Соединение проводов в автомобиле
соединение проводов в автомобиле
Начнем со сварки. Она в автомобиле применяется (в заводских условиях) для соединения нескольких массовых либо плюсовых проводов. Соединение надежное при условии хорошей изоляции места соединения, но при ремонте ИМХО не применяется, потому что оборудование для сварки дорого, в труднодоступных местах им не поработаешь (а они в машине почти везде), так что на этом мы со сваркой и закончим 😉
Далее идёт скрутка. Сделанная прямыми руками скрутка — соединение довольно надежное, но есть нюансики. Во-первых как ни крути — но от вибрации это соединение со временем ослабнет. Во-вторых оно изначально плохо применимо для высоких токов. Ну и в-третьих — провода нужно тщательнейшим образом зачищать для обеспечения хорошего контакта. Таким образом я считаю применение скруток в автомобиле «условно допустимым», с учетом вышесказанного. Напоследок опишу «свой» способ скрутки, дающий на мой взгляд оптимальные результаты и по прочности и по надежности соединения. Итак, расплетаем жилки соединяемых проводов на два пучка каждый. Скручиваем их попарно, а затем скручиваем между собой ну и пригибаем к проводу.
О том что место соединения нужно защищать я далее упоминать не буду, потому что это понятно и логично для любого соединения. Впрочем, раз уж вспомнил — опять же есть по сути два распространенных и общепринятых способа изоляции/защиты соединения — термоусадка и изолента. Термоусадка в свою очередь бывает с клеем и без (ну и разная по качеству). Естественно, что идеальный вариант — это термоусадка с клеем. Она и ограничивает доступ влаги к соединению и дополнительно фиксирует его.
Далее следует пайка. И это самый сложный вопрос. Потому что именно на нем сломано немеряно копий. То есть на вопрос «можно ли паять провода в автомобиле?» существует ровно два правильных ответа — «да» и «нет». 😉 То есть на самом деле паять МОЖНО (и примером тому — мерседес по w124 включительно, где большинство разъемов именно паяные), но при этом существует столько нюансов, что проще заявить что «НЕЛЬЗЯ», чем читать лекцию.
Я же прочитаю лекцию. Итак, пайка. начнем с того, что даже в идеальных условиях и на столе — при пайке требуется и хороший паяльник и главное прямые руки. То есть паять нужно УМЕТЬ. Смешно? мне — нет. Потому что большинство незаводских паяных соединений в машине называются «срали-мазали». Второй нюанс — применение флюсов. При пайке применяется флюс. Всегда. Флюсы бывают активные и нейтральные. Флюсы нужно смывать. Почти все и почти всегда. То есть тут опять же — проще написать что все и всегда, чем углубляться в еще одни дебри. Особенно важно помнить о необходимости промывки в случае активных флюсов, которые применяются для пайки «несвежих» проводов — а это в 99% наш случай, ведь на новых машинах провода паять нужно только разве что при установке сигнализации. А на старых машинах — провода уже окислены в большей или меньшей степени. Соответственно, для качественной пайки нужно зачистить каждую жилку от окислов и/или применять активный флюс. Который неминуемо засосёт под изоляцию, как ни вымывай. Кроме этого под изоляцию засосёт и припой и многожильный провод станет «одножильным» и потеряет гибкость. И успешно и неминуемо отвалится в этом месте через какое-то время от вибраций (что регулярно наблюдалось на мерседесах, несмотря на специальную конструкцию разъемов). Либо отгниёт из-за несмытого активного флюса.
Не могу не упомянуть соединительные муфты с припоем в термоусадке. Тут те же проблемы — провода должны хорошо паяться, потому что флюса там — минимальное количество и он нейтральный. Ну и требуются навыки пайки, чтобы оценить качество соединения. Потому что то что я видел на mysku как пример соединения — иначе как браком назвать нельзя.
То есть подытоживая — паяное соединение боится вибрации и требует тщательной зачистки перед пайкой и промывки после пайки. Исключения — пайка НОВЫХ проводов гарантированно нейтральным флюсом и фиксация места соединения в жгуте.
Отдельным пунктом тут стоит лямбда-зонд и его провода. Тут всё вообще прикольно, потому что есть несколько нюансов. Во-первых провода лямбда-зонда — не медные, или не совсем медные (слегка магнитятся), короче говоря паяются они не то что с активным флюсом, а вообще только с кислотой. В-вторых — Бош официально заявляет что по проводам внутрь датчика поступает воздух. Может это и не так, но эксперименты показали что воздух МОЖЕТ проходить по проводам. Действительно ли это свойство нужно для работы лямбда-зонда — я на 100% не уверен, но и не доверять бошу тоже как-то глупо. Плюс к этому совершенно точно известно что по проводам может проходить жидкость. Так вот у меня были случаи когда в лямбду по проводам попадала вода и он там внутри начинал коротить, выдавая на сигнальный провод 12В с подогрева. А на батарее просох — и заработал. Второй случай — я смазал контактолом разъем, после чего датчик таки заработал, но хватило его минут на 5 — дальше контактол дошел до датчика и он успешно издох. Как вы думаете, попадет ли кислота под изоляцию, и дойдёт ли она до датчика? А будет ли провод по-прежнему пропускать воздух? Я вот чот не сильно горю желанием проверять. И на этой ноте мы переходим к единственно правильному методу соединения проводов в автомобиле — обжимке.
Итак, обжимка. Повторюсь, я считаю этот метод оптимальным по совокупности достоинств. Это быстро, просто, технологично, надежно. Соединяемые провода не требуют особо тщательной зачистки, потому что окислы при обжимке частично разрушаются, и контакт всё равно обеспечивается. Несомненно, лучше зачищать как можно тщательнее, а еще лучше поменять кусок провода на всем протяжении где он почернел, а луше весь провод, а еще лучше машину на новую. Но, повторюсь — вполне нормально работает и так. Работа не требует каких-то особых навыков — только инструмент и здравый смысл. При чем тут здравый смысл? Ну потому что нужно выбирать соединители под сечение провода. Работать достаточно безопасно — нет вероятности ткнуть куда-то не туда паяльником, а это может быть и глаз и приборка.
Недавно вот встретил мнение что обжимка, дескать, круто, но дорого. Хм. да нет, ребята, прошли те времена когда это было дорого. Сейчас в Китае даже гидравлические кримперы стоят от 50 баксов. Как пример вот один от 4 до 70 квадратов и вот второй — от 8 до 300 квадратов. Оба — в пределах 50 баксов (для белорусов как всегда + доставочка еще, итого уже порядка сотки плюс влёт на растаможку). Да, собственно, и «отечественный» КВТ ПГРс-70 не думаю что будет прям существенно дороже — порядка 70-75 баксов судя по яндексу.
Для меньших сечений применяются обычные ручные кримперы, которые даже в оффлайне стоят 30-40 баксов, а в Китае — около 20. Как пример могу привести КВТ СТВ-05 — это кримпер как раз для обжимки неизолированных муфт и клемм до 10 квадратов.
Теперь поговорим о видах расходников для соединения проводов обжимкой. Ну во-первых не могу не упомянуть самые правильные соединители для многожильных проводов.
Они обеспечивают самую правильную обжимку, так как фиксируют не только жилы, но и изоляцию. Обзор можете почитать тут. Это реальный мастхэв каждого автоэлектрика. Для них требуется обычный примпер для автомобильных неизолированных клемм. Я покупал его тут на месте, поэтому не могу дать на него ссылку, но чисто для примера у тех же КВТ это модели СТВ-04 и СТВ-14. По качеству этих кримперов ничего сказать не могу, это чисто пример «что это такое».
Данные соединители — достаточно редкий вариант, в основном же используются неизолированные муфты типа ГМЛ (их несколько разновидностей) и изолированные ГСИ и ГСИ-т — с простым пластиком и с термоусадкой. Здесь и далее ссылки на сайт КВТ приведены чисто для простоты и удобства. Никоим образом не пытаюсь их рекламировать. Производят всё это десятки фирм, купить можно не только на месте, но и в Китае. Ниже картинки ГМЛ, ГСИ, ГСИ-Т
Кстати, обратите внимание, что для ГСИ и ГСИ-Т применяются разные кримперы — СТВ-01 и СТВ-10 соответственно.
Я предпочитаю использовать неизолированные соединители. При этом для их обжимки (особенно для малых сечений) условно можно использовать и кримпер для автомобильных неизолированных клемм, что здорово упрощает жизнь. Я не могу конечно рекомендовать такое неправильное использование инструмента, но не вижу причин почему бы и нет 😉
Изолированные без термоусадки как ни странно обеспечивают очень неплохое качество соединения (при использовании специального кримпера! а не плоскогубцев), но имеют очень уж большие габариты и не обеспечивают никакой защиты от попадания влаги.
Качество соединения муфт в термоусадке по идее не должно отличаться, плюс если термоусадка с клеем — то и герметизация будет отличная. Впрочем, даже если без клея — то всё равно лучше чем у ГСИ. Чтобы исключить варианты — можно применять неизолированные соединители и качественную термоусадку с клеем. Где её покупать — тут уж каждый решает сам.
Надеюсь, что мне удалось максимально прояснить ситуацию с вариантами и нюансами соединения проводов в машине. Если будут появляться новые умные мысли — буду дополнять. Можете пройтись по моим обзорам на mysku — там есть обзоры разного инструмента и прочих полезных штук, не все из них я переношу в ЖЖ — что-то забываю, что-то специально. 😉
Как соединить провода в распределительной коробке: надежные способы и схемы
Обычно большая часть проблем в работе электропроводки возникает из-за того, что было неправильно произведено соединение всех проводов в электрической распредкоробке. Это может привести не только к слабому контакту, но и к полной его пропаже. Источники потребления должны бесперебойно получать электричество, поэтому качественное соединение всех проводников – один и наиболее важных этапов в процессе монтажа электропроводки. Эта статья расскажет о том, какими способами можно осуществить соединение проводов в распределительной коробке.
Для чего предназначена распределительная коробка
Главнейшая задача распредкоробки – обеспечение качественной пожарной безопасности. Она помогает изолировать соединения проводов от горючих материалов стен. Также спрятав в ней провода, можно избавиться от их неэстетичного спутанного вида.
Коробки разделяются на внутренние и наружные. Первые можно вставить в стену, а вторые предназначены для установки на внешнюю поверхность.
Способы соединения проводов
Теперь, зная функции распределительной коробки, можно разобраться со способами соединения в ней проводов.
Использование клеммных колодок
Применять клеммные колодки можно для соединения электропроводов из алюминия и меди, так как не будет наблюдаться последующее окисление. Перед тем как приобрести клеммники, необходимо точно определиться с величиной тока, которая будет проходить в местах соединения, а также с нужным количеством монтажных клемм в гребенке.
Процесс монтажа достаточно прост. Для начала нужно взять колодку с выбранным размером ячейки, отрезать необходимое количество секций и вставить жилы внутрь ячейки клеммы. Потом с помощью специальных винтов каждый проводник следует несильно зажать, предварительно сняв с них изоляцию и зачистив поверхность проведения тока.
Преимущество подобных колодок заключается в том, что любой сегмент всегда можно обрезать, а правильное соединение электропроводов таким способом даст в результате качественный контакт.
Пайка
Такой способ считается одним из самых лучших, но подразумевает наличие минимальных знаний о процессе пайки. Хотя и есть специальные флюсы для соединения таким методом электропроводов из алюминия, предпочтительнее будет использовать его только для объединения проводов из меди.
Сначала с электропроводов снимается изоляция, а затем они зачищаются до металлического блеска. Расплавлять нужно не сам металл, а припой, и при этом следить за тем, чтобы он стекал внутрь скрутки. Скрученные провода нужно обработать флюсом или канифолью и опустить в паяльную ванну на несколько секунд, после чего дать остыть естественным способом и ни в коем случае не применять для этого воду. Изолировать скрутку в итоге можно при помощи обычной изоленты.
Сварка
Этот метод настолько же хорош, насколько и предыдущий, при этом время на него совсем не повлияет, так как результат получается в виде цельного провода. Применяются такие способы для соединения проводников из меди.
Схема действий схожа с методом, связанным с пайкой. Как и всегда для начала с электропроводов снимается небольшой отрезок изоляции. Далее выполняется их скрутка, после чего она подрезается так, чтобы осталось не больше 5 см. Потом сверху устанавливают теплоотводящий зажим из меди и подключают «массу» аппарата для сварки. Заряженный в держак кончик угольного карандаша нужно поднести к концу скрутки и держать в течение пары секунд. Результат обмотать изолентой. Течение сварки можно проводить при помощи и переменного, и постоянного тока.
Скрутка
Соединение проводников может быть произведено и посредством скрутки. Этот способ считается одним из самых старых и простых, ведь для его исполнения достаточно иметь при себе только нож и плоскогубцы.
При необходимости можно проводить одновременную скрутку нескольких проводов. Обычно их количество не превышает шести, а многожильные провода всегда переделаны в одножильные. Если же важно скрутить медный и алюминиевый экземпляры, провод из меди предварительно следует залужить припоем.
Опрессовка
Известны различные способы соединения электропроводки, но самым противоречивым считается метод их опрессовки. С одной стороны, он крайне популярный, ведь разъединить или как-то деформировать результат не получится. Но также этот способ имеет множество нюансов типа выбора инструмента или гильз для процедуры.
Сам процесс может состоять из вдавливания или местного обжатия. И медные, и алюминиевые провода обрабатываются специальной смазкой, уменьшающей трение и риск повреждения. Перед тем как соединить, их нужно вставить в гильзу так, чтобы они соприкасались, при этом место состыковки должно находиться строго посередине гильзы. После проведения опрессовки место соединения необходимо качественно изолировать.
Болтовое соединение
Наиболее самодельный вид соединения из всех возможных. Для его претворения в жизнь нужно обзавестись болтом и гайкой необходимых размеров, шайбами, гаечными ключами и изоляцией.
Для начала на подопытных проводах делаются небольшие петли, соответствующие диаметру болта. Потом схема собирается по следующему плану действий: шайба, сверху накладывается петля электропровода из меди, снова шайба, петля провода из алюминия, шайба, а заключительной будет гайка. Она затягивается как можно сильнее, чтобы результат не разбалтывался. Вся электропроводящая часть соединения заматывается изолирующим материалом.
Способ отличается от других тем, что не происходит непосредственного объединения медных и алюминиевых проводников.
Самозажимные соединения
Самозажимные клеммники (пружинные) считаются наиболее современными помощниками в процессе соединения электропроводов в распределительной коробке. Они не требуют каких-либо узконаправленных знаний и специализированных инструментов. При необходимости такие устройства всегда можно разжать и достать требуемый провод. Также многие из подобных зажимов обладают таким преимуществом, как наличие пасты внутри, препятствующей образованию окисления проводов из меди и алюминия.
Единственный минус такого соединения – нельзя использовать его при передаче большого тока либо нужно выбирать только крайне узкоспециализированные разновидности клеммников. Также предварительно необходимо узнать, подходят ли они для многожильных проводов.
Кабельные сжимы
Кабельные зажимы также известные под названием «орех», используются многими. Предпочитают их благодаря возможности не разрезать магистральный проводник.
Схема действий включает в себя следующие этапы. Сначала разбирается корпус зажима при помощи какого-нибудь тонкого инструмента. Далее, электропровода зачищаются, а болты на плашках сжимов ослабляются. В заранее подготовленные пазы нужно вставить электропровода и, если они созданы из разных материалов, между ними следует положить пластинку. В итоге необходимо затянуть болты так, чтобы не повредить резьбу и вложить плашку в «орех», корпус которого собирается в первоначальный вид.
Таким образом, электрическая проводка всегда обязана быть правильно организованной. Любая схема соединения проводов в распределительной коробке должна быть тщательно продумана. Главное, помнить о том, что каждый способ, исключая метод с использованием клеммников, должен заканчиваться внимательной изоляцией проводов.
Один день из работы электрика: соединение розеток гибким проводом
Казалось бы, что может быть проще установки двух розеток? На фото две розетки монтируются в стену из гипсокартона / ГВЛ с высококачественной звукоизоляцией:
Но, как и в любом деле, здесь есть ньюансы и особенности, особенно если поставить себе задачу сделать действительно качественное соединение.
Традиционно розетки в жилых помещениях подключаются по одной из двух схем — либо каждая последующая розетка подключается параллельно через предыдущую отрезками провода (далее в рамках данной статьи я буду называть такое подключение словом «шлейф»), и каждая группа розеток подключается к последней розетке предыдущей группы через отрезок кабеля.
Либо в пределах группы розетки подключаются «шлейфом», а сами группы разводятся «звездой» из распаечной коробки. Иногда два эти способа комбинируют, но суть остается одна.
Следует сказать, что в нормативах действительно отсутствуют запреты на данный способ соединения и ввиду малой трудоемкости он весьма рапространен. С другой стороны нельзя умолчать о подгоревших из-за плохого контакта розетках, и даже пожарах, коротких замыканиях в подрозетниках из-за повреждения изоляции жил, «отвалившихся» розетках в шлейфе из-за плохого контакта в одной и т.д.
Ну вот, например (картинка взята с сайта elektrik-kiev.com):
В основном, подобные случаи происходят когда подключением розеток занимаются люди, не являющиеся электромонтажниками, например, когда это делают по совместительству гастарбайеры-универсалы или штукатуры.
Если разводку шлейфом сделал электромонтажник-профессионал, она наверняка будет служить долго и безотказно. И в данной статья я предлагаю рассмотреть как свести вероятность отказа соединений вообще к статистическому минимуму (ибо ничего вообще безотказного не существует).
Кроме того, в ПУЭ указаны требования к защитному заземлению, в том числе и розеток:
1.7.139. Соединения и присоединения заземляющих, защитных проводников и проводников системы уравнивания и выравнивания потенциалов должны быть надежными и обеспечивать непрерывность электрической цепи. (. ) Соединения должны быть защищены от коррозии и механических повреждений.
Наибольшее соответствие этим требованиям обеспечивают неразборные соединения, указанные в ПУЭ-7, одним из которых является опрессовка.
Кроме того, лично у меня нет доверия к шлейфованию защитного заземления по той причине что, например, в случае плохого контакта фазы или нейтрали пользователь тут же это заметит (чайник не работает или розетка искрит) и примет меры, а в случае плохого контакта в жиле защитной земли это останется незамеченным до последнего момента — до того, когда произойдет повреждение изоляции у приборов класса защиты I (грубо говоря, к ним относятся все приборы, имеющие контакт заземления на вилке — чайники, стиральные машины, утюги и т.д.).
В случае плохого или отсутствия контакта в проводе защитной земли, при наличии устройства дифференциальной защиты (ВДТ / АВДТ, в народе УЗО / ДИФ) их срабатывание произойдет лишь тогда когда человек дотронется до корпуса металлического неисправного прибора тем самым устроит через свое тело утечку тока. В случае отсутствия ВДТ / АВДТ такое прикосновение может, к сожалению, закончится трагически.
Таким образом, требования, предъявляемые к качеству соединения жилы защитной земли должны быть выше, чем к фазе и нейтрали. Но и с фазой и нейтрально тоже не все так просто — ток в розетках, соединенных шлейфом, зачастую течек через множество разборных соединений, имеющих сопротивление и являющихся источником потенциальных проблем. И чем дальше розетка от начала шлейфа, тем через большее число соединений течет ток.
У соединений через распаечную коробку тоже есть недостатки — больше расход кабеля, к коробке должен быть доступ, что часто не вписывается в интерьер. Бракоделы вообще замуровывают коробки, что при наличии разборных соединений становится проблемой жильцов если соединение «отваливается».
Становится очевидным, что для обеспечения высокой надежности соединения в шлейфе должны быть неразборными, так же, по возможности должно быть уменьшено количество соединений.
Выполнение этих требований обеспечивает схема, о которой я расскажу в данной статье. Не важно, используются ли распаечные коробки или нет, но в пределах группы розетки подключаются следующим образом:
1. Если от этой группы питается еще одна группа розеток, то приходящий и отходящий кабель оба приходят в первый подрозетник (а не первый и последний как принято при шлейфовании), где соединяются неразборным соединением (я использую оперссовку) с отводами «звездой» на розетки группы. Таким образом, обеспечивается минимально возможное количество соединений до питания следующей группы, и даже отключение всех розеток в данной группе никак не повлияет на питание следующей группы.
2. Разводка «звездой» внутри группы так же обеспечивает минимум контактных соединений. И это неразборные соединения, обладающие высокой надежностью и малым сопротивлением.
3. Если розеток в группе много (например, 5), то «звезда» разделяется на несколько, соединенных неразборным соединением — по 3-4 соединения в каждой.
Таким образом, обеспечивается высочайшая надежность и безопасность соединений.
Итак, начинаем с зачистки жил.
Затем при помощи плоскогубцев на провода одевается гильза (на фото изображены соединительные гильзы Klauke). Плоскогубцы позволяют легко затолкнуть жилы в гильзу вплоть до начала изоляции, руками это удается сделать только если гильза набита неплотно (тогда ее надо добивать дополнительными жилами до плотной набивки):
Далее гильза опрессовывается:
Результатом является высококачественное неразборное соединение:
Качество опрессовки контролируется визуально (каждая жила должна чуть-чуть выступать из гильзы) и подергиванием жил. Далее производится изоляция и соединений сначала высококачественной изолентой фирмы 3M, затем — термоусадочной трубкой с клеевым слоем. Изолента даже больше нужна для того чтобы зафиксировать жилы вместе для того чтобы трубка села максимально плотно.
После нагрева и усадки трубок производится склеивание трубки по переднему краю путем сжатия плоскогубцами. Клей, содержащийся на внутренней стенке трубки, расплавляется и заполняет все щели внутри, обеспечивая высокое качество изоляции.
Далее излишки трубки срезаются ножницами электрика (невероятно удобный инструмент для резки гофры, изоленты, термоусадочных трубок, вырезания дырок в подрозетниках, резки проводов и т.д.):
Вот результат:
Далее все заботливо укладывается в подрозетник. Очевидно, что для подобных методов хотя бы один подрозетник должен быть глубоким (60 мм). Здесь стандартные подрозетники (глубино 45 мм), а дополнительную глубину обеспечивает лист ГВЛ и лист ГКЛ.
В итоге получается акууратное соединение:
Да, запасная длина жил закладывается такой чтобы неразборное соединение можно было при необходимости переделать хотя бы еще 2-3 раза.
Как видно на фото, для того чтобы разводка в подрозетниках была практичной, удобной для монтажа и демонтажа розеток, а так же выглядела эстетично, внутри подрозетников применен многожильный провод ПуГВ.
Согласно п. 3 ГОСТ 22483-2012. Жилы токопроводящие для кабелей, проводов и шнуров (введен вместо ГОСТ 22483–77):
Жилы классов 1 и 2 предназначены для кабельных изделий стационарной прокладки. Жилы классов 3, 4, 5 и 6 предназначены для гибких кабельных изделий, но их можно также использовать для кабельных изделий стационарной прокладки.
Таким образом, многожильный гибкий провод ПуГВ (класс гибкости 5 по ГОСТ 22483-2012, далее -многожильный провод) можно использовать для стационарного соединения розеток внутри подрозетников (он так же используется в распределительных щитах).
Кабели же от щита, распаечной коробки, между группами и т.д. в любом случае будут моножильными так как среди кабелей, предназначенных для передачи и распределения электрической энергии в стационарных электроустановках кабели имеют гласс гибкости жил 1 (в пределах сечений, применяемых для внутриквартирной разводки).
То есть все равно те, кто делает разводку по квартире проводом ПВС — халтурщики так как ПВС не предназначен для этих целей, не соответствует требованиям ГОСТ 31565-2012 (Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности) для жилых помещениях и обладает сроком службы всего 5 лет.
Кроме того, в случае использования многожильного провода требуется его оконцевание наконечниками штыревыми, а так же возникает следующая проблема. Многожильный провод при одинаковом сечении существенно толще, чем моножильный за счет того что он состоит из множества проволочек. Дополнительное увеличение сечения дает корпус наконечника. Таким образом, может возникнуть ситуация когда оконцованный гибкий провод с трудом влезает в розетку, чо актуально для самозажимных механизмов (с винтовыми такого обычно не наблюдается, но у них есть более существенные недостатки).
То есть надо индивидуально рассматривать эту ситуацию в случае с каждой серией розеток.
Например, для типового сечения жил розеточных линий 2.5 квадрата, ПуГВ, оконцованный НШВ или НШВИ влезает в самозажимные клеммы розеток Legrand Valena, но вот вытащить жилу штатными средствами из розетки не представляется возможным.
В таком случае (а такой случай как раз имел место на данном объекте) единственный выход — использовать провод меньшего сечения, то есть 1.5 мм2.
Некоторые читатели возмутятся — как же так, на розетки все говорят ставить автомат 16 ампер и кабель 2.5 квадрата, полторашка только на свет. Это действительно так, и я сам поддерживаю тот лозунг — таким образом мы перестраховываемся и защищаем посетителей раздела электрика, не являющихся специалистами, от халтурщиков.
Но электрик в первую очередь должен быть инженером и, как следствие, уметь считать и знать границы допустимости того или иного решения. Дело в том, что автомат на 16 ампер полноценно защищает жилы 1.5 квадрата, но с некоторыми оговорками.
Для длительно допустимого тока ПуГВ в подрозетнике следует смотреть колонку для «двух одножильных» (согласно ПУЭ, PE не учитывается) и он составляет 19 ампер. Минимальный ток срабатывания бытового автомата составляет 16*1,13 = 18,08 ампер, что меньше указанного в таблице тока.
А вот кабель в стене рассчитывается уже по колонке «для одного двухжильного» и его допустимый длительный ток меньше порогового тока срабатывания автомата. Кроме того, следует учитывать что кабель в стене «работает» в более неблагоприятных условиях, а так же его невозможно заменить. Плюс сечение таких кабелей часто бывает занижено.
Отсюда и следует то правило что его сечение питающего кабеля должно быть 2.5 квадрата, а вот внутри подрозетников можно сделать разводку ПуГВ 1.5 квадрата.
Итак, продолжим. Зачистка жил осуществляется другим стриппером. Так быстрее, не нужно настраивать глубину зачистки — один стриппер настроен на глубину зачистки под опрессовку, второй — под НШВИ.
Далее одеваются НШВИ и обжимаются:
На форуме звучали советы обжимать НШВ (то есть без «юбки»). но не советую этого делать (лучше немного подрезать «юбку» у НШВ). Вот почему:
Вот результат:
И первая подключенная розетка:
Спасибо за внимание.
Присоединение проводов и кабелей к контактным выводам электрооборудования
В статье рассматриваются устройство, назначение, приемы и способы подсоединения алюминиевых и медных жил к выводам электрооборудования.
Строительными нормами и правилами и «Инструкцией по оконцеванию, соединению и ответвлению алюминиевых и медных жил изолированных проводов и кабелей и соединению их с контактными выводами электрических устройств» предусматривается подсоединение однопроволочных алюминиевых жил (сечением 2,5 — 10 мм2), изогнутых в кольцо, проводов напряжением до 2 кВ и кабелей до 35 кВ и однопроволочных медных жил (сечением 0,75 — 10 мм2), изогнутых в кольцо, проводов напряжением до 2 кВ и кабелей до 1 кВ. Применяют способ подсоединения однопроволочных алюминиевых и медных жил (сечением 25 — 120 мм2), предварительно закрученных и обжатых специальным приспособлением и пресс-клещами.
Присоединение алюминиевых и медных жил к контактным выводам различных электрических аппаратов и электротехнических устройств чаще всего выполняется с помощью винтовых зажимов. Жила изгибается в кольцо и присоединяется к зажиму. При этом используются шайбы-звездочки разных размеров и другие предохранительные устройства в зависимости от сечения жил.
Детали винтовых зажимов должны иметь гальваническое антикоррозийное покрытие. Жилы необходимо тщательно зачистить и смазать кварцевазелиновой пастой, а соединение надежно зажать.
Для того, что бы правильно присоединить провода и кабели к неподвижным контактам электрооборудования необходимо иметь следующие инструмент и приспособления: отвертка размером 135 х 0,3 мм, боковые кусачки, монтерский нож, универсальные электромонтажные плоскогубцы и круглогубцы, инструмент для снятия изоляции.
Материалы — кварцевазелиновая паста, шайбы-звездочки, фасонные шайбы или другие устройства, пружинящие разрезные шайбы, винты М4 — М8, гайки, наждачная бумага или стеклянная шкурка, установочные провода и кабели.
Стандартный способ присоединения алюминиевых жил проводов и кабелей сечением 2,5 — 10 мм2 к винтовым контактным выводам электрооборудования показан на рисунке.
При подсоединении однопроволочных жил к винтовым зажимам соблюдают следующие правила. Винтовые зажимы должны иметь ограничивающую шайбу-звездочку или другое устройство, препятствующее «выдавливанию» жилы, стандартную разрезную пружинящую шайбу и противокоррозийное гальваническое покрытие.
Для зачистки жил используют кварцевазелиновую пасту (50% по массе кварцевый песок или молотый кварц и 50% технический вазелин без кислот и щелочей) или технический нейтральный вазелин и стеклянную шкурку либо наждачную бумагу.
Выполнение присоединения жилы: 1 — отвертка, 2 — винт, 3 — разрезная пружинящая шайба, 4 — жила, изогнутая в кольцо, 5 — вывод электрооборудования, 6 — контактный вывод
Подсоединение провода к наборному винтовому зажиму
Сначала нужно определить сечение подсоединяемой жилы. Выбрать винт, гайку, шайбу-звездочку, пружинящую разрезную шайбу в зависимости от сечения подсоединяемой жилы. Если жилу подсоединяют к выводу счетчика или другого аппарата (электрооборудования), проверяют соответствие размеров зажима и сечения выбранной жилы.
Подсоединение провода к выводу катушки
В начале необходимо снять специальными клещами или монтерским ножом изоляцию с конца подсоединяемой жилы на расстоянии, достаточном для изгибания кольца под винт плюс 2-3 мм. Затем нужно зачистить оголенный конец жилы стеклянной шкуркой под слоем кварцевазелиновой пасты. После этого можно присоединить провод к выводу катушки электрического аппарата, как показано в примере на рисунке.
Подсоединение провода к выводу счетчика
Необходимо изогнуть подготовленный конец жилы в кольцо специальными клещами или круглогубцами. Расположить жилу так, чтобы изгиб кольца был направлен по часовой стрелке. Затем нужно установить детали винтового зажима в последовательности, показанной на рисунках. Прижать кольцо к выводу через шайбу-звездочку и разрезную пружинящую шайбу, плотно завернув винт или гайку отверткой или пассатижами.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!