Alp22.ru

Промышленное строительство
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно оформить журнал контрольной тарировки динамометрических ключей

Как правильно оформить журнал контрольной тарировки динамометрических ключей

Дошла очередь и до журнала контрольной тарировки динамометрических ключей. По сравнению с общим журналом работ, либо с журналом бетонных работ или сварочных работ данный журнал вообще некто не умеет заполнять. Скажу честно, большинство прорабов понятия не имеют как это правильно делать. Но в сегодняшней статье мы постараемся разъяснить очень подробно как правильно оформлять данный журнал.

Что это такое

Динамометрический ключ — это инструмент, которым затягивают высокопрочные болты и при этом есть возможность контроля силы натяжения. В проектной документации указывают силу натяжения высокопрочных болтов. От этого значения и характеристики болтов высчитывается момент. И на этот момент и натягиваются болты при помощи динамометрического ключа.

Данный ключ обязательно должен быть поверен. И при каждой работе должна быть проведена контрольная тарировка. И данные о тарировке должны быть занесены в журнал контрольной тарировки динамометрических ключей. Это является одним из шагов контроля качества выполнения работ по постановке высокопрочных болтов. Соответственно эту работу должны выполнять специально обученные и аттестованные специалисты.

Нормативная база

Форма журнала приведена в приложении «Е» к СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции». Требование о необходимости выполнения тарировки указано в п. 4.6.8 СП 70.13330.2012.

Оформление журнала

На самом деле его оформить очень просто если знать как это делать. Состоит журнал из одной таблицы, которая содержит 7 столбцов.

  • В первом столбце указывается дата выполнения тарировки ключа. Тарировка выполняется перед выполнением работ по постановке высокопрочных болтов, либо при проверке установки болтов. Тарировку проводят перед каждой сменой.
  • Во втором столбце указывается тип динамометрического ключа. Берем с паспорта на ключ.
  • В третьем столбце указывается номер ключа. Также берем с паспорта на ключ, либо с самого ключа. На ключе наносят номер в виде штампа.
  • Для тарировки ключа необходимо приварить гайку на какой-либо столб. Если у вас нет специального стенда, а его как обычно нет. Надо гайку приварить так, чтобы при установке на болт ключа он (ключ) находился в горизонтальном положении. Так чтобы на ключ можно было навешивать груз. На ключ навешивают контрольный груз начиная с 10 кг и до 90 кг. Вес контрольных грузов указывается в четвертом столбце. Значения указываются в ньютонах, а в скобке в килограммах.
  • При каждом навешивании груза делаются по три измерения момента, среднее арифметическое значение заносится в шестой столбец журнала.
  • В пятом столбце указывается момент от контрольного груза. Это значение высчитывается. Для каждого ключа он разный. Зависит от длины динамометрического ключа и веса контрольного груза. Вес груза умножается на длину ключа получается момент.

В таблице на дату 01.08.2020 я высчитывал и заполнял для ключа с плечом 1 м (длина ключа), а на дату 02.08.2020 — для ключа с плечом 1.5м.

основная таблица с журнала контрольной тарировки динамометрических ключей

Сравниваем значения с шестого столбца (значение момента снятого с ключа) с данными с пятого столбца (которые мы высчитывали). Если они не отличаются на более чем 5%, то ключ в исправном состоянии.

Так проводится тарировка динамометрического ключа и оформляется журнал. В 7 столбце ставит свои подписи ответственный за тарировку (бригадир).

Скачать журнал

Для скачивания журнала контрольной тарировки динамометрических ключей перейдите по ссылке.

Если статья была вам полезной, то поделитесь ею в социальных сетях. Спасибо!

Динамометрический ключ. Выбор ключа и работа им

Всем привет! В последнее время совсем нет времени писать в блог, активно занимаюсь диагностикой бензиновых двигателей. После просмотра видеокурсов Пахомова и углубленного изучения материальной части автомобилей многие доселе неясности при ремонте систем впрыска автомобилей рассеялись и появилось желание применить знания на практике.

Не хочу показаться хвастливым, но результаты уже есть и для начала я думаю неплохие. Извините за это небольшое отступление от темы. Сегодня поговорим на тему динамометрического ключа. Что это такое и с чем его «едят».

Применение динамометрического ключа

Не для кого не секрет, что все болтовые соединения должны затягиваться с определенным моментом. В литературе его часто обозначают как ньютон умноженный на метр. Н*м. К примеру 10 Н*м означает, что болт или гайка затянуты с моментом 10 ньютон, приложенным к плечу длиною 1 метр.

Читайте так же:
Макита 2470 ремонт ударного механизма

Для чего нужно затягивать болтовые соединения с определенным моментом. Ну во первых для того, чтобы соединение было прочным и не произошло самопроизвольное отворачивание. Во вторых при чрезмерной затяжке происходит срыв витков резьбы.

Мне на почту недавно прислал письмо читатель и задал вопросы: «Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля?» и «Как пользоваться динамометрическим ключом?». Отвечу на данные вопросы. Но для начала давайте познакомимся с типами динамометрических ключей.

На сегодняшний день известны три типа динамометрических ключей. Первый тип.

Ключ динамометрический стрелочный

Данный ключ имеет рукоятку со шкалой, квадрат 1/2 дюйма с трещоточным механизмом, стрелку. Шкала динамометрического ключа имеет разметку в Н*м или кгс*м в обе стороны. По центру шкалы стоит ноль и на него первоначально указывает стрелка динамометрического ключа. Ручка ключа имеет для удобства его удержания мелкую накатку. Работает данный ключ по очень простому принципу. При затягивании болтового соединения происходит изгиб металлической ручки(пружинящая сталь) и стрелка фиксирует этот изгиб относительно ноля шкалы. Все очень просто.

Щелчковый динамометрический ключ

Имеет более сложную конструкцию и состоит из следующих частей: металлической ручки и механизмом установки момента затяжки с фиксатором, квадрат 1/2 дюйма с трещоточным механизмом и переключателем направления вращения. На фото ниже вы видите мой динамометрический ключ щелчкового типа, которым я работаю. Как видно из фото на ручке нанесены деления момента затяжки с одной стороны для удобства отсчета в н*м, а с другой в кгс*м. На вращающейся части нанесены деления. При достижении установленного момента затяжки происходит характерный щелчок.

Электронный динамометрический ключ

Данный тип динамометрического ключа очень похож по устройству с щелчковым, но с одной лишь разницей, что момент затяжки устанавливается на жидкокристаллическом экране и сигналом по достижении необходимого момента является не щелчок, а звуковой сигнал.

Какой выбрать динамометрический ключ из этих трех типов. По своему опыту эксплуатации скажу, что наиболее оптимальный вариант для мастера-гаражника — это щелчковый динамометрический ключ. Постараюсь доступно обосновать данный выбор.

Стрелочный динамометрический ключ неудобен тем, что при затяжке соединений нужно всегда наблюдать за показанием стрелки на шкале, что создает определенные трудности при затягивании в труднодоступном месте. Это минус. А его несомненный плюс, это простота устройства и меньшая стоимость из всех трех типов.

Щелчковый динамометрический ключ наиболее удобен, так как установив один раз момент затяжки, вы избавляетесь от необходимости его визуально контролировать. Крутить можно в любом месте и момент затяжки слышно по щелчку в рукоятке.

Электронный динамометрический ключ требует дополнительного питания в виде встроенной батарейки, а ведь батарейка может разрядится в неподходящий момент и тем самым работа останавливается на время поиска батарейки и ее замены. Поэтому я выбрал для себя щелчковый тип ключа. Какой выберите вы, выбор остается за вами.

Как затягивать динамометрическим ключом?

Затяжка динамометрическим ключом болтовых соединений производиться в следующем порядке:
-первоначально нужно из технической документации выяснить необходимый момент затяжки
-выставить на динамометрическом ключе необходимый момент затяжки, зафиксировать его в заданном положении
-затянуть соединение до необходимого момента(определить по стрелке на шкале на стрелочном динамометрическом ключе, или при появлении характерного щелчка или сигнала.

Категорически запрещается отворачивать болтовые соединения динамометрическим ключом, а также производить дальнейшую затяжку при появлении щелчка или другого сигнала. Это вызовет поломку ключа(его механизма). Не рекомндую ключ бросать, разбирать, стучать по нему или им, оберегайте от попадания воды. Будьте аккуратны с динамометрическим ключом и он вам прослужит долго.

Способ затяжки без использования динамометрического ключа

Накануне опубликования статьи читатель задал мне вопрос «Как затянуть без динамометрического ключа болтовое соединения необходимым моментом, если нет под рукой ключа?»
На этот вопрос отвечу, да можно! Но для этого вам понадобиться ключ рожково-накидной или накидной двусторонний, пружинный кантер(весы) с пределом до 20 кг. Теперь вспоминаем о том, что я писал выше. То есть момент затяжки это определенное усилие, приложенное к рычагу длиною в 1 метр. К примеру нам нужно затянуть гайку с моментом 2 кгс*м. Для этого нам нужно измерить длину накидного ключа в метрах. К примеру в моем случае длина ключа составила 0,25 метра. Делим 1 на 0,25. Получаем цифру 4. Четыре умножаем на требуемое усилие затяжки(2 кгс*м) и получаем цифру 8 кг.
Далее устанавливаем накидной ключ на болт или гайку, на другой конец ключа цепляемся крючком пружинных весов и тянем за кольцо весов до достижения 8 кг. Тем самым мы с вами простым способом без наличия динамометрического ключа затянули болтовое соединение необходимым моментом.

Читайте так же:
Кабель канал для квартиры

Таблица затяжки динамометрическим ключом болтовых соединений в зависимости от диаметра и шага резьбы

Таблица моментов затяжки резьбовых соединений

Рассмотрим порядок определения момента затяжки с помощью динамометрического ключа.
Динамометрический ключ можно разделить на несколько видов.

Стрелочный ключ

стрелочный ключ

Самый простой в использовании вид ключа. Принцип его работы основан на отклонении рычага со шкалой относительно неподвижного указателя. Ручка торсион используется для передачи усилия на крепежное изделие. Стрелка указатель с одной стороны прикреплена к головке ключа, а с другой стороны свободна и служит указателем, который показывает значение крутящего момента в определённый момент времени.

Из плюсов можно выделить:

  • низкую стоимость изделия;
  • шкала работает в обе стороны. Она позволяет закручивать крепежные изделия как с правой, так и с левой резьбой.

Из недостатков можно выделить:

  • низкую точность (погрешность измерений составлять от 4 до 10%);
  • данные ключи нельзя отрегулировать и, в связи с этим они со временем изнашиваются и теряют точность измерений, что делает их непригодным к использованию;
  • крайне сложно работать в труднодоступных местах, потому что необходимо всегда следить за затяжкой по стрелке указателю;
  • отсутствует храповый механизм, как у ключа трещотки, в связи с этим ключ приходится всегда переставлять заново;

Предельный ключ (белковый)

Конструкция данного динамометрического ключа показана на картинке. В данном ключе есть специальный механизм, который даёт установить на нём необходимый крутящий момент и передать его на закручиваемый элемент. Также у данного ключа есть храповый механизм, как у обычной ;трещотки. Необходимый момент затяжки можно выставить при помощи шкал, расположенных на корпусе изделия. Как только при закручивании необходимый момент затяжки будет достигнут, прозвучит щелчок и сработает фиксатор, который не позволит превысить выставленную силу момента. Предельный ключ очень удобен в работе, так как при его использовании необходимо просто закручивать соединение до щелчка. Данные ключи имеют большой диапазон крутящего момента (от 5 до 3000 Нм). Размеры присоединительных приводов от 1/4 дюйма до 1 дюйма.

Из плюсов можно выделить:

  • погрешность данного ключа составляет не более 4%;
  • достаточно прост в использовании, так как есть храповый механизм;
  • можно заранее выставить необходимый крутящий момент, при достижении которого ключ издаст характерный щелчок;
  • легко использовать в труднодоступных местах;
  • может работать с крепежными изделиями как с правой, так и с левой резьбой.

Из недостатков можно выделить:

  • необходимость калибровки данного ключи;
  • со временем храповый механизм может выйти из строя, но можно отдельно приобрести рем комплект для некоторых моделей ключа.

Цифровой

цифровой ключ

По сравнению с предыдущими моделями ключей, данный динамометрический ключ имеет множество возможностей. Специальный датчик ключа генерирует сигнал, который преобразуется в необходимую величину крутящего момента и выводится на экран электронного ключа. У данного ключа минимальная погрешность измерений, благодаря электронным компонентам. На дисплее выставляется необходимый момент закручивания, при достижении которого данный ключ издает звуковой сигнал. Во время работы на экране выводится значение крутящего момента в реальном времени.

Из плюсов можно выделить:

  • вывод значений крутящего момента в разных значениях силы;
  • имеет световую и звуковую индикацию;
  • высокая точность измерений (низкая погрешность);
  • может работать с крепежными изделиями как с правой, так и с левой резьбой;
  • не требует регулировки благодаря электронной начинке;
  • удобство работы за счет храпового механизма;
  • сохраняет измеряемые значения в память устройства.

Из недостатков можно выделить:

  • высокая стоимость по сравнению с ключами других видов.

Данный инструмент должен быть подобран таким образом, чтобы момент затяжки крепежного элемента был на 20−30% меньше, чем максимальный момент на используемом ключе. При попытке превысить предел, ключ быстро выйдет из строя. Усилие на затяжку и тип стали указывается на каждом болте.

Как выкрутить болт с сорванными гранями из головки блока цилиндров

В каком порядке затягивать болты ГБЦ: инструкция

Выкрутить болт можно с помощью экстрактора
Грани болтов ГБЦ иногда срываются, что существенно осложняет процесс снятия головки блока цилиндров. Решить проблему выкручивания болта с сорванными гранями можно разными способами:

  1. Усадка (подходит для классической линейки ВАЗ). По болту ударяют тяжелым инструментом, в результате чего он усаживается. Предварительно рекомендуется попробовать выкрутить его с помощью головки на 11, которая набивается на него. Если способ не привел к положительному результату, то нужно действовать с помощью двух молотков, один из которых плоским основанием устанавливается на болт, а другим ударяют по первому. Расплющив шляпку, набивают на нее головку, а затем, используя в качестве рычага длинную трубу, выкручивают. Чтобы исключить повреждение ГБЦ, остальные крепления должны быть затянуты.
  2. Высверливание и применение зубила. Сверлом на 10 высверливают по центру крепежного элемента углубление ниже граней шляпки болта. Затем, установив зубило перпендикулярно шляпке, ударяют по нему молотком, чтобы сделать шлиц глубиной в пару-тройку миллиметров. Разместив зубило под углом 45, ударяют по нему по направлению против часовой стрелки.
  3. Наваривание гайки/головки. На крепежный элемент со слизанными гранями нужно наварить подходящую гайку или, что лучше, головку. Дождавшись остывания металла, ключом выкручивают болт. Рычаг можно и нужно удлинить.
  4. Экстрактор. Этот инструмент специально предназначен для выкручивания болтов с сорванными гранями. Нужно подобрать экстрактор подходящего размера, насадить его посредством молотка на шляпку болта и выкрутить ключом с квадратом 3/8 дюйма. При необходимости используют рычаг.
  5. Высверливание отверстия под ключ. Суть метода состоит в подготовке отверстия в крепеже перфоратором, в который вставлено сверло по бетону. Высверлив в отверстие, необходимо вставить в него торекс на 25, а затем, воспользовавшись рычагом, выкрутить.
Читайте так же:
Домкрат гидравлический с выносным насосом

Таковы основные особенности затяжки болтов ГБЦ. Самое важное, что требования изменчивы и зависят от марки и модели автомобиля, а в схему можно вносить небольшие изменения. Однако в любом случае крепежи закручиваются от середины к краям.

О динамометрическом ключе: для чего предназначен, как пользоваться

Огромное количество авторемонтных мастерских и шиномонтажей в каждом населённом пункте России практически полностью избавили автолюбителей от необходимости самостоятельно ковыряться в собственных автомобилях, устраняя неисправности.

Однако нередко случаются ситуации, когда на пустынной дороге срочно возникает необходимость замены колеса на запаску, и дорожный набор с минимальным количеством инструментов здесь приходится очень кстати. В комплекте вещей первой необходимости у каждого предусмотрительного водителя обязательно должен быть динамометрический ключ.

Устройство ключа

Принцип работы динамометрического ключа

Многие начинающие автолюбители часто задают вопрос — как пользоваться динамометрическим ключом? Данное устройство представляет собой универсальный инструмент, предназначенный для использования различных накидных насадок на гайки, а также внутренних шестигранников в целях откручивания или затягивания автомобильных крепежей. Ключ имеет очень простую конструкцию, и обучиться его использованию может практическим каждый автолюбитель.

Дальше в изделии идёт высокопрочный элемент, влияющий на всю работу инструмента, — квадратный стержень из закалённой стали, на который устанавливаются все рабочие насадки в наборе.

Все элементы ключа заключены в прочный корпус из стали, и на нём может быть нанесено резиновое покрытие для предотвращения скольжения инструмента в руке. Внутри ключа спрятан пружинный блок, позволяющий автолюбителю регулировать усилие.

На краю насадки стоит специальный пластиковый фиксатор, который позволяет зафиксировать нужное усилие и не сорвать гайку.

Ключ индикаторного типа

Виды динамометрических ключей

Ключи могут быть нескольких видов в зависимости от принципа работы, устройства пружинного механизма, качества, производителя и стоимости изделия. Все ключи можно разделить на следующие основные категории:

  • Индикаторного, либо стрелочного типа — содержат на корпусе динамометр со стрелочным циферблатом, что очень просто для определения усилия, а также данный инструмент имеет относительно низкую стоимость, потому что в нём нет сложных цифровых устройств. Прибор имеет и минус — при определении усилия он даёт погрешность до 6-8 % от точных показаний.
  • С электронным индикатором — принцип работы и конструкция прибора практически та же самая за исключением того, что в нём цифровая круглая шкала заменена электронным дисплеем. Прибор даёт более точные измерения, и суммарная погрешность не превышает 1 %, однако в то же время он стоит дороже и в случае падения может быстро разбиться.
  • Щелчкового типа. Этот инструмент имеет градуированную рукоять с бегунком, регулируется небольшим усилием руки, при каждом из которых раздаётся характерный звук. Погрешность данного прибора не превышает 4 %, что гораздо ниже, чем у индикаторного ключа, но больше, чем при использовании электронного изделия. По цене данный ключ находится в среднем диапазоне и является наиболее популярным.
Читайте так же:
Что такое закаливаемость и прокаливаемость

Электронный ключ

Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового и иного типа

Чтобы правильно воспользоваться инструментом, автолюбителю не потребуется каких-либо особых навыков, достаточно лишь 2-3 раза самостоятельно затянуть или открутить гайку. Для каждого изделия надлежащего качества имеется инструкция по использованию прибора, в соответствии с которой необходимо выполнить следующие шаги:

  • Выбрать подходящую насадку, которая будет соответствовать размеру гайки.
  • На рукоятке выстраивается необходимое предельное усилие, которое требуется приложить к крепежу.
  • После настройки шкалы необходимо зафиксировать винт, который будет определять это усилие и не даст мастеру сорвать гайку.
  • Рабочий орган ключа накидывается на гайку и происходит затяжка. Автолюбитель может не переживать, что сорвёт крепёж, так как при достижении выставленного усилия прибор начнёт трещать и прокручиваться вхолостую.

Щелчковый ключ

Предельные усилия для затяжки болтов

Чтобы правильно затянуть автомобильные болты и гайки, не повредив их, мастер должен быть в курсе того, какие усилия являются предельными в зависимости от длины, диаметров элементов, качества стали, из которых они изготовлены. Эти данные по предельному крутящему моменту приведены в таблице.

Резьба/шаг, ммКласс прочности 4,6Класс прочности 5,8Класс прочности 8,8Класс прочности 10,9Класс прочности 12,9
5/0,82,13,55,57,89,3
6/1,03,65,99,413,416,3
8/1,258,514,423,031,738,4
10/1,516,327,845,162,475,8
12/1,7528,849,077,8109,4130,6
14/2,046,176,8122,9173,8208,3
16/2,071,0118,1189,1265,9319,7
18/2,598,9165,1264,0370,6444,5
20/2,5138,2230,4369,6519,4623,0
22/2,5186,2311,0497,3698,9839,0
24/3,0239,0399,4638,4897,61075,2
27/3,0345,6576,0922,61296,01555,2
30/3,5472,3786,21257,61766,42121,6
33/3,5636,51056,01699,22380,82860,8
36/4,0820,81363,22188,83081,63696,0
39/4,01056,01756,83955,24742,4

Как правило, шкала инструмента градуирована в Нм, но иногда можно увидеть на ней показатели усилий в килограммах.

Динамометрический ключ в наборе с насадками

Правила корректного использования ключа

Чтобы динамометрический ключ служил долго и не ломался, мастера на СТО дают различные советы своим клиентам. Основные рекомендации по безопасному пользованию данного инструмента приведены ниже:

  • Не рекомендуется применять данное дорогостоящее изделие в качестве баллонного ключа или трещотки, откручивая и закручивая им все виды гаек или болтов, потому что он является лишь измерительным инструментом и прибор может быстро выйти из строя, так как у него сломается пружинный механизм.
  • Все накидные или шестигранные насадки должны быть только безударными, так как любые грубые сотрясения приведут к увеличению погрешности измерительной шкалы.
  • Лишь одна устанавливаемая на прибор штатная насадка может точно передать нужный момент на крепёж, исходя из произведения силы и плеча, заложенных в динамометре. Если же использовать какие-либо переходники, гибкие или жёсткие удлинители, то показатель на приборе будет сильно разниться с фактическим усилием.
  • Категорически не разрешается применение самодельного рычага, например, обрезка трубы. Излишнее усилие на трещотку приведёт к поломке пружинного механизма и скорому износу прибора. Допускается оказывать усилие на крепёж лишь при помощи имеющегося плеча на рукояти.
  • Один из главных принципов эксплуатации прибора — это бережное отношение к нему. Его ни в коем случае нельзя бросать, оказывать ударные воздействия на рукоять, так как циферблат обязательно собьётся.
  • Динамометрический ключ, только что приобретённый в магазине, не может сразу эксплуатироваться по назначению. Перед первой затяжкой реального болта ключом надо несколько раз поработать при холостом нагружении, то есть дать инструменту минимальное значение на шкале и провернуть 5-7 раз до характерного звука трещотки.
  • Данный инструмент почти полностью состоит из движущихся металлических деталей, и долгое его хранение без работы во влажных условиях неминуемо приведёт к коррозии. Чтобы этого не произошло, его следует всегда убирать в сухое прохладное место, при длительном хранении без использования регулярно смазывать машинным маслом, а перед новой эксплуатацией — настроить для работы.
  • Обязательна установка шкалы на ноль после использования. Это связано с тем, что при любом значении, отличном от начального, пружинный механизм всегда находится в напряжении, из-за чего прочный металл пружины может быстро «устать» и погрешность показаний существенно возрастёт.
Читайте так же:
Принцип работы карбюратора бензопил

Вечных механизмов не бывает, и пружина рано или поздно подвергается пластическим деформациям, что требует её ремонта или замены. Данная процедура выполняется в любой точке ремонта автомобильного инструмента и называется поверкой прибора. Так, после проведения данной процедуры его точность возрастает до первоначальных значений.

Станция техобслуживания

Динамометрический ключ — прибор всё-таки профессиональный, и в инструментах каждого автолюбителя иметь его вовсе не обязательно. Кроме того, надо помнить, что электронный прибор всегда более чувствителен, чем механический, поэтому он может быть использован не только при ремонте авто, но и во время эксплуатации электронных приборов или иного высокоточного оборудования.

Ключи динамометрические с предварительно выставляемым моментом затяжки

динамометрический ключ

Наиболее универсальными являются динамометрические ключи щелчкового (предельного) типа. Предназначены для затягивания, как правило, по часовой стрелке с заранее установленным усилием. Существуют разновидности ключей, позволяющие затягивать крепеж против часовой срелки. Конструкция таких динамометрических ключей предусматривает переключение присоединительного квадрата на противоположную сторону.

динамометрический ключ

Внешне динамометрический ключ напоминает обычную трещотку с нанесенной шкалой у рукоятки. Это самые удобные в применении ключи. Настройка производится очень быстро:

  • Отпустить стопорную гайку (1);
  • При помощи вращающейся рукоятки (3) на шкале (2) установить необходимую нагрузку (как на микрометре);
  • Зафиксировать положение стопорной гайкой.

Динамометрический ключДинамометрический ключ

Ключ готов к работе. Во время работы при достижении выставленной нагрузки раздается щелчок. Все очень просто. Это динамометрический ключ щелчкового типа.

Погрешность таких динамометрических ключей составляет порядка 4%, что позволяет проводить фактически все работы, связанные с ремонтом автомобиля. Единственное, что необходимо учитывать при выборе динамометрического ключа, это рабочий диапазон. Он может быть:

от 0,5 кг до 2,5 кг — квадрат 1/4"

от 1,9 кг до 11 кг — квадрат 3/8"

от 4,2 кг до 21 кг — квадрат 1/2"

от 7 кг до 35 кг — квадрат 1/2"

от 8 кг до 40 кг — квадрат 3/4"

от 10 кг до 70 кг — квадрат 3/4"

от 14 кг до 98 кг — квадрат 1"

Желательно выбрать динамометрический ключ так, чтобы необходимые нагрузки находились внутри рабочего диапазона (не крайние значения).

Существует несколько разновидностей щелчковых динамометрических ключей, кроме уже описанного. Отличаются они приспособлениями для установки момента. Например, динамометрический ключ с установкой момента на шкале в окне. Значение на шкале (2) устанавливают поворотом кольцевого регулятора (1), предварительно оттянув его. Считается, что точность динамометрических ключей со шкалой немного ниже, чем у аналогов.

Точность показаний всех динамометрических ключей должна регулярно проверяться один раз в год или каждые 10000 применений. Таким динамометрическими ключами пользуются профессионалы на СТО и любители. Цена такого динамометрического ключа от 900 руб. до 3000 руб.

Электронные динамометрические ключи

Самыми серьезными считаются электронные динамометрические ключи. Погрешность результатов инструмента не более 1%, а показания отображаются на цифровых жидкокристаллических дисплеях в любых системах измерения (кг, фунты, Н/метры). Такой динамометрический ключ имеет разъем для соединения с компьютером. И, соответственно, имеется возможность распечатки данных затяжки и другой информации (дата, время, номер операции, марка автомобиля, назначение и т.д.). Но и цена электронных динамометрических ключей начинается от 1000 евро.

Стрелочные динамометрические ключи

Динамометрический ключ

Существует еще одна разновидность динамометрического ключа. Это так называемые стрелочные динамометрические ключи. Очень дешевый вариант (около 300 руб.). К корпусу (1) прикреплена шкала (2), ручка (3), квадрат для торцевых головок (4) и стрелка (5). При затягивании стрелка остается на месте, а корпус со шкалой смещается. Погрешность таких динамометрических ключей составляет 6-8%. Сломаться такие ключи могут только при превышении нагрузки.

Механические динамометрические ключи с круглой шкалой и стрелкой менее удобны в применении. Цена и вес выше, чем у щелчковых, но имеются покупатели и на них. При хорошем исполнении погрешность составляет 2-3%.

Мы коротко рассказали Вам об основных видах динамометрических ключей. Какой выбрать — Вам решать. Здравый смысл Вам подскажет, что использование динамометрического ключа необходимо не только при ремонте двигателя, но и при затяжке любого крепежа, в том числе и колесных гаек.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector