Alp22.ru

Промышленное строительство
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Десульфатация аккумулятора; что это такое и как выполнить в домашних условиях

Десульфатация аккумулятора — что это такое и как выполнить в домашних условиях

Со временем каждый автолюбитель сталкивается с ситуацией, когда даже заряженный аккумулятор перестает запускать двигатель. Люди винят в этом производителя, подозревают осыпание пластин и спешат заменить источник питания. Однако виновником проблемы может быть сульфатация, с которой можно справиться своими руками и не менять аккумулятор. В статье расскажем, что такое сульфатация и какой она бывает. Вы узнаете, как осуществляется десульфатация аккумулятора зарядным устройством и присадками, и в каких случаях эта мера будет бесполезной для «реанимации» АКБ.

Сульфатация пластин аккумулятора — что это такое и какие последствия

Сульфатация АКБ – это процесс оседания на свинцовых пластинах сульфата свинца или сульфата кальция, который приводит к снижению емкости аккумулятора и неспособности выдавать необходимую силу тока.

Чтобы понять, почему происходит этот процесс, нужно вспомнить курс химии. В каждую банку аккумулятора погружены свинцовые пластины, которые, в свою очередь, залиты электролитом – раствором серной кислоты и дистиллированной воды.

Сульфатация начинается сразу, как вы зальете электролит. Под воздействием серной кислоты на поверхности пластин образуется тонкая пленка – сульфат свинца. В нормально работающем аккумуляторе он состоит из мелких кристаллов. Во время зарядки АКБ от ЗУ или генератора сульфат цинка «возвращается» в электролит.

Если вы сильно разрядите аккумулятор и не будете его долгое время заряжать, то в батарее начнутся необратимые процессы. Сульфат цинка сначала растворится в электролите, а затем осядет на свинцовых пластинах крупными кристаллами. Они покроют большую часть поверхности свинцовых электродов, тем самым создадут препятствия для воздействия на них электролита.

В некоторых современных моделях аккумуляторных батарей свинцовые пластины покрываются кальцием, который, при взаимодействии с серной кислотой, преобразуется в сульфат кальция. Если допустить сильный разряд такого источника питания, то поверхность пластин покроется, своего рода, гипсом. Этот процесс необратим, справиться с ним невозможно.

Признаки сульфатации

К сожалению, редко в каком аккумуляторе можно увидеть процесс сульфатации воочию – чтобы заметить белый налет на пластинах, нужно разобрать АКБ.

так выглядит сульфатация

Сульфат свинца на электродах АКБ.

Однако есть ряд признаков, по которым можно с уверенностью сказать, что в батарее начался процесс отложения сульфата свинца:

  • аккумулятор заряжается быстро и столь же быстро разряжается;
  • в процессе зарядки банки быстро закипают;
  • снижается плотность электролита;
  • снижается емкость;
  • заряженный аккумулятор не может запустить ДВС.

При сульфатации будет очевиден комплекс этих признаков. В этом случае можно попробовать вернуть былые характеристики с помощью десульфатации.

Способы десульфатации

Под десульфатацией автоэлектрики понимают мероприятия, направленные на удаление сульфата свинца и кальция с поверхности электродов аккумулятора. Известно три метода десульфатации, рассмотрим каждый подробнее.

Механическая очистка

Суть метода заключается в разборе аккумулятора и очищении пластин от отложившихся сульфатов своими руками. Это достаточно трудоемкий способ. Вам придется:

  • срезать верхнюю часть корпуса аккумулятора;
  • вручную зачистить каждую пластину;
  • поставить электроды обратно, соблюдая необходимый зазор;
  • запаять корпус, добиться его герметичности;
  • залить электролит нужной плотности.

Способ можно использовать только для обслуживаемых аккумуляторных батарей устаревшей конструкции. В современных АКБ каждая пластина упакована в сепаратор – пакет, предотвращающий осыпание пластин в банки. Плотность электролита в сепараторе отличается от плотности в самой банке, поэтому нарушать его целостность не рекомендуется. А без этого достичь десульфатации механическим способом невозможно.

Десульфатация присадками

Суть метода заключается в добавлении в батарею специальных растворов, которые способны обратить процесс сульфатации и восстановить емкость батареи до изначальных параметров. Чаще всего для этих целей используется средство «Трилон-Б», но не исключены и другие варианты.

Десульфатация автомобильного аккумулятора присадками не гарантирует положительного результата. Вероятность восстановления АКБ равна примерно 50 %. Это значение зависит не от используемой вами присадки, а от технических особенностей аккумулятора.

разрез батареи

Десульфатация аккумулятора — выполняем своими руками с помощью разных методов.

На пластины большинства современных аккумуляторов наносится паста, содержащая оксид свинца. Сепараторы и гелиевый электролит в некоторых моделей служат, в том числе, и для удержания этого состава на поверхности электродов. Присадки же не имеют избирательного действия и, наряду с растворением сульфата цинка, растворяют и саму пасту. В итоге АКБ может потерять изначальные характеристики.

Десульфатация с помощью зарядного устройства: суть метода и порядок выполнения

На сегодняшний день это самый действенный способ, суть которого заключается в цикле заряда/разряда при токах определенной мощности и напряжения. В результате такого воздействия в АКБ запускаются естественные процессы, сульфат цинка постепенно растворяется, емкость и другие параметры батареи восстанавливаются.

Есть у способа и недостаток. Для создания нужных условий необходимо, чтобы зарядное устройство имело регулировку напряжения и силы тока. Универсальные ЗУ для таких целей не подходят.

Лучших результатов можно добиться применением специальных зарядных станций, способных работать в режиме «заряд/разряд». Стоимость таких устройств сопоставима с ценой двух новых АКБ, поэтому они и не используются в домашних условиях.

Читайте так же:
Десульфатация аккумулятора своими руками схема

Так как способ наиболее действенный, расскажем, как можно избежать ненужных трат и обойтись обычным ЗУ с регулировками напряжения и силы тока.

Методик десульфатации множество, мы расскажем о самой простой и, в то же время, эффективной. Ее можно применять для профилактики сульфатации и использовать при незначительном оседании сульфата свинца на поверхность электродов.

Десульфатация аккумулятора проводится по следующей схеме.

  1. Проверьте уровень электролита, при необходимости – долейте дистиллированную воду.
  2. К батарее подключите ЗУ, имеющее регуляторы напряжения и силы тока.
  3. Установите напряжение 14 В и силу тока 1 А.

Первый этап длится 8 часов. Многие автовладельцы используют для этого ночное время, подключая ЗУ с вечера и отключая его утром. Мы рекомендуем придерживаться именно такого подхода.

удаление налета

С помощью такого прибора можно убрать белый налет.

Утром проверьте параметры аккумулятора. Плотность электролита должна увеличиться, а напряжение должно быть 10 В. Если этих показателей не удалось достичь – значит сульфатация приобрела необратимых характер и лучше купить новый аккумулятор. Если все удалось – отключите АКБ от ЗУ и оставьте на сутки.

Второй этап десульфатации – подключите ЗУ, установите напряжение 14 В, а силу тока 2-2,5 А.

  1. Держите АКБ на зарядке 8 часов.
  2. Замерьте напряжение (должно быть в пределах 12,7-12,8 В).
  3. С помощью ареометра проверьте плотность электролита (в норме – 1,13 кг/см 3 ).

Теперь вам нужно разрядить аккумулятор. Для этого подключите к нему лампу дальнего света и оставьте всё, минимум, на 6 часов. Лучше – на 8 часов. Периодически замеряйте напряжение, оно должно снизиться до 9 В, но не сильнее. В этот момент в банках начнется процесс десульфатации. Как только вы добьетесь нужного результата – отключите лампу, а к АКБ снова подключите ЗУ. Повторите два этапа, описанные выше.

Если вы все сделаете правильно, то емкость аккумулятора возрастет на 80-90 % и источником питания снова можно будет пользоваться. Однако не всегда десульфатация аккумулятора может помочь.

Невозможно восстановить кальциевый аккумулятор. Сложно поддаются «реанимации» гелиевые АКБ. Кроме того, десульфатация будет бесполезна в особо запущенных случаях, например, когда автомобиль стоял без движения больше полугода. В этих случаях лучше купить новую батарею и не тратить время.

Подведем итоги

Как видите, можно своими руками восстановить параметры автомобильного аккумулятора, если правильно использовать метод десульфатации зарядным устройством. В результате верных действий ёмкость восстановится на 80-90 %, АКБ снова будет работать. Не подлежат десульфатации гелиевые и кальциевые аккумуляторы, а также источники питания, не эксплуатирующиеся больше полугода.

Читайте также:

Несмотря на кажущуюся простоту автомобильного аккумулятора, за ним нужен периодический уход. Своевременная диагностика и ТО аккумуляторной батареи позволяют продлить срок ее эксплуатации на несколько лет и снизить риск нарушений в работе бортовых устройств. Расскажем, как правильно проводить обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, и по каким признакам можно выявить текущие .

От неполадок и отказов электрооборудования не застрахован ни один современный автомобиль. Рано или поздно практически у каждого водителя наступает момент, когда он становится перед выбором – воспользоваться услугами автосервиса или попробовать устранить неисправность самому. Изложенный ниже материал даёт ответ на вопрос, что делать, когда загорелась лампочка аккумулятора на панели приборов. .

Проблема разрядки АКБ в зимнее время года довольно распространенное явление. Поэтому знание, как завести машину, если сел аккумулятор, будет полезно каждому автолюбителю. Ведь часто причиной севшей батареи становится ее износ либо появление утечки тока после неквалифицированной установки дополнительного электрооборудования. А точно ли проблема в АКБ? Зимний режим эксплуатации автомобиля – .

Что такое десульфатация аккумулятора?

Аккумуляторная батарея полностью заряжена, а автомобиль не заводится? Налицо признаки сульфатации. Некоторые просто покупают новый аккумулятор, но ведь можно и старому продлить жизнь.

Десульфатация — процесс возвращения к жизни «зараженной» АКБ.

Что такое десульфатация аккумулятора автомобиля?

Сульфатация — это когда пластины автомобильного аккумулятора покрываются свинцовым налетом. Сульфатация приводит к снижению емкости батареи и к невозможности извлечения достаточного для зажигания количества тока. Процесс восстановления включает в себя дезинтеграцию образовавшегося на решетках наслоения и возврат атомов свинца. Происходит чистка пластин от образовавшегося на них сульфата свинца.

Отложение солей — обычный процесс. Образование налета на пластинах возникает из-за химической реакции. Из одного электрода вырываются атомы, а на другом происходит концентрация солей. Десульфатирование разбивает атомы соли и возвращает состав электролита в начальное состояние. Утраченные атомы возвращаются обратно на электрод. Полностью вернуть все утраченные элементы не получится: со временем электроды начинают рыхлеть, на них образуются кристаллики соли, которые уже не могут быть разбиты в ходе восстановления. Но все же при качественном уходе такие батареи смогут прослужить еще несколько лет.

Солевые отложения препятствуют проникновению электролита к пластинам, что приводит к снижению качества заряда. Когда снижение емкости достигнет критического уровня, мотор перестанет заводиться.

  1. Аккумулятор заряжен на 100%, но двигатель не заводится.
  2. Наметилось снижение емкости.
  3. Плотность электролита стала ниже номинальной.
  4. Во время зарядки банки закипают почти сразу.
  5. Зарядка и разрядка происходят слишком быстро.
Читайте так же:
Картофельная сажалка своими руками видео

Но основной признак сульфатирования — появление налета. Серое наслоение покрывает всю площадь пластин. Его можно увидеть далеко не на всех АКБ, а только на тех, что оборудованы съемной крышкой. Полностью запаянные АКБ можно только распилить, но делать это не рекомендуется.

Какие аккумуляторы поддаются десульфатации?

Десульфатацию кальциевого аккумулятора можно проводить с аппаратами, соответствующими определенным критериям. Если аккумулятор перестал нормально работать, это не всегда говорит о том, что ее нужно десульфатировать. Поломка бывает связана с распадом пластин или замыканием банок.

Прежде чем десульфатировать АКБ, нужно убедиться, что на корпусе нет сколов или других механических повреждений, которые могли быть получены после удара или другого воздействия. Если стоит батарея с пробками, их нужно отвернуть, чтобы убедиться в наличии налета. У сульфатированных батарей емкость не превышает 30%. Они быстро заряжаются, но разряжаются еще быстрее.

Способы десульфатации пластин

Если при диагностике установлено, что причина поломки — в сульфатации, можно начинать восстановление. Способов несколько.

Механическая очистка

Это наименее эффективный способ, к плюсам которого относят безопасность. К этому методу прибегают, если не останется иного выхода. Способ непростой, требует определенных навыков. Аккумуляторную батарею разрезаем, извлекаем из неё пластины. Затем пакетники пластин разбираем, чтобы счистить образовавшийся на них налет.

После этого к батарее возвращается работоспособность. АКБ собираем вновь, заливаем в нее электролит и заряжаем. Эти работы лучше проводить в резиновых перчатках и защитных очках.

Для EFB АКБ этот способ применить не получится, так как электродные группы в них запаяны в сепаратор, предотвращающий осыпание пластин. Конструкция подразумевает наличие разницы плотности электролита в сепараторе и банке — это делает механическую десульфатацию аккумулятора невозможной. Кстати, неаккуратность может привести к полной поломке батареи.

Химические присадки

В электролит вводятся химические присадки. Они разрушают сульфат кальция. Присадки должны замедлять процесс образования налета на электродах. Есть много присадок, но самым большим спросом у водителей пользуется «Трилон-Б». Этот раствор по-разному действует на различные виды АКБ и не всегда даёт результат.

Производители некоторых АКБ наносят на пластины специальную пасту, которая должна увеличить срок службы агрегата. В такие батареи присадки лучше не добавлять, так как их химический состав постепенно разрушит защитный слой.

Электрохимический способ

Применяют устройство, проводящее через электролит ток с завышенными показателями. Это приводит к постепенной нейтрализации кальциевых солей. Растворяясь, они повышают плотность электролита, доводя показатели АКБ до нормы.

Зарядным устройством

Десульфатация АКБ может быть выполнена зарядником, который продается в любом специализированном магазине. Зарядное устройство очищает пластины от кальция. Это современный и самый эффективный способ. Десульфатор дорогой, поэтому использовать его не всегда целесообразно, однако процедура проверки пластин с ним серьезно упрощается. Все просто: берем АКБ, к ней подключаем зарядную станцию и запускаем процесс десульфатации, который продлится несколько дней.

Схема работы станции проста: батарея получает необходимое напряжение для заряда, потом разряжается. По завершении работ зарядная станция показывает, на сколько емкость АКБ была восстановлена.
Такой процесс десульфатации требует постоянного контроля. Важно обеспечить такие условия:

  1. Процедуру производить в проветриваемом помещении.
  2. При подключении батареи к заряднику сила выставляемого тока — 0,8-1 А, напряжение — 13,9-14,3 В.
  3. АКБ отключается от зарядника и выдерживается в течение 24 часов. Затем процедура повторяется.
  4. После повторения процедуры параметры батареи меняются. Электролит получает плотность 1,12 г/куб. см, напряжение доходит до 12,8 В. Это говорит о запуске процесса десульфатации.
  5. Батарея разряжается до 9 вольт. Процесс разрядки нужно контролировать, так как остаточное напряжение не должно упасть ниже отметки 9 В.

Потом эти действия повторяют вновь, что в результате приводит к повышению плотности электролита до 1,16 г/куб. см. Длиться работы могут до 14 дней. Аккумулятор при этом восстанавливает свою работоспособность на 80%.

Десульфатизация — обратный сульфатации процесс, при котором повышаются плотность электролита и напряжение на клеммах батареи. Эту процедуру можно проводить и самостоятельно, но все же привлечь специалиста рекомендуется. Автолюбителю важно помнить и о том, что необслуживаемый аккумулятор долго работать не будет.

Десульфатация пластин кислотного аккумулятора

Как подручными средствами произвести
десульфатацию пластин кислотного аккумулятора?

Это можно сделать, используя методику В. Рудановского, который
предлагает следующее:

а) подержать под зарядкой аккумулятор несколько часов;
б) слить электролит;
в) промыть батарею 2—3 раза дистиллированной водой;
г) заправить батарею 2,5-процентным раствором питьевой соды
(25 г соды на один литр дистиллированной воды);
д) через 2—3 часа этот раствор слить;
е) залить аккумулятор 2 — 3-процентным раствором поваренной
соли;
ж) в течение часа заряжать аккумулятор нормальным током;
з) слить раствор поваренной соли и промыть аккумулятор;
и) залить 4-процентный раствор питьевой соды и заряжать акку-
мулятор;
к) слить раствор и промыть аккумулятор;
л) залить электролит и полностью зарядить аккумулятор.

P/S . всем этим надо заниматься в хорошо проветриваемом
помещении. 🙂

  • Вход или Регистрация

Если аккумулятор сдох, а выкинуть жалко — воспользуйтесь приведённым методом. Снимет все сомнения.

  • Вход или Регистрация
Читайте так же:
Подвеска снегохода своими руками

Мне кажется попробовать можно, но думаю так помер так помер, то что наши акумы борохло- согласен.

  • Вход или Регистрация

Ну если на продажу то можно а для себя лучше новый купить.

  • Вход или Регистрация

Аккумулятор-здох, покупай новый!

  • Вход или Регистрация

Поэксперементировать стоит одназначно.

  • Вход или Регистрация

вибрация-ускорение любой реакции!

  • Вход или Регистрация

А рядом поставить ящик любимго пива. Вообще время пройдет незаметно!

  • Вход или Регистрация

а на колонку зачем. что-то я не просек.

  • Вход или Регистрация

только промывать тщательнее. а то утечки будут большие.
и можно порекомендовать поставить аккум на хорошую колонку и врубить музыку погромче . процесс пойдет быстрее

  • Вход или Регистрация

Хотите добить аккамулятор. Вперёд! А к пиву — водки чтобы помянуть.

  • Вход или Регистрация
  • Вход или Регистрация

Если ты его перевернёшь то можешь сразу выбрасывать, это тебе любой механик скажешь, происходит закорачивание пластин акума свинцовым осадком, сверлить не советую, потом не запаять не заклеить из-за материалла из которого он сделан(проверено). Можешь даже не запариваться. Если обладаешь достаточным временем, и не приодолимым желанием поеб. ся, то сам процес прост: полная зарядка (до обильного газо образования) не большими токами от 2 до 5А , затем разряд на 5 ватную лампочку (обычно уходят сутки), затем процес повторяется, и так от 5 до 10 раз. Поддерживай уровень в акуме дисцилированной водой, ни какого электролита. если акум оживёт, то плотность вернётся. По опыту скажу, если оживает то не надолго, максимум месяц минимум день. По этому не стоит запариваться, а лучше дай тому товарищу который тебе посоветовал его промывать пусть еб. ся сам, раз он такой умный и решил наеб..ть судьбу. Желаю удачи. прошу прощения за орфографию пушу с телефона может где и промахнулся мимо клавиши.

  • Вход или Регистрация

Полностью согласен лучше следиде при жизни за аккумулятором.

  • Вход или Регистрация

не хрена себе малый ток 5А.да он в космос улетит!максимум 09А. а впрочем ежели сдох то похоронить его с почестями и купить новый.потому что толкать урал не в кайф.тяжёлый он!

  • Вход или Регистрация

Статья вредная. Она дает надежду на чудо, однако чуда все равно не произойдет. Три-четыре года если акуммулятор отслужил, то все, надо готовиться к замене. Сейчас купить аккумулятор можно легко практически везде.

  • Вход или Регистрация

Есть специальный модификатор для аккумуляторов,называется «Омега».В рекламном проспекте написано,что увеличивает срок службы многократно.После добавки в электролит он превращается в гель.Один опытный аккум работает уже с начала 90-х и всё как новый.
Кто слышал об этом или может уже применял?

  • Вход или Регистрация

При зарядке аккумулятора большим током и происходит сульфатация 5А дох..я. Я делаю зарядку аккумулятора маленьким током. согласен долго но зарядка произходит более глубокая. Процесс образования кристалов на пластинах не идет так бурно как при большом токе и кристалы имеют микроскопические размеры. А если пропускать большой ток, то размеры кристалов будут иметь большие размеры. происходит образование сульфата свинца который не растворим ни чем. пластины разбухают и происходит замыкание в банке. самый оптимальный ток 0,5А

  • Вход или Регистрация

При зарядке аккумулятора большим током и происходит сульфатация 5А дох..я. Я делаю зарядку аккумулятора маленьким током. согласен долго но зарядка произходит более глубокая. Процесс образования кристалов на пластинах не идет так бурно как при большом токе и кристалы имеют микроскопические размеры. А если пропускать большой ток, то размеры кристалов будут иметь большие размеры. происходит образование сульфата свинца который не растворим ни чем. пластины разбухают и происходит замыкание в банке. самый оптимальный ток 0,5А

  • Вход или Регистрация

Где логика товарищи!? Если пластины осыпались в «осадок» который далее промоется растворами то что будет реагировать в последующем с электролитом?сетчатый каркас из свинца?! бред. что что а штанов точно лишишся с этими процедурами. выпадут в осадок. )

  • Вход или Регистрация

Эффектиную десульфатацию можно сделать проще. Аккумулятор полностью разряжаем, включив фары. Затем заряжаем обратной полярностью, поменяв «+» и «-«, в течении часа током 1/20 от ёмкости через лампочку. Зарядное устройство не должно иметь защиты от неправильной полярности, популярное устройство «Кедр» не годится. Затем нормально заряжаем. А десульфатация асимметричным током, как и циклическим зарядом, приводит к осыпанию пластин через месяц.

  • Вход или Регистрация

Здравствуйте. Нуждаюсь в совете, и вижу вы разбираетесь в АКБ. Прошлой осенью купил аккумулятор (саратовский 6МТС-9) на зиму поставил на хранение в помещение с температурой 13 градусов, рас в полтора месяца подзаряжал на очень малом токе. И так до самого Мая. А в мае достав аккумулятор обнаружил что он весь в каком то белом налёте (окиси) и совершенно мёртвый. Ставлю на зарядку, никакой реакции.Стрелка амперметра на Зу (марка «Жигули») вобще никак не реагирует. Не греется не кипит, электролит не мутнеется, лиш очень редко пускает маленький пузирик («булькь»).
С ним что то ещё можно сделать?

  • Вход или Регистрация
Читайте так же:
Самодельные гусиные лапки для мотоблока

Возьму на заметку ))) Ну так а йуле, если сдох аккум то над трупиком можно еще и поиздеваться ))) А вдруг реанимирует? ) Автору спасибо за статью ))))

  • Вход или Регистрация

Данный способ мной был опробован на трех дохляках. Два восстановились примерно до 80% емкости, один намного меньше (наверное замкнул). Но с не совсем убитыми экспериментировать не советую.

  • Вход или Регистрация

Жесть короче! я сейчас на стадии «и) залить 4-процентный раствор питьевой соды и заряжать акку-
мулятор» опишу процесс.. слил электролит промыл 3 раза,залил соды, подождал, затем раствор соли и заряжать. выдержал только 30 минут зарядки, по тому, как заряжал дома в своей комнате. это полный биздес. воняет так. что нереально. далее решил довести до конца.. выставил его на оставшиеся пол часа на балкон. он стал кипеть и вонять еще сильнее.. далее слил раствор соли и принялся промывать. воняло жутко, дышать невозможно, ядовитые испарения!! промывал так:задержал дыхание, залил 3 пробки, вышел, отдышался, залил остальные 3, вышел, слил, залил снова и так 3 раза и все равно идет грязная черная вода. сейчас залил раствор соды, заряжаю, жду результатов, по окончании процесса отпишусь. Итог! ожег верхних и нижних дыхательных путей, в горле першит, дышать неприятно, теснота в груди,кашель. короче нахъ это надо?! =) но уже доведу процесс до конца,ради интереса:)

Как можно провести самостоятельно десульфатацию аккумулятора – обзор нескольких рабочих способов

Добрый день, дорогие друзья. После диагностики аккумуляторной батареи обнаружилось, что она не держит заряд, потеряла большую часть ёмкости. Это потому что пластины покрылись толстым слоем сульфата свинца. Этот процесс называется сульфатация – оседания продуктов реакции свинцовых пластин с серной кислотой электролита на электрических пластинах АКБ.

Это еще не приговор. Можно провести десульфатацию аккумулятора, восстановить его основные характеристики. Сегодня рассмотрим несколько способов самостоятельно проделать это. Не будем рассматривать методы с дорогим оборудованием. Все что будет озвучено в этой статье, легко найдется под рукой.

Что такое десульфатация аккумулятора – рабочие способы восстановить АКБ

Что это такое

Десульфатация – это химическая реакция разложения сульфата на двуокись свинца и серную кислоту в процессе заряда аккумулятора. Да-да, такое явление самоочищения пластин АКБ наблюдается постоянно, когда происходит зарядка батареи.

Во время работы двигателя или от зарядного устройства – десульфатация происходит всегда. Только очистка происходит не до конца. Во-первых, во время работы генератора, подзарядка происходит не полностью. Это зависит от многих факторов: неудовлетворительной работы электрического оборудования автомобиля, короткие дистанции – завел, проехал 5 км, заглушил и опять завел мотор.

Второй момент – из-за глубокой разрядки происходит сильная сульфатация. На стенках пластин образуются большие кристаллы сульфата свинца. Они не способны полностью разложиться во время обычной зарядки. Их количество накапливается, ёмкость теряется, начинается лавинообразный процесс старения АКБ.

Десульфатация – удаление сульфата свинца с пластин аккумулятора

В таких случаях пользуются специальными устройствами, способными генерировать определенные циклы заряда и разряда батареи. Их цена достаточно высокая и для штучного использования нет смысла его приобретать. Существуют специализированные сервисы, занимающиеся восстановлением батарей. Там покупка устройства для десульфатации аккумуляторов уместна, потому что применяются они каждый день.

Зарядное устройство для десульфатации АКБ

Простым автовладельцам, реанимирующие свои АКБ очень редко, покупка этих приспособлений не имеет экономического эффекта. Они пользуются народными способами, чтобы убрать сульфатацию с пластин – они дешевле и проще в применении. Именно их ниже рассмотрим.

При помощи лампочки

Что пригодится:

  1. Необходимо обычное автомобильное зарядное устройство с установкой напряжения и силы тока. Автоматические ЗУ такими возможностями не обладают, а это важно;
  2. Лампочка дальнего света. Чтобы создать достаточную нагрузку для разряда;
  3. Дистиллированная вода;
  4. Мультиметр или вольтметр.

Симптомы:

  1. Напряжение на клеммах аккумуляторной батареи: 8-8,5 Вольт в состоянии покоя;
  2. Плотность – чуть более 1 г/см3;
  3. Не заряжается. После процесса заряда напряжение снижается до 8,5-9 В;
  4. Быстро закипают все банки.

Как убрать сульфатацию лампочкой

Проверяем уровень электролита в АКБ, если есть такая возможность. При необходимости доливаем, чтобы были полностью покрыты пластины. Если нет «глазков» или пробок, то можно пошатать батарею за корпус и пальцами рук ощутить «волны» прилива жидкости. Наша задача – для лучшей десульфатации аккумулятора держать электроды полностью в электролите, чтобы химическая реакция происходила по всей их поверхности.

Важно! При низком уровне не рекомендуется доливать концентрат или чистый электролит. Заливаем только дистиллированную воду.

Подключаем зарядное устройство к аккумуляторной батареи. Устанавливаем номинальное напряжение бортовой сети автомобиля при работающем генераторе – 14-14,5 Вольт. Силу тока – 0,8-1 Ампер. Оставляем её на 8-9 часов в теплом помещении.

Проверяем плотность. Она не должна сильно вырасти. Напряжение на клеммах АКБ должно составлять около 10 Вольт.

Первый цикл десульфатации лампочкой - напряжение должно подняться до 10 Вольт

Оставляем в состоянии покоя на сутки. За это время должны полностью остановиться электрохимические реакции, аккумулятор «успокаивается».

Вновь подключаем его к зарядному устройству. Напряжение оставляем на прежнем уровне, силу тока повышаем до 2-2,5 А. Оставляем заряжаться 8 часов. По окончании плотность должна повыситься до 1,11-1,13 г/см3. На клеммах – 12,7-12,8 В.

Читайте так же:
Направляющая для электролобзика своими руками

Закончились циклы заряда. Начинаем десульфатацию аккумулятора при помощи лампочки. Она будет служить потребителем нагрузки. Сейчас начинаем разряд. Подключаем лампу к клеммам АКБ и оставляем разряжаться в течение 8 часов.

десульфатация лампочкой

В это время нужно мерить напряжение. Оно не должно садится ниже 9 В. Как только оно достигло этого значение – прекращаем разряд. Замеряем плотность. Она должна быт на прежнем уровне: 1,11-1,13.

Вновь ставим батарею на зарядку от ЗУ на 8 часов с силой тока 0,8-1 А. После этого она стоит в состоянии покоя сутки. Повторяем процесс заряда на 2 Ампера. Проверяем напряжение. Нужно добиться на клеммах показаний 12,7 или более Вольт. Плотность должна вырасти, приблизительно 1,15-1,17.

Разряжаем лампочкой. Повторяем такие циклы заряда-разряда пока не получим плотность электролита в допустимых пределах: 1,27 г/см3. Это значит, что удалось восстановить ёмкость аккумуляторной батареи на 85-90%, в зависимости от степени сульфатации. На процесс десульфатации аккумулятора лампочкой может понадобиться до 14 дней.

Может удаление сульфата с пластин пройдет быстрее, если АКБ не полностью «сдох». Контролируем плотность и напряжение, если вышли на норму – значит, большая часть кристаллов разрушились, процесс можно заканчивать.

Пищевая сода и дистиллят

десульфатация содой и дистиллятом

Выливаем электролит из банок в отдельную ёмкость, он еще понадобиться. Готовим раствор в пропорциях 1 ст. ложка пищевой соды на 100 мл. дистиллированной воды. Полученную смесь кипятим, заливаем в аккумуляторную батарею. Через час его сливаем. Промываем банки теплой водопроводной водой, чтобы вымыть весь содовый раствор.

Для успешной десульфатации промываем банки аккумулятора проточной водой от содового раствора

Ранее вылитый электролит заливаем обратно по банкам. Предварительно отфильтровав его через тряпичную салфетку. Равномерно заполняем полости аккумулятора, давая возможность выходить воздуху из пробок. Если уровень после заливки недостаточный, доливаем дистиллят.

Фильтруем электролит перед заливкой в АКБ – для дальнейшей десульфатации

Ставим заряжать батарею током в 6 А на один час. Это нужно для проверки эффективности десульфатации при помощи дистиллированной воды и соды. По окончании проверяем напряжение на клеммах. Если оно стало выше, чем до процедуры, значит, химическая реакция на пластинах прошла успешно. Сульфат свинца вытравился достаточно для восстановления ёмкости.

После первого цикла десульфатации проверяем напряжение на клеммах

Подключаем батарею к зарядному устройству на всю ночь. Даем возможность полностью ей зарядиться. В случае негативного результата, процедуру необходимо повторить. В этом случае первый заряд после промывки проводим на токе в 10А сроком одни сутки. Контролируем напряжение после этого. Если оно увеличилось, то даем АКБ «настояться» 2 часа, и продолжаем заряд на 10А в течение 6 часов. В противном случае циклы промывки и заряда нужно проводить на протяжении 8-10 дней.

Эта процедура не гарантирует 100% восстановления ёмкости, но вылечить аккумулятор на 80-90% возможно. Все зависит от степени сульфатации пластин.

Важно! Соблюдайте меры предосторожности при работе с электролитом. Выливая его, держите пробки горизонтально, чтобы струи жидкости не пересекались. Так можно замкнуть между собой банки. Кроме того – это химически активное вещество, может повредить одежду, кожу, глаза и т.д.

Другие способы

    1. Физический метод. Он подразумевает разбор корпуса и очистка ракам поверхность электрических пластин от сульфата свинца. Этот метод не подойдет для тех, у кого неразборной АКБ и просто не хочет возиться с разборкой;
    2. Промывка раствором Трилон-Б. Принцип схож с десульфатацией дистиллированной водой и содой. Он основан на возможности растворения сульфатов на первородные элементы во время химической реакции. Гарантировать стопроцентный результат невозможно, как повезет.
    3. Убирание сульфатации «моргалкой». Это устройство для десульфатации аккумуляторов. Подача импульсного зарядного тока. Этот прибор использует алгоритм работы и управляется микроконтроллером. По этой причине такие зарядники имеют повышенную цену. Из множества схем, предлагаемых в сети, можно их собрать. Если нет такой возможности или знаний, то можно применить в цепи обычного ЗУ реле указателя поворотов автомобиля. Оно прерывает подачу тока на клеммы АКБ с установленным интервалом времени, поэтому называется «мигалка». Эффективность высокая. Как собрать это устройство описано здесь.

    Устройство для десульфатации аккумулятора моргалкой

    Видео, как сделать приставку к ЗУ для десульфатации:

    Если не свинцовый аккумулятор?

    Для владельцев свинцово-кальциевых аккумуляторных батарей подобные методы убирания сульфатации будут неэффективны. Кальций образует более твердые кристаллы на пластинах. Они не поддаются разрушению щелочами (пищевой содой) и электрическим током. Поэтому десульфатация таких аккумуляторов невозможна.

    Это касается необслуживаемых и гелиевых АКБ. Нет возможности заменить электролит или долить дистиллированную воду, их корпус не разборной. Каждая пластина «упакована» в сепаратор, что не позволяет доливать посторонние жидкости и сливать электролит для чистки от сульфата свинца.

    Вывод

    Владельцам более дешевых свинцово-кислотных аккумуляторов повезло больше. Они проводят десульфатацию своих батарей двумя способами: химическим и электрическим. В зависимости от степени отложений кристаллов на пластинах эффективность этих методов от 50 до 90%. То есть, шанс есть реанимировать АКБ.

    Я рассмотрел самые популярные подходы к ликвидации сульфатации, которыми воспользуется любой автовладелец. Есть замечания – пишите в комментариях. Появились идей, рад общению и конструктивной критике. Всем удачи!

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector