Статья. Канифоль
Статья. Канифоль
Канифоль представляет собой смолу хвойных деревьев, которая очищается по особой технологии. Основным компонентом в её составе является абиетиновая кислота. Внешне материал напоминает стекло. Потребность в нём возникает при пайке.
Использование материала
В процессе пайки канифоль играет роль флюса. Оксидная плёнка, покрывающая любой металл, не даёт возможности для соединения изделий. Разогретая до 150 градусов канифоль, успешно устраняет её. Кроме того, смолистое вещество повышает текучесть припоя. В результате шов металлом заполняется лучше.
Другие сферы применения канифоли:
- Изготовление различных красок.
- Выступает в качестве одного из компонентов при отливке пластмасс.
- Требуется для обработки струн некоторых музыкальных инструментов.
При этом канифоль больше используется в домашнем хозяйстве. На производстве применяются более серьёзные составы.
Свойства вещества
Канифоль обладает следующими свойствами:
- Не растворяется в жидкости.
- Вещество очень быстро расплавляется. Для этого достаточно температуры 50 градусов.
- Кипит материал при 250 градусах.
- Вещество очень хрупкое, распадается при лёгком ударе.
Качество канифоли определяется по её цвету. Она должна иметь лимонный оттенок.
Существующие разновидности материала
В зависимости от технологии производства канифоль разделяется на 3 вида:
- Живичная. В качестве сырья используется сок сосны. Канифоль получается в результате его термической обработки.
- Таловая. Исходным материалом является сульфатное мыло. Такая канифоль относится к высокому классу.
- Экстракционная. Материал имеет более тёмный оттенок и содержит свыше 10% жирных кислот. Для улучшения характеристик проводится специальный технологический процесс осветления.
Каждый из этих видов имеет свою цену. Наиболее дорогие из них живичная и таловая канифоль.
Преимущества и недостатки вещества
Канифоль обладает следующими положительными качествами:
- Материал не проводит электричество.
- Вещество имеет доступную цену.
- Хорошо снимает с металла оксидную плёнку.
- Не поддаётся растворению в воде.
- В условиях отрицательных температур не меняет своих характеристик.
- В процессе работы с материалом не нужно использовать защитных средств. Связано это с тем, что вещество не выделяет вредных испарений.
При этом канифоль имеет и некоторые незначительные недостатки:
- Высокая хрупкость материала. Это создаёт ряд неудобств во время её транспортировки.
- Невозможность использования при пайке крупногабаритных деталей.
При работе с веществом нужно обладать определёнными навыками. Сначала следует потренироваться в пайке менее ответственных соединений.
В качестве заменителя материала используется твёрдый флюс. Им может выступать бура.
Практичные способы – чем отмыть канифоль
Канифоль знакома многим радиолюбителям, электрикам и всем, кто сталкивался с необходимостью пайки, так как это вещество хорошо зарекомендовало себя в качестве флюса. Некоторые специалисты советуют не смывать остатки флюса, так как канифоль безопасна. Но все же большинство считает, что излишки стоит удалить. Они же отмечают, чем отмыть канифоль быстро и безопасно для платы. Для этого используют бензин, спирт или ацетон.
Зачем используют канифоль
Перед тем, как разбираться, чем отмыть канифоль с платы, стоит понять, что это вообще такое.
Канифоль – это хрупкое вещество, похожее на стекло, может быть разного цвета – от светло-желтого до темно-красного. Изготавливается из смолы хвойных деревьев, из которой были удалены скипидар и другие летучие соединения. Смола составляет 60-92 % канифоли, остальное – это жирные кислоты и терпены.
В домашних условиях канифоль часто применяют в роли флюса при пайке легкоплавкими припоями и лужении. Вещество растворяет оксидную пленку на поверхности, убирает жир и загрязнения, а также образует защитную пленку против окислений и улучшает растекание. Канифоль для пайки выпускают в твердом виде, жидком (на основе спиртового раствора) и гелеобразном. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы работы.
Флюс из канифоли используют при работе со сталью, медью и медными сплавами, цинком и другими цветными металлами. Важно помнить, что для алюминия и алюминиевых сплавов канифоль не используют.
Нужно ли отмывать флюс
Существует мнение, что смывать флюс после пайки не нужно, так как вещество является изолятором и не влияет на работу платы. Это не так: некоторые неактивные флюсы действительно можно оставить, не боясь за сохранность детали.
Но многие все же советуют убирать излишки. На это есть несколько причин:
- Кислота в канифоли может негативно отразиться на плате, повредить ее при длительном воздействии;
- Хотя сама канифоль не проводит электрический ток, к ней может прилипнуть пыль или иные вещества, которые могут стать проводниками;
- В местах, где остался флюс, со временем может появиться коррозия;
- Уменьшается расстояние между проводами, что может привести к проблемам;
- Если плату требуется покрыть лаком (например, для последующей работы в агрессивной среде), канифоль может помешать.
Кроме того, платы без следов флюса выглядят аккуратнее и эстетичнее.
Как смыть канифоль
Прежде, чем смыть канифоль после пайки, стоит понять, как это сделать. Необходимо выбрать специальный состав, который растворит вещество, нанести на канифоль и убрать остатки, при необходимости потереть щеточкой, чтобы вещество отошло полностью. Можно использовать зубную щетку, специальную маленькую щеточку, ватную палочку, бумажные салфетки или небольшой кусок микрофибры. Главное – проследить, чтобы вата, ткань или салфетка не зацепилась за плату и не оставила кусочек на ней.
Стоит отметить, что использовать иголку или металлическую щетку нельзя. Острие легко поцарапает плату.
Для смывки можно использовать готовые смеси. Однако в основном мастера предпочитают использовать другие, «домашние» варианты: спирт, ацетон и бензин. Эти вещества есть практически в любом доме, они дешевые, но хорошо справляются с излишками. Кроме них, можно использовать специальные растворители.
Спирт
Выбирая, чем смыть канифоль, многие останавливаются на спирте (не менее 72%). Это самый популярный и известный растворитель, он активно взаимодействует с канифолью и хорошо растворяет ее. Спирт наносят на остатки канифоли при помощи ватной палочки, тряпки или щеточки, оставляют на несколько секунд для растворения и стирают салфеткой. Также можно использовать специальные спиртовые салфетки. Работать ими намного удобнее: вытащив салфетку, нужно прижать ее к канифоли, подождать реакции и сразу стереть.
Если канифоль плохо растворяется или слой слишком толстый, процедуру повторяют, дополнительно можно осторожно потереть место щеточкой для лучшего взаимодействия. Важно помнить, что, если деталь хрупкая или контакты слабые, тереть место нельзя.
Также спирт используют для создания в домашних условиях спирто-канифольного флюса. Такой флюс нейтрален, не вызывает коррозию, а потому его можно не смывать.
Сделать смесь можно в несколько шагов:
- Сперва размельчают канифоль, затем всыпают в спирт. В зависимости от активности флюса содержание канифоли составляет 25-75%.
- Закрывают емкость и тщательно взбалтывают или перемешивают до полного растворения канифоли. При необходимости смесь слегка прогревают, чтобы канифоль лучше растворилась.
- Для пайки потребуется только жидкая фаза, которую аккуратно сливают в другую емкость.
В зависимости от активности флюса содержание канифоли составляет 25-75%. Когда частицы канифоли перестанут растворяться даже при нагревании, значит, концентрация вещества максимальна. Такой флюс удобно использовать при пайке, он экономно расходуется и легко убирается после работы.
Стоит отметить, что использовать спиртовые одеколоны или духи не стоит ни для оттирания, ни для создания флюса. В них слишком много посторонних примесей.
Ацетон
Разбирая, чем смыть канифоль с платы, не стоит забывать о втором популярном растворителе – ацетоне. Можно использовать технический ацетон или жидкостью для снятия лака с ацетоном. Процесс удаления аналогичен прошлому: ацетон осторожно наносят на поверхность и счищают через несколько секунд тканью или салфеткой. Иногда может потребоваться потереть место щеткой.
К достоинствам ацетона относятся эффективность, быстрое испарение и отсутствие белых разводов, которые остаются после спирта. Но некоторые специалисты отмечают, что спирт оттирает флюс намного лучше и быстрее.
Бензин
Речь идет о бензине «Калоша» («Галоша»). Это бензин-растворитель, который применяют в резиновой промышленности, для разбавления эмалей и красок, обезжиривания поверхностей перед склеиванием. Также он отлично справляется с удалением флюса, термопасты и грязи с плат. Достаточно нанести несколько капель на тряпку или щетку и прочистить место.
Важно: при работе с «Калошей» выделяются пары. Работать с ним нужно в проветриваемом помещении (лучше на свежем воздухе) или в защитной маске.
Из спирта и бензина можно сделать смесь для чистки. для этого их смешивают в равных частях и активно встряхивают.
Как правильно чистить плату от канифоли, показано в этом видео:
Коротко о главном
Канифоль – это отличный флюс, с которым легко работать даже начинающему мастеру. Он практически безопасен, если оставить излишки, но я все же советую убирать их. Во-первых, так плата будет выглядеть красиво и аккуратно. Во-вторых, остатки застывшей канифоли могут случайно повлиять на работу прибора: например, если на них прилипнет слишком много пыли.
Для удаления канифоли обычно я использую спирт и зубную щетку с мягкой щетиной, последнюю регулярно меняю. Подойдет любой с процентом содержания выше 72%. Только не стоит использовать духи: обилие примесей сделает спирт бесполезным. А вот спиртовые салфетки отлично подходят.
Если спирта нет, можно использовать ацетон или бензин «Калоша». Оба варианта нравятся мне меньше из-за запаха, но они тоже прекрасно справляются с задачей.
Напишите в комментариях, какой флюс вы применяете при пайке? Вы убираете остатки или оставляете как есть?
Делаем жидкую канифоль
Канифоль — это натуральный природный материал, который получают из смолы хвойных деревьев, путем выпаривания скипидара. После переработки получается твердая полупрозрачная смола, которую применяют в качестве паяльного флюса. Канифоль используется не только в чистом виде, но и в сочетании с различными химическими добавками. В основном канифоль применяют в радиолюбительском деле в качестве дешевого и качественного флюса.
Для пайки радиодеталей и лужения печатных плат очень удобно использовать спиртовой раствор канифоли. Жидкая канифоль легко проникает во все труднодоступные места, как при пайке SMD компонентов, так и обычных радиодеталей, не оставляет грязных следов на плате и в случае необходимости легко смывается ацетоном или спиртом. Канифоль легко растворяет пленку оксидов образующихся на поверхности радио элементов в процессе пайки, а также снижает поверхностное натяжение расплавленного жалом паяльника припоя, позволяя ему равномерно растекаться по всей поверхности места пайки.
В радиомагазинах, прилавки просто пестрят различными дорогими и дешевыми, химическими, кислотными и натуральными на основе сосновой канифоли флюсами. Выбор большой, бери не хочу. Но мне, как настоящему радиолюбителю ради эксперимента захотелось своими руками приготовить спиртовой раствор канифоли. Как это делал мой дед, заядлый радиолюбитель.
Хватит слов, сейчас я начну свой эксперимент, просто не терпится посмотреть, что же в итоге получится…
Как всегда я очень тщательно подготовился к эксперименту: взял две 20 гр. баночки сосновой канифоли, 100 мл. чистого 96° спирта и пустую пластиковую бутылочку для приготовления жидкой канифоли.
Канифоль обязательно надо брать новую и чистую, грязная пережженная жалом паяльника не пойдет, потому, что в ней будет очень много грязи и всяких примесей. Канифоль можно растворить в чем угодно, в ацетоне, во всяких там непонятных растворителях, даже керосине. Но самым безопасным и нетоксичным растворителем для канифоли, как вы уже возможно догадались является 70° медицинский спирт, можно использовать и 96°, будет растворяться еще быстрее.
Канифоль надо тщательно измельчить, делаю я это такими мощными пассатижами, прямо в баночке. Канифоль от сжатия крошится на мелкие кусочки, что очень удобно не надо там ничего шаманить со стаканами, ступами, толкушками и прочей лабудой.
Теперь высыпаю в пластиковую бутылочку. Здесь ровно две баночки канифоли.
Все это дело заливаю спиртом, один к одному. У меня две баночки это 40 грамм канифоли, значит надо налить не менее 40 миллилитров спирта, можно немного больше. Как говорится, на глаз. Если вся канифоль не растворится, добавлю еще. Для такого интересного эксперимента я пожертвовал бутылочку чистого спирта. Что не сделаешь ради науки. Теперь все это дело тщательно перемешаю. Примерно через час вся канифоль должна растворится.
Через час канифоль полностью растворилась получился такой однородный прозрачный канифольно-спиртовой раствор медового цвета, с приятным запахом сосновой канифоли.
А теперь, как всегда самое интересное посмотрю, как жидкая канифоль будет паять.
Получилось не плохо, даже лучше магазинного флюса (ЛТИ-120, КЭ, ФКЭт, ФКСп и так далее) можно сказать немного гуще.
Жидкая канифоль работает, эксперимент удался! Отлично паяет и такой приятный легкий запах канифоли.
Канифоль для чего используется
Канифольное производство
Древесина, кроме углеводов (целлюлозы и гемицеллюлоз) и лигнина, содержит еще различные соединения, слабо связанные с тканью древесины и сравнительно легко извлекаемые. Это и послужило основанием для создания смоло-скипидарных и канифольных производств.
Сосновую смолу, которая давно известна под названием живи цы (название основано на старинном поверье о способности смолы заживлять рану на дереве), или терпентина, получают путем подсочки сосны или экстракцией пневого осмола. При поверхностном ранении дерева смола под повышенным давлением вытекает наружу. С одной сосны в течение сезона можно получить от 0,4 до 1,8 килограмма живицы, содержащей
17-13% скипидара и 62-65% смоляных кислот. Кедр дает вдвое меньше живицы.
Подсочка сосны (рис. 53) в настоящее время проводится на огромных площадях (более 2,4 млн.) сосновых насаждений. Ежегодно собирают более 180 тыс. тонн живицы. В последние годы все большее применение на подсочке находят стимуляторы смоловыделения: серная кислота, хлорная известь, сульфитно-спиртовая барда и сульфитно-дрожжевая бражка (последние две жидкости, по-видимому, стимулируют также и смолообразование), которые повышают выход живицы. По добыче живицы и производству живичной канифоли наша страна занимает первое место в мире. Из живицы получают почти 90% всей вырабатываемой в СССР канифоли и 60% скипидара.
Живица, полученная при подсочке сосны или кедра, поступает в канифольно-терпентинное производство, где ее освобождают от примесей (сора, воды) и затем подвергают перегонке. При перегонке живицы с водяным паром отгоняется ее летучая часть — скипидар и остается канифоль.
Канифоль и скипидар применяются в 80 различных производствах. Так, канифоль идет для получения мыла, которое хорошо растворяется в воде, растворяет жиры, хорошо мылится и пенится. Канифоль широко применяется для проклейки бумаги, для изготовления лаков, красок и олиф, а также в кабельной, кожевенной, нефтяной, резиновой промышленности, в производстве сургуча, линолеума, смазок и других веществ.
Общеизвестно применение канифоли для устранения скольжения приводных ремней, смычков, при пайке и лужении металлов. Из канифоли получают целый ряд эфиров, из которых наибольшее практическое значение получили глицериновый (эфир гарпиуса) и пентаэритритовый эфиры, получившие применение в лакокрасочной промышленности и полиграфическом производстве. Лак на основе канифоли известен своими диэлектрическими свойствами и идет для пропитки обмотки электрических машин.
Живичный скипидар, или терпентинное масло, применяется в медицине как растворитель для приготовления лаков, красок (для живописи), различных паст и мастик, используется как растворитель смол, жиров, каучука, а также является основным источником для производства синтетической камфары, флотационных масел, терпингидрата (а из него терпинеола) и ряда других химических соединений.
В состав живичного скипидара входят терпеновые углеводороды с общей формулой С10Н16. При переработке тонны живичного скипидара получают 660 килограммов технического пинена и 210 килограммов кареновой фракции. Из пинена вырабатывают полихлорпинен, успешно применяющийся для борьбы с насекомыми — вредителями сельского хозяйства. На основе кареновой фракции выпускаются терпеноколлокенлиновые лаки и флотореагенты.
Особенно большое значение имеет производство камфары, которая используется для приготовления целлулоида, небьющегося стекла «триплекс», для стабилизации бездымных порохов и в медицине. Первый камфарный цех был пущен еще в 1937 г. на Киевском канифольно-терпентинном заводе. По методу этого завода начали получать камфару и за рубежом.
Терпинеол применяется в качестве растворителя, пластификатора и как душистое вещество для производства мыла, косметических продуктов и в парфюмерии. Кроме терпинеола, из составных частей скипидара синтезируют душистые вещества: эленол, эленилацетат, верннкол и светленаль.
Канифоль, скипидар и другие смолистые вещества могут быть извлечены из пневого осмола и методом экстрагирования (рис. 54). Экстракция измельченной древесины ведется бензином в особых аппаратах. Из раствора отгоняют скипидар, растворитель (бензин), который возвращают в производство, флотационное масло, остаток представляет собой канифоль. Таким методом из складочного кубометра древесины можно получить около 40 килограммов канифоли, 8 килограммов скипидара и 1,5 килограмма флотационного масла. Канифольно-экстракционные заводы в настоящее время перерабатывают от 25 до 50 тыс. плотных кубометров пневого соснового осмола в год.
Батарейно-дефлегмационный метод экстракции пневого осмола позволяет автоматизировать процесс, снизить расход пара и значительно сократить капитальные затраты. На Вахтанском канифольно-экстракционном заводе осваивается непрерывно действующий экстрактор производительностью 15 тыс. кубометров осмола в год.
Еловая канифоль от сосновой отличается по внешнему виду и свойствами. Дополнительным окислением из еловой канифоли получают твердую, хрупкую смолу почти черного цвета, получившую название абиетиновой. Эта смола используется как заменитель шеллака в производстве граммофонных пластинок, а также для получения специальных лаков и других веществ.
Лиственничная камедь извлекается горячей водой (80°С) или слабой уксусной кислотой (0,2%-ной) из древесины лиственницы, измельченной в мелкую щепу. Применяется в текстильной и спичечной промышленности как склеивающее вещество, а также при изготовлении акварельных красок, чернил и т. п.
Кожа, идущая на производство обуви, кожгалантерейных, шорноседельных и технических изделий, должна иметь повышенную прочность, химическую и термическую стойкость и возможно меньшую способность поглощать влагу. Все эти свойства кожа приобретает после ее обработки химическими соединениями, называемыми дубителями. Применяют природные и искусственные дубители. Последние включают как простые органические соединения, так и разнообразные высокомолекулярные вещества. Одним из простейших органических соединений, используемых в качестве дубителя, является формалин. Он применяется для выделки белой кожи.
В кожевенном деле также находят применение и высокомолекулярные синтетические дубильные вещества — синтаны. Это — продукты конденсации бета-нафтилсульфокислот с формалином, а также различных фенолсульфокислот с формалином. Наиболее высокими дубящими свойствами обладают синтаны на основе продуктов конденсации резорцина с формальдегидом.
Для дубления кожи используют и лигносульфоновую кислоту, которую для этой цели обычно смешивают с растительными дубителями.
Дубильные экстракты — это упаренные водные вытяжки из растительных дубильных материалов. Такие экстракты способны превращать после специальной подготовки шкуру животных в кожу или мех, т. е. придавать ей гибкость, мягкость, стойкость против загнивания и против набухания в воде.
В основном для получения дубильных веществ применяют кору дуба, ивы, ели и древесину дуба. Сотни тысяч кубометров ценной древесины ежегодно вырубают для этой цели. Различают жидкие (45-50% воды), твердые (17-20% воды) и порошкообразные (5-7% воды) дубильные экстракты. Оставшуюся одубину после экстрагирования дубителей из древесины используют для получения фурфурола. Известно большое количество методов получения искусственных дубителей-синтанов. Мировое производство дубильных веществ растительного происхождения превышает 500 тыс. тонн в год.
Процесс дубления используется в фотографии для повышения механической прочности светочувствительного слоя фотографических материалов. Для этой цели применяют уксуснокислый хром, формалин и другие дубильные вещества, которые вводят в эмульсию в процессе изготовления фотографических материалов.
Использование синтетических дубителей дает экономию, исчисляемую десятками миллионов рублей, и сохраняет большое количество ценных деревьев. К этому надо добавить, что и капиталовложения для строительства цехов и заводов синтетических дубителей меньше по сравнению с капитальными затратами, необходимыми для заводов растительных дубителей. Но самое важное заключается в том, что применение синтетических дубителей позволило сократить время обработки кожи и автоматизировать этот трудоемкий процесс.
источник: А. Авербух, "Что делает химия из древесины", Москва, издательство "Лесная промышленность", 1970 год
Канифоль для чего используется
КАНИФОЛЬ — ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ .
Канифоль получила своё наименование от античного города Kolophon, расположенного севернее Эфеса и Смирны, где так называемая «смола для смычков» изготавливалась в больших количествах. Kolophon являлся своеобразным торговым центром по продаже канифоли. Как гласят старинные документы, смола деревьев использовалась в самых разнообразных житейских ситуациях. Она являлась излюбленным средством иллюзионистов, показывающих свои фокусы зевакам на базарных площадях. Её целебные и бальзамирующие свойства широко применялись врачевателями того времени. На различных состязаниях по стрельбе из лука древние греки непременно смазывали свои стрелы канифолью. Современники персонажей «Илиады» и «Одиссеи» использовали смолу сосновых деревьев для пропитки и замазывания щелей морских судов, на которых отважные греки плавали в надежде покорения троянцев. А прославленные олимпийские факела обязательно содержали в своей основе составляющие из канифоли. И по сей день в Греции сохранилась традиция использования сосновой смолы для замазывания щелей бочек при закладке белого вина.
Канифоль являлась незаменимым компонентом при изготовлении смазочных материалов.Так, в Германии в 17-18 веках люди, путешествующие на большие расстояния в экипажах, были обязаны на станциях своего следования платить так называемые «Schmiergeld» ( деньги для смазки). Таким образом, вполне обыденное понятие приобрело впоследствии столь недвусмысленное значение, которое в современном немецком языке используется для обозначения взятки.
Можно долго перечислять разнообразные области, в которых используют канифоль и её производные. Ёе применяют для проклейки бумаги и картона, как эмульгатор в производстве синтетического каучука, в производстве пластмасс, искусственной кожи, линолеума, лаков и красок, электро — изоляционных мастик, в фармoиндустрии, а также при пивоварении. С незапамятных времён известно антисептическое воздействие смол хвойных пород, они с успехом используются в ароматерапии для усиления кровообращения. Канифоль используют также наряду с другими природными смолами, такими как мастик, копал и сандарак в смесях при изготовлении лаков для для лакового покрытия скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. Но особый интерес представляет использование канифоли при игре на струнных музыкальных инструментах: скрипках, альтах, виолончелях, контрабасах.
Первые упоминания о смычках для струнных инструментов встречаются в среднеазиатских и арабских источниках начиная с 9-го века нашей эры. Примерно к этому же времени относятся и первые попытки поиска подходящего материала, улучшающего захватывание струн смычковым волосом. Волосы являются важной составной частью смычка. Благодаря им происходит контакт между смычком и инструментом. Маленьким, но таким незаменимым при игре вспомогательным материалом является скрипичная канифоль. Только наканифоленные волосы создают возможность полноценной игры на инструменте. Разнообразие сортов канифоли заключается в широком выборе исходного материала. На сегодняшний день насчитывается свыше 100 сортов сосен, пихт и елей, подходящих для добычи из них смолы.
В прежние времена добычей смолы из хвойных деревьев занимались в труднопроходимых местах, где транспортировка древесины была практически невозможна или же очень дорога. Порою, жители целых селений, расположенных в гористой местности, покрытой хвойными деревьями, занимались добычей, переработкой и дальнейшей продажей смолы деревьев. Это был, практически, единственный источник доходов местного населения. В европейских хрониках 1546 года упоминаются несколько деревень, расположенных у подножия горы Кniebis. Жители этих деревень собрали за год 200 центнеров смолы, которая была продана на ежегодной ярмарке в городе Straßburg. Случались и курьёзные ситуации. Поскольку смола деревьев ценилась довольно высоко, не редкими были случаи кражи смолы.
В основном добыча смолы была распространена в Северной Америке, Юго-Западной Франции (Бордо), Австрии и Южной Германии (Тироль). Специалисты определяют происхождение смолы по её цвету: чистейшая французская смола обладает прозрачным золотистым цветом, а немецкая — имеет благородный янтарный оттенок.
Технология производства канифоли для скрипки, альта, виолончели, контрабаса не претерпела особых изменений. Сегодня, как и в старые времена, из смолы хвойных деревьев путём дистилляции получают скипидарное масло, а остатки: смола, кислоты и вода выпариваются. Все примеси при этом оседают и остаётся чистейшая смола. Впоследствии при производстве скрипичной канифоли к этой смоле добавляются определённые компоненты, наименование которых содержится в строжайшей тайне от конкурентов.
Известно, что одно взрослое сосновое дерево вырабатывает не более 2-х литров смолы в год. При этом обязательно учитывается диаметр ствола. Только то дерево годится для добычи смолы, которое достигло 30 см в диаметре. В первый год из такого дерева добывают смолу с восточной стороны ствола, затем — с северной, после этого — с западной и в завершении — с южной стороны. Пятый год — дереву дают отдых и затем 5-летний цикл повторяется снова. С первых дней марта начинается подготовка для сбора смолы: надрез коры деревьев и закрепление ёмкостей. Когда ёмкости наполняются драгоценной смолой к делу подключаются женщины. Они сливают собравшуюся смолу в бочки и отправляют её на дальнейшую переработку. Всего в год происходит не более 5-и сборов, последний — в ноябре. Особое внимание обращают на то, чтобы дать дереву заживить его кору перед зимой. Учёными были исследованы деревья из коры которых добывали смолу ещё до 1-ой Мировой войны и продолжающих расти в наши дни. Дерево, подвергшееся сбору смолы, выделяет особые фитонциды способные уничтожать различные грибки и бактерии, облегчая регенерацию коры. Таким образом, доказано, что смола хвойных деревьев — это не сок, необходимый для жизнедеятельности дерева, а — средство для заживления его ран.
Музыканты часто задаются вопросом, какая же канифоль для скрипки , альта, виолончели, контрабаса является лучшей? На этот вопрос нет однозначного ответа. Это зависит, прежде всего, от самого музыканта, от его инструмента, от представления музыканта об идеале звучания, от манеры его игры и, наконец, от свежести самой канифоли, и от качества дополнительных компонентов, которые были использованы при изготовлении.
Известно, что качество смолы хвойных пород очень различно и, в среднем, её температура плавления колеблется от 80°до125°С. В зависимости от того, при какой температуре варится канифоль, зависит и градация её твёрдости. Твёрдость же определяет предназначение канифоли для конкретного инструмента — от скрипки до контрабаса.
Музыканты подбирают скрипичную или виолончельную канифоль индивидуально, в соответствии со струнами, на которых они играют. Инструментам с жесткими металлическими струнами необходима канифоль, имеющая небольшую силу сцепления. Для инструментов с синтетическими струнами на пластиковой основе требуется канифоль, обладающая средней силой сцепления. Инструментам с жильными струнами необходима канифоль с наибольшей силой сцепления.
Таким образом, как правило :
— для скрипичного смычка необходима более твердая канифоль;
— для альтового смычка подходит канифоль средней твердости;
— для виолончельного смычка требуется более мягкая канифоль;
— для контрабасового смычка предназначена только самая мягкая и липучая канифоль.
Согласно исследованию шведского физика Андерса Аскенфельда о принципе извлечения звука смычком, документально установлено, что период вибрации состоит из двух фаз. В первой фазе смычок охватывает струны и канифоль, нанесённая на волос смычка, разогревается на микроскопическом участке до температуры в 70°- 90°С, плавясь при этом. Вследствие чего, волос смычка теряет на какие-то доли секунды контакт со струнами. В то же время, охладившийся участок наканифоленных волос смычка захватывает струны и следующая фаза возобновляется. Аскенфельд подтверждает свои наблюдения при помощи ультрафиолетовой камеры, показывающей невероятный нагрев смычкового волоса при игре. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что температура окружающей среды оказывает большое влияние на температуру плавления струнной канифоли при игре. Этим объясняется, кроме всего прочего, различие в звучании инструмента в тёплом концертном зале и в холодном помещении.
Качество скрипичной, альтовой и виолончельной канифоли зависит от сырья и различных добавок, используемых при ее изготовлении. Дешевая канифоль изготавливается из отходов бумажного производства с примесью различных химических добавок: пластификаторов, консервантов и прочего, воздействующих не лучшим образом на лаковое покрытие струнного инструмента и здоровье музыканта. В том случае, если все же используется такая, зачастую липучая канифоль, рекомендуется очень экономно ее расходовать. В противном случае, как следствие, обеспечены неприятные призвуки при игре и склеивание смычкового волоса. После каждого использования такой канифоли необходимо следить за тем, чтобы места склеивания на ленте смычка были бы убраны и волос был равномерно распределен по всей длине трости смычка ! Такая канифоль способствует звукоизвлечению, но различие с более дорогостоящей канифолью ручного изготовления из натуральной живицы и без вредных химических примесей — значительно.
Первоклассная золотая канифоль Laubach для скрипки, обладающая особой консистенцией с содержанием микрочастиц золота 999 пробы. В чем заключается особенность этой канифоли? Прежде, чем ответить на этот вопрос необходимо вспомнить о том, что при изготовлении смычка используется натуральный конский волос. Внешнее строение волоса напоминает шишку — волос покрыт чешуйками (кутикулой). Иногда их еще сравнивают с черепицей, т.к. каждая последующая чешуйка налегает на предыдующую. Спустя некоторое время после игры, наканифоленные чешуйки изнашиваются, слипаются и волос смычка начинает проскальзывать, плохо захватывать струны, появляются призвуки.
Канифоль с содержанием микрочастиц золота, задирая чешуйки, раскрывает структуру волоса смычка, создавая при этом наибольшее сцепление и захватывание струн лентой смычка. При этом создается эффект «свеже — вставленного» волоса в смычке и, даже, у инструментов со слабым звукоизвлечением улучшаются звуковые качества.
При изготовлении золотой скрипичной канифоли Laubach мы используем золото 999 пробы, которое по своей плотности гораздо мягче, чем металл на навивке струн. Благодаря этому, золотая пыль не причиняет вреда и струны не изнашиваются больше, чем при использовании простой канифоли. Смычковый волос ровно ложится на струны, при этом великолепно их охватывая и раскрывая звучание инструмента.
Золотая канифоль Laubach для скрипки или виолончели проявляет устойчивые качества, как при повышенной влажности воздуха, так и при различных температурных изменениях, позволяя извлекать сильный, гармоничный звук. Она незаменима при сольных выступлениях, при игре в больших концертных залах, а также — при исполнении в дуэте с роялем.
Некоторые музыканты охотно экспериментируют с различными сортами скрипичной, альтовой и виолончельной канифоли. Они используют мягкую канифоль для холодных помещений и твёрдую — для концертных залов. Каких бы результатов ни давали эти эксперименты, неизменно важное правило: канифоль не должна сильно осыпаться, как при нанесении её на волос смычка, так и при игре! Сыпучая канифоль сильно загрязняет лаковое покрытие инструмента, усложняя уход за ним. Кроме этого, из-за канифольной пыли некоторые музыканты могут испытывать аллергические реакции, проявляющиеся заложенностью слизистой оболочки носа и другими неприятными симптомами. К счастью, подобные аллергические реакции встречаются не часто. Высококлассная канифоль не осыпается — это один из главных критериев её качества.
При покупке канифоли особенно важна её свежесть! Любая канифоль, даже самая лучшая, со временем изменяет свою структуру, она попросту усыхает. Не следует использовать канифоль дольше 8-и месяцев, а для солистов — не дольше 6-и месяцев. Но, в том случае, когда куплена высококачественная скрипичная канифоль, которая продолжает сохранять свои характеристики, не высыхает и не существенно осыпается при игре, вполне возможно продолжать пользоваться и далее этой полюбившейся канифолью. Свежая канифоль сглаживает неточности и шероховатости при игре. Вероятно поэтому, многие студенты консерваторий охотно используют именно свежую канифоль при подготовке и сдаче экзаменов. Вторым важным критерием качества канифоли является её прозрачность. Поскольку канифоль производится из различных сортов смолы хвойных деревьев, нельзя допускать смешивания нескольких сортов канифоли на волосе смычка. Это может иногда явиться причиной возникновения неблагоприятной реакции, усложняющей захватывание струн смычковым волосом. Перед использованием канифоли нового сорта, волос на смычке следует основательно очистить спиртом, ни в коем случае не затрагивая лакового покрытия трости смычка. После чего дать возможность волосу высохнуть, минимум 30 минут, затем нанести свежую канифоль.
Канифоль оказывает весомое влияние на звуковые и игровые качества струнно-смычкового инструмента и смычка, являясь незаменимым натуральным материалом, традиция использования которого продолжает своё существование и в наше время. Так, разлитая в формы и облагороженная смола хвойных деревьев, помогает музыкантам гармонично извлекать божественные звуки музыки.
©Татьяна Лаубах Бамберг, 18.12.2006
В статье использованы материалы университетского архива г. Bamberg (Германия)