Как правильно заряжать конденсаторы
Как правильно заряжать конденсаторы
Практически на каждой печатной плате самого простого электронного прибора находится конденсатор – радиоэлектронное устройство, способное оперативно накапливать электрический заряд и так же быстро передавать энергию далее по цепи, питая другие ее элементы. Описанная цикличность является характерным признаком нормальной работы данного устройства.
Содержание статьи
Изделие состоит из двух проводящих обкладок (тонкие металлические пластинки) и диэлектрического материала между ними (бумага, воздух, стекло и керамика, пластик, слюда, оксидные пленки). Несмотря на простую конструкцию, устройство способно выполнять множество полезных функций:
- фильтровать высокочастотные помехи;
- накапливать энергию;
- разделять сигнал на постоянные и переменные составляющие;
- использоваться в качестве источника опорного напряжения;
- сглаживать и уменьшать пульсации;
- усиливать сигнал.
Параметры и принцип работы
Величина электричества, накапливаемого изделием, а также периоды циклов разрядки и зарядки конденсатора определяются характеристиками, зависящими от типа конкретной модели. Благодаря широким пределам параметров и характеристик данные радиодетали могут успешно применяться для различных целей.
Эти параметры без затруднений определяются по маркировке на корпусе элемента. Конденсаторы, произведенные в России и постсоветском пространстве, в обязательном порядке имеют буквенно-цифровую маркировку, обозначающую технологию и тип, ТКЕ, номинальное напряжение, значение емкости и погрешность производства, а также дату изготовления. Для импортных аналогов характерно только обозначение емкости. На схемах конденсатор изображается двумя параллельными черточками.
Основные и дополнительные параметры:
- Емкость (С) – способность радиодетали накапливать электричество (измеряется в фарадах). Емкость самых мощных конденсаторов достигает нескольких десятков фарад.
- Удельная емкость – помогает определить отношение емкости к массе или объему изделия (очень важный для микроэлектроники параметр).
- Номинальное напряжение (Uн) – позволяет определить предельную величину, при которой конденсатор может эксплуатироваться.
- Полярность – важный параметр, несоблюдение которого может привести к выходу радиоэлемента из строя и даже взрыву.
- Опасность разрушения – для предотвращения взрыва и замыкания устройство может быть оснащено предохранительным клапаном или специальными насечками на крышке.
Существуют также и паразитные параметры, которые производители стараются снизить при изготовлении продукции. Выбирая радиодетали, следует учитывать стабильность, емкость, ток утечки, рабочее напряжение, точность и температурный коэффициент емкости.
Принцип работы заключается в накоплении электрических зарядов благодаря присутствию диэлектрического материала между металлическими пластинками, на которых собираются электроны и ионы. Проходя через данное устройство, сила тока имеет наибольшее значение и минимальное напряжение, но по мере накопления электроэнергии напряжение возрастает, а сила тока наоборот падает до тех пор, пока не исчезнет совсем. При идеальных условиях время зарядки конденсатора равно нулю.
Виды и области применения
Существует много способов классификации современных конденсаторов, которые позволяют группировать их в зависимости от типа конструкции, рабочего напряжения, видов поляризации и назначения, изменению емкости, а также разновидности диэлектрика.
Виды поляризации:
- ионная и ионно-релаксационная;
- объемная;
- дипольно-релаксационная;
- электронная и электронно-релаксационная;
- спонтанная.
Исходя из конструктивных особенностей, различают трубчатые и цилиндрические, монолитные, пластинчатые и секционные, дисковые, горшкообразные и литые, бочоночные, а также секционные разновидности.
Область применения конденсаторов:
- Электроника – радиотехническое и телевизионное оборудование, запоминающие устройства, автоматика и разнообразная телемеханика, телеграфия и телефония.
- Электроэнергетика – сварка разрядом, запуск электродвигателей, подавление радиопомех, регулирование напряжения, электроосвещение, отбор энергии, использование в сложных схемах и генераторах, а также защита от напряжения.
- Промышленность – добывающая, металлургическая и металлообрабатывающая.
- Техника – медицинская, лазерная, электроизмерительная, радиолокационная, фотографическая, автотракторная.
В зависимости от изменения емкости различают постоянные, переменные (изменение осуществляется механически или электрически) и подстроечные конденсаторы (изменение осуществляется разово или периодически).
Способы зарядки и разрядки конденсатора
При зарядке конденсатора энергия источника питания переходит в энергию электрического поля, возникающего между металлическими пластинками радиоэлектронного устройства. Важно учитывать, что на каждом участке цепи существует явное (резистор) или неявное сопротивление (провода, внутреннее сопротивление). В этом случае скорость зарядки конденсатора будет зависеть от его емкости и сопротивления во всей цепи. Процесс считается завершенным, когда подаваемое напряжение по своей величине становится равным напряжению на металлических пластинках.
Процесс зарядки и разрядки конденсатора лучше всего определяется мультиметром или при помощи специального измерительного прибора – индикаторной отвертки.
Можно зарядить конденсатор через лампочку. Для этого потребуется подключить «плюс» к аккумулятору через автомобильную лампочку, а «минус» подключить к массе (кузов автомобиля). Лампочка вспыхнет и погаснет. Таким же образом можно зарядить конденсатор для сабвуфера, если он не имеет системы контроля зарядного тока. Данная схема зарядки конденсатора эффективна, проста и безопасна.
Разрядка может понадобиться при ремонте бытовых приборов и электронных устройств. Это можно сделать при помощи отвертки с изолированной рукояткой, поочередно замыкая контакты, одновременно с этим касаясь массы стержнем отвертки. Если конденсатор извлечен из платы, необходимо, не касаясь руками контактов, приложить стержень отвертки к обеим клеммам изделия (должна появиться искра). Также можно собрать разрядное устройство, припаяв к резистору (на несколько кОм) два провода с зажимами, после чего подсоединить их к клеммам конденсатора. Важно проверять напряжение, чтобы убедиться в разреженности прибора.
Конденсаторное пусковое устройство Inspector Charger. Будущее наступило…
Всем Здрасти! Сегодня кнопки жать обязательно!)
Конденсаторное пусковое устройство Inspector Charger — радикально отличается от своих собратьев пускачей на основе литий-ионных и литий-полимерных встроенных батарей! Задача у всех "пускачей" одна — запуск мотора, а вот подход к решению этой задачи разный!
Компания Inspector любезно предоставила нам на тестирование свою новинку — пусковое устройство Charger, из новой линейки пусковых устройств, на основании того, что я уже несколько лет являюсь пользователем их продукции и уже тестировал пуско-зарядное устройство.
На данный момент, на рынке присутствует всего 2 пусковых устройства на основе суперконденсаторов большой емкости (ионисторы), поэтому информации по ним маловато.
Заявленные характеристики Charger:
Пусковой ток 900А (Запомните, стартер возьмет ровно столько, сколько ему требуется для прокрутки мотора!)
Возможность запустить бензиновый мотор объемом до 6 литров, дизельный мотор до 3 литров, обязательное условие напряжение бортовой сети ТОЛЬКО 12 Вольт!
Подзарядка пускового устройства напрямую от аккумулятора автомобиля, от РОЗЕТКИ 12Вольт, от выхода USB 5В/2А.
На этом все, характеристики закончились) (Объясню все ниже по тексту)
Комплектация: пусковое устройство Inspector Charger, кабель подключения к розетки 12В(прикуриватель), чехол, документация, красивая коробка!
А сейчас я распишу, как это все выглядит — мы привыкли, что при пользовании классическими пусковыми устройствами, что в них встроенные аккумуляторы разной емкости, и конечно же, перед использованием подобного пускача, его требуется ЗАРЯДИТЬ, на это потребуется несколько часов, в зависимости от емкости батарей, ну и как следствие, если пусковое устройство разрядилось на "треть" заряда во время попыток завести мотор, потребуется снова подзарядка девайса, и снова это займет не 10 минут.
А в пусковых устройствах на конденсаторах отсутствуют аккумуляторы, там используются ионисторы, на подзаряд которых с 0 до полного заряда в 15.6 Вольта требуется примерно 5-6 минут при подключении от розетки 12В, а при подключении напрямую на акб, время на заряд в "боевое" положение потребуется около 2-3 минут, кстати говоря, после консультации со специалистом, предположили что речь идет о емкости конденсатора МИНИМУМ в 500 Фарад.
То есть, спрогнозирую ситуацию, у вас подсел аккумулятор в автомобиле, Вы подключаете к ПОДСЕВШЕМУ акб этот Charger, пускач заряжается от вашего акб в течении нескольких минут, и аккумулирует ОБРАТНЫЙ заряд, производя пуск мотора, главное условие, что напряжение акб должно быть не ниже 4 Вольт, сразу уточню, ниже 4 Вольт это металлолом. (Подключал этот девайс к аккумулятора с напряжением 3 Вольта — на дисплее девайса загорался значок "Ошибка")
Еще одно ВАЖНОЕ отличие конденсаторного пускача от "классического" на литий-полимерных батареях в том, что есть функция "Принудительный пуск" — возможен запуск мотора при полностью севшем аккумуляторе или же при отсутствие акб в автомобиле вовсе, что исключается как вариант при пускачах на встроенных батареях.
Основное правило какое? Верно! Перед работой обязательно стоит ознакомиться с инструкцией!
Об устройстве: корпус крепкий, дисплей защищен "зернистой" пленкой, провода с "крокодилами" несъемные — порадовал момент, что на морозе провода сохраняют эластичность (на данный момент проверялось лишь при минус 5°), крокодилы массивные и довольно тугие, на лицевой части устройства 3 кнопки — On/Off, Charge (Зарядка), BOOST (Кнопка Принудительного пуска).
Устройство оборудовано защитой от переполюсовки, короткого замыкания и от перегрева (видимо сделано специально от тех, кто будет пытаться завести "труп" до победного)
Inspector Charger заряд не держит, то есть заряжается устройство НЕПОСРЕДСТВЕННО перед использованием, полного заряда 15.6 хватит часов на 5, затем напряжение пускача упадет до 12 Вольт и пуск мотора будет под вопросом, хотя…
Дорогой девайс? Да, дорогой. Этот самой мощный в линейке пускачей Inspector, ценник около 10000 рублей, это стоимость относительно хорошего пускача на литий-полимерных батареях, НО, конденсаторный пускач в определенных моментах выигрывает у конкурентов — срок службы больше 10 лет, вместо 3 лет у "классических" пускачей, за конденсатором нет необходимости следить и периодически подзаряжать встроенные батареи, разрешается перевозка любым транспортом, в том числе и воздушным, в отличии от взрывоопасных литиевых батареях, и температурный диапазон — конденсаторный пускач спокойно работает на морозе(!), а "классический" нет.
Добавлю ложку дегтя в бочку меда, кое какие моменты мне не понравились, а именно, из за конструкции клеммы несъемные с корпуса, зернистая защитная пленка на ярком солнце ухудшает обзор дисплея…
Кому девайс будет полезен? Первым делом это владельцам Вебасто и подобных установок в автомобиле, когда частенько требуется дать дополнительный заряд штатному акб. В целом, идея хорошая, на данный момент мы проверяли на легковых автомобилях — устройство запускало мотор, до грузовых пока что не добрался!
Как итог: да, с девайсом не идет в комплекте ударопрочный водонепроницаемый кейс, который к ценнику добавить лишние 3 тысячи рублей, нет ничего лишнего при устройстве, поэтому и ценник относительно адекватный с учетом начинки)
Ну как вам вещица?)
Конденсаторные пусковые устройства
В последние годы на современных легковых автомобилях стали устанавливаться конденсаторные пусковые устройства, работающие совместно с классической аккумуляторной системой пуска. Это стало возможным благодаря разработке электрохимических импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости, которые оказались удобным средством хранения электрической энергии на борту автомобиля и получили название суперконденсаторов.
Устройство, работа, характеристики
Главное преимущество суперконденсатора состоит в уникальной способности накапливать электрический заряд сверхвысокой плотности до 10 раз выше, чем в классических электролитических конденсаторах, и этим обеспечивать мощность импульсного разряда на стартерный электродвигатель с многократным превышением по сравнению с аккумуляторной батареей.
Электрохимические конденсаторы относятся к устройствам, накопление электрической энергии в которых происходит благодаря заряду двойного электрического слоя у каждой электродной пластины конденсатора. Двойной слой образован поверхностью металлического электрода и слоем "прилипших" к нему ионов электролита (см. рис. 1) [1].
Рис. 1. Устройство суперконденсатора:
1 — отрицательный и положительный электроды, 2 — ионы электролита, 3 — область двойного электрического слоя
Такой электрический слой можно рассматривать как плоский конденсатор с двумя обкладками, емкость которого пропорциональна площади обкладок и обратно пропорциональна расстоянию между ними. Так как расстояние между заряженной поверхностью металлического электрода и слоем ионов измеряется ангстремами (10
10 м), а величина поверхности проводника электрода (например, активированного угля) достигает 1500. 2000 м2/г, то емкость электрохимического конденсатора с угольными электродами массой 1 г может составлять 100. 300 Ф.
Устойчивое(рабочее) напряжение отдельного элемента электрохимического конденсатора обычно лежит в пределах 1,2. 3 В. Оно ограничено величиной, при которой на электродах возникает процесс электролиза, который зависит от природы электролита.
Типичная, наиболее часто применяющаяся конструкция электрохимического конденсатора с двойным электрическим слоем — это так называемый "симметричный" плоский суперконденсатор, в котором положительный и отрицательный электроды имеют одинаковые размеры, выполнены из одного и того же материала (в большинстве случаев из активированного пористого углерода), а прилегающие слои имеют одинаковую емкость (рис. 1).
Из рисунка очевидно, что электрохимический конденсатор представляет собой систему, состоящую из двух электродов, помещенных в электролит. В этом случае двойной электрический слой на поверхности каждого электрода является отдельным конденсатором. Между собой они соединены последовательно через электролит, который обладает ионной проводимостью. Упрощенная эквивалентная электрическая схема такого конденсатора выглядит так, как показано на рис. 2.
Рис. 2. Эквивалентная схема суперконденсатора
Здесь С, — емкость двойного электрического слоя отрицательного электрода; С2 — емкость двойного электрического слоя положительного электрода; RESR — эквивалентное последовательное сопротивление электролита и материалов электродов.
Принимая во внимание последовательное соединение емкостей, образованных двойными электрическими слоями на отрицательном и положительном электродах, емкость электрохимического конденсатора С определяется по формуле:
В случае симметричной конструкции, когда емкости, образованные двойными электрическими слоями обоих электродов, одинаковые, т.е. С1 = С2, суммарная емкость всего конденсатора будет равна 0,5 С.
Таким образом, при равных массах положительного и отрицательного электродов емкость симметричного конденсатора равна половине емкости двойного электрического слоя у одного электрода.
Разработан ряд асимметричных электрохимических конденсаторов, в которых один электрод (чаще всего отрицательный) выполнен из активированного углерод ного материала и является поляризуемым, а на другом электроде в процессе зарядно-разрядного цикла происходят фарадеевские накопительные процессы (неполя-ризуемый электрод). Обычно емкость такого положительного электрода более чем на порядок превышает емкость отрицательного электрода при одинаковых их размерах. Ясно, что в этом случае суммарная емкость конденсатора приближается к емкости поляризуемого электрода: С = С1, т.е. увеличивается почти в два раза по сравнению с конденсатором симметричной конструкции. Помимо этого, применение "асимметричной" конструкции позволяет несколько повысить рабочее напряжение, что с учетом квадратичной зависимости накопленной энергии от напряжения является важным.
В настоящее время в качестве электродов в суперконденсаторах используется большое количество различных металлов и их окислов с целью достижения максимальных энергетических показателей и ресурса.
В электрохимических конденсаторах используют водные и органические электролиты. Водные электролиты более дешевые, просты в обращении, не загрязняют окружающую среду. Органические электролиты позволяют увеличить рабочее напряжение конденсатооа и, соответственно, удельную запасаемую энергию, однако являются дорогими, сложными при использовании в процессе производства при повреждениях небезопасными в экологическом отношении.
При повышении напряжения выше допустимого в электрохимических конденсаторах электрического пробоя не происходит, что выгодно отличает их от классических конденсаторов, но начинается процесс разложения электролита, что также недопустимо. В случае применения органических электролитов работа при повышенном напряжении приводит к снижению накопительных свойств конденсатора.
Суперконденсаторы имеют бопьшой срок службы, обусловлен-ый отсутствием химических процессов, которые в обычных ак-"ум> л отарах приводят к постелен-чем. снижению их характеристик. В nccLecce эксплуатации и хранения электрохимические конденсаторы не требуют обслуживания, работоспособны в широком интервале температур. Большинство суперконденсаторов имеют низкий саморазряд, что позволяет применять их в буферных системах.
Рис. 3. Характеристики суперконденсаторов
Энергия, запасаемая суперконденсаторами, может достигать 50. 60 Дж/г, а мощность — 3. 5 кВт/кг.
На рис. 3 показано положение, занимаемое традиционными конденсаторами, аккумуляторами и суперконденсаторами в зависимости от их удельных характеристик по графику Ragony.
Графики Ragony показывают величину отдаваемой суперконденсатором энергии при различной мощности разряда и используются для сравнения характеристик различных суперконденсаторов.
Суперконденсаторы, обладая высокой отдачей по мощности и коротким временем заряда, наиболее эффективно используются в системах электростартерного пуска, в которых применяются высокоскоростные электродвигатели.
Конденсаторные модули могут использоваться для пуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС) совместно с аккумуляторной батареей или без нее. Они являются эффективным средством для надежного пуска двигателей при низких температурах, а также в случае значительно разряженной аккумуляторной батареи.
В табл. 1 приведены характеристики суперконденсаторов российского производителя ЗАО "ЭЛИТ" для 12 В пусковых систем.
Параметры | Наименование | |||||
12пп- 6/0,003 | 12ПП-10/0,002 | 12ПП- 15/0,002 | 12ПП-20/0,002 | 12ПП-30/0,002 | 12ПП-50/0.001 | |
Напряжрнир ном/макс , В | 12/15 | 12/15 | 12/15 | 12/15 | 12 15 | 12/15 |
Электрическая емкость (не менее), Ф | 86 | 144 | 216 | 288 | 423 | 705 |
Полный энергозапас (не менее ), кДж | 6,2/9,7 | 10.3/16,2 | 15,5/25,2 | 20,7/ 32,4 | 30.5/47.6 | 50.8/79,3 |
Внутреннее сопротивление на частоте 1 кГц (не выше), Ом | 0,003 | 0.002 | 0,0015 | 0,0015 | 0,001 | 0,001 |
Ток разряда (ном ). А | 1300 | 2000 | 2000 | 2000/800 | 2000 | 4000 |
Габариты Д х Ш х В [мм] | 110х176х160 | 165 х176 х170 | 235х176х170 | 310х176х170 | 300х172х240 | 455х172х240 |
Вес, кг | 6 | 8,5 | 11,5 | 12.8 | 23 | 28 |
Мощность запускаемых двигателей л.с | до 100 | 130 | до 150 | дизель до 200 | дизель до 300 | дизель до 500 |
Цена руб /шт | 4000 | 5500 | 6000 | 14000 | 19000 | 24000 |
Параметры | переносное пусковое устройство "ГАРПУН-МИНИ" | Гаражная пусковая установка "ГАРПУН-МИДИ> | Переносное пусковое устройство Старт 01.4 | ГАРПУН М | 2х32ПП-24/0,01 | Сноемп пуска двигателя СПД-2200 |
Напряжение ном./мах., В | 12 | 12/24 | 12 | 12/24 | 32/64 | 64/96 |
Электрическая ёмкость(не менее) | 160 | 830/210 | 55 | 2800/700 | 88/22 | 66/30 |
Полный энергозапас(неменее), кДж | 11.5 | 60 | 4 | 200 | 45,5 | 136 |
Внутреннее сопротивление на частоте кГц (не выше). Ом | 0,002 | 0,001 | 0,001 | 0.001 | 0,004/ 0,016 | 0,006/0,012 |
Ток разряда ном., А | 2000 | 10000 | 800 | 10000 | 1600/800 | 2000 |
Габариты Дх Ш х В [мм] | 250x200x200 | 555x500x580 | 260х76гх205: | 800x537x595 | 340x172x240 | 425x370x555 |
Вес. кг . | 9 | 70 | 5,7 | 144 | 23 | 90 |
Запускаем двигатели | Легковые автомобили всех классов на стоянках | Автомобили. тракторы, другая техника на автомобильных стоянках и в гаражах | Систел тепловозов | 2200 кВт (магистралыве тепловозы). | ||
Цена руб./шт | 9000 | 45000 | 4000 | 35000 | 25000 | 82000 |
Рис. 4. Упрощенная схема суперконденсаторного пускового устройства
Пусковое устройство имеет три клеммы для подключения к бортовой сети автомобиля — две силовых клеммы 1 и 2 и одну (клемма 3) — слаботочную, для управления. Клеммы 1 и 2 подключаются к "+" и•"-" аккумуляторной батареи. Клемма 3 подключается к замку зажигания Кс, и при включении зажигания на этой клемме появляется напряжение 12 В. При этом контактор К1 срабатывает и его управляющий ключ К1.1 замыкается. Когда же зажигание выключено ключ К1.1 разомкнут.
Тогда, при неработающем двигателе суперконденсатор С подключен к аккумуляторной батарее В1 посредством резистора Rc. Через этот резистор постоянно протекает незначительный ток подзаряда (единицы мА) конденсатора С, что поддерживает его в почти полностью заряженном состоянии. При включении зажигания контактор К1 замыкает ключ К1.1 и подключает конденсатор С непосредственно к батарее В1. Конденсатор полностью заряжается до напряжения батареи и через 3-5 секунд устройство готово к пуску двигателя. При запуске двигателя, вследствие того, что внутреннее сопротивление конденсатора С намного меньше, чем у АКБ, конденсатор берет на себя основную токовую нагрузку в первые 4-5 секунд пуска.
Наиболее эффективно конденсаторная система пуска работает совместно со стартерным электродвигателем, имеющим жесткую механическую характеристику. При этом первоначальный ток разряда пускового конденсатора может достигать нескольких сот ампер.
Очевидно, что управляющий ключ К1.1 должен пропускать огромный пусковой ток и поэтому он выполняется на мощном силовом транзисторе типа БТИЗ.
Заметим, что схема на рис. 4 не является принципиальной, и предназначена только для пояснения принципа действия конденсаторного пускового устройства.
1. Соснин Д.А. Автотроника. Учебное пособие. М.: СОЛОН-Р, 2005, 272 с.
2. Соснин Д.А., Яковлев В.Ф. Новейшие автомобильные электронные системы. Учебное пособие. — М.: СОЛОН-Пресс, 2005, 240 с.
Автор: Вадим Яковлев, Дмитрий Соснин, Михаил Митин (г. Москва)
Мнения читателей
- гость / 28.05.2017 — 12:06
Что за чушь. Ионистор,он же супер супер конденсатор,имеет чуть ли не на порядок большее внутреннее сопротивление относительно даже свинцовых АКБ. К тому же,сильно падает напряжние на инонисторе,при его разряде зависимость логарифмическая. Это значит,что и так, относительно небольшой ток разряда его,приводит к значительному падению напряжения, и как следствие, ничего толкового не выйдет. Стартер просто не заработает. Всё тут представленное слоя ЛОХОВ. не знакомых даже с основами школьной программой физики. Одним словом- ЛОХОТРОН.
В настоящее время появились пускозарядные устройства весом в 400 грамм и размером с 2 пачки сигарет, способные запускать и легковушки и тяжелые джипы, пусковой ток у них до 600А, выдерживают 1000 циклов зарядки, одной зарядки хватает на более 10 пусков легковушек. У меня их можно приобрести. Если интересно, обращайтесь. Санкт-Петербург 89602559101, Ростов-на-Дону 89064274867 или g-r-t@bk.ru
12пп- 6/0,003цена суперкондесатора, как заказать
Я в конце семидесятых годов читал в журнале НАУКА и ЖИЗНЬ.что умельцы делали из нескольких конденсаторов Пусковое устройство.Которое работало от,5 Вольтовой батарейки КБС.Правда я не смог сделать такое устройство ,,т.к. не нашёл таких конденсаторовв.
«ВЕДРО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА»Характеристики «НЭО»:•Зарядное напряжение: 50-600В. (в зависимости от источника) •Зарядный ток 1-1000А. (в зависимости от источника) •Число циклов заряда-разряда: >10 6 (более 20лет гарантированной службы) •Время зарядки зависит от источника, возможна мгновенная зарядка (импульс). •Напряжение ячейки:
ATOM 1750. Запуск автомобиля от суперконденсаторов
Группа компаний AURORA с гордостью представляет конденсаторное пусковое устройство нового поколения AURORA ATOM 1750.
Небольшая историческая справка:
Как только человек придумал самодвижущуюся тележку на паровом двигателе (1768г.), а позже (1886) усовершенствовал мотор до ДВС – у водителя появилась задача не только направлять лошадиные силы в нужную сторону, но и запускать их в работу.
Проблема пуска двигателя в разные времена решалась по-разному. Для парового мотора достаточно было развести огонь под котлом, бензиновые двигатели требовали мышечной силы или химического источника тока.
С появлением аккумуляторов возникла необходимость обслуживания и контроля заряда стартерных батарей, особенно в зимний период. Часто, в помощь штатному АКБ, автовладельцу приходилось использовать внешний источник тока: сетевое пусковое устройство, запасной свинцово-кислотный АКБ, или новинку последних лет компактные пусковые устройства на базе Литий-Полимеров.
Главная проблема химических источников тока – саморазряд и старение. Срок службы классического свинцово-кислотного аккумулятора со свободным электролитом составляет около 3х лет. Гелевые и AGM аккумуляторы «живут» дольше, однако и они не вечны. Даже если АКБ бездействует – в нём происходят химические процессы, которые приводят к постепенной потере ёмкости батареи.
Это замечание верно и для пусковых устройств на основе аккумуляторов, например, средний срок службы Li-Po пускача составляет 3-5 лет, за это время токопроводный гель которым наполнены аккумуляторы твердеет и постепенно теряет свои свойства. Инженеры- конструкторы давно ищут источник тока который мог бы заменить аккумуляторы и избавить автовладельцев от «слабых мест» АКБ.
Речь в данной статье пойдёт о конденсаторах. Точнее о супер-конденсаторах или ионисторах, способных отдавать огромные токи и обладающих рядом преимуществ в сравнении с аккумуляторами. Как заменить АКБ машины на сборку из конденсаторов, конструкторы ещё не придумали, однако инженерам из Carku удалось создать устройство способное помочь в запуске двигателя автомобиля, тот самый ATOM 1750.
Главное отличие данного аппарата от аккумуляторных аналогов – вечный срок службы! Если говорить о пусковых устройствах на базе Литий-полимерных или Свинцово-кислотных батарей, то продолжительность их работы ограничена одной-тремя тысячами циклов заряд/разряд. Конденсаторные пускачи обеспечивают до миллиона циклов. Для того, чтобы представить масштаб предположим, что Вы используете ATOM 1750 дважды в день в течение календарного года. Ресурса прибора при такой интенсивности работы хватит (1.000.000 : (365х2))= 1млн. : 730= 1369 лет.
Вторая особенность – неприхотливость ионисторов. Для хранения конденсаторных пусковых устройств не нужны особые условия: вы можете положить аппарат в бардачок или под сиденье авто, и вспомнить о нём, только когда аккумулятору машины понадобится помощь. Аппарат – идеальный вариант для забывчивых водителей. Если следить за уровнем заряда батареи нет ни времени ни желания – аппарат можно спокойно хранить в машине в самые лютые холода или в жару.
Третий плюс – наличие встроенного литиевого аккумулятора. Запас энергии, который хранится в полностью заряженной Li-Ion батарее аппарата ёмкостью 6000mAh – сможет зарядить конденсаторы устройства для более чем 6 пусков подряд. Батарея не участвует в пуске, и предназначена только для зарядки конденсаторов. Вот здесь и кроется та самая ложка дёгтя: любой аккумулятор боится глубокого разряда. Если батарею на долгое время оставить без зарядки – АКБ, рано или поздно, выйдет из строя. Саморазряд, свойственный в той или иной мере любому аккумулятору добьёт разряженную батарею. Напоминаем, что профилактическую зарядку неиспользуемой литиевой батареи необходимо проводить 1 раз в пол-года.
Высокие и низкие температуры хранения ускоряют процессы саморазряда и деградации АКБ. Температурный режим хранения встроенного аккумулятора рекомендованный производителем составляет от до +25С. Впрочем, даже если штатная батарея устройства выйдет из стоя конденсаторы АТОМ 1750 – запитанные от разряженного автомобильного АКБ всё равно смогут запустить двигатель машины.
Плюс номер четыре. Возможность зарядки ионисторов прибора от разряженной АКБ машины. Для пуска двигателя достаточно подключить крокодилы аппарата к клеммам «уставшего» АКБ и уже через 45-60 сек. – автомобиль будет готов к старту.
Более подробно про особенности АТОМ 1750:
Аппарат представляет собой профессиональный джамп-стартер. В отличие от Li-Po аналогов, пуск двигателя производится не за счёт энергии запасённой в аккумуляторе, а при помощи мощных ультраконденсаторов. Мощности пускача достаточно для запуска бензиновых двигателей объёмом до 5л и для работы с дизельными моторами до 2л.
Сборка из пяти ионисторов ёмкостью 350F каждый, выдаёт пусковые токи до 350А , что говорит о широком диапазоне применения данного устройства.
Высокий стартовый ток АТОМ 1750 подкреплён стабильным напряжением, которое выдают конденсаторы. Аппарат обеспечивает заявленный ток на протяжении 3х секунд, что является одним из важнейших условий запуска двигателя.
МОБИЛЬНОСТЬ
Вес пускача составляет 1.3 кг. Для сравнения, схожий по возможностям свинцово-кислотный бустер весит более 6 кг (DRIVE 900), а разница в габаритах впечатляет ещё больше.
На боковых гранях АТОМ 1750 расположены:
Яркий LED–фонарь, способный работать в трёх режимах. Для того, чтобы включить освещение и менять режимы работы следует нажать на кнопку на фронтальной панели;
USB вход (5В, 2А), для зарядки от сети, Power Bank или другого источника;
На передней панели расположен:
Дисплей (1) для отображения рабочих параметров, кнопка «Boost» (2) для заряда ионисторов от встроенного аккумулятора, кнопки включения фонаря и питания устройства (3).
ЗАЩИТА
В качестве силовых кабелей на аппарате используются медные провода сечением 6мм2, длинной 300 мм.
Интеллектуальный блок, не только защищает пусковое устройство от переполюсовки, короткого замыкания и обратных токов генератора, но и позволяет за несколько минут продиагностировать АКБ машины и вывести результаты проверки на табло.
АТОМ 1750 — подскажет владельцу, что аккумулятор машины нуждается в зарядке, либо, что АКБ – пора заменить на новый.
Если при подключении к аккумулятору машины на экране появляется надпись JUMP START READY – цепь работает в штатном режиме. Можно приступать к пуску двигателя.
Надпись «REVERSED» сообщает о неправильном подключении крокодилов. Следует проверить полярность – красный зажим должен быть соединён с плюсовым контактом АКБ, чёрный с минусовым.
ЗАРЯДКА
Обратите внимание, при подключении АТОМ к источнику тока, сначала заряжаются ультраконденсаторы, затем, начинается зарядка встроенной батареи устройства.
Представим себе ситуацию, когда вокруг никого а запустить двигатель у штатного АКБ машины – не получается.
Первый способ запуска машины с помощью АТОМ 175 – заключается в зарядке конденсаторов непосредственно от клемм разряженного АКБ автомобиля. После подключения аппарата дожидаемся появления надписи JUMP START READY и запускаем двигатель не снимая крокодилы с клемм. Время зарядки конденсаторов зависит от уровня разряда АКБ и составляет от 45 сек до 2.5мин.
Второй способ зарядки – через гнездо прикуривателя. Атом 1750 можно подключить к бортовой сети с помощью специального переходника из комплекта. Время зарядки около 2 минут.
Третий источник энергии – встроенная батарея прибора. После нажатия на кнопку Boost – аппарат использует энергию запасённую в Литиевом аккумуляторе. Время зарядки – 2-3мин.
Ну и последний вариант зарядки, если под рукой нет иных источников, — придётся искать розетку. С помощью блока питания от мобильной электроники (5V, 2А) – конденсаторы можно зарядить и от сети.
Ещё один Важный момент. Заряжать Атом 1750 можно не только от собственного разряженного АКБ, но и от ЛЮБОГО автомобиля-донора (большая и маленькая машины – показать). В отличие от «прикуривания» — операция зарядки ионисторов АТОМ 1750 — абсолютно безопасна, и не требует соблюдения никаких условностей, кроме полярности подключения.
ПУСК АВТОМОБИЛЯ
Для того, чтобы приступить к использованию Джамп-стартера хозяину машины следует убедиться, что зажигание автомобиля выключено. При подключении — следует соблюдать полярность: красный кабель устройства соединяется с плюсовой клеммой аккумулятора автомобиля, чёрный с минусовой клеммой.
После подключения можно приступать к запуску двигателя. Если в течение 3х секунд мотор не запустился – следует зарядить конденсаторы ещё раз и повторить попытку.
После того, как двигатель заработал «крокодилы» с клемм аккумулятора следует снять.
ATOM 1750 поставляется в картонной коробке.
В комплекте с аппаратом:
Шнур для зарядки аппарата от прикуривателя автомобиля;
Напоминаем, что одним из условий продолжительной службы аппарата является своевременная зарядка встроенного аккумулятора устройства, поэтому после каждого пуска с использованием энергии аккумулятора – необходимо отправить АТОМ на зарядку. При длительном хранении рекомендуем заряжать устройство до уровня 80-90% один раз в 6 месяцев. Хранить аппарат следует при плюсовой температуре.