Плотность аккумулятора. Какая в электролите считается нормальной? Обязательно знать
Плотность аккумулятора. Какая в электролите считается нормальной? Обязательно знать
Ребята у меня много статей про электролит в аккумуляторе. Например — почему он темнеет или сколько его внутри батареи в литрах. Но нет, ни одной статьи, которая рассказывает о его плотности, а именно о нормальном значении. А действительно, какое оно у заряженной и разряженной АКБ, от чего зависит и на что влияет. Если честно, то многие «матерые» водители знают эту информацию как «отче наш», однако с новичками все сложнее, многие вообще ни разу не заглядывали внутрь, не видели пластин, да и не представляют, из чего состоит электрохимическая жидкость. Будем это исправлять …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Для того чтобы понять зачем нужен электролит, а тем более его плотность и что это такое вообще, стоит вспомнить строение стандартной свинцово-кислотной батареи:
- Это обычный пластиковый корпус (разбитый на шесть отсеков или банок), который не может вступать в реакцию с кислотой
- В каждую из банок загружены пакеты пластин, плюсовые и минусовые. Они не пересекаются друг с другом, а между ними проложены диэлектрики, обычно это пластиковые изоляторы. Каждая банка генерирует 2,1В
- Банки подключены последовательно чтобы дать 12,6В в заряженном состоянии.
- Сверху все это дело закрывается пластиковой крышкой, и выводятся два основных контакта, это плюс и минус.
А вот теперь мы и подошли к самому интересному, чтобы происходила реакция между плюсовыми и минусовыми пластинами, чтобы накапливался заряд, как раз и нужна электрохимическая жидкость или попросту электролит, причем с определенной плотностью.
Что такое электролит?
Как я уже написал сверху это жидкость, которая состоит из специальных компонентов. Собственно их всего два – это серная кислота и дистиллированная вода. Размещены они примерно в сочетании один к двум. То есть одна массовая доля кислоты и две доли воды (если взять процентное соотношение — то 35% на 65%). Именно такое соотношение заставляет пластины (плюс и минус) накапливать заряд.
Но что такое плотность?
Все просто – плотность это и есть соотношение кислоты и воды, если его замерить специальным прибором (ареометром) он покажет такое значение (35/65%). Значит, соотношение правильное и не требуется корректировка. То есть не нужно добавлять ни воды, ни кислоты.
Но в процентах оно практически не указывается, а измеряется граммами на сантиметр в кубе (г/см3), это говорит нам о концентрации кислоты (граммов) в одном кубическом сантиметре электролита.
Какая плотность считается нормальной?
Если смотреть посмотреть показание ареометра, то они должны быть 1,27 – 1,29 г/см3 . Это говорит нам о том, что серная кислота находится в достаточной концентрации, то есть она растворена в воде, а не осела в виде сульфатов на пластинах.
Однако такая плотность считается нормальной в средней полосе России. То есть выдерживает температуры до минус 40 градусов Цельсия. Если вы используете автомобиль ближе к северу, то плотность можно немного увеличить. Ведь если она будет не достаточной, то батарея просто может замерзнуть. Так для – 40 градусов, лучше иметь электролит в концентрации 1,30 -1,35 г/см3.
Также стоит помнить, что плотность очень сильно «прыгает» в зависимости от заряда и разряда аккумулятора. Почему да все просто.
Почему плотность меняется при разрядах и зарядах?
При заряде батарея начинает поглощать дистиллированную воду из электролита, поэтому концентрация начинает расти. Разрушаются так называемые «соли серной кислоты», которые оседают на пластинах.
У полностью заряженной батареи она составляет 1,27 – 1,29 г/см3! После того как зарядка окончена, то идет разряд (допустим на пуски и прочие потребители), плотность может упасть до 1,18 г/см3 – это уже разряженный АКБ.
Именно при разрядах из батареи поглощается серная кислота, она оседает на пластинах в виде сульфатов. Если батарею сильно разрядить или долго не заряжать, то пластины (этими сульфатами) просто «запечатываются», становятся очень жесткими – не способными разрушится при зарядке, именно этот процесс и называется сульфатацией. Он очень опасен, большинство АКБ «умирают», не от того что осыпались пластины и электролит стал мутный и черный, а именно из-за того что емкость упала, пластины в сульфатах.
Поэтому если у вас плотность ниже чем 1,27 г/см3, это говорит что АКБ разряжен. А если она 1,15 — 1,18 – это практически глубокий разряд. Нужно срочно заряжать батарею, иначе сульфатация. Вот кстати небольшое видео об этом.
А что если сильно повысить плотность?
Многие в качестве эксперимента, захотят повысить плотность намного выше, чем нормальный показатель. Либо вообще залить просто одну кислоту! Сделать это можно по разным причинам, например чтобы не замерзала при критических температурах. Но ребята, делать этого не нужно, это также может убить ваш АКБ.
Да потому что серная кислота это очень сильный растворитель — если зальете ее концентрированную, то она разъест ваши металлические пластины, вот и все! Она запросто разъедает твердые металлы, такие как сталь, а уж о свинце и говорить нечего!
Максимальная концентрация, которая возможна, примерно — 1,35 г/см3! Дальше уже не рекомендуется, потому что кислота начинает «подъедать» пластины.
Чем еще опасна низкая концентрация?
Я немного рассказал сверху, что низкая концентрация электролита говорит нам о разряде, и она ведет к сульфатации пластин. Это очень плохо!
Еще одним минусом низкого значения, является низкой порог замерзания. Попросту ваш аккумулятор может замерзнуть, а это еще хуже. Ведь значение в 1,17 г/см3, имеет порог замерзания примерно -5, — 10 градусов Цельсия, а если «завернет» – 20! Что не редкость? Лед сломает пластины, да и корпус. После замерзания восстановить АКБ, очень сложно. Это практически 100% выход из строя АКБ.
Сейчас небольшое, но полезное видео, смотрим.
Собственно на этом буду заканчивать, думаю, моя статья была вам полезна. Читайте наш АВТОБЛОГ.
(28 голосов, средний: 4,39 из 5)
Какой должна быть плотность аккумулятора автомобиля зимой
Каждому водителю следует знать какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе, как её верифицировать и в случае нехватки, сколько жидкости нужно добавить. Для чего это нужно? Дело в том, что плотность электролита полностью влияет на ёмкость АКБ и его срок службы. Если аккумулятор плохо держит заряд, то, как следствие, плотность жидкости не соответствует норме. По этой причине, электролит проверяют в каждой банке АКБ. Измерение осуществляется за счет ареометра. Итак, рассмотрим нормальный показатель плотности электролита, согласно климатическим зонам:
Климатическая зона | Плотность заливаемой жидкости | При полном заряде |
От -50 до -30 | 1, 27 | 1, 29 |
От -30 до -15 | 1, 26 | 1, 28 |
От -15 до -4 | 1, 24 | 1, 26 |
От -15 до +4 | 1, 22 | 1, 24 |
От +4 до +6 | 1, 20 | 1, 22 |
Итак, исходя из требований эксплуатации АКБ нормальная плотность жидкости в банках в зимнее время года должна быть от 1,20 до 1,27. Если показатели меньше указанных, это говорит о разряде АКБ или его износе. Правда, стоит помнить о том, что, находясь в автомобиле, аккумулятор заряжен примерно на 80-90%, поэтому показатели будут немного отличаться. Однако, в то же время, важно отметить: чем меньше плотность электролита в 100% заряде АКБ, тем дольше он прослужит. В то же время высокая плотность может привести снижению срока службы, а низкая приводит к снижению напряжения и отягощенному пуску двигателя.
Для восстановления АКБ потребуется всего лишь: добавление дистиллированной воды, либо заряд аккумулятора. Для первого варианта мы настоятельно просим обратиться к профессионалам. А вот зарядка аккумулятора вполне себе не сложная операция. Мы рекомендуем вам использовать зарядные устройства производства KRONVUZ. Например, новый ZEVS прост и удобен в использовании, благодаря сенсорному экрана и разработанному нашими программистами программному обеспечению. Достаточно подсоединить ЗУ к аккумулятору, выбрать режим «Заряд», ввести необходимые данные и начать зарядку.
Особенности зарядки автомобиля зимой
- Для начала проверьте уровень заряда при помощи индикатора на аккумуляторе. Обычно, если аккумулятор заряжен, индикатор горит зеленым цветом. Если нет – перехожим к следующему пункту.
- Проверьте вольтметром или мультиметром напряжение. Нормальное напряжение равно – 12, 7 В. Это 100% заряда. Зимой обычно заряд аккумулятора меньше из-за низких температур.
- Не стоит забывать и про плотность электролита. Измеряем и сверяем по таблице. Очевидно, что при минусовой температуре показатель будет на 0,2 ниже, однако, плотность низкая, то стоит принять меры.
- Если уровень заряда в норме, то и никаких манипуляций с АКБ делать не надо. В случае разряда проводим необходимые процессы.
- Добавление электролита или дистиллята лучше делать в профессиональных мастерских. Если вы специалист, то сверьтесь с стандартными показателями.
- Один из лучших вариантов – заряд АКБ.
- Важно отнести аккумулятор в теплое помещение: это может быть квартира, дом, гараж. Не стоит проводит процесс заряда на улице.
- Подключите ЗУ к розетке, клеммы подсоедините к АКБ.
- Если вы используете ZEVS, то установите на панели параметры аккумулятора и нажмите старт.
- Зарядное устройство рассчитает время процесса заряда. Смело оставляйте аккумулятор. ZEVS по истечению заряда перестанет подавать энергию в аккумулятор.
- После заряда АКБ вставьте в машину. Не забывайте также прогревать двигатель автомобиля.
Помните – подзаряженный исправный аккумулятор залог своевременного приезда на встречу, на работу или домой. Зимой следует проверять состояние своего АКБ и в случае износа, вы обрекаете себя на езду в общественном транспорте.
Какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе: как проверить и поднять ее
Для запуска двигателя внутреннего сгорания необходима аккумуляторная батарея. От ее эксплуатационных характеристик зависит то, как быстро и уверенно заведется автомобиль в любое время года и при любых внешних факторах. Достаточно распространенными являются обслуживаемые модели АКБ, в которых автовладелец может самостоятельно корректировать физико-химические параметры.
Основным параметром, влияющим на работу данного прибора, является плотность электролита. Правильно меняя ее значение, получится продлить срок службы электроприбора. Однако, плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом отличается, ведь внешние температурные условия по-разному воздействуют на химические вещества.
Работа АКБ
Латинский перевод слова «аккумулятор» означает «накапливать», так как прибор имеет возможность набирать и сохранять электроэнергию. Ее АКБ использует для запуска силовой установки автомобиля. Генератор, также способен запитывать электроэнергией систему, но он не в состоянии накапливать ее, так как после остановки вращения ротора процесс подачи тока от генератора прекращается.
Кроме запуска мотора на аккумуляторную батарею возложена функция по поддержанию работоспособности сигнализации при выключенном двигателе и аварийное электропитание в том случае, если генератор по каким-либо причинам отказывается работать.
Для обеспечения работоспособности всех функций необходимо поддерживать достаточный заряд батареи, а также знать, как поднять плотность электролита в аккумуляторе при необходимости.
Химические процессы
Прежде чем определять, какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе, необходимо знать, что это за вещество, и из чего оно состоит. За счет качественного электролита удается удерживать нужный заряд батареи в течение долгого времени. В состав такого раствора входит дистиллированная вода и серная кислота.
Состав аккумуляторной батареи
Замеры плотности в обслуживаемых аккумуляторах проводятся специальным прибором – ареометром. Процедура должна осуществляться при нормальных температурных условиях (от +22 до +25 С), тогда показания будут максимально верными. Нежелательно допускать превышения допустимых параметров по плотности, так как это способствует усилению коррозионных процессов. Однако, и чрезмерно низкая плотность относится к негативным факторам, ведь во время морозов слабоплотный электролит просто превратится в лед.
Если аккумулятор разряжен, то это способствует понижению плотности электролита, поэтому проверка плотности электролита в аккумуляторе в зимний период должна проводиться чаще, чем в теплое время года. Также необходимо поддерживать высокий уровень заряда зимой, чтобы обеспечить достаточную плотность.
Нужно знать, что при низкой плотности электролита в первую очередь проводится подзарядка с помощью внешнего прибора.
Обеспечить требуемое количество кислоты в растворе можно самостоятельно в домашних условиях. Нужен определенный набор инструментов и аккуратность в исполнении, так как кислота является опасным и чрезвычайно активным веществом.
Инструментарий для операции
Текущее значение плотности определяется с помощью ареометра. Стоимость качественного прибора 2-5 $ в любом интернет-магазине или ближайшем автомагазине. Желательно в наличии иметь тарированный стеклянный стакан и среднюю по размерам медицинскую грушу. Расходными материалами являются дистиллированная вода и серная кислота.
Алгоритм достаточно простой для тех, кто не знает, что делать, если низкая плотность электролита в аккумуляторе. В некоторых случаях пригодится внешнее зарядное, дрель, пищевая сода и паяльник. Сохранить руки в безопасности при работе с кислотой помогают защитные резиновые перчатки.
Нужно знать, что бытовые китайские перчатки из латекса для работы с кислотой не подойдут, так как они вступают в химическую реакцию и приводят к нежелательным последствиям.
Подготовительные операции
Если работа с аккумулятором проводится зимой, то понадобится занести его в отапливаемое помещение и выдержать несколько часов для выравнивания его температуры с окружающей средой. После этого батарею можно заряжать. Предварительно зачищают контактные поверхности наждачной бумагой от оксидной пленки и замеряют мультиметром уровень заряда. При необходимости проводим зарядку до рабочего значения 12,6 В.
Когда АКБ готова, то проводим замер с помощью ареометра. Для этого откручиваем крышки, закрывающие шесть банок батареи. Ареометр необходимо опускать в каждую из них поочередно и ожидать пока не всплывет поплавок, чтобы по шкале замерять плотность. Нужно знать, что зимние значения плотности электролита должны быть выше летних показаний.
Изменение плотности
Устанавливать этот параметр для своего аккумулятора необходимо, учитывая сезонность и регион эксплуатации. Средняя плотность в заряженной АКБ обычно составляет 1,26-1,27 г/мл.
Нужно знать, что не допускается разбег значений плотности электролита между банками более чем на 0,1 г/мл.
Замер плотности ареометром
Значение можно брать из таблицы:
Регион и сезонность | Значение плотности заливаемого электролита | Параметр плотности из АКБ |
Лето | 1,25 | 1,27 |
Зима | 1,28 | 1,30 |
Северный регион | 1,28 | 1,30 |
Южный регион | 1,24 | 1,26 |
Для выкачивания жидкости из каждой банки пользуемся медицинской грушей. На следующем этапе заливаем новый разбавленный раствор в том же объеме, который соответствует выкачанному из каждой емкости. После наполнения банок закрываем их и слегка покачаем АКБ.
Теперь еще раз нужно замерять данные ареометром. Если результат не соответствует требуемому, то снова все сливаем и выравниваем показания с помощью дистиллированной воды.
Когда плотность падает до критических значений, ниже 1,20 г/мл, то необходимо доливать кислоту, которую продают в специализированных автомагазинах. Ее плотность составляет 1,84 г/мл, а процесс доливки осуществляется таким же способом, с помощью груши и мерной емкости.
Нужно знать, что при попадании кислоты на открытые участки кожи немедленно надо промыть это место проточной водой, чтобы минимизировать последствия химического ожога.
Полная замена раствора
Абсолютно низкая плотность электролита, менее 1,1 г/мл, не допускается, особенно в холодное время года. В таком случае его необходимо его полностью заменить. Перед этим процессом полностью разряжаем батарею. Часто для этого на клеммы подсоединяют лампочку накаливания на 12 В. По ее уровню накала можно увидеть степень разряженности.
Откачиваем всю жидкость из банок и закрываем крышки с достаточным натягом. Кладем АКБ на бок и высверливаем отверстия 3-4 мм в дне каждой емкости для скачивания остатков.
Долив дистиллированной воды
При помощи дистиллята промываем емкость от остатков кислоты, а затем запаиваем технологические отверстия. Делается латка при помощи кислотоустойчивого пластика, который берется от старой батареи. Закончив герметизацию, заливаем подготовленный раствор во все банки.
Нужно знать, что раствор готовится добавлением кислоты в воду, а не наоборот!
Правильный выбор батареи
Срок службы аккумуляторной классической батареи составляет 3-5 лет в зависимости от компании изготовителя и условий эксплуатации. Важно ухаживать за батареей во время приближения холодов, чтобы обеспечить ее качественную работу.
Емкость АКБ подбирается согласно рекомендаций автопроизводителя. Желательно не устанавливать аккумулятор избыточной емкости, так как он быстрее выйдет из строя. Это связано с его постоянной недозаряженностью. Слишком слабый по емкости также будет слабоэффективным при старте двигателя, особенно дизельного. Средним показателем считается 55-65 А*ч.
Обслуживаемые батареи нуждаются в регулярной проверки уровня жидкости, который необходимо осуществлять не реже двух раз в год. Для доливки применяется дистиллированная вода, которую можно возить с собой в автомобиле.
Частая езда по некачественной дороге приводит к встряске, что является негативным фактором для АКБ. Потребуется надежно зафиксировать батарею, чтобы не повредились пластины.
Эксплуатация в зимний период
Холодный сезон является наиболее проблемным периодом для плотности аккумулятора. В это время ее показатель может значительно занижаться, особенно если авто храниться в холодном гараже или на открытой стоянке. Снизить влияние внешних факторов помогают специальные устройства – термокейсы, которые укутывают всю батарею. Также можно применять универсальное одеяло для подкапотного пространства.
Термокейс для аккумулятора
Поможет эксплуатации АКБ зимой и применение более жидких моторных масел, например, синтетических или полусинтетических марок. Пониженная вязкость обеспечит меньшее сопротивление, которое преодолевается стартером, запитанным от аккумулятора.
Слишком низкая температура для европейского региона, например, менее -20 С должна выработать привычку у водителя не сразу заводить мотор. Сначала на несколько секунд включаются фары в режиме дальнего света, чтобы «запустить» химические процессы в банках. Стартер при таких условиях не рекомендуется долго прокручивать, ведь более 20-30 сек иногда хватает для того, чтобы до конца разрядить батарею.
Если автомобиль имеет долгие перерывы при зимней эксплуатации, то необходимо забирать АКБ в отапливаемое помещение и хранить ее в заряженном состоянии. Для этого понадобится периодически контролировать уровень заряда с помощью мультиметра.
Заключение
Установить необходимую плотность электролита в АКБ по силам даже начинающим автомобилистам. Главное проявлять аккуратность и внимательность во время работы с раствором кислоты. Для длительной работы АКБ необходимо соблюдать правила эксплуатации, обеспечивающие нормальное и стабильное протекание физико-химических процессов в аккумуляторе.
Как правильно повысить плотность электролита в аккумуляторе
11.01.2021
Пониженная или повышенная плотность электролита в аккумуляторе уменьшает эффективность работы батареи и ускоряет ее износ. Поэтому периодически необходимо измерять данный показатель и в случае отклонений от нормы проводить корректировку. Разберем детально, как это правильно сделать.
Чем и как проверять плотность электролита для аккумуляторов
Нормой считается показатель в 1,27 грамма на кубический сантиметр. Измерения проводятся специальным диагностическим инструментом — ареометром. Важно, чтобы он был качественно изготовлен и показывал точные результаты. Хорошим и недорогим прибором является ареометр RedMark в тубе. Его можно использовать для проверки электролита и тосола.
Вот несколько правил, которые следует соблюдать:
- Измерения нужно проводить при полностью заряженной батарее.
- Проверять необходимо каждую банку.
- Температура воздуха должна быть 20–25 градусов тепла.
С учетом последнего пункта может возникнуть вопрос о том, как повысить плотность электролита в аккумуляторе зимой. Если автомобиль стоит не в теплом гараже, придется снять батарею и занести ее домой. Полностью зарядить и только потом проверить каждую банку.
Как повысить плотность электролита в автомобильном аккумуляторе
Прежде чем приступить к работе, подготавливаем все необходимое. Важно помнить, что данная жидкость представляет собой соединение, опасное для человека. Его попадание на открытые участки кожи может вызвать сильные химические ожоги. Поэтому работать необходимо в защитных резиновых перчатках. Кроме того, потребуются:
- ареометр;
- стеклянная емкость;
- корректирующий электролит;
- дистиллированная вода.
Суть работы заключается в том, чтобы откачать часть жидкости из аккумуляторной батареи и заместить ее корректирующим электролитом. Для откачки можно использовать ареометр. Набираем в него жидкость из батарейных банок и сливаем ее в заранее подготовленную емкость.
Многие автовладельцы задаются вопросом, какой корректирующий электролит для аккумуляторов купить? Хорошим вариантом является «ДРЕКО», имеющий плотность 1,3 г/см3. С его помощью приводим показатели каждой банки в норму.
Вы спросите, а что будет, если переборщить? Параметры 1,28–1,29 г/см3 — это уже повышенная плотность электролита, которую в новом аккумуляторе нужно обязательно снизить. Просто добавляем дистиллированную воду. Использовать обычную, крана, нельзя.
Резюме
Быстрый разряд и слабый пусковой ток далеко не всегда говорят о том, что батарею пора менять. Возможно, что причина неэффективной работы кроется именно в понизившейся плотности. Чтобы решить проблему, достаточно купить электролит для аккумуляторов, имеющий повышенную концентрацию, и с его помощью довести показатели до нормы.