Ручная лебедка – что это такое, устройство, принцип работы, плюсы и минусы, виды
Ручная лебедка – что это такое, устройство, принцип работы, плюсы и минусы, виды
Пусть ручная лебедка и уступает по грузоподъемности механизмам с электроприводом, но она остается востребованным и популярным устройством. Для ее работы требуется прикладывать физическую силу, но она способна выручить хозяина даже в полевых условиях при отсутствии доступа к электрическому питанию.
Что такое ручная лебедка?
Данное приспособление предназначено для перемещения грузов с помощью мускульной силы. По причине отсутствия электродвигателя или бензинового привода этот механизм является компактным, мобильным, имеет недорогую стоимость. Ручная лебедка для подъема и спкска груза способна забросить в нужную точку строительного объекта рубероид или цемент, вытащить двигатель из капота или застрявший автомобиль из болота.
Способы установки ручной лебедки:
- на балласт;
- на якорь;
- на фундаментные болты;
- на раму.
Устройство ручной лебедки
В зависимости от назначения и нагрузки различают настенный или напольный вариант механизма. Для крепления к поверхности ручная лебедка для подъема оснащается пазами или проушинами (для присоединения цепи). На барабан может наматываться цепь, ремень или трос требуемой длины, который стопорится с помощью храповика в нужный момент. Перечислим основные узлы лебедки с ручным приводом:
- рама;
- барабан;
- понижающий редуктор (зубчатые передачи, червячная, рычажная);
- тормозное устройство;
- рычаг;
- собачка;
- шкив;
- трос.
Принцип работы ручной лебедки
Точками опоры в данном механизме являются место крепления и корпус. Независимо от типа тягового механизма ручная механическая лебедка действует по принципу увеличения приложенной человеческой силы за счет приложенного плеча. Теряя в расстоянии и скорости, мы получаем существенный прирост тягового усилия. Когда подача троса прекращается, зубья шестерни упираются в подпружиненный стопор для предотвращения его разматывания.
Плюсы и минусы ручной лебедки
Данное приспособление многие считают устаревшим, но у него имеется масса востребованных функций. Например, ручная лебедка для автомобиля – практически безотказная палочка-выручалочка, не требующая дополнительного питания от сети. Всем известно, чем меньше у механизма мелких узлов с ответственными деталями, тем реже он будет ломаться. Заметим, что и денег такие устройства стоят сравнительно немного.
Достоинства ручной лебедки:
- Приспособление для работы не требует электроэнергии или топлива.
- Небольшие габариты.
- Приемлемая стоимость.
- Несложная конструкция.
- Ручная лебедка проста в обслуживании и ремонте.
Недостатки ручных лебедок:
- Приспособление несколько неудобно в использовании на морозе, в глубоких ямах и в грязи.
- Мощность устройства ограничена физической силой человека.
Виды ручных лебедок
Каждая разновидность конструкции предназначена для определенных целей. Например, монтажная ручная тросовая лебедка эффективно используется для перемещения груза по вертикали, ее устанавливают на строительные механизмы, для передвижения лифтов. Если же требуется буксировочное средство, то лучше приобрести тяговое устройство. Различают по конструкции следующие разновидности лебедок:
- рычажные;
- барабанные;
- монтажно-тяговые.
Рычажная ручная лебедка
Компактность данного приспособления разрешает его использовать в труднодоступном месте и перевозить без проблем в багажнике. При работе требуется перемещать рукоятку вперед и назад, за счет чего по прямой оси осуществляется передвижение и удерживание тяжелого груза. Спаренные зажимы при этом по очереди зажимают трос, двигая его в нужную сторону. Ручная лебедка с рычажным приводом развивает усилие тяги до 3-х т, работает с длиной троса до 20-ти м. Она не требует специального монтажа и установки, поэтому прекрасно подходит для владельцев внедорожников.
Барабанная ручная лебедка
Для наматывания троса на барабан требуется крутить рукоятку механизма, поэтому все работы с устройством производятся преимущественно на высоте человеческого роста. Данное приспособление передвигает грузы с большей скоростью, но обладает меньшим тяговым усилием. Ручная настенная лебедка развивает усилие до 1 т и работает с тросами длиной до 100 м. Для ее эксплуатации требуется наличие жесткого основания. Применяется она в строительстве, на предприятиях, в гаражах, для бытовых целей.
Как выбрать ручную лебедку?
Желая приобрести отличного помощника на строительство дома, в гараж или для внедорожника, нужно учитывать конструктивные особенности и другие нюансы данного приспособления. Сразу же уточним, что для вертикального подъема лучше подходят тали. Ручная лебедка преимущественно предназначена для перетаскивания грузов по горизонтали или под углом, хотя многие умельцы научились их приспосабливать в качестве подъемных механизмов.
Главные критерии при выборе ручных лебедок:
- От качества механизма укладки троса и его фиксации зависит безопасность работы.
- Ручная лебедка для авто должна приобретаться с запасом мощности, чтобы она смогла вытянуть машину под углом.
- Для демонтажа или установки двигателя машины в гараже хватает тягового усилия до 1 т.
- Для автомобильных лебедок на внедорожниках нужна длина троса до 30-ти м.
- Строительная ручная лебедка для работы преимущественно требует длины троса до 10-ти м.
- Обязательно обращайте внимание на компактность устройства, если планируете его постоянно перевозить в багажнике.
- Цепная ручная лебедка выдерживает значительное усилие, но при резком перепаде нагрузки звенья цепи могут лопаться.
- Трос менее долговечен, но благодаря витой структуре не боится резких перепадов нагрузки.
Рейтинг ручных лебедок
Изучение каталогов с описанием лучших новинок года помогает правильнее подобрать приспособление для авто, гаража или на стройку. Для примера предлагаем посмотреть небольшой ТОП устройств барабанного и рычажного типа в разной ценовой категории:
- Matrix 52225 – популярное бюджетное устройство с тяговым усилием до 1,6 т, вес 6 кг, передаточное число 15:1, диаметр троса 5 мм, длина троса 2,8 м.
- STAYER 4310-2 – грузоподъемность 1 т при высоте подъема до 3 м, развивает усилие 2 т на местности с уклоном до 15º, имеется усиленный корпус.
- Haul-Master 95541– работает с полиэфирной гибкой лентой, корпус стальной, мощность приспособления 900 фунтов (около 400 кг).
- Sportsman W1000 – поставляется с 32-х футовым крепким стальным тросом (9,75 м), максимальная грузоподъемность 1000 фунтов (454 кг), вес 2,7 кг, кованая шестерня, антикоррозионное покрытие корпуса.
- Invincible Marine BR59230 – тросовая ручная барабанная лебедка, коррозионно-стойкая сборка, оцинкованная рама, мощность ручной лебедки 600 фунтов (до 270 кг), благодаря компактным размерам подойдет для лодки или гаража.
Использование ручной лебедки
Работа с грузоподъемным механизмом считается потенциально опасным делом, поэтому несоблюдение инструкции здесь нередко приводит к аварийным ситуациям. Опишем вкратце основные пункты, как пользоваться ручной лебедкой:
- Поверхность, на которую крепят устройство, должна выдерживать максимальную грузоподъемность лебедки.
- Максимальный вес поднимаемого или удерживаемого предмета должен быть вдвое меньше максимальной грузоподъемности приспособления.
- Перед работой всегда осматривайте узлы механизма и трос, проверяйте лебедку без нагрузки.
- Если требуется удерживать предмет на весу продолжительное время, то трос закрепляют, чтобы убрать нагрузку с лебедки.
- При работе с тросами используйте кожаные перчатки.
- На барабан трос наматывается с нижней части.
- При использовании балласта для закрепления лебедки на земле, его вес должен вдвое превышать тяговое усилие.
- Перемещение груза следует производить без рывков и плавно.
- После использования трос аккуратно наматываем на барабан.
Что не допускается при ручном управлении лебедкой?
Каждый вид подъемно-транспортных приспособлений имеет свои особенности, поэтому всегда изучайте паспортные данные перед началом использования. Строительная ручная лебедка – полезный и функциональный механизм, требующий бережного отношения и соблюдения следующих правил безопасной эксплуатации:
- Запрещено использовать лебедку с трещинами или деформациями на корпусе, с износом на шестернях.
- Не используйте трос с признаками явного износа, обрывами проволоки.
- Запрещено эксплуатировать крюк при износе в зеве более 10% высоты сечения, при нарушении крепления в обойме.
- Нежелательно перемещать лебедкой грузы неопределенного веса или с весом, превышающим грузоподъемность устройства.
- Не допускается эксплуатация лебедки при неисправности тормозов, при ненадежной навивке троса на барабан.
Ручная лебедка своими руками
Существует масса способов изготовить собственными силами простой механизм для перетаскивания или подъема грузов. Для примера вкратце опишем, как делается ручная самодельная лебедка из тормозной трещотки КамАЗа:
Конструируем ручную лебедку своими руками
Ручная лебедка своими руками конструируется запросто.
Может казаться, что сделать ее своими руками весьма сложно, но на самом деле конструирование базируется на простых законах физики и механики.
Ручные лебедки сегодня встречаются повсеместно: в строительстве, приусадебном хозяйстве, автомобилисты охотно берут лебедки с собой, чтобы выбраться из бездорожья в пути.
Ручные лебедки имеют свои преимущества:
- компактность, небольшие размеры – поместится в багажник;
- простота применения — не нужна подготовка к использованию;
- мобильность — может поворачиваться в зависимости от текущей задачи, создает усилие в горизонтальной и вертикальной проекциях;
- универсальность — ее задача только тянуть и поднимать груз. А где и какой – велика ли разница? Нужно лишь убедиться, что она создает необходимое тяговое усилие;
- проста в обслуживании: не требуют сложного и регулярного ремонта.
Почитайте наш материал, посмотрите инструкцию по практической сборке (включая видео) и вы поймете, что сделать лебедку своими руками просто.
Но для начала – детальный экскурс: разновидности, принцип работы, устройство и собственно сама инструкция по шагам.
Виды ручных лебедок
Лебедка применяется для перемещения груза своими руками на расстояние горизонтально и на высоту вертикально, с упором или без. Существует 3 разновидности ручных лебедок.
Рычажная
Рычажная лебедка с тросом имеет трещотку или храповый механизм, рычаг и важную особенность – она может работать в подвешенном состоянии, не нуждается в фиксировании к прочному основанию.
Качательные движения рычага приводят в движение храповый механизм. Такая механическая лебедка имеет встроенный барабан, который не разматывается по причине фиксаторов — кулачков.
Единственный недостаток – короткий трос (едва более 6 метров). Что важнее – ее усилие в тяге: этот показатель насчитывает от 750 кг до 4 тонн усилия. Допустимая высота для подъема – 4 метра.
Барабанная
В устройство этой разновидности входят опора, рукоятка, редуктор, барабан. Барабан может быть зубчатым или червячным. Зубчатый использовать предпочтительней, так как такой барабан изнашивается крайне медленно.
Иногда такую лебедку именуют тросовой по той причине, что она имеет барабан с длинным тросом. Работает она так: вращаете рукоятку, вращение сообщается барабану редуктором, барабан в свою очередь создает тяговое усилие.
Такую лебедку нужно всегда надежно фиксировать. Также барабанная лебедка имеет важный стопорный механизм — тормоз, который срабатывает автоматически в случае внезапного падения груза.
Барабанная лебедка сообщает тяговое усилие от 250 кг до 5 тонн, при этом длина троса запросто достигает 30-40 метров, при толщине до 15 мм.
Толщина троса сразу расширяет возможности — вывод автомобиля из кювета, поднять тяжелый железобетонный блок на высоту и так далее.
Монтажно-тяговая
Это лебедка рычажного типа, только без барабана. Корпус имеет зажимы-кулачки, которые создают нужное усилие.
Кулачки располагаются параллельно, потому сила давления на трос распределена по всем векторам одинаково, а значит, трос в итоге дольше прослужит.
С помощью рычага можно блокировать кулачки. Лебедка имеет рычаг тяги, который при помощи срезного штифта защищает весь механизм от перегрузки.
Такая лебедка применяется чаще всего, так как технически более совершенна и продумана для использования решительно во всех сферах хозяйственной, строительной деятельности.
Нужно лишь периодически смазывать механизм, чтобы все его узлы работали идеально.
Ручная лебедка: инструкция
Прежде чем мы приступим к сборке ручной лебедки из металла своими руками с помощью сварки, обратите внимание на старый «дедовский» способ, который может выручить, когда механизма нет, а вытащить, к примеру, авто из грязи надо:
- Вам понадобится лом, отрезок трубы, трос;
- Вкапываем лом глубоко в землю – он будет осью вращения;
- На ось надеваем отрезок трубы, который будет рычагом. Разумеется, труба с ломом должны образовать угол в 90 градусов, чтобы импровизированную ось можно было вращать;
- Крепим трос карабином к лому, а другой его конец – к крепежу автомобиля;
- С помощью рычага (трубы), начинаем наматывать трос на лом. При этом есть важный момент, который облегчит труд: чем длиннее рычаг, тем меньше сил вы потратите на накрутку троса. Пусть труба – наш рычаг, будет длиной под 1 метр, может чуть короче.
Такая лебедка, хоть и импровизированная, в точности повторяет принцип работы любой другой.
А теперь перейдем к сборке из металла, с помощью сварки и дополнительных запчастей. Наша будущая лебедка будет состоять из: шестерни, вала для намотки троса, втулки, ручки и корпуса.
Обратите внимание на чертежи – в них указаны рекомендуемые размеры всех деталей.
Теперь разберем чуть подробнее комплектующие:
- шестерня — глиста сообщает вращающий момент валу, на который наматывается трос. Нужно подобрать достаточно толстую деталь с крепкими зубьями – запас прочности будет значительно больше;
- вал намотки троса — можно собственноручно сделать из простых деталей: взять желательно литой цилиндр из металла (кусок старого карданного вала, втулка от самосвала) и с одной стороны к нему приварить «ухо» — округлый лист металла, который по диаметру подойдет к внутреннему кольцу шестерни. В будущем вале желательно просверлить сквозное отверстие — в него можно продеть трос и после закрепить его снаружи;
- втулка – нужна для скольжения вала при вращении. Если вы будете постоянно использовать лебедку, то лучше ставить подшипник качения, который, как и втулку, можно запросто поменять;
- корпус — в нем нужно учесть очень важный нюанс: все отверстия для крепления нужно сделать с учетом полного отсутствия зазоров и расстояния между шестерней, валом, рукояткой и подшипником/втулкой.
Механизм должен работать плавно – не быть расшатанным, но и жестко посаженным, чтобы детали не истирали друг друга.
А теперь к сборке самой лебедки.
Готовим корпус
Берем стальной швеллер или листовой металл толщиной 4 мм. Корпус будет состоять из короткого и длинного швелеров, посаженных на болтовое соединение с обеими пластинами корпуса.
- Берем два куска швелера – один длиной 40 сантиметров, другой – 30 см. Тот, что длиннее, будет правой частью нашей лебедки, где будет находиться шестерня и ручка вращения;
- Размечаем в швелерах на одном уровне отметки для сквозного сверления – в получившиеся отверстия мы поставим в конце вал;
- Сверлим в каждом швелере также на равном уровне 4 отверстия для болтового крепления с параллельными пластинами корпуса;
- Берем лист металла, толщиной 4 мм и вырезаем 2 детали: они напоминают собой привычный прямоугольник, который в правом нижнем углу имеет выступ в виде треугольника. В одной такой детали сверлим ряд отверстий, которые понадобятся для крепления лебедки стационарно. Также в двух этих деталях мы сверлим сквозное отверстие на одном уровне – в него мы проденем вал шестерни Глиста;
- Надеваем на вал шестерни Глиста два подшипника (две втулки);
- Надеваем металлические пластины c треугольным выступом на вал шестерни Глиста и крепим их болтами, пружинными шайбами и гайками;
- На вал намотки сажаем шестерню. После надеваем металлическую втулку;
- Вставляем вал в длинный швеллер;
- Надеваем короткий швеллер на латунную втулку и крепим также пружинными шайбами, гайками и болтами.
Лебедка готова. Крепим ее по месту назначения – в гараже, на строительном объекте.
Также возможен вариант — посадить лебедку на пару металлических обручей, которые можно использовать как хваты вокруг дерева: разжали обручи, обхватили ими дерево, затянули быстро болтами с гайками – лебедка закреплена на дереве.
Конец троса крепим к буксировочному крюку автомобиля и можно вытягивать его из грязи в полевых условиях.
Обратите внимание на видео – в нем резюмирован весь процесс сборки простой ручной лебедки.
Ручная лебедка – довольно бесхитростная конструкция, изготовление которой своими руками зиждется на расчетах креплений ее вращающихся узлов.
Прежде чем приступить к сборке своими руками, разметьте точки будущих креплений, приложив имеющиеся детали применительно к заготовке: можно понять тут же – где отметить, где отрезать лишнее, может и вовсе заменить втулку/шестерню.
Собирайте в указанной последовательности, и в итоге получится полностью рабочий, простой в устройстве, но весьма эффективный механизм.
Лебёдка ручная. Описание, особенности, виды и цены ручных лебёдок
Таскатель, нефтянка, тросовый домкрат, лягушка, туапсинка и душанбинка. Все это – названия ручной лебедки. В одних отражен род деятельности, в других особенность внешнего вида, а в третьих места производства.
В частности, в советские времена лебедки поставляли заводы Туапсе и Душанбе. Там же выпускали тали. И внешне, и по строению они похожи на лебедки. Статья посвящена последним. Но, в начале, разберемся в отличиях от талей.
Описание и характеристики ручной лебедки
Ручная лебедка – устройство для перемещения грузов по горизонтали. Тали же передвигают тяжести по вертикали, то есть, снизу вверх. Однако, есть комбинированные модели, в которых два механизма совмещены.
Строение лебедки основано на барабане с намотанным на нее тросом. За него тянут грузы. Минимальная нагрузка для лебедок – 150 килограммов, а максимальная – 10 тонн. Сколько выдерживает конкретная модель можно проверить лишь опытным путем.
Производители заявляют грузоподъемность лебедок. Но, тот же опыт подсказывает, что китайские установки, к примеру, склонны выдерживать меньше нормы. В соответствии с заявкой производителя работают, как правило, российские лебедки. Их, в основном, поставляет завод Армавира.
На пределе нагрузки у лебедок рвется трос. Подстраховываясь, избегают его металлических вариантов. Порвавшись и отпружинив, такие могут нанести серьезные увечья.
Предпочтительны канатные тросы. Их длина в лебедках разных моделей тоже разнится. Минимум – 1,5 метра, максимум – 10.
К барабану с тросом в лебедке прилагается передача в виде зубчатого привода, рычага с храповиком или винтового механизма. Они снижают нагрузку на трос.
Элементы передачи и барабан крепятся к раме. В ней есть пазы для цепи, протягиваемой к неподвижной опоре и закрепляемой на ней. Бывают, так же, рамы с болтовыми соединениями для крепления.
В отличие от электрической, ручная лебедка полностью автономна. Кроме заводских вариантов есть упрощенные самопальные. Любители езды по пересеченной местности, к примеру, возят с собой полуметровый отрезок трубы.
Его вбивают в грунт. К верхушке трубы крепят трос. В действие импровизированную лебедку приводят черенком лопаты или фомкой. Ухват осуществляют меж трубой и тросом.
Усилие прилагается большее, чем к заводским установкам. Однако, и на самой простой лебедке коэффициент полезного действия в разы больше, чем без механической подмоги.
Ручная лебедка, своими руками сделанная, работает только на тягу. Среди же заводских установок есть способные еще и плавно опускать груз. Если конструкция рассчитана не только на тягу по земле, но и подъем, их мощь разниться.
Передвигать в горизонтали легче, чем по вертикали. На упаковке указано 2/0,8 т.? Значит, лебедка способна тянуть по земле 2000 килограммов, а поднимать меньше 1000.
Виды ручных лебедок
По сути, деление моделей на самодельные и заводские, импортные и отечественные – это классификации лебедок. Разделить их можно и по типу крепления.
Есть аппараты, фиксирующиеся на стенах, на земле и комбинированные. Но, основная классификация связана со строением, типом механизма лебедок:
№1 Рычажный механизм может работать без фиксации. Соответственно, не нужно искать основание, способное, как и лебедка, выдержать солидную нагрузку.
Плюсом, свободное крепление позволяет применять аппарат и по горизонтали, и по вертикали. Главный в конструкции рычаг. Он, запускает храповый механизм, вращающий вал лишь в одну сторону.
Минус конструкции – малая намотка троса на барабан. Более 6-ти метров в моделях класса не встретить. Зато, лебедка ручная рычажная – рекордсмен грузоподъемности. Именно среди аппаратов с рычагами встречаются тягающие по 10 тонн.
Такие лебедки солидны в размерах, применяются в промышленности, на стройках. Большинство же рычажных образцов миниатюрны, закупаются для бытовых нужд.
Подвидом рычажной лебедки считается монтажно-тяговая. В ней отсутствует барабан. Это делает модели компактными и снимает ограничение по длине каната. Встречаются предложения с 20-25-метровыми тросами.
Зажимаются они кулачками на корпусе. Расположены зажимы друг напротив друга, обеспечивая равномерную нагрузку на трос. Тот, в итоге, дольше служит. К тому же, есть функция блокировки кулачков рычагом.
Последний защищен срезным штифтом. Устройство совершеннее прочих рычажных лебедок, набирает популярность.
№2 Барабанный механизм работает только от опоры. Рассчитан на горизонтальное передвижение грузов. Если переместить их нужно под углом в 45 градусов, лебедка ручная барабанная крепится на высоте 15 сантиметров от земли.
Это минимум. Если передвигать груз предстоит под большим углом, аппарат поднимают на 65 сантиметров. Кроме опоры, работают рукоять, редуктор и барабан.
На последнем, как правило, десятки метров троса. Поэтому модели серии еще называют тросовыми. Вместо рычага движение задает вращающаяся рукоять.
Через редуктор она передает импульс на барабан, а тот задает тяговую силу. Если она чрезмерна, срабатывает стопор. Это обезопасит в моменты внезапного падения грузов. Они могут весить от 250-ти кило до 5 тонн.
Подклассификации лебедка ручная тросовая обязана разным типам привода. Наименее надежным считается :
-Червячный. В нем есть винтовая шестерня и основная. Последняя закреплена на барабане, вращается винтом. Механизм имеет автостоп и позволяет двигать груз в любом направлении, проще говоря, работает на реверсное движение. Радует и сила привода, компактность механизма. Но, плюсы перекрывает быстрый износ за счет активного трения в червячной паре. Снижая нагрузку, приходится постоянно смазывать ее. Без смазки червячные приводы часто клинет.
-Односкоростной шестеренчатый привод представляет большую шестеренку на барабане и рядом с ней малую передающую. Конструкцию еще именую зубчатой. Передаточное отношение высчитывается от количества зубцов на шестеренках. Ведущая из них монолитно скреплена с валом, а к нему фиксируется рукоять.
Если ее плечо длинное, для тяги нужно приложить минимальное усилие. Короткие рукояти заставляют попотеть. Зато, механизм надежен и долговечен, в горизонтали тягает по 2-3 тонны, а в вертикали несколько центнеров.
-Многоскоростной шестеренчатый привод. В таком несколько пар шестеренок. Учитывая, что каждая увеличивает коэффициент усилия в десятки раз, привод самый мощный. Но, скорость вращения барабана, свойственная при 1-ой паре шестерней, теряется.
Приемлемый ритм набирается с тяжелыми грузами от тонны весом. Если же задумано поднять ведро с гравием, процесс будет затяжным. Выручает функция блокировки шестерней. Можно застопорить определенные пары. Учитывая сие, цепная лебедка ручная с многоскоростным приводом – верх совершенства в своем классе.
Как видно, от нюансов строения лебедки зависит сфера ее применения. Есть даже отдельная классификация по назначению установок. Ее рассмотрим в отдельной главе.
Применение ручной лебедки
Наиболее часто ручная лебедка нужна для автомобиля. Это считается бытовым применением. В авто принято класть рычажные модели. Удобны их компактность и возможность работать без крепления.
В противовес моделям с электрическим приводов встают легкость, экономия ресурсов двигателя, от которого лебедки берут энергию. К тому же, ручные установки в разы дешевле электрических.
Лебедки бытовой направленности именуют малогабаритными, поскольку для хозяйственных нужд достаточно компактных моделей.
Их используют не только в авто, но и на частных стройках, в гаражных работах, при натягивании проводов. Прочие виды установок узкоспециализированные. Так:
- Скреперные лебедки используют гонрнодобытчики для перемещения люлек с породой.
- Маневровые помогают перемещать жд-вагоны. Такая необходимость возникает в участках разгрузки и на предприятии.
- Тяговые лебедки тоже промышленные, но направлены на различные грузы, перемещаемые на предприятиях, складах, стройплощадках.
- Монтажные модели применяют при сборке и демонтаже различного оборудования. Лебедки класса помогают перемещать и удерживать на весу его детали.
Изготавливаются ручные лебедки из крепких сплавов. Их сочетание с устройством аппаратов позволяет использовать механизмы в любых условиях, будь-то жара, холод, помещение или улица.
Для работ под открытым небом и беспроблемного хранения лебедок, их покрывают антикоррозийными составами, предотвращающими ржавчину.
Цены на ручные лебедки
Цена ручной лебедки обусловлена ее типом, длиной и диаметром троса, производством. Так, рычажную установку китайской сборки реально купить за 1200-2000 рублей.
Отечественные образцы обойдутся в 3 раза дороже. Зато, российским лебедкам нет «сноса». Этим хвастаются и европейские образцы. Однако, они еще дороже отечественных.
При таком раскладе многие предпочитают более мощные лебедки с электроприводом. Цена многим не отличается, а возможностей дается больше.
Для неразбирающихся в приводах лебедок могут показаться выгодными предложения барабанных моделей с червячным приводом. Подвох, как указывалось в статье, кроется в их ненадежности.
Впрочем, для бытовых нужд такие установки приемлемы и даже выигрышны. Промышленные же нагрузки червячный привод вряд ли потянет.
Здесь идеальны многоскоростные шестеренчатые модели и некоторые рычажные варианты. Впрочем, в заводских условиях чаще используют электрические лебедки. Им посвятим отдельную статью.
Ручная лебедка в борьбе с бездорожьем
О пользе лебедки многие автовладельцы задумываются лишь тогда, когда их авто уже попало в серьезную передрягу в виде кювета, сугроба или же густой грязи. Ручная лебедка для автомобиля – незаменимый атрибут, который отличается относительной дешевизной и компактностью. Примечательно то, что такое устройство можно изготовить и своими руками.
Виды лебедок
На сегодняшний день самыми распространенными являются рычажная и барабанная ручные лебедки.
Рычажная лебедка
Именно этот вид чаще всего используется автовладельцами. И это неслучайно, ведь ручная лебедка механическая рычажного типа имеет неоспоримые преимущества – габаритность и возможность работы даже при отсутствии жесткого крепления на опоре.
К комплекту с лебедкой ручной рычажной часто прилагаются другие полезные приспособления:
- трос-удлинитель;
- блок, увеличивающий тяговое усилие;
- корозащитная стропа;
- тросогаситель и защитные перчатки.
Стандартная же конструкция состоит из металлической рамы со встроенным в нее механизмом и рычага. Еще один важный элемент этого приспособления – храповик – своеобразное колесо, на котором расположены упорные зубья. В каждый из этих зубьев упирается стальной штырь, который предупреждает кручение колеса в обратную сторону, тем самым обеспечивая оптимальную натяжку троса. При этом всю нагрузку берет на себя рама лебедки, поэтому очень важно, чтобы она была изготовлена из качественного и толстого металла.
Барабанная лебедка
Ручная барабанная лебедка состоит из:
- барабанов (существуют модели с одним, двумя и даже тремя барабанами);
- редуктора (шестеренчатого или червячного);
- рычага;
- ленточного тормоза, который дает возможность экстренной остановки работы при возникновении непредвиденных ситуаций, что положительно сказывается на безопасности эксплуатации.
Принцип работы заключается в следующем: зубчатая передача, а следом за ней и вал с ведущей шестерней приводятся в работу при помощи рычага. В торце шестерни установлен фрикцион, а в торце барабана – кольцевая выточка, размеры которой соответствуют размерам фрикциона. За счет этого прикрепленный к барабану канат наматывается и поднимает за собой груз.
Следует знать о недостатках барабанной ручной лебедки:
- ограниченная длина каната;
- маленькая окружность внутренней части барабана. При использовании стального троса образовывается его сильный изгиб, поэтому он очень быстро выходит из строя;
- слабый механизм укладки троса.
Преимущества приспособления
В последнее время все большее количество автолюбителей отдает предпочтение именно ручным автомобильным лебедкам. Это связанно с тем, что, в отличие от электрических видов, она:
- не разряжает двигатель транспортного средства;
- не ухудшает проходимость, утяжеляя переднюю часть авто;
- стоит намного дешевле.
Как выбрать?
При покупке необходимо обратить внимание на следующие параметры:
- нагрузка, которую способен выдержать крюк;
- размер каната – удобство эксплуатации зависит от его длины. Чаще всего в продаже встречаются тросы с максимальной длиной 5 метров;
- перемещение каната за период оборота;
- приобретая рычажную лебедку, необходимо убедится, что толщина металла, из которого изготовлена рама, составляет не менее 3 мм;
- длина рычага и максимально допустимая нагрузка на него;
- наличие телескопического рычага или возможность его установления;
- диаметр троса – он не обязательно должен быть толстым. Для того чтобы вытащить легковушку вполне достаточно будет и 6 мм;
- тяговое усилие – желательно, чтобы этот показатель был не меньше 1000 кг.
Самостоятельное изготовление ручной лебедки
Если предполагается, что устройство будет использоваться очень редко, то мини лебедку можно смастерить своими руками. Изготовление лебедки своими руками осуществляется в несколько этапов:
- Прочная ось закрепляется в направляющих так, чтобы сохранялась возможность вращения.
- К оси приваривается рычаг и крепится канат.
При воздействии на рычаг будет осуществляться намотка троса на ось и, соответственно, перемещение груза.
Для удобства эксплуатации ось можно разместить на платформе с кронштейнами, отлично подойдет для этой цели высокопрочный горячекатаный швеллер.
Кроме того, в оси можно сделать выемку, к которой прикрепится шестерня – это обеспечит возможность намотки троса.
Еще один способ изготовления лебедки своими руками заключается в закреплении барабана на оси колеса, которое станет приспособлением для самовытаскивания транспортного средства. Во время пробуксовки этого колеса на барабан будет наматываться трос, прикрепленный к устойчивой опоре, что позволит машине выбраться из грязи или глубокой канавы.
Изготовленная своими руками лебедка тросовая может применяться для вытаскивания транспортного средства, но и для перемещения других грузов.
Правила безопасной эксплуатации
Чтобы избежать неприятностей при использовании ручной лебедки, необходимо придерживаться некоторых правил:
- новый трос перед первым использованием рекомендуется предварительно размотать – это обеспечит снятие статического напряжения;
- нельзя прикасаться к тросу или крюку, а также находиться в непосредственной близости или перешагивать через них в момент действия растягивающей нагрузки;
- чтобы избежать срыва с крепления, не стоит нагружать лебедку, если на барабане осталось пять и менее витков троса;
- следует учитывать, что тяговое усилие напрямую зависит от количества каната – чем меньше его остается, тем большим становиться усилие;
- чтобы избежать пластической деформации троса, при его наматывании необходимо следить, чтобы витки ложились ровно и с натяжкой;
- запрещено крепить трос к сухому дереву, поскольку оно может попросту упасть на авто;
- чтобы не испортить дерево или столб тросом, необходимо пользоваться корозащитной стропой и шаклом, которые есть в комплекте;
- запрещается соединение стального каната с удлинителями, изготовленными из других материалов, поскольку это может привести к обрыву;
- в запасе у автомобилиста должны быть двухслойные рукавицы, которые пригодятся при эксплуатации лебедки, а также тросогаситель или, на крайний случай, старая куртка.
Выбор качественной и надежной конструкции, а также соблюдение правил эксплуатации и безопасности станет залогом долговечности и идеального выполнения лебедкой своих функций.