Alp22.ru

Промышленное строительство
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рекомендации Рекомендации по надзору и технической эксплуатации монтажных соединений на высокопрочных болтах стальных строительных конструкций зданий и сооружений Министерства металлургии СССР

Рекомендации Рекомендации по надзору и технической эксплуатации монтажных соединений на высокопрочных болтах стальных строительных конструкций зданий и сооружений Министерства металлургии СССР

Приложение 4 пРЕЧЕНЬ техническоЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ЭКСПлУАТАЦИОнНОГО ПЕРИОДА.

Приложение 5 ПЕРЕЧЕНЬ материалов, ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ПРИ ПРОВЕРКЕ СОСТОЯНИЙ МОНТАЖНЫХ СОЕДИНЕНИЙ НА ВЫСОКОПРОЧНЫХ БОЛТАХ

Приложение 6 Рабочие чертежи ключа КТР-3

Приложение 7 ОБРАЗЕЦ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Приложение № 8 ПРИМЕРНАЯ 40-часовая ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

Приложение 9 Применение высокопрочных болтов в типовых конструкциях производственных зданий

Приложения 10 Инструмент для очистки поверхностей фрикционных соединений. Инструмент для натяжения высокопрочных болтов. Контрольный инструмент для тарировки гайковертов и определения коэффициента закручивания высокопрочных болтов.

Приложение 11 ЗАВОды-ИЗГОТОВИТЕЛИ ВЫСОКОПРОЧНЫХ БОЛТОВ

В последние годы в проектировании и монтаже металлоконструкций произошли значительные изменения. Помимо применения новых профилей проката, сталей повышенной прочности и совершенствования расчета наметилась тенденция на увеличение объёма металлоконструкций с монтажными соединениями на болтах различных классов прочности, в том числе и высокопрочных.

Большое количество сварных швов малой длины стало серьёзным препятствием на пути механизации и автоматизации, сварочных процессов на монтаже. Монтажные соединения на болтах позволяют, в условиях монтажной площадки, применять в конструкциях трудносвариваемые стали высокой прочности. Соединения на болтах позволяют вести работы одновременно на большом количестве узлов силами рабочих невысокой квалификации. Эффективность применения болтовых соединений формируется на стадии проектирования и изготовления монтажных узлов. По оценке Госстроя СССР ориентировочный объем возможного применения металлоконструкций на болтах составляет 60-65 % от общего объёма выпускаемых промышленностью стальных строительных конструкций. Однако из-за низкой технической оснащенности ряда заводов металлоконструкций, низкого качества проектирования, и ряда других причин в Советском Союзе лишь 15-20 % конструкций выпускается с болтовыми монтажными соединениями.

Конструкции объектов черной металлургии последних лет (кроме листовых), в основном, запроектированы с соединениями на высокопрочных болтах.

При надзоре за монтажными соединениями на высокопрочных болтах следует особое внимание обратить на сверхвысокопрочные болты, поставленные промышленностью в 1970-80 гг. с временным сопротивлением 120, 135 и 155 кг/мм 2 . Такие болты установлены в ряде конструкций Череповецкого, Липецкого металлургических комбинатов, Магнитки и других. Эти болты из-за отсутствия ограничений по верхнему пределу твердости имеют повышенную способность к ЗХР (замедленному хрупкому разрушению).

Наиболее опасный период — первые 1-3 года после начала эксплуатации. Болты "стреляют" без видимого приложения внешней нагрузки. Во всех конструкциях последних лет обращено внимание на ЗХР.

Исследования, проведенные на ряде объектов после многолетней их эксплуатации, показали, что падение натяжения болтов незначительно. Но так как в процессе выполнения монтажных работ возможна недотяжка болтов, то в процессе эксплуатации конструкций требуется выборочная проверка натяжения установленных болтов. Контроль монтажных соединений на болтах значительно проще, чем сварных соединений, так как в сварных соединениях большая вероятность скрытых дефектов шва, чем в болтовых соединениях. Основным способом контроля соединений на болтах принимается визуальный.

Настоящие Рекомендации позволят службе эксплуатации заводов Министерства металлургии СССР обеспечить безаварийную эксплуатацию поднадзорных зданий и сооружений.

Корректировку Рекомендаций производить через каждые пять лет.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с приказом III 759 от 9.Х II.1988 г, по Минчермету СССР и договором № П47-6882, заключенным между ЦНИИпроектстальконструкцией им. Мельникова Госстроя СССР и Череповецким меткомбинатом Минчермета СССР 19 апреля 1989 г. и являются развитием раздела 7 отраслевого руководящего документа ОРД 00 00089 "Техническая эксплуатация стальных конструкций производственных зданий".

1.2. Рекомендации распространяются на выполнение надзора и технической эксплуатации металлоконструкций зданий и сооружений предприятий чёрной металлургии с соединениями на высокопрочных болтах, запроектированных по нормам СССР, эксплуатируемых в районах с расчётной температурой до -65°С.

1.3. При приёмке конструкций с соединениями на высокопрочных болтах в приёмочной комиссии обязательно участие представителя службы технического надзора по эксплуатации зданий и сооружений предприятия.

1.4. Ответственность за техническое состояние монтажных соединений на высокопрочных болтах приказом по цеху возлагается на инженерно-технических работников цеха, которые должны пройти соответствующее теоретическое и практическое обучение, ознакомлены с правилами выполнения соединений на высокопрочных болтах и иметь удостоверение ( Приложения №№ 7; 8).

1.5. Непосредственный осмотр монтажных соединений и восстановление (ремонт) должны производиться специально подготовленными специалистами, имеющими соответствующие навыки и удостоверение. В труднодоступных местах на высоте осмотры производятся с участием специалистов-верхолазов.

1.6. Специалисты по эксплуатации зданий и сооружений, участвующие непосредственно в освидетельствовании, должны пройти соответствующее обучение, иметь удостоверение и допуск для пребывания на высоте.

Количество специалистов определяется из расчёта 1 ИТР на 100 тыс. высокопрочных болтов.

1.7. Особенностью фрикционных соединений на высокопрочных болтах является то, что усилия воспринимаются не срезом болтов и смятием стенки, а силами трения, возникающими между соприкасающимися поверхностями, стянутыми высокопрочным болтом. В связи с этим величина натяжения высокопрочных болтов и качество подготовки фрикционных поверхностей соединяемых элементов является решающим и контролируется во время проверки. Недостаточное натяжение высокопрочных болтов во фрикционных соединениях может привести к "проскальзыванию" элементов, при этом болты будут работать на срез, элементы — на смятие. Кроме того, возможно нарушение геометрической формы за счет взаимного смещения элементов — болты будут вступать в работу неравномерно, так как разница диаметров отверстий и болтов может достигать 6 мм в соответствии со СНиП III-18-75 табл. 4 и возможны случаи поочередного разрушения болтов.

Читайте так же:
Какой шлифмашинкой лучше шлифовать авто

1.8. Проведенными исследованиями установлено, что определяющее влияние на надежность болтов оказывают уровни их механических характеристик (временное сопротивление разрыву, относительное удлинение и сужение, ударная вязкость), определяемые режимами термической обработки.

Основной из указанных характеристик является временное сопротивление разрыву, контролируемое по его верхнему пределу. Чрезмерно прочные болты (с маркировкой 135 и 155), обладающие повышенной твердостью, склонны к замедленному хрупкому разрушению и требуют более тщательного контроля и более частого обследования соединения.

2. МАТЕРИАЛЫ, ИЗДЕЛИЯ И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. Для соединений элементов стальных строительных конструкций применяют высокопрочные болты, гайки и шайбы, изготовленные в соответствии с требованиями ГОСТ 22353-77 ÷ 22356-77 или ТУ 14-4-1345-85 и болты нормальной прочности по ГОСТ 1759-70 (рис. 1).

2.2. Согласно ГОСТ 22356-77, болты должны иметь клеймо завода-изготовителя, а также маркировку, доказывающую временное сопротивление в кгс/мм², и условное обозначение номера плавки. Болты климатического исполнения ХЛ дополнительно маркируются.

2.3. Для контроля механических свойств болтов, гаек и шайб на заводе-изготовителе от каждой партии отбирают по 5 образцов для каждого вида испытаний.

Болты испытывают на разрыв, на растяжение образцов, определение ударной вязкости (ХЛ), разрыв на косой шайбе, на определение коэффициента закручивания и на твердость.

2.4. Высокопрочные болты, гайки и шайбы поставляются партиями, состоящими из деталей одного условного обозначения, изготовленных из стали одной плавки, обработанных по одному режиму. Масса партии болтов не должна превышать 1000 кг, гаек и шайб — 500 кг,

2.5. Каждая партия метизов должна быть снабжена сертификатом, в котором указывается:

— номер сертификата; наименование предприятия-изготовителя; наименование, тип и размеры изделий; марка стали; номер партии; номер плавки; результаты проведенных испытаний; масса нетто.

2.6. Для конструкций с расчетной температурой ниже минус 40°С и до минус 65°С следует применять высокопрочные болты исполнения ХЛ На головке, этих болтов имеется знак "ХЛ".

Рис. 1 Маркировка болтов различных классов прочности, в том числе — высокопрочных.

а. Высокопрочный болт Дружковского завода

б. Высокопрочный болт Магнитогорского завода

в.г. Высокопрочный болт Щёлковского завода

д. Высокопрочный болт Воронежского завода

г. Болт класса прочности 10,9 Магнитогорского завода

ж. Болт класса прочности 8,8 Автозавода им. Лихачева

з. Болт класса прочности 5,8 Магнитогорского завода

2.7. Класс прочности болтов нормальной прочности обозначен двумя числами. Первое число, умноженное на 10, определяет величину минимального временного сопротивления в кгс/мм 2 , второе число, умноженное на 10, определяет отношение предела текучести к временному сопротивлению в процентах. Произведение чисел определяет величину предала текучести. К этому типу относятся болты с маркировкой 10,9; 8,8; 5.8 (рис. 1).

Например, класс прочности болта 5.8 указывает, что минимальное временное сопротивление металла σв, из которого изготовлен болт, равно 5×10 = 50 кгс/мм 2 , а отношение предела текучести σт к временному сопротивлению σв в процентах равно 8×10 = 80 %. Первое число маркировки, умноженное на второе, определяет предел текучести

2.8. Высокопрочные болты имеют маркировку 110, что указывает минимальное временное сопротивление в кгс/мм 2 материала болта.

2.9. В случае отсутствия болтов, указанных в проекте, разрешается замена болтов класса прочности 5.8 на болты 8.8; 10.9 и высокопрочные. Болты 8.8 могут быть заменены на 10.9 и высокопрочные. Болты 10.9 — на высокопрочные. Обратная замена без соответствующего пересчёта конструкций запрещается.

3. НАДЗОР ЗА СОСТОЯНИЕМ СОЕДИНЕНИЙ

3.1. Надзор за состоянием соединений осуществляется цеховой службой технической эксплуатации металлоконструкций промзданий посредством проведения текущих осмотров.

3.2. Текущие осмотры соединений проводятся выборочно один раз в шесть месяцев в пролётах конверторных, мартеновских и других цехов, конструкции которых подвержены динамическим воздействиям. В остальных цехах, отделениях и пролетах не реже одного раза в год.

Обследование узлов на высокопрочных болтах, как правило, проводится совместно с обследованием стальных строительных конструкций, в предусмотренные ОРД 00 000-89 сроки.

3.3. Контроль за состоянием высокопрочных болтов и соединяемых элементов производится визуально и заключается в проверке наличия болтов в узлах, а также в выборочной проверке их натяжения и сохранности (отсутствии трещин, порывов) соединяемых элементов. Проверяются болты в соответствии с табл. 3 в каждом десятом узле (10 % узлов). При последующих проверках проверяются не проверенные ранее узлы.

Особое внимание следует обратить на выявление дефектов в соответствии с табл. 1.

3.4. В случае обнаружения дефектов аварийного характера, когда в соединении ослаблено более 10 % болтов, обнаружены дефекты или отсутствуют более 10 % болтов, обнаружены трещины или порывы в соединяемых конструкциях, немедленно должны быть приняты меры по их устранению.

3.5. В первые два-три года эксплуатации зданий или сооружений проводится выборочная инструментальная проверка в соответствии с разделом 4, с целью выявления возможных дефектов, допущенных при производстве монтажных работ.

Динамометрический ключ.. А что это? Какие бывают? Выбор ключа. Поверка динамометрических ключей. Эксплуатация динамометрического ключа

Принцип действия динамометрических ключей, независимо от их конструкции, одинаковый: вручную или с помощью компьютера вы устанавливаете необходимое усилие, завинчиваете крепеж, и при достижении установленного значения происходит звуковая, световая сигнализация или ключ начинает проворачиваться, или в случае с электромеханическими ключами с усилителями крутящего момента, инструмент просто прекращает работу при определенном усилии. В любом случае, вы получаете сигнал о прекращении работы.

Читайте так же:
Как устроен сварочный полуавтомат

Необходимый момент затяжки обычно указывается в чертежах или документации по сборке изделия. Если подобной документации нет, момент можно найти в справочниках на основе данных о материале и диаметре болта.

Как правило, работа ведется с болтами класса 2, 5 или 8. Болт 8 уровня легко определить по наличию шести меток на головке. Каждая из меток проходит из угла болта практически к центру. Болт класса 5 имеет три метки на головке, а на болте класса 2 метки отсутствуют.

На серьезных производствах или в особо ответственных конструкциях момент затяжки необходимо корректировать в зависимости от значения коэффициентов трения в резьбе и на опорной поверхности(это должны определять технологи).

КАКИЕ бывают динамометрические ключи

• Динамометрические ключи предельного типа (для быстрой затяжки резьбовых соединений с точно заданным крутящим моментом). Также именуются Пружинные динамометрические ключи. Погрешность в работе ключа не превышает 4 %, при условии, что вы своевременно выполняете поверку инструмента на специальном стенде. Сертификат соответствия необходимо подтверждать ежегодно в Ростест.

• Стрелочные динамометрические ключи. Также именуется Торсионный динамометрический ключ. Точность таких ключей не самая высокая, погрешность измерений составляет от 5 % до 20 %. Кроме того, в силу своих конструктивных особенностей динамометрический ключ со временем утрачивает точность и не поддается регулировке;

• Динамометрические ключи с цифровой индикацией момента (для контроля затяжки «ответственных» резьбовых соединений). Также именуются Электронные динамометрические ключи. Погрешность такого ключа обычно не превышает 1 %.

Сегодня производители прилагают следующие виды динамометрических ключей: измерительные, контрольно-измерительные и срывные.

Самая простая конструкция – стрелочный ключ. В зависимости от прикладываемого усилия, стрелка отклоняется на определенный угол, показывая момент затяжки соединения. Этот вариант отлично подойдет для личного пользования. Основной недостаток – ключ не оснащен сигнальными устройствами, позволяющими избежать превышения необходимой величины момента. Поэтому при его использовании необходимо видеть непосредственно шкалу и расположение указателя. Этот тип динамометрических ключей имеет наибольшую погрешность ±6-8%. Наша организация предлагает такой ключ

Аналоговый контрольно-измерительный рожковый динамометрический ключ с датчиком в форме циферблата (электронный динамометрический ключ) является еще одним типом гаечного ключа. Основным преимуществом является высокая чувствительность (точность не менее 1%), подает звуковой сигнал, при достижении необходимого момента затяжки. У GEDORE имеются различные модели таких ключей. Есть модели которые связаны с компьютером и позволяют фиксировать момент затяжки для группы соединений и хранить архив и в случае поломки изделия предъявить эти данные. Компания GEDORE предлагает следующие модели таких ключей

Динамометрического ключ бывает – срывной переломный. После достижения установленного момента затяжки рукоятка инструмента срывается, как будто отделившись от механизма (что и происходит на самом деле). Очень простая и действенная сигнализация о достижении необходимого крутящего момента. Задавать крутящий момент можно либо на цифровом табло, либо с помощью шкалы нониуса (подобную шкалу вы можете увидеть на любом штангенциркуле, которая служит для определения десятых долей миллиметра).

Помимо динамометрических ключей, компания GEDORE представляет различные конструкции динамометрических отверткок. Диапазон использования от 0 до 13,6 Нм

Они бывают с предварительной настройкой. То есть срабатывает только при одном заранее установленном значении крутящего момента.

И с настраиваемой механической шкалой.

По своему принципу они ничем не отличаются от ключей, расширяя области применения динамометрического инструмента.

К динамометрическим ключам относят электрические, пневматические и гидравлические гайковерты фирмы ГЕДОРА различных конструкций в которых можно установить усилие закручивания превышающее усилие механического моментного ключа и которые резко повышают производительность труда с гарантированным качеством резьбовых соединений. Данный инструмент часто используют, когда надо приложить серьезное усилие в ограниченном пространстве или в тяжелых условиях(монтаж на высоте)

Основный критерий при выборе динамометрического ключа – это точность, состояние пружины и диапазон момента затяжки.

1. Диапазон момента затяжки. К примеру, вам необходимо затянуть болт диаметром ¼ дюйма класса 5. Из справочных данных оптимальное значение момента затяжки составляет от 9 до 12 Н•м, а у вас в распоряжении есть только ключ диапазоном измеряемых моментов от 8 до 200 Н•м. Можно ли быть уверенным, что затяжка болта выполнена с необходимым моментом, основываясь лишь на этих показателях? Скорее всего, нет. Почему? В основе работы механизма подобных инструментов находится точно отрегулированная пружина, которая дает правильные результаты при измерении момента в диапазоне от 20 до 80%. Если же показатель составляет менее 10 или более 90%, проблем не избежать. Поэтому для данного случая необходимо применять ключ с диапазоном примерно 0-20 Н•м. Это, конечно, сузит область применения ключа, но при этом вы будете получать адекватные, точные значения.

2. Состояние пружины. Пружинный механизм – основная часть динамометрического ключа. Как известно, пружина обладает «памятью», то есть если вывести ее из состояния равновесия на долгое время, то она запомнит новое состояние. Поэтому при выборе ключа обращайте внимание на положение указателя момента – он всегда должен храниться в нулевом положении. То же касается и использования ключа: после работы рекомендуется пройтись по всему диапазону ключа («размять» пружину) и оставить его в нулевом положении.

3. В зависимости от производителя и конструкции ключа точность может находиться в диапазоне от 1 до 10%. Классы резьбовых соединений представлены в таблице 1. Как видно из таблицы, максимальное отклонение от оптимального значения момента затяжки в особо ответственных соединениях не должен превышать ±5%.

Читайте так же:
Как правильно просверлить кафельную плитку в ванной

Современные электронные ключи способны обеспечить точность 1%, но не нужно думать, что, покупая подобный ключ, вы избавляете себя от всех проблем: с течением времени пружина изнашивается, и точность ключа значительно снижается. Именно для этого каждый отчетный период необходимо производить калибровку динамометрических ключей.

Поверка динамометрических ключей

Существует два способа поверка ключей: самостоятельно с использованием контроллера момента и испытательных стендов компании GEDORE, или с привлечением аккредитованных лабораторий. Конечно, самый простой способ – проверить работоспособность по другому ключу, то есть сравнить с результатом работы точного ключа. Результат этого очень приблизительного измерения зависит от многих переменных факторов, поэтому не используйте данный способ для проведения плановой ежегодной проверки ключа.

При поверке можно легко обнаружить неисправный ключ и провести сразу его ремонт Отремонтировать и откалибровать.

Если вы используете большое количество ключей и часто работаете с ответственными соединениями, то гораздо проще взять в аренду лабораторный стенд у нашей компании, который позволит вам калибровать инструмент в любое удобное время.

Эксплуатация динамометрического ключа.(читать до конца, даже мастерам монтажникам)

Несколько советов, чтобы продлить «жизнь» вашего моментного ключа и получать максимально точные результаты.

Динамометрический ключ с пружиной внутри ОБЯЗАТЕЛЬНО должен храниться в положении наименьшей нагрузки, то есть при диапазоне 60 -300 Нм, храниться он должен в положении 60 Нм, это позволит гарантированно обеспечивать необходимую точность затягивания длительный срок.

Ключ GEDORE и любой вменяемый производитель дает гарантию что ключ будет затягивать с установленным моментом +-3% на 1 год или 5000 циклов затяжки. ПОТОМ КЛЮЧ НАДО поверять .

1. Относитесь к ключу бережно(он стоит много денег) – всегда содержите ключ в чистоте, не роняйте и уже тем более не пытайтесь использовать его в качестве молотка. Казалось бы – «и ежу понятно»! Уверены?? Гляньте фотки из нашей мастерской

2. На некоторых ключах есть отверстие для масла с заглушкой. Грязь может вызвать поломку динамометрического ключа, поэтому при его использовании и хранении всегда держите это отверстие закрытым. Поинтересуйтесь у НАС, с какой периодичностью нужно смазывать ключ и старайтесь соблюдать эти требования.

3. После интенсивного использования желательно прогнать ключ по всему диапазону, чтобы пружина не запоминала только два состояния – ноль и тот момент, до которого вы обычно работаете. Прогнав ключ по диапазону, установите его на ноль и храните в сухом месте. Не используйте динамометрический ключ на протяжении более одного часа, ни разу не вернув пружину в нулевое положение.

4. При использовании ключа, в принципе, не важно, где именно вы его держите. Главное здесь – соблюдать прямой угол ключ / ось крепления. Если угол не соблюдается, то ключ покажет завышенное значение.

5. Если вам необходимо затянуть несколько резьбовых соединений на одной детали, то делайте это поэтапно. Вспомните, как это делается, например, при замене колес: каждый болт сначала затягивается до 50% от рекомендуемого момента, потом до 75% и только в самом конце до 100%. Некоторые виды ответственного крепления вообще могут потребовать разделения процесса на пять этапов вместо трех. Независимо от характеристик затяжки, процентных показателей или последовательности, основным принципом является следующий: запрет на крепление с первого раза по полной затяжке.

6. При работе увеличивайте давление на ключ постепенно, не дергайте его. Можно использовать различные удлинители и храповики, но при этом обратите внимание на соблюдение прямого угла с осью резьбы.

Несмотря на все преимущества динамометрических ключей, на наших предприятиях очень редко их используют. А если и используют, то довольно часто вопрос о калибровке даже не поднимается. Увидев в паспорте срок годности 5 лет, многие просто забывают и об обслуживании, и о калибровке. Однако профессионалы рекомендуют относить динамометрический ключ в сервис не реже одного раза в год или после 800 – 1 000 затяжек(если у вас китаец, GEDORE дает 5000 поэтому и стоит дороже).

Что такое динамометрический ключ?

Что такое динамометрический ключ?

Крутящий момент — это скручивающая сила. Когда вы используете гаечный ключ на резьбовом креплении (например, болт, гайка, винт или шпилька), вы прикладываете крутящий момент, чтобы либо затянуть его, либо ослабить. Но насколько туго? Некоторые типы крепежных деталей, многие из которых используются на различных механических устройствах, включая автомобили, требуют затяжки до определенной величины, чтобы компонент работал должным образом. Вот тут-то и появляется динамометрический ключ. Какой самый лучший динамометрический ключ? Самый простой способ ответить на этот вопрос рассказать, что существует множество хороших вариантов, поэтому важно, чтобы вы знали, что делает динамометрический ключ и что вам нужно знать, чтобы найти лучший динамометрический ключ именно для решения ваших задач.

Принцип работы динамометрического ключа

Динамометричекий-ключ-хранение.pngЭти ключи используют одну из двух систем (калиброванная пружинная система или отклоняющая балка) для определения величины прилагаемого крутящего момента и отражают его на счетчике или циферблате. Крутящий момент измеряется в Ньютон-метрах (Нм) в метрических системах измерения. Желаемое усилие обычно можно установить с помощью механизма, встроенного в ручку. В типичном гаечном ключе щелчкового типа механизм производит слышимый щелчок при достижении нужного крутящего момента.

Читайте так же:
Как плести сети для рыбалки схема

При использовании динамометрического ключа с щелчком используйте одну руку, чтобы удерживать ось на месте, а другую на ручке. Вращайте инструмент до тех пор, пока он не издаст слышимый щелчок. Как только это произойдет, прекратите поворачивать, так как один щелчок это все, что нужно, иначе крепление может быть перетянуто.

Как только инструмент больше не понадобится, установите шкалу обратно в самое низкое положение, чтобы предотвратить влияние на ее точность при будущих измерениях.

Воздержитесь от использования их на крепежных деталях, которые уже были полностью затянуты обычным гаечным ключом или головкой, так как может оказаться, что нужный уровень крутящего момента уже превышен. Вместо этого лучше ослабить крепеж, а затем снова затянуть его до нужного момента.

Ключ для шиномонтажна

Динамометричекий-ключ-для-шиномонтажа.png

При затягивании автомобильных колесных гаек важно использовать динамометрический ключ, поскольку обычно ошибочно полагают, что чем они туже затянуты, тем безопаснее. Они опасны, если отваливаются во время движения, но чрезмерное их затягивание может быть столь же опасным.

Каждый автомобиль имеет определенное значение крутящего момента для крепления колес – обычно в районе 100 Нм для среднего автомобиля. Возможно, самый популярный тип динамометрического ключа это ключ с щелчковым механизмом, стиль щелчка назван так потому, что он производит слышимый щелчок, когда достигается желаемое количество крутящего момента. Это делает его невероятно простыми в использовании.

Важно отметить недостатки этого типа динамометрического ключа. Щелчок не предотвращает чрезмерного затягивания, так как после этого вы все равно можете повернуть ключ. Возможность остановиться, как только вы услышите щелчок, сведет к минимуму количество чрезмерного крутящего момента, но требует хорошего контроля над двигателем.

Затягивание болтов больше указанного требования приведет к их растяжению. Когда они растягиваются выше предела текучести, они могут сдвигаться, потому что сила, которую они обычно выдерживают, уменьшается.

Использование правильного крутящего момента помогает обеспечить надежную установку колесного узла, а следование рекомендациям производителя снизит риск слишком большого или слишком малого давления на любой из узлов. Поэтому перед установкой или изменением чего-либо на автомобиле всегда проверяйте технические характеристики автомобиля.

Таблица момента затяжки болтов динамометрическим ключом

Таблица-момента-затяжки-болтов-динамометрическим-ключом.png

Типы динамометрических ключей

Хотя сам по себе это тип гаечного ключа, на самом деле существует пять основных типов динамометрических ключей, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Балансировка этих качеств в соответствии с вашими личными потребностями является важной частью правильного выбора инструмента.

1. Щелчкового типа

Ключ-динамометрический-щелчкового-типа.png

Возможно, самый популярный тип динамометрического ключа, стиль щелчка назван так, потому что он производит и слышимый щелчок, когда достигается желаемое количество крутящего момента. Это делает их невероятно простыми в использовании. Современные динамометрические ключ этого типа стоят относительно не дорого, что делает их отличным выбором для всех уровней квалификации. Важно отметить недостатки этого типа динамометрического ключа. Щелчок не предотвращает чрезмерного затягивания, так как после этого вы все равно можете повернуть ключ. Возможность остановиться, как только вы услышите щелчок, сведет к минимуму количество чрезмерного крутящего момента, но требует контроля.

2. Стрелочный тип

Стрелочный-тип.png

Этот ключ использует длинную балку, прикрепленную к головке в качестве отвеса, а также шкалу на ручке под ним. Эта ручка предназначена для легкого изгиба при увеличении крутящего момента, что приводит к смещению шкалы под указателем. Считывание инструмента аналогично использованию обычной весовой шкалы, при этом положение указателя на шкале указывает на величину приложенного в данный момент крутящего момента. Динамометрические ключи стрелочного типа просты в конструкции и используют физику для получения высокоточных показаний. Они требуют наименьшего количества технического обслуживания и, как правило, имеют самый длительный срок службы. По этой причине они обычно используются для калибровки других инструментов.

К сожалению, они могут быть более трудными для чтения и гораздо менее удобными, чем современные ключи, что делает их плохим выбором для новичков. Эта версия использует манометрический циферблат для индикации крутящего момента и гораздо проще в использовании благодаря более простому дисплею.

3. Цифровой тип

Электронный-динамометрический-ключ.png

Предварительно откалиброванные для более точного считывания цифровые динамометрические ключи являются отличным выбором, когда вам нужны удобство и эффективность. Многие модели позволяют предустановить несколько настроек крутящего момента или могут сохранять настройку в течение нескольких применений.

Как только вы достигнете целевого измерения крутящего момента (или вторичного предупреждения о предварительном измерении), ключ уведомит вас либо жужжанием, звуковым сигналом, вибрацией, либо светом (или всем вышеперечисленным). Большинство цифровых динамометрических ключей имеют хорошую систему оповещения, поэтому вы не выходите за пределы своей целевой установки крутящего момента.

К сожалению, это самая дорогая вариация динамометрического ключа, что делает их менее привлекательными. Кроме того, для работы требуются батарейки, а некоторые модели требуют, чтобы вы обнулили настройку или со временем обнулили калибровку, что требует от вас время от времени сбрасывать их, чтобы восстановить точность.

4. Другие типы

Существуют и другие типы динамометрических ключей, которые предназначены для более специфических задач, таких как ключ без ступицы (используется в сантехнике) и гидравлический динамометрический ключ (узкоспециализированный для использования в авиации). Эти и электронные вариации вышеупомянутых основных типов с гораздо меньшей вероятностью окажутся в вашем наборе инструментов и поэтому специально не рассматриваются здесь.

Читайте так же:
Как пескоструить в домашних условиях

Размер посадочного квадрата для динамометрического ключа

Размер вашего динамометрического ключа может иметь большое влияние на то, для чего он может быть использован. Иногда существует некоторое перекрытие в функциональности между двумя размерами, но каждый размер соответствует определенным задачам.

  • 1/4 дюйма: это самый маленький общий размер. Чаще всего такие ключи понадобятся вам для небольших алюминиевых двигателей. Таким образом, это отличный выбор для мотоциклов, мопедов и тому подобного. 1/4-дюймовый привод также пригодится для небольших электронных устройств, встречающихся в некоторых системах автомобиля. Вы также можете использовать для работы с мелким крепежом в двигателе автомобиля.
  • 3/8 дюйма: это маленький размер ключа, который вы, вероятно, будете использовать для капитального ремонта автомобилей. Чаще всего он необходим для работы двигателя, например для затяжки свечей зажигания. Он является вторым по распространенности среди динамометрических ключей.
  • 1/2 дюйма: при обсуждении динамометрических ключей этот размер привода используется по умолчанию. Он идеально подходит для монтажа выступающих гаек и работы на подвеске автомобиля. Существуют различные модели фиксации момента и большая линейка моментов.
  • 3/4 и 1 дюйм: Скорее всего, вам не понадобится ничего такого большого, если только вы не работаете с полуприцепом или строительной техникой. Однодюймовые приводы встречаются для особо прочных гаек грузовых колес.

Какой самый лучший динамометрический ключ?

Лучший динамометрический ключ для вас — это тот, который отвечает вашим потребностям с точки зрения возможностей и цены. Динамометрические ключи существуют уже очень давно, поэтому можно легко найти качественный. Вам не нужны самые дорогие, и многие фирменные гаечные ключи будут хорошо работать для вас. Вам действительно нужно решить, для какой работы он вам нужен, но в целом 1/2 дюймовый ключ сделает большую часть того, что вам нужно. Вот несколько вещей, которые вам понадобятся в качественном динамометрическом ключе:

Комплект динамометрических ключей. Поверка момента затяжки ключа в домашних условиях.

Зная за собой очень не хорошую привычку затягивать болты и гайки с бОльшим моментом нежели этого требуется, а именно практически "до упора", решил обезопасить от себя же резьбовые соединения, коих в автомобиле насчитывается несметное количество. Иными словами решил приобрести комплект динамометрических ключей .

Поскольку Астра, несмотря на космическое название не "Протон" и не "Союз", и в космос на ней не лететь, решил подойти к вопросу выбора инструмента с "бюджетной" стороны. Для начала определился с необходимым и достаточным диапазоном требуемого момента затяжки. На мой взгляд диапазона от 2 до 100 Нм в подавляющем большинстве случаев вполне должно хватить. Не хватит — подыщем что-нибудь еще.

И так, для малых моментов затяжки мною был присмотрен ключ от фирмы JTC Auto Tools JTC-1201.
Технические характеристики
Посадочный квадрат: 1/4".
Длина: 275 мм.
Тип: щелчковый.
Диапазон усилий затяжки: 2-24 Н·м.
Цена на момент покупки порядка 1700 руб.
Возможно JTC Auto Tools производит не самый лучший инструмент в мире, но JTC-1201 очень даже не плохо выполнен, в комплекте пластиковая коробка, инструкция на русском, ну и сам ключ. Никаких дополнительных поверочных сертификатов с ключом не прилагалось.

Для моментов затяжки до 100 Нм выбор пал на "Дело техники" (арт. 690111) опять же по причине бюджетности. Если не открывать сервис и не пользоваться инструментом профессионально (а именно как средством для зарабатывания денег) "Дело техники" вполне себе неплохой вариант. На моем веку был сломан всего лишь один ключ на 6, и то по глупости . По причине отсутствия съемника, ключ на 6 упираясь в кузов, фиксировал шток амортизатора, во время закручивания гайки амортизатора ключом на 17 или 19 с очень приличным усилием.
Но все же ближе к теме…

Технические характеристики:
Посадочный квадрат: 3/8".
Тип: щелчковый.
Диапазон усилий затяжки: 19-110 Н·м.
Цена на момент покупки порядка 1780 руб.
Хорошее исполнение, в комплекте пластиковая коробка, инструкция на русском, ну и сам ключ. Никаких дополнительных поверочных сертификатов с ключом не прилагалось.

Следуя принципу "Доверяй но проверяй" в планах провести поверку приобретенных ключей. Каким образом? Все предельно просто. Для этого понадобятся тиски, рулетка, электронный безмен килограмм до 40 (до 110 Нм должно хватить).

К примеру, для поверки JTC-1201.На ключе выставляем допустим значение 2Нм, измеряем плечо (расстояние от центра посадочного квадрата до фиксатора), в нашем случае оно 0.25м, зажимаем в тиски посадочный квадрат ключа (лучше конечно какой-нибудь удлинитель 1/4"), накидываем крюк безмена на фиксатор и плавно начинаем тянуть, в момент щелчка запоминаем показание безмена, в нашем случае оно должно быть равно 0.816 кг

Пересчитать значение момента затяжки можно по формуле: М = m*g*l
где M — момент затяжки ( Нм ), m — показания безмена( Кг), l — плечо (м), g — ускорение свободного падения.

На данный момент поверку ключей не проводил по причине банальной нехватки времени. Если сделаю поверку — обязательно добавлю в отчет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector