обрыве дисплей мультиметра будет показывать высокое значение сопротивления, которое стремится к бесконечности.

Также обмотки двигателя можно проверить с помощью функции мультиметра «прозвонка» . Такой способ позволяет быстро выявить обрыв в цепи, так как при этом будет отсутствовать звуковой сигнал, в исправной цепи мультиметр будет издавать звук, а также возможна и световая индикация.

Проверка на короткое замыкание

Также распространенной неисправностью в электродвигателях является короткое замыкание на корпус. Для выявления этой неисправности (или её отсутствия) совершают следующие действия:

  • устанавливаются значения измерения сопротивления мультиметром на максимум;
  • щупы соединяют между собой для проверки исправности измерительного прибора;
  • один щуп соединяют с корпусом электродвигателя;
  • второй щуп присоединяют поочередно к выводам каждой фазы;

Проверка электродвигателей разного вида с помощью мультиметра

Результатом таких действий при исправном двигателе будет высокое сопротивление (несколько сотен или тысяч мегаом). «Прозвонкой» мультиметра проверить пробой на корпус даже удобнее: нужно осуществить в режиме прозвонки все те же действия, описанные выше и наличие звукового сигнала будет означать нарушение в целостности изоляции обмоток и короткое замыкание на корпус. К слову сказать, данная неисправность не только негативно влияет на работу самого оборудования, но и является опасной для жизни и здоровья человека при отсутствии специальных защитных устройств.

Проверка на межвитковое замыкание

Ещё одним видов неисправностей является межвитковое замыкание – короткое замыкание между разными витками одной катушки двигателя. При такой неполадке мотор будет гудеть и заметно снизится его мощность.

Выявить такую неисправность можно несколькими способами. Например, можно воспользоваться токовыми клещами или мультиметром.

При диагностике с помощью токовых клещей измеряют значения тока каждой из фаз обмотки статора и если значение тока в одной из них будет завышено, то там и находится замыкание.

Типичные неисправности якоря генератора и борьба с ними

Как известно, генераторный узел представляет собой неотъемлемую часть любого современного автомобиля. Благодаря этому устройству осуществляется зарядка АКБ во время езды, а также питание всего электрооборудования. Но как и любой другой механизм, генератор может выйти из строя по разным причинам. В этой статье мы расскажем, в каких случаях необходимо ремонтировать якорь генератора и как производится его диагностика.

Описание якоря генератора

Перед тем, как проверить узел, ознакомьтесь с основной информацией. Состоит якорь из таких элементов:

  • вал;
  • контактные кольца;
  • щеточный узел;
  • коллектор;
  • обмотка возбуждения;
  • сердечник.

Сердечник устройство включает в себя несколько листов, выполненных из электротехнической стали, их толщина должна составлять 0.5 мм. Сердечник монтируется в вал, но если диаметр якоря очень большой, то в цилиндрическую втулку. Что касается коллектора, то в его состав входят медные пластины, число которых может отличаться в зависимости от конструкции. Коллектор собирается отдельно, после чего он впрессовывается в вал посредством изолирующей втулки.

Устройство якоря генераторного узла

Обмотка выполнена в виде нескольких секций, их концы монтируются в специальные выступы на пластинах коллектора. При помощи последнего секции обмотки соединены друг с другом последовательным образом, формируя замкнутую цепь. Обмотки могут быть волновыми либо петлевыми. В первых выводы секций подключаются к коллекторному узлу, а друг с другом они соединяются волнообразно. В петлевых устройствах выводы подключены к коллекторным пластинам, а друг с другом они соединяются непосредственно на коллекторе.

Принцип действия

Якорь генераторного узла вращается в результате воздействия подшипниковых щитов, а также самих подшипников, установленных на валу. Сам щит, который находится рядом с коллектором, называется передним. Позади этого щита, на валу, расположена крылатка, предназначенная для охлаждения устройства. Чтобы обеспечить приток воздуха, а также отвести тепло, в щитах имеются специальные отверстия, которые закрываются при помощи защитных кожухов с сетками. В переднем щите также имеются отверстия, но они необходимы для обслуживания составных элементов устройства.

Якорь устройства подключается к сети посредством щеточного узла. Сами элементы расположены на специальных держателях, который зафиксированы на так называемых пальцах. Эти пальца расположены на траверсе, которая, в свою очередь, зафиксирована на переднем щите или станине, в зависимости от конструкции. Давление щеточных элементов можно регулировать, для этого предусмотрены специальные пружины.

Читайте так же:
Как пользоваться холодной сваркой mastix

Количество так называемых пальцев щеток соответствует числу полюсов, при чем у одной их половины полярность должна быть положительной, а у второй — отрицательной. В целом щеточный узел разделяет обмотку на несколько параллельных ветвей, их число также может различаться в зависимости от вида обмотки (автор видео — Volodymyr Zagryvyi / Владимир Загривый).

Бортовая сеть транспортного средства соединяется с генераторным узлом посредством специальном коробки выводов, где имеется плата с отметками выводов на обмотках. Для обеспечения подъема либо перемещения генераторного узла на верхней части станины имеется соответствующий болт. На ее корпусе установлена табличка, где указан производитель, а также основные технические данные об устройстве. Один из основных недостатков генераторного устройства заключается в достаточно большой сложности, а также слишком слабой прочности щеточного узла, в результате чего устройство нуждается в периодической диагностике и обслуживании.

Характерные неисправности

Среди наших соотечественников бытует мнение, что одной из основных неисправностей якоря является отсутствие сопротивления. Следует отметить, что сопротивление проверяется на обмотке ротора, а ротор, в свою очередь, может быть установлен вместо индуктора, а вместо якоря будет стоять статор. Это делается для того, чтобы обеспечить более высокую мощность, поэтому сопротивление может быть диагностировано только на роторе.

Что касается именно якоря, то для него характерны такие неисправности:

  • чаще всего ремонт якоря генератора своими руками производится в результате износа контактных колец;
  • также необходимость отремонтировать узел может появиться в результате выхода из строя подшипника вала;
  • не так часто, но все же случается проблема короткого замыкания обмотки.

Следует также отметить, что существуют и поломки, которые не подлежат ремонту:

  • износ коллектора до диаметра 8.6 см;
  • износ шпоночных пазов.

Якорь, установленный в токарный станокПроточка якоря на станке

Самостоятельная диагностика

Так мы плавно подошли к вопросу проверки. Если вы не знаете, как проверить работоспособность узла в своем авто, то в первую очередь произведите визуальную диагностику состояния устройства. Если проверка показала, что внешних повреждений нет, то нужна более тщательная диагностика. Изначально следует осуществить проверку обмотки на предмет нарушения изоляции, для прозвонки вам потребуется мультиметр или контрольная лампа.

Перед тем, как проверить, один провод от лампы необходимо подключить к валу якоря, а другим по очереди прикоснуться к пластинам коллектора. При этом учтите, что при проверке наконечники проводов должны быть надежно заизолированы. В том случае, если случится замыкание обмотки якоря на массу, лампочка должна замигать.

Для проверки межвиткового замыкания вам потребуется специальное индукционное устройство. Сердечник устройства в данном случае выполнен из металла, а питание катушки производится благодаря использованию промышленного переменного напряжения. Якорь устанавливается в призму сердечника, после чего его надо вращать вокруг оси, а к металлу подключить железную пластину. При отсутствии замыканий тока в обмотке не будет (автор видео — канал Ramanych).

Если же замыкание имеется, то в замкнутых витках будет зафиксирована электродвижущая сила. При этом переменное напряжение будет способствовать образованию еще одного магнитного поля, поэтому если оно есть, то в железных пластинах, подключенных к якорю, появится вибрация. Наличие вибрации может сообщить о том, что в витках есть замыкание, если это так, то единственным вариантом для решения проблемы будет перемотка якоря.

Способы устранения поломок и дефектов якоря

Если поверхность вала механизма износилась, то исправить такую проблему позволит процедура накатки. Сам механизм монтируется в токарный станок, а шейки, которые износились, подвергаются обработке. Их диаметр будет увеличиваться благодаря железу, которое выходит из образовавшихся впадин. Когда обработка будет закончена, шлейки необходимо отшлифовать так, чтобы их размеры соответствовали тем, которые должны использоваться.

При износе коллектора также должна производиться ликвидация его дефектных элементов. Этот компонент подлежит обточке, после которой в пластинах прорезается изоляция на расстояние 0.8 мм. При этом ширина канавки должна быть не более 0.6 мм, для прорезания изоляции используется фрезерный станок.

После окончания фрезеровки сталь якоря необходимо обработать специальным нитроглифталевым лаком, а обмотку — изоляционным. При этом сушка этих элементов должна осуществляться при температуре около 110 градусов на протяжении 10 часов. Такие условия для ремонта позволит обеспечить не каждое СТО, поэтому отремонтировать якорь в домашних условиях не получится.

Видео «Как с помощью токарного станка отремонтировать якорь»

Наглядная инструкция по ремонту якорного элемента с помощью специального оборудования приведена на видео ниже (автор видео — Volodymyr Zagryvyi / Владимир Загривый).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector