Alp22.ru

Промышленное строительство
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пластичные смазки. Обоснованный выбор. Наименования, характеристики и область применения

Пластичные смазки. Обоснованный выбор. Наименования, характеристики и область применения

Пластичные смазки являются одним из типов смазочных материалов, применяемых для уменьшения трения и износа, повышения КПД механизмов и машин, облегчения монтажа и демонтажа, предохранения поверхностей узлов и деталей от коррозии, окисления и старения. На каждую смазку утверждают нормативно техническую документацию (НТД): технические условия (ТУ), отраслевые стандарты (ОСТ) и государственные стандарты (ГОСТ).

пластичные смазки

С целью упорядочения наименований и обозначений смазок был введен ГОСТ 23258-78. Этот документ предусматривает наименование [название] для каждой смазки в виде одного слова, например «литол» и т.д. Название присваивают смазке при утверждении или пересмотре НТД. ГОСТ 23258-78 наряду с наименованием устанавливает буквенно-цифровое обозначение, которое в краткой форме информирует о назначении, составе и основных характеристиках смазки. Рекомендуемый температурный диапазон применения смазки записывается в виде дроби: в числителе без применения знака минус указывается минимальная температура, а в знаменателе — максимальная температура эксплуатации, уменьшенные в десять раз.

Выбор пластичных смазок и таблица применяемости

Достижение максимальной эффективности в работе механизмов машин, узлов и деталей трения, требует правильного выбора пластичной смазки. Сведения о той или иной смазке, указанные в спецификации или ГОСТах, как правило, предоставляют лишь общие указания об её целесообразном использовании, при этом не принимаются во внимание реальные рабочие параметры всех элементов системы в их взаимосвязи друг с другом, что в целом влияет на общую работоспособность и эффективность. Несмотря на широкий спектр и разнообразие пластичных смазок, каждый продукт имеет свои качественные характеристики и особенности, и предназначен для кокретных условий эксплуатации. Обоснованный выбор пластичной смазки требует обширного представления и понимания всех связанных рабочих параметров: температуры, нагрузок, скорости вращения или скольжения, а также других особенностей эксплуатации. При использовании пластичной смазки для подшипников качения или скольжения, вязкость базового масла является одним из важнейших параметров. Для подшипников с большим диаметрами, работающих при более высоких скоростях скольжения и повышенных температурах, применяются базовые масла с меньшей вязкостью и наоборот. Тип применяемого загустителя предопределяет структуру и свойства пластичной смазки: температурную стабильность, водостойкость, температуру каплепадения, несущую способность и т.д. Предварительный выбор пластичной смазки может проводиться с использованием изложенной ниже информации и табличных данных.

НаименованиеГОСТРабочий температурный диапазон, o CОбласть примененияОсобенности
Смазка графитная («УСсА»)ГОСТ 3333-80-20 . +60Круглогодичное употребление для грубых, высоконагруженных узлов трения в тихоходных механизмах, в рессорах, торсионных подвесках гусеничных машин, в открытых шестернях, винтах домкратов, сальниках водопроводных кранов, а также для резьбовых соединений с целью облегчения их монтажа и демонтажа.Невысокая максимальная температура применения и ограниченная механическая стабильность.
Литол-24ГОСТ 21150-2017-40 . +110В узлах трения всех типов, в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и иных передачах, для смазывания направляющих.Многоцелевая универсальная смазка с хорошими консервационными и зашитными свойствами.
ЦИАТИМ-221ГОСТ 9433-80-60 . +150Для узлов трения и различных механизмов без смены смазки, в том числе, работающих в глубоком вакууме; смазывание резиновых уплотнительных колец и сопряженные поверхности «металл-металл» и «металл-резина»Плохие противоизносные свойства при трении скольжения, невысокая стабильность в контакте с агрессивными средами, недостаточная совместимость со смазками других типов.
ВНИИ НП-207ГОСТ 19774-74-40 . +180Для авиационных подшипников электромашин, подшипников качения при температурах +150. +180 о С.Низкая морозостойкость, склонность к термо- и влагоупрочнению.
ЦИАТИМ-201ГОСТ 6267-74-60 . +90В узлах трения всех типов при малых и средних удельных нагрузках (основная авиационная смазка для самолетов и вертолетов), разнообразные механизмы, работающие при малых нагрузках и при низких температурах.Невысокая максимальная рабочая температура и ограниченная механическая стабильность, не рекомендуется в условиях прямого контакта с водой и при относительной влажности более 80%.
ЦИАТИМ-205ГОСТ 8551-74-20 . +50Для высоконагруженных механизмов, обеспечения герметичности и предохранения от спекания контактных и резьбовых соединений, эластомерных уплотнений.Водостойкость, достаточная стабильность при контакте с концентрированными неорганическими кислотами и их парами, щелочами, спиртами, аминами и т.п.; не рекомендуется для работы в контакте с кислородом.
ВНИИ НП-242ГОСТ 20421-75-30 . +100В узлах трения всех типов, в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и иных передачах, для смазывания направляющих.Хорошие противоизносные свойства и низкая испаряемость.
Силиконовая смазка-40 . +200(230)Легконагруженные узлы трения, краны арматуры, уплотнения резьбовых соединений, резиновые и сальниковые уплотнения.Широкий температурный диапазон применения, хорошие защитные свойства во влажной и агрессивной среде, водостойкость и низкая склонность к испарению.
Читайте так же:
Аппараты защиты автоматические выключатели

Смазка графитная

Смазка общего назначения, грубая плотная однородная мазь тёмно-коричневого или черного цвета с серебристым оттенком, изготавливается по ГОСТ 3333-80, имеет старое наименование «графитная УСсА» . По составу близка к синтетическим солидолам, но приготовлена на более вязком масле и содержит графит. Несмотря на плохие низкотемпературные свойства, используется в грубых, тяжелонагруженных тихоходных механизмах, в рессорах, торсионных подвесках гусеничных машин, в открытых шестернях, сальниках водопроводных кранов, а также в резьбовых соединениях для упрощения их монтажа и последующего демонтажа и т.д. Для точных механизмов и подшипников качения графитная смазка непригодна вследствие грубого помола графита.

ГОСТ 21150-87 Смазка ЛИТОЛ-24. Технические условия

Настоящий стандарт распространяется на антифрикционные многоцелевые водостойкие смазки Литол-24 и Литол-24РК, предназначенные для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих при темпе­ратурах от минус 40 до плюс 120°С (кратковременно до 130°С). Смазка Литол-24РК предназначена также для их консервации.

Смазки изготовляются загущением смеси минеральных масел литиевыми мылами технической 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок.

Литол-24 – МЛи 4/12-3 и Литол-24РК – МЛи 4/13-3.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Смазка должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта из сырья и по технологии, применявшихся при изготовлении образцов смазки, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

Литол-24
ОКП 0254410202

Литол-24РК ОКП 0254410203

Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета

Однородная мазь от светло- до темно-коричневого цвета

2. Температура каплепадения, °С, не ниже

4. Вязкость, П·с (П):

при минус 20°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с -1 , не более

при 0°С и среднем градиенте скорости деформации’ 10 с -1 , не более

при 50°С и среднем гради енте скорости деформации 100 с -1 , не менее

5. Предел прочности, Па(гс/см 2 ):

при 80°С, не менее

6. Коллоидная стабильность, %, выделенного масла, не более

7. Коррозионное воздействие на металлы

По ГОСТ 9.080-77 с дополнением по п. 3.3 настоящего стандарта

8. Испаряемость при 120°С, %, не более

9. Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NAOH , %, не более

10. Массовая доля свободных органических кислот мг КОН на 1 г смазки, не более

11. Содержание воды

По ГОСТ 2477-65 с дополнением по п. 3.4 настоящего стандарта

12. Массовая доля механических примесей, %, не более —

По ГОСТ 6479-73 с дополнением по п. 3.5 настоящего стандарта

при (20±5)°С, не менее:

нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс)

критическая нагрузка (Рк), Н(кгс)

индекс задира (Из)

14. Набухание резины марки 26-44, %

15. Механическая стабильность:

исходный предел прочности на разрыв при 20°С, Па (гс/см 2 )

От 500 до 1500
(от 5 до 15)

Предел прочности после разрушения или восстановления в течении 3 сут, Па, (гс/см 2 )

От 200 до 2000
(от 2 до 20)

Примечание . В числе механических примесей не допускаются песок и другие абразивные и металлические вещества.

1.2.2. Требования безопасности

1.2.2.2. При работе со смазками необходимо применять индивидуальные средства защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными в установленном порядке.

1.2.2.3. Смазки Литол-24 и Литол-24РК горючи; температура вспышки в закрытом тигле 183°С, температура вспышки в открытом тигле 199°С, температура воспламенения выше 250°С, температурные пределы воспламенения: нижний выше 250°С, верхний 364°С.

1.2.2.4. При возникновении пожара применяют распыленную воду и пену на основе ПО-1Д, ПО-3А

Оборудование должно быть заземлено от статического электричества по ГОСТ 12.1.018-86 .

2. ПРИЁМКА

2.1. Смазку принимают партиями. Партией считают любое количество смазки, изготовленной за один технологический цикл, однородной по показателям качества и компонентному составу, сопровождаемой одним документом о качестве.

В документе, удостоверяющем качество смазки высшей категории качества, должно быть нанесено изображение государственного Знака качества.

2.3. Для проверки качества смазок требованиям настоящего стандарта смазки подвергаются приемо-сдаточным и периодическим испытаниям.

Читайте так же:
Майкл фарадей интересные факты

2.3.1. Каждую партию смазок подвергают приемо-сдаточным испытаниям по показателям 1, 2, 4-12 таблицы.

2.3.2. Периодические испытания смазки изготовитель проводит по показателям 13-15 таблицы для смазки Литол-24 — не реже одного раза в 6 мес., смазки Литол-24РК — не реже одного раза в квартал.

При неудовлетворительных результатах периодических испытаний хотя бы по одному показателю проверке подвергают каждую партию смазки до получения положительных результатов испытания не менее чем для трех партий подряд.

2.3.3. Показатель 3 таблицы определяют при поставке смазкиЛитол-24 на экспорт и по требованию потребителя.

2.4. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из тех же мест выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

2.5. Для проверки соответствия упаковки и маркировки требованиям настоящего стандарта отбирают 3% упаковочных единиц, но не менее трех. При получении неудовлетворительных результатов проводят проверку удвоенной выборки.

Результаты повторной проверки распространяются на всю партию.

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Объединенную пробу смазки отбирают по ГОСТ 2517-85 . Для объединенной пробы берут 1,5 кг смазки.

3.2. Для определения внешнего вида смазку наносят на стекло по ГОСТ 111-78 слоем 1-2 мм и рассматривают невооруженным глазом в проходящем свете. Зернистая структура не допускается. Наличие пузырьков воздуха не является браковочным признаком.

Цвета побежалости и слабое красновато-коричневое окрашивание пластинок при испытании смазки Литол-24РК не являются браковочным признаком.

3.5. При определении содержания механических примесей для разложения смазки берут 20-25 г смазки, взвешенной с погрешностью не более 0,1 г, и помещают ее в коническую колбу по ГОСТ 25336-82 вместимостью 250-500 см 3 . Затем добавляют в колбу 50 см 3 10%-ного раствора соляной кислоты по ГОСТ 3118-77 , 50 см 3 бензина или петролейного эфира, 50 см 3 толуола по ГОСТ 5789-78 или ГОСТ 14710-78 и 30 см 3 этилового ректификованного технического спирта высшего сорта по ГОСТ 18300-87 . Колбу с содержимым нагревают с обратным холодильником на водяной бане до полного растворения смазки.

Изменение твердости резины после старения в смазке проводят по ГОСТ 9.030-74 , метод В. Измерения твердости резины по Шору проводят в соответствии с ГОСТ 263-75 .

Испытуемые образцы резины выдерживают в смазке при 125°С в течение 70 ч. После термостатирования образцы резины вынимают из смазки и удаляют смазку с их поверхности фильтровальной бумагой или тканью. Очищенные образцы резины промывают погружением не более чем на 30 с в бензин или спирт и промокают фильтровальной бумагой. После этого проводят необходимые измерения.

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.2. Смазка должна храниться в таре изготовителя.

5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

5.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества смазки требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования, хранения.

5.2. Гарантийный срок хранения смазки — 5 лет со дня изготовления.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

М.А. Кравцов, А.А. Ковалев, А.И. Лукичев, И.В. Лендъел, канд. хим. наук; Л.П. Ищук, канд. хим. наук; И.В. Василенко, канд. техн. наук

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта СССР от 01.12.87 № 4343

Автотранспорт — правила, нормы, положения

Широкое применение для смазывания узлов автомобилей имеют смазки, характеристика которых приведена в таблице 1.

1. Антифрикционные многоцелевые литиевые водостойкие смазки Литол-24 и Литол-24РК предназначены для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, работающих при температурах от минус 40°С до плюс 120°С (кратковременно до 130°С). Смазка Литол-24 РК предназначена также для их консервации.

Смазки выпускаются по ГОСТ 21150-87.

Обозначение смазок по ГОСТ 23258-78:

Литол-24 – МЛи 4/12-3 и Литол-24РК – МЛи 4/13-3.

Здесь МЛи – многоцелевая смазка (М), загущена литиевым маслом (Ли);

«4/13» – температура применения от — 40 до 130°С;

отсутствие индекса дисперсионной среды – приготовлена на нефтяном масле;

«3» – пенетрация 220-250 при 25°С.

Внешний вид смазки – однородная мазь от светло-желтого до темно-коричневого цвета.

Смазку Литол-24 можно применять в качестве единой смазки для автомобилей, тракторов и сельхозмашин. В автомобилях применяется для смазки подшипников ступиц колес, подшипников шкворней поворотных кулаков, подшипников муфт выключения сцепления, шарниров реактивных штанг задних подвесок, подшипников водяного насоса и других узлов трения. Заменяет практически все смазки (солидолы, консталины, смазки 1-13, циатим-201 и другие). Является смазкой с отличными эксплуатационными характеристиками.

Читайте так же:
Ремонт бензопилы карвер своими руками

2. К литиевым смазкам относится «Циатим-201» – мягкая мазь желтого или светло-коричневого цвета. Относится к тугоплавким смазкам, но работоспособна она в течении длительного периода времени лишь при температурах не выше 80-90°С. Однако по низкотемпературным характеристикам является одной из лучших, так как остается работоспособной при температуре до минус 60°С. Применяется в условиях Севера.

3. Смазка ШРУС-4 литиевая, работоспособна при температуре до 120-130°С, обладает высокой механической стабильностью, в своем составе содержит противозадирную добавку. Применяется для смазки шарниров приводов передних колес автомобилей ВАЗ, а также шарниров равных угловых скоростей автомобилей «Нива».

4. ШРБ-4 – бариевая водостойкая тугоплавкая смазка. Предназначена для применения в шаровых шарнирах передней подвески и рулевых тяг автомобилей ВАЗ.

5. Смазка № 158 изготовлена на калиевом и литиевом мылах, водостойкая тугоплавкая. Мягкая мазь синего цвета. Используется для смазки подшипников генераторов и игольчатых подшипников при сборке карданных подшипников, не имеющих пресс-масленок.

6. Автомобильная смазка АМ-1 – натриевая, среднеплавкая, липкая длинноволокнистая мазь светло или темно-коричневого цвета. Служит для смазывания шариковых карданов равных угловых скоростей в передних ведущих мостах автомобилей УАЗ, ГАЗ-66, ЗИЛ-131.

7. Солидолы синтетические, выпускаемые по ГОСТ 4366-76, представляют собой мягкие масленые мази однородного состава коричневого цвета.

Солидол С предназначен для заправки в разбираемые узлы трения при температуре до 50°С и для заправки в узлы трения при помощи солидолонагнетателей при температуре до минус 20°С.

Пресс-солидол С более мягок в сравнении с солидолом С и предназначен для заправки в узлы трения при помощи солидолонагнетателей при температуре ниже минус 20°С.

Максимальная температура применения синтетических солидолов 65-70°С. Выше этой температуры они необратимо распадаются. Кальциевое мыло (загуститель) нерастворимо в воде, поэтому солидолы являются водостойкими смазками. Они содержат 2,5-3,0 процента воды, которая является стабилизатором их структуры. При содержании воды менее 0,5% структура солидолов нарушается и они становятся негодными. В связи с этим нельзя применять солидолы в расплавленном виде для смазки или защиты от коррозии.

Солидол С рекомендуется для применения в летнее время, пресс-солидол С – в зимнее время (средняя полоса страны).

8. Солидолы жировые, выпускаемые по ГОСТ 1033-79, отличаются от синтетических солидолов тем, что они загущены кальциевыми мылами жирных кислот. По характеристикам жировые солидолы близки к синтетическим, но они меньше подвергаются уплотнению при хранении. По стандарту выпускаются солидол Ж и пресс-солидол Ж, характеристика которых приведена в таблице 1. При смешении жировых и синтетических солидолов их эксплуатационные характеристики не нарушаются.

Солидолы применяются в узлах трения автомобилей в соответствии с их картами смазки. К солидолам относится графитная смазка «УСс-А», грубая плотная мазь черного цвета с серебристым оттенком. Содержит 10% графита. Применяется для смазывания листов рессор и тросов привода тормозных механизмов в оболочках.

Наименование смазкиТемпера тура каплепадения, °СПенетрация при 25°С, мм∙10 -1Вязкость при 0°С, Па∙сПредел прочности на сдвиг при 50°С, Па (г∙с/см 2 )Температурный предел применения, °С
нижнийверхний
Солидол С85-105260-310190200-500 (2,0-5,0)-20+65
Пресс-солидол С85-95310-35090100-400 (1,0-4,0)-30+50
Солидол Ж75230-290250200-600 (2,0-6,0)-25+65
Пресс-солидол Ж78230-290250196 (2,0)-30+50
Литол-24185220-250280400-600 (4,0-6,0)-40+130
Графитная УСс-А77250150-400370 (3,7)-30+60
Циатим-201174290-32080-170360-520 (3,6-5,2)-60+90
ШРБ-4230265-29580-160240-310 (2,4-3,1)-40+100
№158130350400160 (1,6)-30+100
АМ-1115220-270300-600650-750 (6,5-7,5)-10+100

Температура каплепадения – показатель температурной стойкости смазки. Надежное смазывание узлов трения без вытекания смазки обеспечивается, если рабочая температура узла на 15-20°С ниже температуры каплепадения пластичной смазки.

В зависимости от значения температуры каплепадения пластичные смазки делятся на следующие виды:

а) тугоплавкие – температура каплепадения от 105 до 185°С. К ним относятся Литол-24, ЯНЗ-2, №158, ЦИАТИМ-201, имеющие загустителями литиевые или натриево–кальциевые мыла;

Читайте так же:
Маркировка электрических проводов расшифровка

б) среднеплавкие – температура каплепадения от 65 до 105°С (солидол и графитная смазка УСс-А);

в) низкоплавкие – температура каплепадения не превышает 65°С. К ним относятся защитные смазки ПВК и ВТВ-1, созданные на загустителях из углеводородов.

Число пенетрации – характеризует густоту смазки и ее способность проникать в зазор между трущимися поверхностями и удерживаться там.

Пенетрацией называют величину в условных единицах, указывающую глубину погружения в испытываемую смазку металлического конуса расчетных размеров и веса в определенный промежуток времени (0,5 сек) при температуре 25°С.

Предел прочности – способность смазок удерживаться на вращающихся деталях. Оценивается предел прочности минимальной нагрузкой в г/см 2 или Па, при которой происходит сдвиг одного слоя смазки относительно другого. Чтобы смазка удерживалась в подшипниках ступиц колес автомобиля, предел ее прочности при 50°С должен быть не менее 2,0 г/см 2 .

ГОСТ 21150-87 Смазка ЛИТОЛ-24. Технические условия

Настоящий стандарт распространяется на антифрикционные многоцелевые водостойкие смазки Литол-24 и Литол-24РК, предназначенные для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих при темпе­ратурах от минус 40 до плюс 120°С (кратковременно до 130°С). Смазка Литол-24РК предназначена также для их консервации.

Смазки изготовляются загущением смеси минеральных масел литиевыми мылами технической 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок.

Обозначение смазок по ГОСТ 23258-78 :

Литол-24 – МЛи 4/12-3 и Литол-24РК – МЛи 4/13-3.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Смазка должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта из сырья и по технологии, применявшихся при изготовлении образцов смазки, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

1.2.1. По физико-химическим показателям смазка должна со­ответствовать требованиям и нормам, приведенным в таблице .

Литол-24
ОКП 0254410202

Литол-24РК ОКП 0254410203

Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета

Однородная мазь от светло- до темно-коричневого цвета

2. Температура каплепадения, °С, не ниже

3. Пенетрация при 25 С С с перемешиванием, мм -1

По ГОСТ 5346-78, метод В

4. Вязкость, П·с (П):

при минус 20°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с -1 , не более

при 0°С и среднем градиенте скорости деформации’ 10 с -1 , не более

при 50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с -1 , не менее

5. Предел прочности, Па(гс/см 2 ):

По ГОСТ 7143-73 , метод Б

при 80°С, не менее

6. Коллоидная стабильность, %, выделенного масла, не более

7. Коррозионное воздействие на металлы

По ГОСТ 9.080-77 с дополнением по п. 3.3 настоящего стандарта

8. Испаряемость при 120°С, %, не более

9. Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NAOH , %, не более

10. Массовая доля свободных органических кислот мг КОН на 1 г смазки, не более

11. Содержание воды

По ГОСТ 2477-65 с дополнением по п. 3.4 настоящего стандарта

12. Массовая доля механических примесей, %, не более —

По ГОСТ 6479-73 с дополнением по п. 3.5 настоящего стандарта

13. Смазывающие свойства на четырехшариковой машине:

при (20±5)°С, не менее:

нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс)

критическая нагрузка (Рк), Н(кгс)

индекс задира (Из)

14. Набухание резины марки 26-44, %

15. Механическая стабильность:

По ГОСТ 19295-73

исходный предел прочности на разрыв при 20°С, Па (гс/см 2 )

От 500 до 1500
(от 5 до 15)

Предел прочности после разрушения или восстановления в течении 3 сут, Па, (гс/см 2 )

От 200 до 2000
(от 2 до 20)

Примечание . В числе механических примесей не допускаются песок и другие абразивные и металлические вещества.

1.2.2. Требования безопасности

1.2.2.1. Смазки Литол-24 и Литол-24РК по степени воздействия на организм относятся к 4-му классу опасности (малоопасные) по ГОСТ 12.1.007-76 .

1.2.2.2. При работе со смазками необходимо применять индивидуальные средства защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными в установленном порядке.

1.2.2.3. Смазки Литол-24 и Литол-24РК горючи; температура вспышки в закрытом тигле 183°С, температура вспышки в открытом тигле 199°С, температура воспламенения выше 250°С, температурные пределы воспламенения: нижний выше 250°С, верхний 364°С.

1.2.2.4. При возникновении пожара применяют распыленную воду и пену на основе ПО-1Д, ПО-3А

1.2.2.5. Помещения, в которых проводятся работы со смазками, должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.

Читайте так же:
Электрический духовой шкаф подключение к электросети

Оборудование должно быть заземлено от статического электричества по ГОСТ 12.1.018-86 .

1.3. Упаковка, маркировка — по ГОСТ 1510-84 .

2. ПРИЁМКА

2.1. Смазку принимают партиями. Партией считают любое количество смазки, изготовленной за один технологический цикл, однородной по показателям качества и компонентному составу, сопровождаемой одним документом о качестве.

В документе, удостоверяющем качество смазки высшей категории качества, должно быть нанесено изображение государственного Знака качества.

2.2. Объем выборки — по ГОСТ 2517-85 .

2.3. Для проверки качества смазок требованиям настоящего стандарта смазки подвергаются приемо-сдаточным и периодическим испытаниям.

2.3.1. Каждую партию смазок подвергают приемо-сдаточным испытаниям по показателям 1, 2, 4-12 таблицы.

2.3.2. Периодические испытания смазки изготовитель проводит по показателям 13-15 таблицы для смазки Литол-24 — не реже одного раза в 6 мес., смазки Литол-24РК — не реже одного раза в квартал.

При неудовлетворительных результатах периодических испытаний хотя бы по одному показателю проверке подвергают каждую партию смазки до получения положительных результатов испытания не менее чем для трех партий подряд.

2.3.3. Показатель 3 таблицы определяют при поставке смазкиЛитол-24 на экспорт и по требованию потребителя.

2.4. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из тех же мест выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

2.5. Для проверки соответствия упаковки и маркировки требованиям настоящего стандарта отбирают 3% упаковочных единиц, но не менее трех. При получении неудовлетворительных результатов проводят проверку удвоенной выборки.

Результаты повторной проверки распространяются на всю партию.

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Объединенную пробу смазки отбирают по ГОСТ 2517-85 . Для объединенной пробы берут 1,5 кг смазки.

3.2. Для определения внешнего вида смазку наносят на стекло по ГОСТ 111-78 слоем 1-2 мм и рассматривают невооруженным глазом в проходящем свете. Зернистая структура не допускается. Наличие пузырьков воздуха не является браковочным признаком.

3.3. Испытание на коррозию проводят на пластинках из меди марок МОк, или М1к, или МОб, или M 1 по ГОСТ 859-78 .

Цвета побежалости и слабое красновато-коричневое окрашивание пластинок при испытании смазки Литол-24РК не являются браковочным признаком.

3.4. При определении содержания воды берут навеску смазки 25 г.

3.5. При определении содержания механических примесей для разложения смазки берут 20-25 г смазки, взвешенной с погрешностью не более 0,1 г, и помещают ее в коническую колбу по ГОСТ 25336-82 вместимостью 250-500 см 3 . Затем добавляют в колбу 50 см 3 10%-ного раствора соляной кислоты по ГОСТ 3118-77 , 50 см 3 бензина или петролейного эфира, 50 см 3 толуола по ГОСТ 5789-78 или ГОСТ 14710-78 и 30 см 3 этилового ректификованного технического спирта высшего сорта по ГОСТ 18300-87 . Колбу с содержимым нагревают с обратным холодильником на водяной бане до полного растворения смазки.

Далее определение проводят по ГОСТ 6479-73 .

3.6. Изменение объема резины после старения в смазке определяют по ГОСТ 9.030-74 , метод А.

Изменение твердости резины после старения в смазке проводят по ГОСТ 9.030-74 , метод В. Измерения твердости резины по Шору проводят в соответствии с ГОСТ 263-75 .

Испытуемые образцы резины выдерживают в смазке при 125°С в течение 70 ч. После термостатирования образцы резины вынимают из смазки и удаляют смазку с их поверхности фильтровальной бумагой или тканью. Очищенные образцы резины промывают погружением не более чем на 30 с в бензин или спирт и промокают фильтровальной бумагой. После этого проводят необходимые измерения.

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Транспортирование и хранение — по ГОСТ 1510-84 .

4.2. Смазка должна храниться в таре изготовителя.

5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

5.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества смазки требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования, хранения.

5.2. Гарантийный срок хранения смазки — 5 лет со дня изготовления.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

М.А. Кравцов, А.А. Ковалев, А.И. Лукичев, И.В. Лендъел, канд. хим. наук; Л.П. Ищук, канд. хим. наук; И.В. Василенко, канд. техн. наук

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта СССР от 01.12.87 № 4343

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector