Alp22.ru

Промышленное строительство
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самодельный полуавтомат сварочный сделать самому своими руками: изготовление устройства, принцип работы, виды и формы

Самодельный полуавтомат сварочный сделать самому своими руками: изготовление устройства, принцип работы, виды и формы

Каждый рачительный хозяин считает необходимым иметь у себя в мастерской, гараже или на загородном участке сварочное полуавтоматическое оборудование, с помощью которого можно отремонтировать ограду, изготовить различные металлические конструкции для хозяйственных нужд, а также произвести ремонт автомобиля. Причем все эти операции можно сделать самостоятельно, не прибегая к помощи помощников и не расходуя дополнительные средства.

Приобретение заводской модели стоит немалых денег. Поэтому дилемма между покупкой оборудования или устройства самодельного сварочного полуавтомата своими руками чаще всего решается в пользу последнего варианта. Благо изготовление устройства, принцип работы, его виды и формы легко освоить человеку, хоть немного знающему основы электротехники и обладающему опытом проведения столярных работ.

Технология и особенности сварки

Процесс сварки самодельным сварочным полуавтоматом своими руками был разработан в середине двадцатого века. Основные технологические особенности такого соединения различных металлов используются и в настоящее время.

Полное и правильное название такой сварки – GMAW (Gas metal arc welding, или сварка металла электродуговая в среде защитного газа). Правда, чаще всего и в литературе, и в практической работе применяется аббревиатура MIG/MAG (Metal Inert Gas/Metal Active Gas).

Самодельный полуавтомат работает на постоянном токе. Электродом для сварки является специальная проволока, которая подается к месту соединения с определенной скоростью. Процесс создания сварочного шва происходит под защитой газа. Технология MIG подразумевает применение инертного газа (гелий, аргон). А вот изготовленный своими руками самодельный сварочный полуавтомат, работающий по системе MAG, использует для защиты места сварки активный углекислый газ и его смеси.

Полуавтоматической сваркой можно производить качественное соединение не только стальных деталей, но и изделий из цветных металлов (медь, алюминий, магний, никель), которые легко окисляются без защитных операций.

Принцип действия

Процесс сварки самодельным полуавтоматом происходит с помощью электрической дуги в среде защитного газа, которая образуется между поверхностью свариваемого металла и проволокой, используемой в качестве электрода.

Качество сварного шва полностью зависит от напряжения, скорости подачи проволоки и количества подаваемого к месту стыка газа. Все эти параметры устанавливаются заранее, исходя из толщины и вида свариваемого материала. Чтобы защитный газ оказывал соответствующее действие, конец проволоки должен выступать на строго определенную длину.

Полный комплект полуавтоматического сварочного оборудования

Так как сварочная проволока поступает к месту соединения автоматически, а от сварщика требуются только манипуляции с горелкой, этот способ сварки металлов получил название полуавтоматический.

Положительные стороны применения полуавтомата

Основным плюсом использования самодельного полуавтомата для сварки считается получение качественного соединительного шва, с высокой скоростью выполнения работы. Эти параметры позволяют применять оборудование не только для выполнения мелких работ, но и в профессиональных целях.

Так как инвертор функционирует по методу преобразования токов высокой частоты, а не напряжения, то существует возможность при устройстве самодельного полуавтомата своими руками значительно снизить его вес и размеры, что обеспечивает его мобильность при работе в сложных условиях.

Также плюсом использования самодельного полуавтомата является возможность применения электродов, как переменного тока, так и постоянного. А способность регулировать сварочный ток в широком диапазоне позволяет применять при аргонодуговой сварке неплавящиеся электроды.

Недостатки полуавтоматов

Сделанная своими руками самодельная сварка полуавтомат, как и просто инвертор, имеет большую цену, нежели аналогичные агрегаты трансформаторного типа.

Полуавтоматы очень боятся вредного воздействия пыли, поэтому, чтобы продлить их безаварийный срок службы, необходимо производить чистку агрегата не реже одного раза в полгода.

Полуавтоматическое оборудование плохо работает при низких температурах. А при температуре воздуха ниже -15℃ его вообще нельзя эксплуатировать.

Еще одним существенным недостатком во время работы самодельным полуавтоматом является ограниченная длина кабеля для подключения устройства (не более 2,5 м).

Виды агрегатов полуавтоматического типа

На открытом воздухе свариваемые детали из цветных металлов быстро подвергаются окислению, поэтому их соединение затруднено. Для улучшения качества сварного шва приходится защищать зону сварки от окисления. Поэтому для решения определенных задач необходимо точно установить, какого типа будет применяться сварочный аппарат. Полуавтомат самодельный в зависимости от вида защиты сварной ванны делится:

  • на сварку под защитным слоем флюса;
  • соединение в облаке инертного газа;
  • сварочный процесс с применением электродной порошковой проволоки.

Наиболее распространенным видом полуавтоматов считается применение защитного газа.

Свойства защитного газа

Чтобы устранить негативное воздействие кислорода на свариваемые металлы, в зону соединения добавляют газ, который способен улучшить качество и прочность скрепления материалов. Азот, находящийся в составе воздуха, и влага могут вызвать пористость сварного шва, а вот кислород окисляет поверхности. Также применение газа обеспечивает равномерное и надежное зажигание сварочной дуги.

Именно тип применяемого газа полностью влияет на форму и механическую прочность шва, на скорость плавления металла и проникновение дуги, а также на количество брызг при сварке. Состав газовой смеси оказывает существенное влияние на то, как расплавленный металл поступает от проволоки к месту стыка поверхностей.

Читайте так же:
Самодельный держак для сварки

Для сварки цветных металлов и алюминия чаще применяется гелий и аргон. А вот соединение стальных поверхностей лучше всего происходит под защитой активных газов и их смесей (двуокись углерода), которые увеличивают существенно скорость плавления и улучшают проницаемость электрической дуги.

Самостоятельное изготовление сварочного полуавтомата

Перед тем как сделать самодельный полуавтомат, необходимо подготовить следующее оборудование:

  1. Для формирования рабочего тока 150А понадобится сварочный инвертор, который можно изготовить из трансформатора от микроволновой печи.
  2. Горелку, которая отвечает за дозирование защитного газа в месте сварки.

Газовая горелка для полуавтомата

Катушка со сварочной проволокой для полуавтомата

Некоторые комплектующие изготовить самостоятельно очень сложно (горелка, баллон, шланги), поэтому их желательно приобрести в торговой сети.

Переделка трансформатора

Для создания качественного инвертора-полуавтомата можно использовать трансформатор от микроволновой печи. Самодельный полуавтомат из инвертора представляет собой трансформатор тока с необходимыми переделками для получения нужных параметров.

В принципе, первичная обмотка остается без изменений. Основные изменения будут касаться вторичной обмотки трансформатора. Для этих целей понадобятся медная полоска и обмотка из термоизоляционной бумаги, трансформаторная проволока не подойдет для такой реконструкции, так как будет очень сильно нагреваться на предельных режимах работы.

На вторичную обмотку добавляется три слоя жести, которые необходимо тщательно изолировать. Концы изготовленной обмотки и уже существующей нужно соединить между собой.

При решении изготовить самодельный полуавтомат из сварочного трансформатора, можно использовать устройство от микроволновой печи. Для этого придется удалить старую обмотку и намотать новую из нескольких витков толстой проволоки. При работе нужно избегать повреждения эмали. Расчеты диаметра проволоки и количества витков производятся на основании применяемого трансформатора.

Переделка сварочного трансформатора для полуавтомата

Получение стабильного напряжения на выходе питающего блока достигается установкой выпрямительного моста, дросселя и конденсатора. Емкость необходима для сглаживания пульсаций, а дроссель поддерживает стабильный уровень рабочего напряжения.

Механизм подачи проволоки

Чтобы получить качественный и прочный сварной шов, проволока должна подаваться к месту пайки непрерывно и равномерно. Для этой цели сварочный полуавтомат оборудуется системой подачи проволоки.

Чтобы сделать подающий механизм своими руками, необходимо приобрести следующие элементы:

  1. Электрический мотор для вращения вала.
  2. Два подшипника, один из которых делается регулируемым (прижимным).
  3. Специальный направляющий ролик.
  4. Пружину, работающую на сжатие.
  5. Систему крепления подающего устройства.

Если для корпуса полуавтомата использовать системный блок от компьютера, то в его блоке питания существует напряжение, которое подходит для работы электродвигателя. В случае изготовления отдельного корпуса придется собирать автономную систему питания.

Самодельное подающее устройство для полуавтомата

Так как сварочная проволока является одним из электродов полуавтомата, монтаж системы подачи нужно производить на электроизолирующем материале. Для этих целей нужно:

  1. На специальной пластине сделать отверстия для установки вала электродвигателя, а также подшипников.
  2. Прикрепить электромотор на обратной стороне несущей пластины.
  3. Сверху и снизу установить подшипники.
  4. На ведущий вал надевается направляющий ролик.
  5. Устанавливается прижимная пружина на регулировочный подшипник.

Система охлаждения

При устройстве самодельного полуавтомата из сварочного инвертора особое внимание следует обратить на необходимость охлаждения вторичной обмотки трансформатора, которая может сильно нагреваться при большой нагрузке оборудования.

Система охлаждения состоит из двух вентиляторов, которые направлены на обмотку трансформатора и работают на вытяжку нагретого потока. Для улучшения циркуляции воздуха нужно сделать в корпусе полуавтомата несколько десятков отверстий.

В качестве вентиляторов можно применять изделия из системы охлаждения персонального компьютера.

Дополнительные устройства полуавтомата

Горелку для полуавтоматической сварки изготовить самостоятельно очень сложно, поэтому опытные сварщики рекомендуют приобретать промышленное газовое оборудование. И проблема здесь не только в изготовлении непосредственно самого оборудования, но и в необходимости строго соблюдать требования безопасности.

Также желательно использовать и стандартные баллоны для защитного газа. Исключение могут составлять емкости для углекислого газа. Часто используются огнетушители, только при этом необходимо установить специальный переходник для редуктора.

Баллоны для полуавтоматической сварки

Мобильность всего полуавтоматического оборудования повышается при использовании специальных тележек, которые можно приобрести в магазине, но и не очень сложно сделать самостоятельно. Конструкцию такого приспособления легко разработать из различных металлических швеллеров и профильных или круглых труб.

Техника безопасности

Сварочные работы относятся к повышенной категории сложности. Чтобы не навредить здоровью сварщика, необходимо строго соблюдать некоторые меры безопасности:

    Яркий свет от электродуговой сварки пагубно влияет на зрение человека. Поэтому все сварочные работы нужно осуществлять в защитной маске.

Защитная маска для полуавтомата

Чтобы создать самодельный сварочный полуавтомат, не понадобится наличие дорогостоящего оборудования и дефицитных деталей. Главное – иметь знания электротехники и умение проводить несложные столярные работы, и, при желании, у вас появится в хозяйстве незаменимый помощник.

Переделка ММА инвертора в полуавтомат

Как переделать ММА инвертор в полуавтомат, что для этого нужно

Как переделать ММА инвертор в полуавтомат, что для этого нужно

Не будем вдаваться в преимущества сварочных полуавтоматов, поскольку они и так очевидны. Самое главное преимущество связано с созданием качественного и идеально ровного шва, без какого-либо шлака. Недостатков у полуавтоматов лишь два. Один из них это более высокая стоимость, чем на ММА инверторы, а вторая — необходимость использования защитного газа.

Однако можно сэкономить на покупке сварочного полуавтомата, если переделать обычный ММА инвертор под полуавтоматическую сварку. Таким образом, можно будет варить конструкции из тонких металлов, например, кузов автомобиля. Причём сам аппарат будет ничем не хуже заводских аналогов.

Как собрать полуавтомат с нуля

Ниже представлена схема сварочного полуавтомата, который можно собрать своими руками. Варить таким самодельным полуавтоматом можно как с использованием углекислоты, так и без неё. Для этих целей понадобится специальная самозащитная проволока, для сварки которой не нужен газ.

На схеме мы видим, что самодельный полуавтомат для сварки состоит из лабораторного автотрансформатора на 10 Ампер. Изменению подвергается лишь вторичная обмотка трансформатора, которая имеет две обмотки, по 30 витков каждая.

Как собрать полуавтомат с нуля

Также в схеме есть дроссель, который намотан медной шиной на рамке от трансформатора из старого телевизора. Для подачи сварочной проволоки в полуавтомате используется небольшой электродвигатель от дворников автомобиля.

Конечно же, при необходимости схема самодельного полуавтомата для сварки может быть изменена и модернизирована. Также можно использовать какие-то другие комплектующие, которые есть в гараже.

Как собрать полуавтомат с нуля

Обязательно нужно предусмотреть наличие в самодельном полуавтомате качественной системы охлаждения. Для этих целей в корпус полуавтомата устанавливается 120 мм вентилятор от компьютера.

Переделка ММА инвертора в полуавтомат

Однако, как показывает практика, намного проще и быстрее собрать полуавтомат для сварки на базе обычного ММА инвертора постоянного тока. К инвертору добавляется лишь мощный выпрямитель, который состоит из диодов, дросселя и конденсатора, емкостью в 50 мкФ.

Переделка ММА инвертора в полуавтомат

Также отдельно докупается шланг для подачи газа и протяжной механизм для проволоки. Отдельного внимания заслуживает регулятор подачи проволоки, а точнее его питание. Собрать питание регулятора подачи проволоки в полуавтомате можно из автомобильных реле и трансформатора на 12 Вольт.

Такие трансформаторы обычно используются для того, чтобы запитать светодиодную ленту, состоящую из блока светодиодов. После сборки регулятор подачи проволоки подключается к электродвигателю, который осуществляет вращение катушки с проволокой для сварки.

Как переделать ММА инвертор в полуавтомат, что для этого нужно

В интернете есть много идей изготовления самодельных полуавтоматов для сварки. Однако именно переделка ММА инвертора, с этой целью, оказывается самым простым и дешевым вариантом. Удачи всем, подписывайтесь на канал, и новых вам, творческих идей!

Полуавтомат из инвертора своими руками


4383

Чтобы сделать полуавтомат из инвертора своими руками, требуется провести ряд существенных изменений, которые сделают его функции и выполнение операций максимально схожими с аппаратами для полуавтоматической сварки. Здесь потребуется добавить механизм подачи проволоки, что и является главным отличием, а также – подачу защитного газа для проволоки. Все это усложняет работу техники, но для профессионального использования оказывается вполне оправданным. Покупка нового полуавтомата, при наличии старого инвертора, не всегда экономически выгодна, поэтому есть смысл попробовать сделать все самостоятельно.

Инструменты и материалы для создания полуавтомата из инвертора

Чтобы сделать сварочный полуавтомат из инвертора своими руками, понадобятся:

  • горелка;
  • постоянный источник напряжения;
  • шланг для подачи газа и проволоки;
  • устройство для подачи проволоки.

Переделка сварочного инверторного трансформатора

Изготовление самодельного полуавтомата из сварочного инвертора начинается с подготовительного процесса. Сначала необходимо заняться переделкой электрической части устройства. Как правило, оно получается в двух корпусах. В одном находится сварочный инвертор, а во втором – подающий механизм с расходными материалами.

Теоретически, полуавтомат можно сделать и без второго корпуса, но здесь необходимо учитывать удобство работы. Имеет значение и практичность, так как все детали должны быть в чистоте. В ином случае – будут проблемы с подачей проволоки. В качестве подходящего ящика часто используют системный блок. Его размеры хорошо подходят для таких целей, в нем можно просверлить требуемые отверстия и т.д. Чтобы рассчитать место в любом ящике, требуется предварительно вырезать макеты внутренних элементов, чтобы сравнить.

В самодельных вариантах чаще всего используются катушки для проволоки с максимальным весом до 5 кг. Внешний диаметр такого устройства составляет 20 см, а внутренний – 5 см. В качестве оси вращения сгодится любая легкая труба диаметром 5 см. Отлично подходят ПВХ-трубы.

Подающий механизм расходных материалов

Подающий механизм расходных материалов

Важной частью переделки сварочного инвертора в полуавтомат своими руками является горелка. Естественно, что есть варианты ее самостоятельного изготовления, но лучше приобрести новый комплект, куда входят:

  • горелка с несколькими наконечниками;
  • шланг для подачи газа;
  • надежные стандартные разъемы для подключения.

Важно!

При выборе стоит узнать, на какой ток рассчитано устройство, есть ли в комплекте пружины, каковы параметры шланга.

Горелки для полуавтоматов

Горелки для полуавтоматов

Еще одним серьезным моментом в вопросе «Как из инвертора сделать полуавтомат?» является подающий механизм. Он необходим, чтобы обеспечить равномерную и постоянную подачу проволоки. От этого зависит качество работы. Желательно, чтобы скорость подачи могла регулироваться. Механизм можно сделать самостоятельно, купить готовый или приобрести подающие катушки.

Для самостоятельного изготовления подающего механизма потребуются:

  • металлическая пластина, к которой устройство будет крепиться;
  • двигатель, который служит для подачи;
  • пружина натяжения;
  • направляющий ролик;
  • 2 подшипника.

Из двух подшипников один является прижимным с возможностью регулировки, а второй служит опорой. Изготавливается эта конструкция следующим образом:

  1. На металлической пластине создаются специальные отверстия, которые предназначены для вала двигателя и последующего крепления к ним подшипников.
  2. К задней части металлической пластины крепится двигатель.
  3. Направляющий ролик надевается на специальный вал.
  4. Подшипники монтируются к верхней и нижней частям конструкции.

Последние лучше всего крепить к металлическим полосам. Одна часть прикручивается к пластине с помощью болта. Ко второму цепляется пружина. Полученный механизм монтируют таким образом, чтобы расположение роликов совпадало с разъемом, который предназначен для горелки. Все это делается с целью, чтобы проволока не переламывалась. Для выравнивания можно установить жесткую трубу, благодаря которой она будет выходить в нужном для работы виде.

Рассматривая способы, как сделать полуавтомат из инвертора своими руками, не стоит забывать об электрической части. Здесь потребуются следующие приспособления:

  • диод;
  • конденсатор и транзистор;
  • автомобильное реле (2 шт.);
  • шим регулятор мотора;
  • провода;
  • клапан холостого хода, который служит для подачи газа в горелку.

Схема полуавтомата

Переделка сварочного инвертора в полуавтомат является относительно простым делом, так как здесь применяется обыкновенная схема:

  • когда нажимается кнопка запуска на горелке, в сеть включаются реле 1 и 2;
  • первое реле запускает клапан, который открывает ход газу;
  • второе – функционирует совместно с конденсатором (оно активизирует подачу проволоки с задержкой);
  • для запуска протяжки проволоки создается отдельная кнопка, работающая независимо от реле 1;
  • диод необходим для снятия самоиндукции с электромагнитного клапана;
  • горелка должна подключаться к инвертору с помощью силового кабеля (для этого потребуется стандартный евроразъем).

Переделанный трансформатор из инвертора

Переделанный трансформатор из инвертора

Инструкция по использованию

Сделав по схеме полуавтомат из инвертора своими руками, понадобится проверить и настроить его. Сначала нужно включить подачу газа, а затем запустить подачу проволоки с небольшой скоростью – это требуется, чтобы она с самого начала находилась в защитной среде. Если подавать ее сразу и быстро, она не будет защищена от воздействия воздуха. Для создания задержки в схеме полуавтомата присутствуют транзистор и конденсатор. Они служат для подключения реле управления, влияющего на работу двигателя. Принцип действия данного участка заключается в следующем:

  • на конденсатор поступает напряжение;
  • он заряжается;
  • на транзистор подается ток;
  • запускается реле.

Лучше всего, если время задержки будет составлять около 0,5 секунды или более. Это зависит от емкости подобранного конденсатора. Когда вся конструкция собрана, ее нужно протестировать. Сам сварочный процесс происходит так же, как и при использовании стандартного покупного полуавтомата.

Настройка инвертора для полуавтоматической сварки

Задаваясь вопросом, как переделать сварочный инвертор в полуавтомат, не забудьте про сам блок инвертора. Варить им сначала не получится, так как ВАХ у него не соответствует требуемым значениям. В инверторе она получается падающей и плавающей.

Важно!

Для стабильной работы требуются жесткие значения ВАХ, благодаря которым будет создаваться постоянное напряжение на выходе.

Поэтому требуется поставить делитель напряжения перед тем шунтом, который контролирует величину сварочного тока. Для этой цели подойдут постоянные резисторы. Если ВАХ после такого преобразования получилась слишком жесткой, стоит добавить переменные резисторы, которые ее смягчат. Они подключаются к делителю.

Заключение

Несмотря на относительную простоту переделки инвертора в полуавтомат, процедура занимает определенное время и требует вложений для покупки дополнительных деталей. Конструкция позволяет проводить сварку в полуавтоматическом режиме, но ее качество может уступать заводским моделям. В целях экономии самостоятельное создание вполне оправдано, но при необходимости высокого качества сварки лучше использовать проверенные покупные аппараты.

Самодельный сварочный полуавтомат

Компактный электросварочный полуавтомат (ЭСПА), безупречность работы которого гарантируется электроникой и защитной средой углекислого газа, в любом хозяйстве не будет лишним. Особенно при ремонте облицовки сельхозмашин или кузова автомобиля, а также при выполнении неразъёмных соединений из тонкого (например, алюминиевого или стального) листа, когда во избежание прожога площадь прогрева металла должна быть минимальной, но не в ущерб качеству шва.

Именно такой ЭСПА рекомендуется изготовить в домашней мастерской или в условиях гаража, из широкодоступных узлов, деталей и материалов, при минимуме токарных и сложных слесарных операций. Ну а если возникнут трудности, связанные с электро- и радиотехникой, то ведь всегда есть возможность обратиться к опытным радиолюбителям (скажем, из числа родственников, друзей, соседей или просто знакомых и отзывчивых специалистов), которые помогут правильно собрать и отладить электронную часть сварочного полуавтомата. Благо, основные схемные решения здесь, можно сказать, классические, позаимствованные из разработок, обстоятельно рассматривавшихся ранее на страницах журнала «Моделист-конструктор».

Взять, к примеру, электропитание дуги, куда входят сварочный трансформатор Т1 (публикации о таком см. в № 8’92 и 1’96), с диодным мостом VD1-VD4 и дросселем L1, а также тиристорный регулятор напряжения (см. № 1’2000). Напряжение на первичной обмотке Т1, а значит и на самой дуге, задается с помощью резистора R5. Последний образует вместе с С1 и С2 фазосдвигающие цепочки, от которых и поступают сигналы управления тиристорами VS1 и VS2.

Схема электрическая

а — дроссель; б — сварочный трансформатор; в — выпрямитель;
1 — магнитопроводы; 2 — текстолит (у трансформатора — изоляционная лента); 3 — провод или шина; 4 — диод ВЛ200 (2 шт.); 5 — диод В200 (2 шт.); 6 — секция из сдвоенных радиаторов (2 шт.); 7 — шпилька с гайками и шайбами (4 компл.)

Особенность используемого здесь схемного решения такова, что каждый из тиристоров работоспособен лишь при наличии соответствующего полупериода сетевого напряжения анода. Причем открываются эти управляемые полупроводниковые приборы на время, регулируемое электрическими параметрами фазосдвигающих цепочек.

Сварочный трансформатор Т1 ничем не отличается от своих прототипов. По сути, это хорошо всем знакомый преобразователь сетевого 220-вольтного напряжения переменного тока в пониженное, 56-вольтное, выполненный на статоре от сгоревшего электродвигателя. Сечение тороидального магнитопровода, образующегося после удаления перемычек пазов у заготовки, составляет в авторском варианте 40 см 2 .

Как показывает практика, первичная обмотка сварочного трансформатора для ЭСПА должна содержать 220 витков медного провода диаметром 1,9 мм, лучше в стеклотканевой изоляции. Ну а во вторичной достаточно иметь, соответственно, 56 витков многожильного кабеля или шины сечением (по меди!) 60 мм 2 .

Диоды выпрямительного моста рассчитаны на прямой ток не менее 100 А. В целях лучшего охлаждения каждый из них снабжается радиатором, площадь теплоотдачи которого составляет 200 см 2 .

Очень хорош, например, мост, состоящий из двух групп мощных разнополярных вентилей В200 и ВЛ200, конструктивное исполнение которых («анодный» либо, наоборот, «катодный» отвод тепла и, соответственно, зелёный или малиновый корпуса) позволяет легко объединять их в компактный выпрямительный блок с «плюсовой» и «минусовой» половинами моста. Однородные группы скрепляются шпильками М8, а между разнородными устанавливается резиновая прокладка с двумя симметричными секциями радиаторов. Обстоятельный материал о таком техническом решении был опубликован в журнале «Моделист-конструктор» № 5 за 1997 год.

Дроссель L1 служит для надежного поджигания дуги. Магнитопроводом в данном случае служит сердечник от силового трансформатора телевизора 3-го поколения («Темп-738») или аналогичный сечением 15-20 см 2 .

Базовый «силовик» разбирается, с него снимаются все обмотки. Между половинами заготовки-сердечника помещаются пластины из текстолита толщиной 2 мм. Получающийся с зазором магнитопровод обматывается двумя слоями киперной ленты, поверх которой размещается обмотка, состоящая из 30 витков изолированной медной жилы или проводного жгута сечением 20 мм 2 .

Блок питания электродвигателя М1 подающего механизма и пневмоклапана К2 собирается по схеме параметрического стабилизатора. Трансформатор Т2 понижает сетевое напряжение до 15 В, которое после выпрямления диодным мостом VD5-VD8 сглаживается конденсатором С3 и подается на VT2, служащий регулирующим элементом. С помощью резистора R7 задается выходное напряжение стабилизатора, а значит, и скорость вращения электродвигателя М1.

При нажатии на кнопку SB2 срабатывает реле К1. Оно, в свою очередь, замыкает цепь питания электродвигателя и пневмоклапана, а диод VD13 защищает контакты К1.1 от обгорания.

В качестве К1 используется реле включения дальнего света фар. Пневмоклапан К2 от системы ЭПХХ автомобиля ВАЗ-2107. В роли Т2 приемлем любой, в том числе и самодельный, понижающий трансформатор с напряжением во вторичной обмотке 15-20 В и током 10 А. Конденсаторы и резисторы — распространённые, указанных на схеме номиналов. Исключением может служить лишь R6, сопротивление которого находят по закону Ома, где напряжение U = Uc3 — 18 (В), а ток I = 0,01 (А).

Сварочная горелка служит для подачи «электродной» проволоки, дугового напряжения и углекислого газа к месту сварки. Канал для сварочной проволоки — из оболочки 1,2-мм тросика привода спидометра. В один его конец впаивается медью трубка-направляющая с наружной резьбой М4 на конце, а другой впаивается в канал горелки.

Механизм подачи проволоки

1 — уголковое основание (Ст3, лист s3); 2,10 — ведущий и ведомый ролики подачи проволоки (сталь 35, после изготовления — закалить); 3 — втулка-подшипник со стопорной гайкой; 4 — выходной вал редуктора привода (от стеклоочистителя автомашины ГАЗ-69, доработанный); 5 — кронштейн под направляющие проволоки (2 шт.); 6 — направляющая-втулка с контргайками (2 компл.); 7 — сварочная проволока; 8 — ось обоймы (болт М5); 9 — прижимная планка ведомого ролика; 11 — прижимная пружина; 12 — кронштейн прижимной пружины с двумя винтами М3 (2 компл.); 13 — обойма ведомого ролика; 14 — ось ведомого ролика (болт М5); 15 — шайба (2 шт.); 16 — дистанционная втулка

Кнопка SB2 устанавливается на П-образный кронштейн, который припаивается медью к каналу горелки. С использованием медного припоя подсоединяется (или даже прикручивается) не показанный на рисунке силовой кабель сечением 20 мм 2 , идущий от дросселя L1. Впаивается и медная трубка с надетым на неё шлангом для подачи углекислого газа.

Текстолитовый корпус горелки имеет разборную, не показанную на рисунке конструкцию. Все шланги и кабели собираются в жгуты и скрепляются по месту четырьмя-пятью облегченными бандажами.

Чертежи сварочной горелки

1 — направляющая; 2 — канал для сварочной проволоки (оболочка тросика привода спидометра L1200); 3 — канал-основание горелки (медь); 4 — трубка-инжектор (медь); 5 — резиновый шланг подачи углекислого газа; 6 — подводка к катушке реле (гибкий монтажный провод МГШВ-2.5); 7 — кнопочный выключатель КМ 1-1; 8 — П-образный кронштейн; 9 — стопорный винт М3; 10 — латунная гайка М3; 11 — асбестовая шайба-заглушка; 12 — втулка-насадка; 13 — кожух (латунная труба 30×2, L60); 14 — медный наконечник

Для подающего механизма использован двигатель с редуктором от привода стеклоочистителя ГАЗ-69. Выходной вал редуктора укорочен до 25 мм и на конце нарезана резьба М5 лев., необходимая для самозатягивания ведущего ролика при подаче проволоки. Ведомый же ролик свободно вращается на оси диаметром 5 мм, проходящей через планки и прочно затянутой гайкой рамку, образованную обоймой и планкой.

С лицевой стороны у обоих роликов на ширине 5 мм нарезаются зубья, которые входят в зацепление друг с другом при работе механизма. Количество и модуль зубьев могут быть любыми (в данном случае z = 15; m = 2 мм). А с тыльной стороны у обоих выполняется накатка на ширине 10 мм для лучшего зацепления сварочной проволоки. Разумеется, такие ролики после их изготовления необходимо закаливать.

Рамка ведомого ролика с одного конца крепится на оси, проходящей через кронштейн и втулку, и затягивается гайкой. Толщина втулки подбирается при регулировке механизма так, чтобы на обоих роликах совпали зубья. На другом конце рамки натягивается пружина, с помощью которой сварочная проволока зажимается между роликами. Высота кронштейнов под направляющие сварочной проволоки подбирается так, чтобы она проходила посередине накатанной поверхности роликов.

Подающий механизм, пневмоклапан, выключатель SB1, резисторы R5 и R7 закреплены на текстолитовой пластине толщиной 6 мм, которая является крышкой ящика, в котором размещается электронная часть ЭСПА. На боковых стенках и в днище ящика сверлятся вентиляционные отверстия. Катушка со сварочной проволокой закрепляется хомутом на тонвале от проигрывателя.

Тонвал размещается на расстоянии 200 мм от подающего механизма так, чтобы при половинном остатке проволоки она при работе находилась на одной оси с направляющими.

Перед работой направляющие нужно подвести как можно ближе к роликам и затянуть гайками. Затем пропустить сварочную проволоку через направляющие, механизм, горелку и наконечник. Наконечник надо ввернуть в канал горелки и надеть защитный кожух, который необходимо поджать винтом. Подключив шланг от углекислотного баллона с редуктором к пневмоклапану, требуется установить с помощью редуктора давление газа около 1,5 атм. После включения питания остается лишь отрегулировать резистором R7 скорость подачи проволоки (а с помощью R5 — требуемое напряжение) и приступать к сварке.

ЭСПА может работать с проволокой диаметром 0,8-1,2 мм, требуется только менять диаметр отверстия наконечника и регулировать напряжение на дуге. Сварку лучше всего производить «углом назад» (имеется в виду угол между швом и горелкой), при этом получается стабильная дуга и качественный шов.

Однако следует учитывать и особенности. При сварке нахлесточных соединений горелку желательно направлять под углом 55-60° к плоскости листов, а при сварке тавровых соединений с вертикальным расположением стенки — под углом 45-50° к нижней стенке. Вылет проволоки (расстояние от плоскости шва до наконечника) при сварке следует устанавливать в диапазоне 5-15 мм для проволоки диаметром 0,5-0,8 мм и 8-18 мм, когда сварочная проволока толще.

Уменьшение вылета грозит быстрым загрязнением горелки брызгами металла и усложнением наблюдения за процессом сварки Вместе с тем, при таком режиме работы лучше возбуждается дуга и повышается ее стабильность.

Работать с ЭСПА необходимо в костюме сварщика, имея на руках защитные рукавицы, а на лице — маску со светофильтром, соответствующим току сварки. Причем, если Iсв составляет 15-30 А, следует пользоваться светофильтром С3, С4 желательно применять при 30-60 А. При большем токе сварки можно рекомендовать С5. а то и сверхуплотнённые светофильтры (С6 или С7), учитывая, что максимальное значение Iсв у ЭСПА порядка 120 А. Необходимо также помнить о неукоснительности соблюдения правил электро- и пожарной безопасности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector